Двадцатого марта, в 4:30 UTC (7:30 MSK) наша колесница дня, объезжая небесную сферу по эклиптике, пересекла небесный экватор и перевалилась в северное полушарие. То есть, если говорить по-русски, началась астрономическая весна. (не путать с календарной и климатической). Ну как такое дело не отметить?
Хорошо еще, солнце хотя бы графика придерживается. А вот те начальники, которые атмосферными процессами управляют, никаких графиков не признают. В декабре снег и мороз зажилили, (налево пустили, не иначе как). В январе, правда, немножко выдали и того, и другого. В феврале оттепель прислали, в начале марта поставили девиз «месячный план по осадкам — за один день». А дождавшись конца марта, (когда все велосипедисты разлимонились и начали переходить на летнюю резину), вероломно, без объявления войны притащили сюда арктический антициклон. Со всеми вытекающими отсюда последствиями — морозной и солнечной погодой.
Но пускай будет антициклон с севера, это лучше, чем циклон с запада — тогда бы мокрый дождеснег валил. Или снегодождь. Да и вообще, с запада хоть раз в жизни что-нибудь хорошее до нас доходило? Вот-вот.
Утром проснулся, посмотрел на градусник — ну ни хрена ж себе, минус 11 за бортом. Достал зимнюю одежду, собрался и поехал. В Вербилки.
Да уж, февраль и март поменялись местами. Ну да ладно, зато световой день длинный, можно отвести душу и проехать хотя бы соточку.
Сдуру сначала поехал в велоперчатках, и сразу же начали мерзнуть пальцы на руках. Вспомнил, что в рюкзаке лежат нормальные меховые охотничьи рукавицы (к счастью, не успел их выложить!), надел, и сразу же руки согрелись. У охотничьих рукавиц указательный палец отдельный — удобно и тормозить, и передачи переключать и кнопки на навигаторе нажимать. И на ногах, естественно, никакие не зимние велотуфли, (в них зимой только по Калифорнии кататься можно) а валенки. Пускай апологеты велоснаряжения на форумах говорят все что угодно. Я же не на форумах катаюсь, а в лесу. В нашей климатической зоне валенки (Баффин, если что. Они, конечно, тоже с запада приехали… Ну да ладно.) подходят для катания на велосипеде лучше. В них тепло, сухо, и по сугробам лазить можно. Без извращений в виде двух- трех перчаток на руках и полиэтиленовых пакетов на ноги. Избавляйтесь от стереотипов, навязанных всякими маркетологами, и будет вам счастье.
А через несколько км я сбежал с асфальта на лесную грунтовку, и там стало совсем хорошо. Даже жарковато. Спасибо джиперам, протоптавшим дорожку через лес — без них мне было бы тяжко.
Лужи замерзли, и лед отлично держал велосипед вместе со мной. Правда, местами были довольно глубокие колеи, в которых я постоянно стукался педалями за обледеневшие стенки. Но таких мест было не много.
Потом грунтовка вышла в поля, и там катилось совсем весело. На солнце весьма тепло, а когда оно скрывается за облаками — становится как-то весьма не тепло. А иногда и снежные заряды с неба обрушивались.
Километров через двадцать грунты поднадоели, выбрался на пустынный асфальт, поехал по нему. Правда, начался рельеф. Ну так Клинско-Дмитровская гряда рядом, что же вы хотите. В результате при езде в гору согреваешься, (ну когда же этот тягун закончится?) а потом катишься с горы — отдыхаешь, но начинаешь подмерзать (но скорей бы очередной подъем — согреться хочется).
После пятидесяти километров рельеф поднадоел, я сменил направление и поехал по более ровной местности. Правда там дуло. Натуральный такой вмордувинд. Иногда — бейдевинд. Зато горок нет.
Свернул в лес, передохнуть и подкрепиться. От ветра пришлось залезть в сосновую чащу. Сижу на упавшем дереве, пью чай, и слышу с дороги голоса (мама с дочкой гуляют):
-А что это такое за следы в лес уходят? Как будто тащили что-то…
-Не, мама, это велосипед.
-Да ты что, откуда сейчас велосипед?
-Да вот там посмотри в лесу велосипед, и человек рядом сидит.
-Вот ненормальный-то
-Ну почему сразу ненормальный? Я тоже хочу на велосипеде кататься зимой.
-Летом кататься будешь, зимой на велосипеде нельзя.
-А почему это кому-то можно, а мне — сразу нельзя?
В общем, от ложных стереотипов надо избавляться. К тому же весна давно уже наступила.
Хорошо, что накануне прошел снегопад, и присыпал ледянистые дорожки. В результате на этих дорожках исчезли колеи, да и сами дорожки стали не скользкими.
Ближе к ста км физическое тело стало выдыхаться, запросило пощады в виде «кратчайшим путем назад». Эмоциональное же тело увлеклось созерцанием облаков, несущих снежные заряды, в результате я прощелкал нужный поворот. Возвращаться не стал (это надо было в гору), поехал вперед и вернулся другим путем, по непрямой дорожке. Опять с грунтовым участком (правда, там ехать по колеям мне было уже лень, прошел немножко пешком. Ну должно же быть хоть какое-то разноообразие?)
Финишировал точно к закату. Допил остатки чая с печеньками и не спеша поехал домой.
Фотки — тут
Как всегда все на высшем уровне. Напрашивается только отдельная статья об одежде для зимнего катания.
Вот и я про это же: нужна статья и желательно фото некоторых проверенных шмоток. Уж очень меня валенки Максима заинтересовали.
Знаете, если такую статью написать, то это будет не статья, а реклама.
Я в своих зимних походах (вело, лыжных, пеших) пользуюсь валенками от Баффина. (вы в гугле наберите «обувь Баффин». Или «обувь Сорел». Продаются в магазинах для рыбаков и охотников). Они, конечно, недешевые, и легкими их не назовешь. Зато в них тепло в самые трескучие морозы (Иногда приходится зимой в Якутию ездить в командировку. В декабре прошлого года приехали- там сначала было -47, но потом потеплело до -40. Причем работа была не всегда в помещении. Под открытым небом находились довольно часто и подолгу. И ничего).
Сапог двуслойный: снаружи — галоша с бахилой, в нее вставляется собственно валенок. (И бахила, и валенок, и стельки- тоже, в свою очередь, выполнены многослойными. В бахиле — три слоя, в валенке и стельке — слоев то ли 6, то ли 7).
Галоша из нормальной резины, а не из пластика. Уже больше 10 лет используются — пока ничего не растрескалось и не протерлось.
Бахила сверху завязывается, (если надо по сугробам полазить, снег внутрь не засыпается).
Валенок изготовлен из очень гигроскопичного материала, который впитывает влагу и остается на ощупь сухим, даже если нога вспотела. Естественно, теплоизолирующие свойства при этом несколько уменьшаются, поэтому валенок надо при первой же возможности (ночевка в теплом помещении) из бахилы вытащить и просушить на печке.
И у Сорела, и у Баффина есть различные модели предназначенные для рыбаков и для охотников. Рыбацкая обувь дороже охотничьей (оно понятно — в рыбацких сапогах можно наступить в воду, а в охотничьих — не стоит). Для туриста (лыжника, пешика, велосипедиста) вопрос хождения по воде обычно не актуален, то есть вполне достаточно будет охотничьих сапог.
А на велосипеде в таких кататься в мороз -одно удовольствие
Есть антикризисная альтернатива подешевле — в магазинах рабочей одежды.
Мои коллеги в ту же Якутию ездили в таких
и остались довольны.
В сущности, это китайский клон того же Баффина. Несколько раз слышал, что китайский вкладыш-валенок очень быстро рвётся, его хватает не более чем на сезон, при интенсивном использовании В отличие от настоящего. Но лично проверить пока возможности не было, и что такое «интенсивное использование», сказать не могу.
Вот как-то так.
Кому как, лично для меня это опыт других, а опыт штука бесценная.
Ну хорошо, тогда продолжаем разговор про одежду.
Думаю, тут ни для кого не секрет, что в зимних велорейтузах кататься на велосипеде зимой не стоит. В Калифорнии или Испании — можно, но в условиях средней полосы, не говоря уж о восточной сибири -не надо. (так и отмороженным стать недолго).
Несколько лет назад я неожиданно получил на работе премию, пошел в магазин для рыболовов и охотников, где и просадил ее почти полностью, на зимний костюм Sundridge Igloo. Вообще говоря, на сандридже свет клином не сошелся, аналогичные изделия делает много производителей. В том числе, кстати, и горячо любимая многими велосипедистами Шимано. (Она, если кто не знает, известна не только велосипедными железяками, но и неплохими товарами для рыбалки.)
Костюм представляет собой куртку и штаны.
Для велосипедиста интерес представляют в первую очередь именно штаны. Штаны в этом костюме очень теплые, на основе нетканого утеплителя (что-то типа холлофайбера или его аналога). Снаружи — прочная ткань типа кордуры. Вот уже больше 10 лет прошло, ничего не протерлось и не свалялось. Теплозащитные свойства до сих пор на уровне (в Якутии я работал на свежем воздухе именно в них.) Штаны высокие, заканчиваются на уровне груди. С лямками. В них весьма тепло на самом лютом морозе, при котором еще допускается работа на свежем воздухе (обычно до -40). Но есть и недостаток — чтобы сходить в туалет, простите, по-большому, надо перед этим основательно раздеться. (Вообще, задача отправления физиологических потребностей на сорокапятиградусном морозе достойна пера Славы-Байкера. Я серьезно. Это аж целый процесс, к которому надо морально подготовиться, и приступить к его реализации только после тщательного продумывания всех деталей. Сначала надо снять штормовку, потом куртку, потом расстегнуться… Ничего страшного тут нет, но все надо делать ну очень быстро!).
Зато на велосипеде в таких штанах ехать на морозе и пугать окружающих — вполне комфортно. На ходу совсем не холодно, а при остановках видно, как у тебя из-под одежды из всех щелей валит пар. Впечатляет.
Куртка из этого комплекта состоит из двух компонент: внешняя ветрозащитная, и внутренняя согревающая. В принципе, их можно использовать как совместно, так и по отдельности. Будучи вставленные одна в другую, они неплохо защищают от лютого мороза и ветра. Но для езды на велосипеде эта куртка не очень подходит — у нее довольно длинные полы, которые будут цепляться за седло. Так что я ее использую для работы под открытым небом на морозе, а на велосипеде катаюсь в другой курточке.
Аналогично, для всех дорогущих предметов снаряжения есть более дешевые аналоги, которые продаются в магазинах рабочей одежды. Поищите штаны, предназначенные для работы условиях крайнего севера, и будет вам велосипедное счастье.
Реклама тоже лишней не будет. Пиши!
Все пути исключительно замкнутые? Только на авто? Неужто ни разу не появляется желания проехать более-менее по прямой, отдохнуть от рулевой концентрации, вспомнить о пустых, просторных электричках?..
До савеловской дороги мне еще добраться надо — на велосипеде от дома больше часа по городу пилить.
И потом еще до Вербилок почти два часа ехать. А вечером — обратно. Да еще на платформе мерзнуть, если в расписание не уложился.
А на машине мне от дома до Вербилок ехать — меньше двух часов, если не спеша. И комфортнее получается, и дешевле («оптимизировать транспортные расходы», покупая билет на одну-две зоны, обходя турникеты и подсовывая контролерам полтинник, не хочу — противно)
Так что уж извините, я катаюсь так, как мне удобнее.
Не буду высчитывать — если уж получается дешевле, то хорошо.
Но последнее предложение можно трактовать по-разному. В том числе, и как простую отговорку, а личные удобства могут быть не оправданы в смысле нагрузки на окружающую среду.
Я вот тут подумал, что эгоизм и альтруизм, по сути, есть близкие понятия. С учетом, что первое включает всестороннюю заботу о продолжении рода. Но это уже другая песня…
Когда человек покупает машину, то чувство его собственного достоинства изрядно повышается, особенно, если это иномарка. Всё мы это и видим на примере нашего автора Максима Компанийца. Западло ему, понимаешь, ездить на электричках.
— Владимир Владимирович, а не западло ли Вам отвечать на анонимные е-майлы?
— Знаете, Кренделев Михаил Александрович, проживающий в пос Турбаево, Спасского района Нижегородской области, ул. Октябрьская, д 28 кв 3, совсем не западло.
Заброска и выброска на пригородных и прочих поездах в моих походах практикуется довольно часто. При условии, если маршрут получается логичным и интересным. Для меня, естественно, и для тех, кто решил составить компанию.
Вот «отчетик» по одному из таких велоПвд:
http://3×9.ru/report/staryy-smolenskiy-bayan-ili-boyan/
Может быть, удастся в этом году устроить логическое продолжение того маршрута, в сторону Вязьмы и Смоленска. Есть и ещё с пяток аналогичных идей, в других направлениях.
Кстати, вы в курсе, что в нынешнем году количество удобных способов добраться с велосипедом от города-героя Москвы до города-героя Гагарина (Гагаринского района Смоленской области) значительно уменьшилось. Из-за несогласованности расписаний пригородных поездов и их массовой отмены. Хотя ещё несколько лет назад можно было запросто плюхнуться в электричку и доехать аж до Вязьмы без пересадок.
Аналогичная проблема наблюдается и на других направлениях.
А мерзнуть в марте полтора часа на платформе, в сырой одежде, (особенно, если, как в описываемом пвд, накануне болело горло и температурил слегка), и правда западло.
Эх, Перчаткин, совершенно не знаешь человека, а пишешь всякую ерунду. Видимо у тебя, как и у многих миллионов несчастных нет своего автомобиля и ты о нём страстно мечтаешь.
Ну, зачем же так.
Вот у мня нету авто, и это — причина радоваться. Меньше траха — больше свободы для других действий.
Тебе автомобиль точно счастья не принесет. Тебе он реально не нужен. Ты и так счастлив.
Велосипедное счастье в условиях Крайнего Севера — это прям Глеб Травин! (но было ли оно у него, это впрс)
Как вариант, изменить законы Вселенной, чтобы снег таял не при околонуле, а, скажем, при +10*С (при прочих равных).
Хотя организм наш имеет некоторый запас по холоду. Но, в любом случае, комфортные Т*С — это не ниже -5…-10*С. Далее уже нужен хай-тэк, спецодежда и подготовка.
Но ломать стереотипы типа «зимой низзя катацца» — это нужно. Обратная связь, отдача — всегда нужна, иначе поездки становятся пустыми, как «вещи в себе».
Это точно. Величину 0 (нуль, нейтральный элемент относительно операции сложения в поле вещественных чисел) давно уже пора менять. Назрело. И не только как температуру таяния льда (с этим справиться проще) А вот почему, спрашивается, на него нельзя делить? Это же нарушает мои конституционные права и оскорбляет мои религиозные чувства. Дима, разберись там, пожалуйста.
Поэкспериментируй для начала с константами π, е, i. Число π уже менять пробовали, и вроде ничего страшного не случилось.
Только гравитационную постоянную G и число Авогадро Na сильно не меняй.
Если счесть все это не ироничным, а вполне себе практическим, то первый впрс: дай пруф на изменение пи.
Как математик, сам знаешь про бесконечность и неопределенность. (0/0=хз)
На религиозные чувства мне пофиг, я не бог, чтоб их судить. Хотя, есть отличная от н0ля вероятность, что я — бог! (ну, или любой другой)
И напоследок. Недавно на сходке в Алабушево (у Зелека) я встретил инженера-самолетчика с частотно-волновой трактовкой реальности. Мне давно хотелось твое мнение, как человека широко образованного. Вот видеозапись конфы, она проходила несколько лет назад, но смысл учения остался тем же.
(из песни: frEAkwency is what U now. Frequency is your identity)
Видеозапись сейчас посмотрет не могу — на работе нахожусь…
Про изменение числа π есть байка времен второй мировой войны: якобы британские артиллеристы тратили очень много времени на баллистические расчеты, и армия из-за этого несла ощутимые потери. (калькуляторов и компьютеров в те времена еще не придумали) Тогда было принято решение, для ускорения процесса вычислений, считать, что число π = 3.
Это и дало повод некоторым современным преподавателям военных кафедр заявлять, что в военное время значение числа π может измениться.
Насчет изменения гравитационной постоянной — это лишь доля шутки. Поскольку ее измерить не так просто, величину этой постоянной периодически, раз в несколько лет, уточняют. И она, как это ни дико звучит, меняется.