21 ноября 202021:26

Осенний Дон и милые сердцу Сторожевое, Дивногорье и гора Шатрище

rhdr

На мой взгляд, осень — самое прекрасное время для катания на велосипедах. Пестрая листва, деревни и поселки уже покинуты людьми. Воздух становится прозрачным, а дороги все так же накатисты и дружелюбны в отсутствии затяжных дождей. Наконец-то мне удалось в самый разгар золотой осени оказаться на Дону и прокатиться на велосипедах вдоль его самобытных берегов.

 

 

В самой середине октября мы с Анечкой ещё в потёмках загрузили велосипеды в машину и отправились в сторону Воронежа. План был прост прокатиться 3-5 дней вдоль берегов Дона, посетить старые знакомые места и посмотреть что-то новое. Как только покинули Московскую область, стало светать.

 

Дорога заняла около 5 часов. На подъезде к Воронежу, посмотрев дорожную обстановку, мы решили не ехать в столицу Черноземья, а отправились в небольшой городок Семилуки.

Пригород Воронежа встретил нас отличной солнечной погодой. Мы оставили машину на парковке медицинского центра и начали свой поход берегами Дона. День был уже в самом разгаре, поэтому по плану мы должны были проехать многочисленные сельские поселения вдоль Дона и вплотную подъехать к Костёнкам. Окольными путями покинули городок, и вот мы уже пересекаем реку Девица. Трек вдоль нее уже есть у нас в планах, а пока просто мимолетное знакомство с мостиком через нее.

 

 

Приехали на Дон, искупались и перекусили после долгой дороги. Поперли дальше по маршруту. Осень пестрит и радует нас почти всеми красками радуги.

 

 

 

А также неплохим урожаем винограда. Удалось продегустировать несколько сортов.

 

 

Этот оказался наиболее вкусным.

 

 

Далее из садов мы спустились в пойму Дона и поехали полем подсолнечника.

 

 

Перед Гремячим забрались повыше, где начались красивые виды на Дон. Но, увы, нам было не до них. На одном из крутых подъемов за нами увязалась машина с 5 чуваками. Их настрой в отношении нас был явно недоброжелательным; cигналили, подрезали, всячески провоцировали на ответное хамство.

 

На подъезде к селу они уехали чуть вперёд, а мы поехали в центр, чтобы набрать воды на ночёвку. Когда бурдюк и все фляги были наполнены, снова появилась белая шестерка с гопкомпанией и снова мы почувствовали нездоровый интерес к нашим персонам. Было ясно, что нас преследуют.

 

Выезжать из деревни по главной дороге мы не стали, а сделали ход конем и выехали узкой дорогой прямиком в поле, после чего поехали вдоль золотой стены лесополосы.

 

 

Через 4 км с заходом солнца свернули на ночёвку в кленовый лес. Хвоста не было.

 

Смею заметить, что подобные случаи имели быть в наших путешествиях и раньше. Поэтому несколько лет назад я даже написал отдельный пост про безопасность велопоходов.

 

Ночь прошла спокойно; несмотря на самую середину октября, в летних спальных мешках спать было уютно и тепло.

 

 

Раннее утро встретило нас ярким солнцем и отличной погодой, а также неповторимым запахом прелых листьев. О вчерашнем инциденте мы забыли, но выводы сделали соответствующие, что расслабляться вдали от дома — не самая лучшая идея. Подобные случаи хоть и редки, но случаются. Сразу я вспомнил Турцию, где на ночевку к моему товарищу ночью забрела целая банда абреков, которые чуть не утащили всё его имущество.

 

 
Неспешно позавтракав, уже в 9 утра мы отправляемся в путь.

 

 

И хотя здесь не самые красивые места в Придонье, но глаза очень радуются происходящему вокруг.

 

 

Музей в Костенках, увы, оказался закрыт. А после самого села нас ждал длинный подъем в гору. После горки дорога берет чуть вниз и ведёт нас очень живописной лесной рощей. Летом здесь хорошо укрыться от зноя, а осенью все утопает в ярких красках осени.

 

 

Далее делаем привал на самой верхотуре холма.

 

 

Осенние виды вдоль течения Дона бесподобны!

 

 

Дабл-трек для нас двоих в будний осенний день.

 

 

Что, березонька родная, — зябко на ветру?

 

 

Все вокруг горит желтыми огнями осеннего праздника.

 

 

 

Деревни уже наполовину пустели.

 

 

А вот и меловые отвалы начались.

 

 

А за ними великолепные виды на атомную станцию открылись.

 

 

Местность здесь сильно пересеченная.

 

 

Я хотел проехать чуть дальше, но Анечка уже немного устала.

 

 

Так что встали мы чуть в низинке напротив Нововоронежской атомной станции.

 

 

Темнеет в октябре на Дону рано, поэтому палатку мы ставим уже с включенными фонариками. Далее небольшой костер, ужин, и мы оставляем лагерь и поднимаемся в гору, чтобы посмотреть на атомную станцию, которая в ночи напоминает межгалактический космолет.

Ночь прошла тихо. Проснулись мы около 6:30, солнце ещё не взошло, и на свежем воздухе было весьма и весьма прохладно.

 

 

Я быстро растопил собранный ещё с вечера костер.

 

 

 

После 7 утра появились первые солнечные лучи, на востоке стало гораздо теплее.

 

 

 

Быстрые сборы, завтрак, и мы снова в пути. Поскольку мы никогда не ездим чужими треками, бывает, что немного плутаем, но правильную дорогу находим всегда быстро.

 

 

Иногда, конечно, приходится выйти на чей-то задний двор.

 

 

Нововоронежская АЭС все дальше и дальше от нас.

 

 

В Сторожевом пополняем запасы еду и воды и устремляемся к меловой горе, которая величественно возвышается над Доном.

 

 

Меловая гора Острый Борок. По ее вершине тянется тропа, по которой мы прошли туда и обратно. Кажущийся пологим путь по гребню в действительности богат на довольно крутые перепады высот.

 

 

Изрезанные глубокими оврагами склоны в жизни смотрятся гораздо интереснее и живописнее, чем на фото.

 

 

Вид на Дон завораживает до самых мурашек.

 

 

Белые краски смешиваются с синеватой водой, листва вся в олимпийском золоте. Здесь можно провести целый день в поисках красот и незабываемых кадров для фотографий.

 

 

Дальше больше. НАСТОЯЩИЙ БЕЛЫЙ! Без комментариев!

 

 

 

 

Обязательно рекомендовано к посещению «Велосипедными формами жизни». Кажется, что это одна сплошная стена на многие километры, будто бы ограда какой-то необъятной крепости с желтыми куполами или крышей на верху.

 

 

Белая стена удивительно эффектно опрокидывается целиком в синие омуты Дона, который кажется от этого бездонно-глубоким.

 

 

После Сторожевого едем низом вдоль Дона. Лес здесь скидывает последние листья.

 

 

Далее по мосту переезжаем на восточный берег Дона и уходим в леса.

 

 

Иногда есть сосны и песочек.

 

 

Но в целом катится легко.

 

 

Немного поковырявшись в песках, вылетаем на асфальт, и тут начинается самая красота в разгар теплого осеннего дня.

 

 

 

Дорога петляет вдоль Дона многочисленными сёлами, и, проехав последнее из них, мы встаём на обед.

 

 

 

Запах осенних листьев бесподобен.

 

 

Обед прост и скромен. Что Бог послал.

 

 

Далее спускаемся к Коротояку по хорошей грунтовке вдоль полей.

 

 

Перед самым Доном асфальт и мост. Справа от моста непрерывным горным хребтом белый мел , провожает  молча бегущую реку.

 

От Коротояка мы сделали не более 3-4 километров до устья Тихой Сосны, как вдруг перед нами открылся вид, заставивший нас остановиться. Прямо за рекой на мощных меловых вдруг вырезались, поднимаясь  в густую синеву неба, белые столпы странного вида. 

 

 

Вдоль Тихой Сосны красота!

 

 

Сколько раз я был на Дивногорье более чем за 20 летнюю карьеру туриста — не счесть! Ну а пока река Тихая Сосна. Она действительно удивительно тихая, и кое-где ее берега совсем неприступны даже осенью.

 

 

По берегам Тихой Сосны раскинулись желтые тополя.

 

 

Дорога повторяет изгибы Тихой Сосны. Летом здесь всегда аншлаг в виде людей, машин и палаток.

 

Смело скажу, что Дивногорский заповедник прекрасен в любое время года, но осенью он воспринимается как-то глубже, величественнее и здесь можно обрести покой.

 

 

Первый раз здесь я не встретил в Дивногорье ни одного человека.

 

 

Донская тишина. Тут равнина на несколько километров кругом. Здесь находится Маяцкое городище. Это место действительно удобное для всякого рода маяка дозорной вышки. Вид отсюда открывается на многие километры.

 

 

Настоящий белый мел пещерного храма.

 

 

Городок кочевников. Летом всего за 150 рублей с человека здесь можно приобщиться к быту кочевых племен.

 

Никого вокруг, ни души!

 

 

Увы, ставить палатку здесь нельзя, и мы едем дальше в сторону Селявного по белой дороге вдоль стены из жёлтых красок деревьев.

 

 

По белой дороге в лучах западного, уже холодного, солнца.

 

 
В Селявном все колонки давно демонтированы, поэтому воду мы берём у местных жителей и едем далее на ночлег в сторону горы Шатрище. Сперва меловой карьер.

 

 

Дорога чуть хуже, но нам только вперед!

 

 

Темнеет и мутнеет день стремительно!

 

 

Палатку ставим прямо над Доном в небольшой лощине, которая оказалась немецким блиндажом времён ВОВ.

 

Место оказалось ветреным, поэтому было весьма прохладно. Согрелись сытным ужином, пивом и семечками.

 

 

Легли около 11 вечера так как долго наслаждались осенним звездным небом. Утро встретило нас ветром и холодом.

 

 

Снова костер, сборы и красивый вид на Дон.

 

 
Сегодня последний день путешествия. Нам надо добраться обратно до машины в Семилуки и преодолеть почти 600 км до дома.

 

 

Говорят, что хутор Вязники издавна славится своим целебным медом, которые пчелы собирают с тимьянников и других степных растительных группировок.

 

 

Едем в Лиски, но не забываем и о достопримечательностях. Впереди нас ждёт гора Шатрище с ее глубокой пещерой. Но сперва мост под железной дорогой — тоже своего рода местная достопримечательность.

 

 

Шатрище выдвигает свою громадную каменную пирамиду внезапно поразительно живописно. Сочетание голубого неба, белых обрывов, растительности и Дона производит чарующее впечатление на любого человека.

 

 

Вид с Шатрища захватывает дух!

 

 

Рядом с горой Шатрище в Дон «впадает» широкая балка – Шатрищегорский яр.

 

С каждый минутой день просыпается и становится теплее. И к 10 утра можно снять уже теплую ходовую одежду. 

 

 

 

Здесь вход в пещеру на горе Шатрище больше похож на нору снежного человека.

 

 

Настенные фрески.

 

 

А вот и еще один более удобный вход.

 

 

С Шатрища очень хорошо фотографировать проходящие поезда!

 

 

Мчится товарняк!

 

 

После Шатрища еще одна пещера и гора, но уже менее интересная.

 

 

Далее нам пора валить в Лиски, оттуда до Воронежа и в Семилуки, откуда на машине обратно в дождливую Москву. Времени на фото больше нет. Последние снимки.

 

 

Скоро асфальт села Лиски.

 

 

Снова пересекаем Дон!

 

 

В Лисках нас ждет сюрприз в виде отмененных до Воронежа электричек, но благо есть автобусы, и ходят они часто. Но сперва традиционная вкуснейшая шаверма.

 

 

Автобус высадил нас в самом центра оживленного Воронежа, чьи окраины оставляют очень удручающее зрелище. Все разбито, тротуары кривые, везде песок и пыль. Дорогу до Семилук скрасил лишь лес после окружной дороги.

 

 

 

А далее выезд уже в сумерках в Москву. Трасса «Дон», редкие ее огни, скорость порой почти 200 км/ч, и около 2 часов ночи мы оказываемся дома в шумной, унылой осенней Москве.

Нам очень повезло с погодой, и летние спальники отработали хорошо. Места мы посетили известные, зато ехали спокойно и знали, что нас ждет. Заброска и выброска на машине — решение весьма удачное и простое: 500 км едутся быстро и легко, но круговой маршрут — все-таки дело спорное, нам больше нравятся линейные. Вывод один: обязательно надо катать походы в сентябре и октябре. Не на 3-4 дня, а подольше. Ловить погоду и смотреть, впитывать и обожать осень.

 

Искренне Ваш Владимир Кулигин

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Евгений:

    Очень красивые места, конечно. Ни разу не был в Воронежской области. Надо этот вопрос исправить! Володь скажи, а купалка в Дону как? И как весной с комарами?

    1. Владимир Кулигин:

      Женя привет! Эту недоработку нужно обязательно исправить! Ехать на Дон лучше всего в августе или самом начале сентября. В Дону местные не купаются, там не самая чистая вода. Вот речки Потудань, Тихая Сосна, Сарма, Девица куда лучше подходят для купания. Весной после разлива Дона комары есть. Иногда много, иногда нет. Зависит от разных факторов.

  2. Максим:

    Пока читал, аж слюнями истек.
    Тоже так хочу…

    1. Владимир Кулигин:

      Ну тебе просто, машина есть да и желания кататься хоть отбавляй.

  3. Виктор:

    Спасибо за работу! Очень круто, ярко и познавательно! Лучшее, что я читал за последнее время на веломании. Надеюсь Дима Ховрин, тоже порадует своим неспешными вдумчивами рассказами, а то отчетинг, вообще умирает как жанр описания поездок. Приятно почитать лишь старые отчеты Волкова, Путника, чела, который на байконур ездил и по крыму, да и вас, а больше никого и не осталось(: все на трубу со своими видео свалили.

    1. Алексей:

      Здравствуйте. не могли бы Вы дать ссылки на свои отчёты о велопоходах. Очень уж хочется их почитать!!!

      1. Алексей:

        Уточнение: я именно к ВИКТОРУ обращаюсь.

        1. Виктор:

          Алексей, я катаюсь лишь по городу с детьми и на даче, отчетов никогда не писал. Я человек старой формации, поэтому текст с фото я воспринимаю гораздо лучше чем видео, если вы об этом.

  4. Алексей Иванов:

    Володя, твой рассказ влюбляет в эти места. Красивые фотографии и прекрасно написано. Обязательно хочу посетить. Рад за вас, что обошлось без неприятностей в первый день. Кстати, не думаешь возить с собой перцовый баллончик? Как говорится, от собак и тех кто хуже.

  5. Денис:

    Да, места обалденные! Средний Дон, очень красив в любое время года!

  6. Александр:

    Эх, еще бы трек приложить…

    1. Владимир Кулигин:

      трек я не писал. Мы ехали от Семилук верхним берегом через Орловку, Новогремяченское, Рудкино, Костенки, Сторожевое. Потом ушли на восточный берег и там плоско поехали через Машкино, Бадеевку, Троицкое до самого Коротояка, ну а после Дивногорье — Залужное — Шатрище — Село Лиски — Лиски.

  7. Роман:

    Спасибо! Красотища нет слов.

  8. Тимофей:

    Места, конечно, красивые, Володя. Дон, где поуже, очень похож на Хопер. Мне нравится, когда лес есть по берегам рек, красиво, пересеченка классная. Интересно проехать по более мелким(коротким) притокам, наподобие Тихой Сосны, километров так в длину до 200 — 300. Очень красивое фото этой речки. Интересны пещеры, полазать бы там. Качество фотографий приятно радует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост