[начало тут]
Пока я спал в своей давней однослойной палатке, а Женя – в гамаке, Володя запечатлел туман, подобравшийся к самому краю леса. А когда все проснулись, туман рассеялся, как остатки наших снов…
Да, место на эту ночь нашлось невысокое, но у тумана есть своя романтика. Хотя этой ночью было прохладнее, чем прошлой, но точно не ниже 12*С, что вполне комфортно. Днями же было тепло, но не жарко. Чего еще желать? Конечно, попутного ветра – его так не хватало два дня подряд! И вот, третий день начался превосходно – ласковое солнце, серебристые сосны, цветущие луга и загляденье-облака. А главное – ветер сменился с СЗ на ЮЗ и стал попутно-боковым.
.
Продолжая огибать лес ‘Дача-Ока’, обнаружили бывшую базу отдыха и удобный подход к воде. Пока мы с Володей ходили к реке, Женя растянулся в гамаке, предавшись воспоминаниям школьных лет, когда он нередко проводил дни на таких вот турбазах.
Как и Володя в своем рассказе, тоже напишу чуток про байк.
Титановая рама у меня уже четвертый сезон, с весны 2012 года. Она хорошо гасит мелкую тряску и почти не подвержена старению металла. Это главное, а остальное – вторично. До этого один сезон катал на хромолевой стали, плюс которой – возможность сварки ‘в любом гараже’. С алюминием и, тем более, с титаном такое не прокатит. Минус Cr-Mo стали – тяжелее разгоняется. Говорят, что для дальнобойного туризма больше подходит сталь благодаря своей универсальности. Но вероятность поломки титана крайне мала, так что тоже зачет. Всему свое место – рама мне нравится, и это хорошо. А контактных педалей и дисковых тормозов у меня нет и в ближайшие года не предвидится потому, что универсальность, надежность и простота обслуживания превыше, чем КПД.
…ЮЗ ветер принес в этот день очень теплую погоду (но не жаркую). Вскоре мы остановились на очередную купалку у моста над рекой Упá, притоком Оки. В верхнем течении Упа течет через промзоны Тулы, но к устью вполне себе очищается. Здесь мы увидели серую цаплю, а небо продолжало радовать красотой облаков.
.
.
В селе Кулешово решили не поворачивать к Источнику (зря – он не отмечен на картах), а зашли в магаз, расположенный весьма необычно и аутентично – в коридоре старого многофункционального здания в магазин ведет одна из дверей. Перед коридором – прихожая со скамейкой, где мы удобно расположились для поглощения вкусноты.
Дальше у нас не вышло срезать к Чекалину вдоль реки – многокилометровая огороженная территория. Так что делаем петлю через Новую Черепеть. Ну и ладно, зато я отвел душу – знатно втопил по ветру 30-40 км/ч, помогая раскачиванием байка в такт вращению педалей.
Но нерегулируемый переезд – объект неинтересный, поэтому надо было свернуть раньше и чуток срезать через станцию. Вместо этого пришлось пустить ребят вперед, а самому заехать на станцию Черепеть – ну не мог я себе в этом отказать. И не зря! Здесь останавливается 1 пара пригородных в сутки, и, как оказалось уже позже, всего 1 пара ПДС в неделю. И вот как я вовремя нагрянул:
Мало того, между поселком и Чекалиным находятся остатки бывшей станции УЖД, но тогда об этом не знал, ибо не успел полностью прошерстить карты. К тому же, в километре от шоссе остался курорт Краинка с бесплатным бюветом четырех видов минералки.
На въезде в Чекалин меня ждал Женя, а Володя – на смотровухе у памятника, после тягуна. Вид оттуда, безусловно, замечательный.
После длинного подъема, пока набирал воду из колонки, заговорился и, притупив внимательность, забыл очки Cébé на видном месте. Обнаружил пропажу только после закупок в местных магазинах. Встаем мы в скверике перекусить, снимаю кепку – а очков на ней и нету… Возвращаюсь к колонке, благо меньше километра. Конечно, их уже забрали. Что ж, кому-то выпал подарок на праздники. Жаль, сменные линзы остались, куда теперь девать… Володя обещает забрать их, на том и успокаиваюсь. За последний год я, видимо, настолько привык к одиночным поездкам, что при общении в группе теряю внимательность.
А городок изначально назывался Лихвин, и был переименовал в честь погибшего подростка-партизана… По-моему, это неправильно – нужно сохранять исторические названия. Ведь и так есть и школа имени Чекалина, и еще что-то, так что память будет жить…
При написании этих строк выяснилось, что бывший Лихвин – это самый маленький город РФ с населением уже меньше 1 тысячи. Вот так… Какой уж тут «Магнит»… одна площадь и три забегаловки – вот и все дела.
Но в одной из забегаловок я заметил ценник со скидкой на 0,5 л шотландского вискаря! – почему бы и не заценить? Особенно на волне легкого пофигизма после потери очков… Розлито в Глазго, – сколько же оно сюда ехало…
Смотрю Wikimapia: развалины хлебозавода, бывший молочный комбинат, бывший промкомбинат… Тюрьма – и то бывшая! Чем живет Лихвин-Чекалин? Да ничем. Осталась только бюджетка (школа, больница) и торговля. Хорошо, хоть райцентр Суворов близко.
А у нас следующий райцентр – это Перемышль, он уже в Калужской области, и вообще завтра. А сегодня нас ждет два десятка км шоссе со слабым трафиком и хорошим покрытием. И ночевка у реки Жиздра на границе областей.
Последнее селение Тульской области на нашем пути – поселок Песоченский. С одного из дворов раздавалась песня ‘курляночка-мурляночка, сегодня будет пьяночка’. Гы-ы, а ведь в Чекалине Володя купил 1,5 л “бархатного” пива – воистину ‘будет пьяночка’. Но пьянству, как известно, бой. (И гёрл!) Лично я люблю пробовать всякие вкусные напитки, меру знаю, и напиваться никому не советую.
Докрутили мы до моста через Жиздру и смотрим карты. Я склоняюсь к ночевке со стороны Перемышля, но пусть решает Володя, и мы, поплутав по селу Ильинское, въезжаем на один из участков нац. парка “Угра”. Колея песчаная, частично идем пешком, и это очень не нравится Жене. Меня тоже не радует (мне по уши хватило Иловли в мае!), но сдавать назад тупо лень. Внезапно находим оборудованную площадку для стоянки и решаем ставиться здесь. К воде подход никакой, зато сочится родник. Возможен прямой подъезд машин, зато есть стол и скамейки. Кровососы тоже есть, но учитывая, что мы в лесу – их немного.
Надо отметить, ели мы много всю дорогу. На меня-то вообще после майской многодневки какой-то жор напал. ‘Это викимапийные глисты.’ – изрек Женя. В общем, посидели мы и поговорили очень душевно.
А ночью пошел дождь. У меня по обычаю все внутри палатки (кроме байка), и пофиг на дождь, лишь бы не днем. Володе пришлось что-то убирать, а Жене в гамаке – накрыться пленкой от перевозки байка в «Ласточке».
Все фото дня — на я.фотках.
День четвертый: Перемышль
Никто нас не потревожил ни ночью, ни утром. Спокойно собрались и двинули к Перемышлю, который не город (хотя был им когда-то), а вполне себе село-райцентр населением 3 тысячи. И «Магнит» тут-таки есть. Но это был самый дорогой Магнит, который я видел! Володя считает, что это из-за слабой местной конкуренции. В который раз убеждаюсь, что в Москве «Магниты» самые дешевые. При более высоких доходах это как-то несправедливо…
В целом, Перемышль поухоженнее того же Белёва, да и Калужская область поопрятнее Тульской.
.
.
.
.
.
.
.
На выезде мы немного разъехались, и мне пришлось ждать ребят у калужской развязки минут 20. Ну ничего, меня ведь ждали, и я подожду.
Интересное дело – на я.народной карте отмечен памятник, а вижу только плоскую клумбу. При написании этих строк выяснил – стелу снесла буханка…
Не доезжая развязки наблюдал развалины молокозавода. Как и в Чекалине-Лихвине, и много где еще по стране… Получается, что всякие Даноны и Юнимилки вытесняют местечковое производство. Вот ведь бездумная глобализация! Поэтому я по возможности покупаю местную пищевую продукцию.
Между тем, прощаемся с Женей – он сворачивает на Калугу и на эл-ке в Мск, так как завтра на работу. А мы продолжаем путь вдоль Оки к Угре. Снова по хорошему полупустому асфальту. Сначала потому, что нет альтернатив, а потом потому, что с юга лезла и гремела туча. Но в итоге до нас не доползла.
.
.
.
.
По пути было два Воротынска подряд. Так вот, первый – село в 150-200 жителей – до 1917 было городом, а второй – ПГТ в 11 тысяч жителей, и относятся они к разным районам области. Через село протекает река Высса (у Белева была Вырка).
Возле станции Воротынск нашли ларек “разливное пиво”, где Володя купил замечательный Василеостровский сидр.
.
Далее снова по шоссе – через индустриальный парк “Росва”. Места тут, конечно, на любителя, но объехать их проблематично. И, ‘ма-ма-ма-мало ли дождь порой’.
После пересечения с М-3 долго едем вдоль Угры по сельской дороге на Товарково, приглядывая, где бы осесть. Подходящую полянку нашли ‘по факту’, затащив байки на холм у заброшенных домиков садоводства “Флора”, оно же и д. Степаньково по совместительству.
До Угры от нас более километра, и, в очередной раз покорившись охватившему нас жору, решаем, что утром – сразу к реке, а там уже и питаться, и купаться.
Вдалеке, словно стартовая площадка космодрома, сверкали огни какого-то завода, а края полуночных небес озаряли бесшумные ‘горизонтальные’ молнии…
Все фото дня — на я.фотках.
День пятый
Полевая колея вывела нас к настолько удобному месту, что нежились мы там до 14 часов. Даже веревка была кем-то натянута для сушки одежды. А ‘уровней’ два: на верхнем мы сидели и питались, на нижнем – стирали и купались.
С неохотой двинулись дальше.
.
.
Лениво докрутив до Товарково, набрали кучу разных пирожков и козельскую кисломолочку (привет ‘Избенке’). А вчерашние юго-западные тучи перешли в новое наступление на атмосферном фронте, выпустив свежий заряд дождя. Что поделать, прячемся под навесом ДК, поглощаем пирожки и ’курим’ карты с расписаниями. “Пора домой” – шелестит и подгоняет попутный ветер, и с ним солидарны метеорологи, пророчащие дождливое завтра.
Под слабым дождем едем до Пятовского, уворачиваясь от брызг машин; потом до Лычево уже без дождя и машин, откуда на Торбеево как бы есть дорога. Со спутника она не просматривается, но Володя уже ездил там. Так вот – это было чарующе! Сквозь красивый смешанный лес ведет уверенная, но слабо наезженная колея по прошлогодним опавшим листьям, на которой почти нет грязи даже после дождя! По сторонам – богатый подлесок со стройными можжевельниками, а облепившие ветки лишайники свидетельствуют об особой чистоте леса. Вкупе с густой хвойной свежестью это сражает наповал. Я влюблен… Такое бывает редко и запоминается надолго.
Жаль, но все имеет свойство заканчиваться. Всем бы пожелал подобного завершения, но шоссейники не поймут. =)
Вот мы снова пересекаем трассу М-3 у платформы Сляднево, а минут через 20 едем на старой доброй ЭР2Т: Володя к жене и дочке на дачу в Рассудово, а я – домой, в 19-ый квартал Химки-Ховрино.
Больше фото — на ЯФ.
Есть рассказ об этой поездке и от лица Володи.
=^.^=^.^=^.^=^.^=^.^=^.^=^.^=^.^=^.^=^.^=
Подведу-ка сухие итоги. За 5 дней (11-15 июня) — 5 рек (Зуша, Ока, Упа, Жиздра, Угра) и 350 км (это у меня с “домашними”) – расстояние скромное, но мы много сидели, ели и общались. Так как у нас с Володей формат езды все же отличается, в попытке найти общий знаменатель было пропущено много интересных объектов. Поэтому в те края надо будет вернуться.
До новых встреч, Россия…
Дмитрий Ховрин
(трэк полностью не писался, только малыми кусочками, но суть пути отражает)
Замечательные места! Готовый рецепт недельного отпуска :-S
Очень вполне весьма. Только путь подправить маленько.