Проходит всего лишь неделя с моей дальней юго-восточной поездки, и вот приближается июньская праздная трехдневка. У нас с Володей был давний уговор – катнуть в эти дни куда-то недалече. А то все езжу один, да один… И вот, мне предложено заценить примерную нитку на 4-5 дней. Сия нитка была мной одобрена; предстояло загрузить в смартфон и планшет карты и POI (точки интереса). Можно ехать и просто по бумажной километровке – получаешь элементы неожиданности и неопределенности по пути, но мне все-таки нравится продумывать грядущее, да и вообще люблю “курить” карты. При детальном планировании дух приключений частично теряется, но такова уж объектно-ориентированная особенность моих поездок.
Неделя эта уходит быстро – работа, дом, поиск каких-то товаров… И снова собираюсь впритык. А тут еще в ОАО pid «РЖД» ввели билеты на велосы. Ладно бы с ними, все же копейки, но их нельзя купить через сайт – только в багажной кассе вокзала. Это 3-4 часа на езду и покупку. Да уж, все-для-людей, етить…
На относительно удобную «Ласточку» производства Deutschland билеты раскупили, и мне оставалась дешевая сидячка в белгородском поезде №001, отправляющемся на 2 часа раньше, но не менее быстром.
Со всеми сборами времени на сон почти не хватило, полчаса – это не сон… Может, удастся вздремнуть в сидячем вагоне? Но не тут-то было: фирменный поезд №001 не оправдал мои ожидания. Вагон попался новый, тверского завода. Грохочет и трясет подвеска колесных пар, дребезжат двери перед уборными, а под ухом разболтался какой-то болт. Не говоря уже о неверном отображении номера вагона и температуры на табло. “Фирма веников не вяжет, фирма делает ГРОБЫ”. То-то и оно… Эх, это вам не «Юность» ушедшая…
Немного подремать все же удалось, но это только усилило сонливость. Наконец, выгружаюсь из этого тверского чудо-поделия на грешную (судя по количеству храмов) землю Мценского уезда.
Все фотки можно увеличить нажатием (удобно с ПК).
До прибытия Володи с Женей у меня ровно два часа. За это время покатаю по Мценску, развеяв остатки сна. Но прежде надо собрать байк, включить GPS, изучить карту города, погладить кота.
За час-полтора трудно охватить все примечательности 40-тысячного города с богатой историей. Часть осталась “за кадром”; правда, малая часть, и то хорошо.
Из-за сонной невнимательности выпал из седла в парке Пионеров, не заметив ступеньку при рассматривании карты. Отделался несколькими см2 стертой кожи у коленки.
А вот это здание мне напомнило админскую всея Крыма в Симфере:
.
.
.
На встречу с товарищами приезжаю точно к 12:04, а «Ласточка» уже тут несколько минут, судя по машинисту, справляющему нужду прямо на рельсы сбоку под кабиной. Но палить я его не стал – может, на вокзале толчок прохудился?
Прошу парней подождать несколько минут – шибко охота поглядеть, что за памятник установлен на Орловской улице. Эпичный оказался:
До кучи проехал мимо храма, чем-то похожего на армянские.
Отдельное “фи” программерам мобильных я.карт (и Symbian-версии, и Android) – в отличие от просмотра в браузере в них недоступен самый последний, 18-ый масштаб. А названия многих объектов подписаны только на 18-ом!
…Итак, задача наша – освоить ближний юго-запад. Поедем мы, конечно, вдоль рек – это не только красиво, а еще и удобно: тут тебе и купалка, и ручьи-родники, и райцентры с «Магнитами». И в познавательном ключе этот подход тоже верный, ведь люди издревле селились ближе к воде.
Собственно, Мценск и есть первый райцентр, поэтому тут мы по моей наводке “намагнитились” и затарились в лавке местного хлебозавода, а после посетили рынок и не удержались от покупки разливного пива (правда, воронежского). Так что окончательно покинули Мценск лишь к 14:30, заехав к Тургеневскому камню на Висельной горе, похожему на осколок какого-то строения. Невзирая на мусор, вид действительно неплохой. Хотя для меня простоват – избаловался Волгой да Доном. =)
.
.
И вот, покатили мы вдоль Зуши черноземными грунтовками. Весьма живописными, но, по большей части, неровными, а еще пыльными – такой эрозии почвы я давненько не видел. Вот пишу эти строки, и вижу на карте параллельный путь через Спасское-Лутовиново (усадьба Тургенева же!) и поселок Жизнь – видимо, там она еще теплится! А у нас по пути была вымирающая деревня и вымерший хутор у границы Тульской области, от которого остался только памятник.
После череды из двух сел и двух деревень мы смачно перекусили у слияния Зуши и Оки.
В километре от устья установлен памятный крест.
После этого грунтовка вывела на асфальт, слишком гладкий для задворок Тульской области. К тому же, встречный ветер стих к вечеру. Ох, наконец-то можно отдохнуть от мордника, тряски и пыли! Красота…
Есть подозрение, что асфальт таким качеством обязан находящемуся в стороне поселку Славный (Тула-50), где раньше вроде как хранились ядреные боеголовки.
Между тем, бессонная усталость дает о себе знать, крутить мне все труднее. Но осталось немного – всего лишь найти годное место за д. Будоговищи. Искали долго, но оно того стоило – Володя нашел очень живописный уголок, и там наличествовал даже старый мангал.
И начался у нас “пир горой”. Мне-то, конечно, лучше бы спать лечь, но куда там! Квас, пиво, вино… А квас странный был; как позже оказалось – недобродивший.
Погоды стояли сухие, и посоветовал я Володе окопать кострище; но ограничились расчисткой. Позже это аукнулось – загорелась сухая трава по кругу! Кое-как затоптали и засыпали песком. Вот так, граждане-товарищи, техника безопасности должна быть превыше всего!
Все фото дня — на я.фотках.
День второй: Белев
Уложились мы только к часу ночи, а утром Вова проснул всех около восьми – что поделать, снова у меня недосып.
Вокруг растет чабрец – хоть немного тонуса прибавит.
Попытка срезать берегом Оки увенчалась тупиком после деревни Федяшево, в которой прописан 1 чел, а обитает не меньше десяти. Как и в окрестных селениях, тут встречаются старые дома с интересной архитектурой.
Что ж, покрутили обратно на Будоговищи, а там по вчерашнему асфальту, который вскоре сменился с гладкого на раздолбанный, типичный для Тульской области. Хотя тут не все запущено и что-то все-таки делается, но, тем не менее, сельское хозяйство находится в серьезном упадке.
Перед деревней Велична сделали часовой перекус в березовой рощице. До очередного райцентра – города Белёв – всего несколько верст, а вот до областных центров… смотрите сами:
Как выяснилось уже дома, в 300 метрах в сторону Тулы от этого перекрестка находится большой “курган славы”. Но как-то я его не заметил на карте, и покатили мы прямиком в Белев, где Володя запланировал покупку местной пастилы, которая производится с 1888 года.
.
Про пастилу знаю лишь про коломенскую (в Коломне и музей пастилы имеется), а вот про здешнюю не слышал.
Для городка населением 15 тысяч Белев довольно богат примечательностями, но Володе не нравится меня ждать после каждого ‘объекта’. А для меня это не только данные для вэб-картографии – в первую очередь, это частичное погружение в местную атмосферу. Мне нравятся небольшие города – в них остается некая самобытность, в отличие от крупных областных и промышленных центров – средоточий культа общества потребления, погрязших в шуме, суете и эгоизме.
Что ж, мы уточнили грядущий путь, и Володя с Женей уехали вперед. А мне оставалось колесить по городку в ускоренном режиме.
А Володя от плана решил немного отступиться и через Володьково не поехал, свернув раньше с целью искупаться в безлюдном месте. Однако я проскочил нужную точку и чуть дальше нашел оборудованный подход к Оке, где мы и встретились, а Володя искупался повторно. (Женя не любит частые купания.)
Как-то понадеялись мы на русский авось и продолжили езду вдоль русла, но колея вскоре затерялась в поле. Хотя отдыхающие на нашем пути сельхоз-работники предупреждали: дороги нет! А у меня в ушах затычки и песня ELO ‘Danger ahead’.
Володя пошел напрямик по пояс в траве, а мы с Женей решили объехать, несмотря на крюк в 5 км. Снова мимо мужиков: ‘Мы ведь вам говорили! А дорога есть во-он за теми соснами.’ В результате нам тоже пришлось шастать по траве, пусть и не по пояс.
Женя едет быстро на низком каденсе; он откровенный ‘лось’, и мне за ним поспевать нелегко, хотя я и сам езжу далеко не медленно. В горку он всегда уходит в нехилый отрыв, в то время как мне по душе лениво забраться на низкой передаче. А вот под горку отрываюсь я, а если еще и ветер попутный… Впрочем, эти сравнения условны, ведь у меня нет контактных педалей, одежда не в обтяг, да и поклажи дважды больше.
Если отбросить лосизм и еще некоторые особенности, то Евгений очень напомнил мне знакомого Сергея Т. – редко люди бывают так похожи. И внешне, и по общению, и по характеру, и даже по истории жизни. Невозмутимо-флегматичные и рассудительно-логичные.
Вскоре мы воссоединились у села Николо-Гастунь, где был последний шанс набрать воды перед закатом. (В одиночных поездках предпочитаю это делать заранее, пусть и придется возить несколько дополнительных кг полдня. И в Белеве я-таки набрал пол-бурдюка.) Перед полуразрушенным храмом опрашиваем местного и узнаем о роднике-колодце в шаговой доступности. Заливаем тару под завязку и устремляемся искать место для ночлега у кромки леса ‘Дача-Ока’, расположенного у западного края Большой Засечной Черты.
Все фото дня — на я.фотках.
ОКОНЧАНИЕ ==>
Один из самых лучших дней в 2015 году. Спасибо Дима!