В последние выходные сентября внезапно появилась техническая возможность устроить двухдневный ПВД. Пришел в пятницу с работы, еле живой. С твердым намерением умахать куда-нибудь подальше. Раскинул карты… Взор как-то притянулся к Ярославской области. К обширной глухомани на границе Угличского, Ростовского и Переславского районов. Ну вот туда и надо ехать.
Устраивать очередной марш-бросок как-то не хотелось. Километража и быстрого темпа мне хватило в прошлые и в позапрошлые выходные, а сейчас захотелось просто прокатиться не спеша по красивым осенним лесам. И чтобы с ночевкой в приятном лесу на берегу речки.
Тут позвонил Коля, и высказал намерение присоединиться. На оба дня. Причем его пожелания по маршруту как-то подозрительно, почти почти точь в точь совпали с пожеланиями моего организма.
— Ага, давай только так, чтобы не торопясь. Гоняться что-то не хочется. Сколько получится, столько и проедем.
— Давай так. Главное, чтобы к темноте успеть. Дни сейчас короткие!
Быстро собрались, и поехали вдвоем.
Спать накануне лег в два часа ночи. Так что рано выехать не удалось. Оставили машину недалеко от дороги, погрузили рюкзаки на велосипеды и поехали. Как и планировалось, не спеша.
Чтобы можно было крутить головами по сторонам, обзирая окрестности, и вдыхать ароматы осеннего леса.
ГПС, купленный на прошлой неделе, пока еще не выдрессировался. Сначала долго не хотел находить спутники. Потом нашел, но решил, что трек писать ему неохота. Ну когда я это увидел, проверил настройки и уговорил его заработать нормально.
Сначала немножко ехали по пустому асфальту, потом (после моста через Кисьму) асфальт перешел в грейдер, а потом, в деревне Сараево, и грейдер закончился.
Дальше шла уютная лесная дорожка. Засыпанная осенними листьями.
В лесу сухо, чисто и опрятно. Сырые места, конечно, есть, но их мало. И погода стоит экстремально теплая. Едем в шортах и футболках, как летом. А комаров нет. Красота!
«Форсируем» брод через Каменку
(Если честно, это не брод, а халява. Там добрые люди дощечку положили), и вскоре въезжаем в Васильково.
В Васильково начинается грейдер, едем по нему до Белоусово, а дальше — снова полевые грунтовки.
Обед решили устроить на Макарьевском источнике. В родник с деревьев насыпалось много березовых и осиновых листьев. Но это на качество воды не повлияло — она там всегда чистая и прозрачная.
Дальше дорожка начала карабкаться вверх. (Борисоглебская возвышенность называется. Перепад высот около 100 м), а нам ее надо было как-то пересечь. А наверху почему-то стало сыро и довольно вязко. Скорость упала, расход сил возрос. Но вскоре дорога вышла в луга и там стало явно суше.
Соответственно, и скорость возросла. Только сырых местах положены гати, по ним ехать не получается- очень тряско. Проходим такие места пешком, благо их немного и они короткие.
Солнце уж собиралось уйти под горизонт, когда мы выкатились на асфальт около Поцелуево. А дальше был длинный головокружительный спуск с вышеозначенной Борисоглебской вохвышенности. Ветер свистел в ушах, но за время спуска мы успели немножко подмерзнуть. (К вечеру стало довольно прохладно). Захотелось горячего костра, ужина, и в перспективе — теплого спальника.
Желаемое мы обеспечили себе на речке Устья (или Устье?).
Роскошный елово-сосновый лес, родниковый ручей, вареная картошка, шашлык и горячий чай.
А потом и спать завалились.
Утром проснулись, не спеша сварили завтрак. Погода хорошая, но пока завтракали, небо как-то подозрительно быстро затянуло. Да еще и погромыхивало где-то вдалеке.
Поели, собрали рюкзаки, и тут начало накрапывать. И тут пошел довольно сильный дождь. Да еще и с самой натуральной грозой. Мы предположили, что это ненадолго, накрыли вещи полиэтиленом, залезли под него сами, и посидели немножко. Дождь и правда через полчаса приутих и мы продолжили путь. Но как только выехали на дорогу, ливануло опять.
— Как поедем? По грунтам или по асфальту?
— Давай по грунтам попробуем. Пока их дождем не расквасило. Не понравится — на асфальт вылезем.
Поехали по грунтовой дорожке через Слободу. Между Петрищево и Слободой дорога пересекает речку Горду. На одних картах там нарисован мост, на других — брод. В жизни все оказалось куда интереснее. Мост оказался разрушенным, из воды торчали обломки свай. А рядом находилось приспособление на базе двух велосипедных колес и веревки.
Правда, веревка на одном берегу (слава всевышнему, на нашем берегу) была сдернута с обода и замотана в спицы. Пришлось ее оттуда выпутать и надеть на обод. Это было непросто, но мы справились. Видимо, кто-то резко дернул за веревку во время переправы.
Испытание парома провели на кошках без пассажиров, погоняли паром порожняком туда и обратно пару раз. (А вот слетит веревка на середине реки, и что делать будем? Вплавь добираться? До деревни-то отсюда не доорешься!) Потом переправились сами. Без приключений.
И продолжили путь в сторону Монарево. Дождь вроде приутих, и дорожка оказалась совсем не раскисшей. Практически все легко проезжалось на велосипеде. Вскоре пересекли речку Горду (там мостик симпатичный такой), за ним показались избы Монарево, и тут же начался асфальт и дождь. Одновременно.
Мы решили не мокнуть, устроили обед в сосновом лесу, растянули между деревьями тент, сварили чай и пообедали.
Дождь не утихал, а только усиливался. Да и вечерело потихоньку — было уже почти 4 часа, а к шести солнце обещало устроить закат. Ехать нам надо было не так чтобы уж много, но грунтовых перелазов под дождем устраивать не хотелось. Так что было принято решение продолжить путь самым позорным, но самым простым и быстрым способом — по асфальту. Благо, он в том месте совсем пустой. Что мы и сделали.
Финишировали точно к закату, мокрые вдрызг. Переоделись, и домой потихоньку поехали.
Брод прекрасен, как и весь сентябрь 2015 года.
Тоже люблю так прокатится. Подобные дороги так и манят. По лесам глухим , по болотам.
Речка называется Устье. И между Петрищево и Слободой тоже Устье, а не Горда. Никак не могу понять трэк вашего маршрута.
Ой, да тут с названиями речек иногда такая перепутаница получается, что диву даешься. Например, на юго-востоке Московской области есть речка Устынь (это если верить тому, что на картах написано). Так вот, она в трех местах пересекает автомобильные дороги. И перед каждым мостом стоят указатели с названием этой симпатичной речки, в трех вариантах соответственно:
1. Устынь
2. Устань
3. Устень
Выбирайте, типа, какое название кому больше нравится, тем и пользуйтесь.
Один из моих любимых маршрутов ПВД по тем местам проходит, так участники всегда диву даются этой топонимике.
— Фантазии не хватает, что-ли, придумать названия речек?
— Не, это все одна и та же речка. Мы вдоль нее и едем!
Аналогичная ситуация и с речкой под названием Локнаш. (Тоже Московская область, только ее северо-западные задворки) В одном месте его обозвали Локнышом, в другом — Локнашом.
Вот и верь после этого картам.
А когда рассматриваешь старые (позапрошлого века) карты того района, замечаешь, насколько густонаселенной была эта местность еще не так уж и давно… Множество деревень просто исчезло с лица земли (Змиево, Шейнево, Волково, Василево), или, в лучшем случае, превратились в урочища (Дубенки, Кривцово, Демьяны, Мильцево)
А многие сохранились, но изменили названия:
Дорожилово трансформировалось в Держилово,
Онтрослево — в Отрубнево, и т.д.