Курская дуга 2021 (Белгород-Поныри) — BikeLifeForms
 
23 марта 202219:39

Курская дуга 2021 (Белгород-Поныри)

Так уж вышло, что припозднились мы с традиционным нашим совместным велопоходом. Обычно происходил он в июне, но на этом раз собрались мы только к самому концу июля. Поехали, как водится, в черноземные края к югу от Москвы, где у нас вроде как всё уже перекатано, а вроде как и есть что-то на заметке.

И вот что из этого получилось.

 

 

Нитку пути я рисовал до Орла, но времени всё охватить нам не хватило. Поэтому закончили в Понырях. Что в некоторой степени концептуально.

 

…Выгружаемся из ночного поезда в утренний Белгород. Здесь мы впервые. Центр приятно опрятен, однако благоустройство не может быстро изменить нравы жителей: в каких-то 100 м от сияющего на солнце БелГУ двор возле «Магнита» загажен мусором и собачьим калом…

 

 

Пока Володя закупал овощи-фрукты на Центральном рынке, я стоял в стороне у стены, и оказалось, что на это место претендует нелегальная торговка цветами. Но уходить я не стал принципиально, слушая поневоле, как эта немолодая особа со своей знакомой вела беседу, в том числе про оказание sex-услуг…

Что ж, закупились мы и принялись уплетать вкусноту в городском ПКиО, устроив великолепный завтрак. А Володя вдобавок добыл вкусный кофий за недорого.

 

 

А вот в ботсад БелГУ попасть не удалось: не пустили нас, закрыт он для простых велотуристов. Унывать мы не стали, поехали вдоль забора.

 

 

А еще Белгород может похвастаться единственной в мире геральдической опорой ЛЭП. Что и говорить – ЛЭПота!

 

 

Если взглянуть на спутниковые снимки Белгорода, то по его окраинам можно заметить затейливые узоры улиц с разноцветными крышами частных домов. Перемежаясь балками и перелесками, эти кварталы тянутся более чем на 10 км в разные стороны от ядра областного центра и составляют львиную долю его площади. Кто-то сравнил такую планировку с американской «suburbia».

Возможно, это – прогрессивный подход. По этой причине выезжали мы из города долго, но без сильного трафика 🙂

 

 

На первой нашей грунтовой дороге было не так уж и мало автомобилей – кто-то ехал на рыбалку, кто-то к роднику или еще куда-то. Но, чтобы меньше пылить, водители сбрасывали перед нами скорость!

 

Мы тоже завернули к народному роднику со сладковатой меловой водичкой. И неплохо там потусили, сделав холодные обливания и пообщавшись с посетителями.

 

 

Стояла типичная погода для разгара лета – довольно жаркая и влажная. Влажность в этих местах более ощутима, чем в восточных областях Черноземья. Не сказать, что пейзажи нам открылись сильно привлекательные, но пересеченный рельеф скучать не дает.

 

 

Под завершение первого дня ехать мне стало как-то тяжелее – это из-за того, что перекосило мой багажник! Впервые за много лет раскрутился и выпал один из болтов вместе с шайбой-проставкой… Хорошо, что у меня с собой нашлись нужные запчасти!

 

 

Лагерем встали в полосе берез, где пришлось долго искать ровное место под палатку на кочковатой земле. Думали – мало ли, дождь, но тучки разошлись миром. А по тупиковой грунтовке так никто и не проехал.

 

 

Второй день начался очень даже неплохо. Слетели по асфальту к мелкой речке, потом забрались пешком на крутой берег по грунтовке. Ветер немного смягчал жару, играя листьями робиний-лжеакаций. А подсолнухи почему-то всегда смотрят на восток.

 

 

Затем до ПГТ Ивня был какой-то плоский и скучный асфальт, но под вечер после Ивни стало поинтереснее.

 

 

Здесь жизнь кипела… Теперь вполне закономерно народ уезжает в города, мелкие селения исчезают. Лет через сто тракторы и прочие комбайны будут водить роботы с дистанционным контролем. Однако люди, которые любят работать на земле, будут всегда.

 

 

Вечером предстояло перейти реку Псёл (в которой Володя, невзирая на муть, «очень вкусно» искупался) и перебраться в Курскую область. Поначалу подвесной мост показался нам ненадежным, и я стал было подумывать про объезд за 10 км.

 

 

Но когда местная жительница средних лет ловко закинула на него свой велосипед и прошла, нам ничего не оставалось, кроме как последовать ее примеру и «не ударить в грязь лицом»!

 

 

Долго ли, коротко ли искали мы место укромное, а заночевали в посадках сосновых, укрепляющих Псёла склоны прибрежные. И наутро нам открылись вот такие виды.

 

 

Курская область заметно ниже Белгородской по уровню жизни, и заметно это по состоянию сёл. Но асфальт на дорогах хороший. Есть догадки, почему хороший, но лишь догадки.

 

На пути попались два старых полузаброшенных деревянных храма. Один из них вроде как начали реставрировать, но дальше купола дело не пошло. Так он и стоит уже несколько лет.

 

 

Тем временем продолжалась жара, и нас тянуло к водоемам. Реки на нашем пути, в основном, мелкие, зато немало прудов. Конечно, не все они чистые да прозрачные, но что поделать, когда в тени +32, и нужно срочно охладиться?

 

Моя же привередливость к качеству воды не давала мне залезть в мутные пруды. Как-никак, Среднерусская возвышенность, и вокруг хватает чистых родников. И находятся люди неравнодушные, готовые пройти через препоны бюрократии, чтобы доброе дело свершить. Таким вот образом был обустроен еще один народный родник в Курской области.

 

 

А вот на полевых грунтовках зачастую нас ждала засада. Последний день июля, и уборка урожая зерновых шла уже полным ходом. Из-под колес и орудий сельхозтехники поднимались клубы мельчайшей черноземной пыли; в отсутствие ветра эта пылевая завеса стояла «столбом», а встреча на грунтовке с каким-нибудь трактором могла превратить нас из велотуристов в трубочистов.

Да и дышать этой пылью совсем не хотелось, ибо это ничем не лучше, чем выхлопные газы в столице! Приходилось нам на ходу перекраивать путь, используя ближайшие шоссе.

 

 

Но не ночевать же нам около весьма загруженной дороги, коей оказалось шоссе 38К-004 (Суджа-Прямицыно)! И лес попался кстати, вот только в него попасть было не так-то просто. Опять пыль на грунтовке от техники. Одна за другой машины едут вечером с полей, пыль не оседает, а мы ждем, когда всё это кончится. И вот затишье, мы рванули вперед, и – в темный лиственный лес.

Утром, однако, лес был приятен.

 

 

На следующий день пыльная участь нас миновала. Все-таки днем есть ветер, какой-никакой, и главное – выбрать правильную сторону, когда разъезжаешься с машинами.

 

 

За подъемом из очередной пологой балки вдали стали вырисовываться очертания высоток Курчатова – атомграда Курской АЭС.

 

 

Мои ожидания увидеть образцово-показательный город не оправдались: например, баков для раздельного сбора отходов замечено не было, а неподалеку от дикого пляжа обнаружилась большущая яма, забитая тлеющим мусором…

В общем, обычный советский городок, есть и красивые места, конечно. Парковка на газонах тоже есть, к сожалению.

 

 

И есть пруд-охладитель КАЭС. На его южном (теплом) берегу и расположен город. Пляжи тоже имеются – оборудованный и дикий.

Но в такой знойный день даже на диком пляже было непросто найти укромное место. А не очень-то чистая вода с температурой +25…+27 °С, да в таком людном месте – это не для меня! Володя все же залез в эту ужас-какую-теплую воду, но хватило его ненадолго. Купаться в пруду-охладителе лучше зимой – вода, наверно, почти такая же теплая.

 

 

Подкрепившись недешевой шаурмой, погнали мы на выезд из Курчатова, через сосновые и дубовые посадки к реке Сейм. Там-то мы и устроили пир и омовение, оккупировав популярное среди местных жителей место для посиделок и купаний.

Вода неплоха, место козырное на несколько верст вокруг; так что видели мы разный люд, да такой, что можно было снять гениальную короткометражку о простых русских людях. И неуемной собаке, которая очень любила купаться.

 

 

И снова вечер безветрия. В селе Большое Долженково очень доброжелательная женщина показала нам колонку с водой.

С полей возвращается мощная техника, и мы ее чинно пропускаем.

 

 

А поиск места для палатки поневоле затянулся… То в рощу не зайдешь – там джунгли-выколи-глаза, то в пыль разбитая грунтовка вдоль лесополосы.

Уже в потемках, продравшись метров 400 сквозь подсолнечник, забились мы в другую лесополосу, подальше от пыльной дороги, и расчистили себе площадь путем выпиливания поросли американских кленов. А ниже вдалеке мерцали огни Курской агломерации…

 

Что ж, зато заныкались мы так, что днем-с-огнем не вычислить.

 

 

У меня вдруг заиграло детство, решил залезть на дуб. Правда, невысоко. В детстве залезал, помнится, на высоту 5-6 этажа. И вообще, взрослеть я не собираюсь, мне и так хорошо.

 

 

Как пробились — так и обратно вылезать. Поутру оно, правда, сподручнее. Жалко только мне было сломанных подсолнухов…

 

 

Вылезши из своего логова на дорогу, мы попали в самую пыль. Много пыли, ну просто ппц как много пыли! Чернозем обращается в прах земной.

 

 

И поспешили прочь с этой дороги, лишь бы куда!

 

 

Прошел час-другой, и небесный конвейер пригнал тучи; пыль немножко прибило дождиком. Но что, если разразится ливень?

 

 

Снова обыгрываем маршрут и едем 4 км по трассе М-2 мимо деревни Курица. Я смотрю на небо и говорю – прорвемся, ливануть не должно. И мы, поев вишенок в деревне Ивановка, снова уходим в поля.

 

 

У одного из грунтовых перекрестков вижу «Ниву» и двух мужиков с большим мешком. Кукурузу тырят! А потом, небось, варят и толкают на трассе. Володя проехал это место пять минут спустя и никого уже не увидел. Смылись воришки! Эх, русский народ…

 

 

А дальше мы опять попали на пыльную магистральную грунтовку. Дождя тут почти не было. Володя уехал вперед, а я гляжу – далеко сзади в облаке пыли в нашем направлении едет техника. Не докричавшись до Вовы, принимаю быстрое решение, сдаю 500 м назад и успеваю свернуть на грунтовку вбок, решив объехать всё это дело в 4 км западнее.

Сначала получаю тихую душевную грунтовку, ведущую в закат.

 

 

Потом дорога спустилась к чистому пруду с хорошим заходом в воду, где я не преминул окунуться под уже накрапывавшим дождиком. А затем, поиграв удивительными красками вечернего зарева, небо решило, наконец, устроить мокрую дискотеку. Но я успел выйти на асфальт Фатеж-Золотухино, а Володя дивился на огни новенькой фермы «Мираторга» — скоро будут тысячи их! (Свиней возят, а они, бедные, хрюкают. Такова жизнь.)

 

 

Через несколько километров мы мокро встретились и принялись искать поляну для лагеря под неутихающей грозой…

После небольшого спора Володя подсказал верное решение, мы растянули навес и встали под кленами. А утро, как водится, вечера мудренее.

 

 

Последний день – размеренный день. Сперва тихий асфальт и пасторальные виды.

 

 

А потом – грунтовый участок. Чернозем успел просохнуть. Красота небесная, далекая!

 

 

Но что такое странное маячит вдалеке? Делаю предположение, что там инопланетная база, и нам лучше туда не вторгаться, а то опоздаем на электричку 🙂 Но любопытство Володи пересилило.

 

Всё оказалось проще. Мемориальный комплекс в форме противотанковой мины был открыт в 2015 году на высшей точке Курской области – Тепловской высоте (274 м).

 

 

Раз уж такое дело, Володя решает зайти внутрь, благо, и смотритель подоспела. И даже воду нам набрала.

 

 

А я раскладываю на лавочке еду для быстрого перекуса.

 

 

И – финальный марш-бросок до станции Поныри. Володя приезжает раньше и успевает осмотреть интерьер здания вокзала.

 

 

«Щя взлетим!..» – восклицает Вова; частота рёва подвагонных редукторов все нарастает, и старая 4-вагонная электричка продолжает разгоняться в сторону Орла.

 

 

В Орле, выпив кваса, пересели на «Ласточку», даже велики не пришлось разбирать. Поезд заполнен на все сто, и если бы Володя не успел утром купить последние билеты, мог бы «пролететь» с поездкой на море.

 

На этом всё! Катайтесь с нами, катайтесь лучше нас!

 

Итоги: 380 км за 6 дней. Скромно, но нашей целью было катить и наслаждаться 🙂 Что, как видите, получалось не всегда.

Что сказать про сам маршрут? Звезд с небес он не хватает и в «золотую» коллекцию не тянет. Честно говоря, мы ожидали большего, но на деле вышло довольно средненько. Разведка есть разведка. Не думаю, что имеет смысл ехать по нашему трэку. Тем более что есть Оскол и Дон!

К тому же время мы выбрали неудачное, очень «пыльное» время. В конце июля и начале августа не стоит ехать кататься в черноземные края, чтобы не дышать пылью.

Однако те места, где в сороковые проходила линия фронта, изобилуют памятниками, и тем, кто интересуется историей Второй Мировой спецоперации, может быть интересно.

 

Дмитрий Ховрин и Владимир Кулигин (часть фото и некоторые мысли)

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Владислав:

    Большое спасибо, Дмитрий, очень приятный отчет! Прочел с особым настроением, так как Белгородская область занимает особое место в моей жизни и мне хорошо знакомы все упоминаемые Вами места. Несмотря на Ваше предупреждение об условной заурядности маршрута, я все-таки планирую его когда-нибудь проехать и с удовольствием воспользуюсь треком.
    Тема войны, конечно, там никого не отпускает до сих пор. Это в тех краях что-то вроде идеологии. Даже в советское время этот факт излишне бросался в глаза и начинал раздражать. Позже это дело приняло немного сдержанный и завуалированный вид, но, как я посмотрю, сейчас вспыхнуло с новой силой. Ладно, — в тех краях сложно найти что-либо пригодное для национальной идеи, так что сдули пыль с хоругвей…

  2. Slipknot:

    Дмитрий как всегда порадовал отличным рассказом и материалом. Очень душевно все описано и славно читается и легко на душе на сон грядущий. Места действительно очень интересные с исторической точки зрения. Там каждый метр земли буквально пропитан храбростью, стойкостью и героизмом русского солдата. Да и в наши дни мы переживаем весьма непростое время исторического излома когда наша снова обретает суверенитет от глобалистов и всего англосаксонского мира. Курская Дуга — символ русского оружия, несгибаемой воли русского человека (Не важно какой оттенок нашей кожи или разрез глаз — для врагов мы все русские). Спасибо, друг Дмитрий за такой замечательный материал! В это сложное, новое время каждый новый материал от тебя, Владимира или Сергея — это настоящий клад среди моря нелегкой для сердца информации.

    1. Очень прошу не политизировать отзывы. Иначе придется закрывать комментарии. Время всех рассудит.
      Оставляю за собой право удалить эту цепочку комментариев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост