[начало тут]
7 мая
К этому времени у меня установился расклад вещей в палатке. Ширина дна 130 см позволяет разложить все внутри по бокам, при этом оставляя достаточно места для себя-любимого.
Кроме солнца, побудку мне обеспечили шурующие вокруг ящерицы, а также летающие «кукурузники» сельхоз-авиации. Со стороны бараков вновь залаяли псы, но ветер дул в другом направлении — не учуят.
Возвращаюсь на вчерашнее шоссе. Конечно, можно было его объехать, но привлекало озеро лотосов на пути. Которое так и не заметил — видимо, рано еще для цветения…
Между тем, у смартфона кончалось «второе дыхание», полученное от АА/ААА-аккумуляторов через USB-зарядник. На этот случай у меня заготовлены распечатки нужных листов топографической карты, но они не заменят спутниковые снимки. Надо бы купить батарейки… (powerbank-ом тогда еще не обладал)
У Новомышастовской сворачиваю, наконец, на более тихое шоссе. По ветру едется легко. Вокруг поля, потом гидроузел на Кубани, после снова поля…
В Мингрельской сворачиваю с шоссе и кручу вдоль канала к вдхр-щу, мелькавшему в новостях о наводнении в Крымске.
.
.
Чуток моюсь-стираюсь-загораю, и продолжаю движение дальше к очертаниям гор. Думается, что полевыми грунтовками здесь можно выехать куда угодно.
В Мерчанском посещаю два магаза, нахожу батарейки. Но они оказались настолько китайскими, что зарядник лишь моргнул диодом… Переставляю симку в простую «звонилку».
На ночь встаю в кустах у канавы, в 5 км от Крымска, не доезжая 2 км до трассы и железки на Новороссийск, по которой один за другим стучали колесами наливные составы с сотнями нефти.
Накат 102 км.
8 мая
С переменным успехом срезаю часть шоссе, и вскоре меня приветствует Крымск.
.
Прошло меньше года с печально известного наводнения. Да, местами заметны затронутые стихией частные дома, но в целом напоминаний немного. Как-то не стал снимать те «напоминания» — привычно поехал в центр, а потом и на выезд.
.
Равнина сменяется предгорьями Кавказа. Это, конечно, сильно сказано: высоты довольно скромные, до 500 м. Однако подъемы и спуски вполне ощутимые.
Перед Молдаванским разгоняюсь до 60 км/ч накатом, чему способствует сильный С-В ветер, явно суховей.
.
На склонах наблюдаю виноградники. А перед Гладковской — участок типичной горной лесной дороги. Лес, кроме дуба, состоит из невиданных мной доселе пород — наверное, среди них граб и бук.
В Гладковской покупаю очень вкусный хлеб. Небольшой такой батончик-булка без этикетки.
Дальше идет живописная грунтовка. Устраиваю перекус перед спуском с холма.
.
Вдоль реки Псебепс спускаюсь к большой станице Варениковская, где решаю зайти в «Магнит». Решаюсь потому, что на входе есть вдающийся внутрь тамбур, и там оставляю вел. А магнит как магнит, привычные цены и выбор. Хлеб и молочка, понятно, местные. Тамбур тесен, а велом я перегородил пол-входа. Какой-то мужик начал вроде возмущаться, но позже смягчился — мол, «да, в России же живем». Всего, что плохо лежит, можно недосчитаться.
Пересекая Варениковскую по Красной улице, насчитал еще 1 или 2 «Магнита».
У моста через Кубань покидаю Крымский район и вторгаюсь в Темрюкский.
Сворачиваю на грунтовку вдоль Кубани, и примерно через 6 км нахожу себе пристанище на ночь прямо на берегу. С одной стороны — река, с другой — насыпь грунтовки; по ней изредка проезжают легковухи, но фары меня не высвечивают. На том берегу — рыбаки, ну и ладно.
Ставлю палатку и чувствую — сверху что-то течет. Это с деревца капает! Пришлось сдвинуть (палатку). Так я проверил на себе, что такое «плакучая» ива.
Накат 83 км.
9 мая
С местом мне вновь повезло — дорожная насыпь защищала от сильного ветра. Впрочем, и деревья тоже.
.
Как ни мутна вода, а руки-ноги обмыть хочется. Берег низкий, но отвесный — в воду не залезешь. Для этого неподалеку на дереве висит баклашка на веревке, чтоб воду зачерпнуть.
В последние дни переписываюсь с Володей. Он все ждет, когда же я приеду в Крым. Что поделать, вместо «расчетных» 4 дней Кубань растянулась аж на 7, но мне нисколько не жалко! Но дело в том, что в Керчи он снимает жилье, а 10 мая утром уезжает домой в Мск. Уже 9 мая, и это последний шанс нам пересечься. Пишу ему, что порву когти, но достигну Керчи к вечеру.
На пути к Темрюку забираюсь на высокий холм с замечательным круговым обзором. СВ ветер чуть не сбивает с ног.
Ветрило можно заценить на небольшом видео: https://yadi.sk/d/8FQtszHkfm2pK (там есть кнопка «скачать», иначе будут квадратики)
Съезжаю с холма, покупаю в магазе квас и еду через Темрюк.
День Победы, и на площади у парка звучат советские песни: https://yadi.sk/d/gr24sx1Tfm35X (там кнопка «скачать»)
Как и в Крымске, главная улица тут — не Красная. Это, скорее, исключение из правила. И снова плакаты «Мой любимый город!» Приятно. В очередной раз проехав мимо районного суда, держу путь к морю.
На пути — станица Голубицкая, здесь тоже есть красивый плакат.
Обнаружив на остановке бесхозную неоткрытую баклаху пива, подгоняемый ветрищем, радостно скатываюсь к Азовскому морю.
.
Первые километры пляжей — сплошь базы отдыха. Встречаются и такие:
За Пересыпью они заканчиваются.
Батарейки по дороге так и не купил. И вот на тебе — Батарейка!
В начале косы Чушка есть КПП. Хотя, на самом деле, это всего лишь пост ДПС, тормозящий всех подряд. И меня тормознули. Показываю паспорт. «Прям из Мсквы едешь?!» Нет, отвечаю, — всего-то от Кропоткина.
Далее 9 км пустого шоссе с ветром в спину. Летают бакланы. Почему-то стало смешно. =) Баклан-баклашка? Так и не вспомнил, почему…
.
На указателе я было поехал вперед, но уже сделавший такую ошибку и едущий навстречу Сергей меня поправляет.
Он тоже из Москвы, но стартовал из Новороссийска, и доехать хочет до Севастополя. По Тамани местами шел пешком — из-за того самого ветра, который для меня был попутно-боковым. Таскает с собой ноут (для работы) и зеркалку. На майке — голова известного хиппаря, да и у Сергея стиль езды в чем-то схож. =) Предлагаю дальше катить на пару — отказывается. В ожидании парома пытаюсь надоумить Сергея ехать до Феодосии северным берегом, через Щелкино, а не всю дорогу южным, как он хотел. Мне-то восточный Крым не вперв0й — показываю свои фотки прошлого года на ЯФ. Благо у чела ноут и безлимит. А решать уж ему.
Приятной неожиданностью были розетки 220V в зале ожидания — за час успел наполовину оживить смартфон, и прочее подзарядил. Так что не зря гнал по шоссе, наивно планируя попасть на паром 17:30 — попал только на следующий в 19:30. Который еще и опоздал с отправкой из-за маневров судов.
Паром обошелся в 253RUR — чел+вел (160+93). Неприятную погран-процедуру и очередь описывать не буду. Хорошо хоть, что обошлось без обысков — только прогон поклажи через сканер.
На палубе было очень ветрено и прохладно. За неделю на Кубани привык к каждодневной жаре под 30*С, а тут ниже +20. Брр. Перемещаюсь в салон. Или как его там, по-морскому.
Скучать не пришлось — кто-то пел и играл на гитаре: https://yadi.sk/d/UwHLZmlUfm3HF (там есть кнопка «скачать»)
.
Вот и крымский берег. На прошлогодней укро-симке осталась пара гривен; но гряда холмов некстати мешает связи. Такой вот life:) Начинает темнеть. Прощаясь с Сергеем, вкручиваю в гору. Звоню Володе, узнаю адрес съемной хаты в центре Керчи. Пока звонил, нагоняет Сергей — предлагаю вместе ехать к Володе с Аней. Недешево, 500RUR с чела. Соглашается. По пути заезжаем в какое-то заведение, но там мест нет. Темнеет, и дальше едем в центр без остановок. Знакомлю Сергея, немного общаемся с Володей и идем к хозяйке мини-гостиницы. Накат 117 км, когти — на месте, радости — полные штаны!
Все фото этих дней на я.фотках.
10 мая
Итак, без лишних поисков заселяюсь в мини-гостиницу в центре Керчи. В добавок Володя дает координаты подобной гостиницы в Феодосии, откуда они с Аней ехали северным берегом. И показывает на карте места палаточных стоянок.
Так уж вышло, что времени на разговоры мало — Вова с Аней утром уезжают на поезде домой. Сергей же утром продолжит свой путь в Севастополь. Ну а я остаюсь для осмотра Керчи. Год назад мы с Вовой бегло проскочили здесь, мало что разглядев толком. На этот раз покатаю вволю!
Просыпаюсь поздно, около 12. Наслаждаюсь домашним уютом после недели в полях. Между тем, продолжаю жить по UTC+4 MSK, а разницу в час держу в уме. Мне так удобней, ведь долгота почти московская.
Кроме хозяйки, супруг которой уехал в Мск по делам, во дворе находились огромная недружелюбная сторожевая псина и довольно мяффная кошка. А также халявный (для постояльцев) WiFi. Им и воспользовался — загрузил впрок космоснимки и пообщался по Skype.
Узнав, что я компьютерщик, хозяйка попросила посмотреть ноутбук — старый PowerBook G4. С MacOS я совсем мало знаком. А тут еще и ОС старая! Что-то у него было не так с доступом в Сеть или браузером — не помню точно. Начинаю копать. По «виндовой» логике удаляю «лишний» ярлык браузера, никак не ожидая, что это приведет к удалению самой программы! Безуспешно сувал системе скачанные через смартфон установщики Сафарей различных версий… а потом дошло обновить систему, и — вуаля! — Safari появился. — Убил двух зайцев, называется. А продолжалось это маковое сафари несколько часов. Пока оно качало обновления, сходил в обменник.
Оставшуюся часть светового дня провел на гряде холмов посреди города, самый восточный из которых — гора Митридат. Вдоволь покатался там налегке, без поклажи, и налюбовался видами.
.
Небольшая панорама: https://yadi.sk/d/TpAWTx0cfm5bq (там кнопка «скачать», иначе будут квадратики)
На холм заходит путешествующий чел — немного общаемся. Чел то ли из Балашихи, то ли из Щелково… в общем, опять из Мск, как и Сергей. Тоже весьма позитивен. И снова что-то в нем хиппово-растаманское, но сильнее. Рассказал, как классно они с друзьями посидели над проливом, любуясь морем и покуривая кое-что. С пожеланиями наилучшего мы попрощались, и я продолжил обкат предзакатных холмов.
.
Как стемнело, спускаюсь с холмов и совершаю сумеречный «променад» по праздничным улицам.
.
Пол-дня мало, поэтому остаюсь гостить еще на одну ночь. На кухне пробую три разных вина, среди которых и красное домашнее, но больше понравилось «Фетяска». И вообще, спасибо хозяйке за гостеприимность!
Накат 28 км.
11 мая
Наутро окончательно собираюсь уезжать, а то третья ночь — уже читерство, надо и форму держать. При расчете получаю скидку за возню с ноутбуком и приглашение на будущие сезоны.
День посвятил западной и южной части Керчи, а восток — не успел.
.
.
.
.
Дважды видел жирно тюнингованный «Запорожец», гоняющий по улицам Керчи. Вроде, оранжевого цвета. Видимо, местный EPIC.
Вечером заехал на рынок, где в прошлом году мы недорого пообедали в мини-кафе. В каком именно — не помню, там их несколько, и на этот раз питаюсь в другом. Но тоже годно: большая тарелка харчо за 50rur, 0,5 пива за 30. Пока сидел, в заведение зашел странный мужик — похоже, что-то вроде нашего санэпиднадзора, и начал спорить с работницей. А я-то думал — что ж она какая-то кислая-нервная была.
На выходе — полтора часа до заката. Направляюсь к месту стоянки, указанному мне Володей. По пути проезжаю поворот на Аджимушкай, который остался на завтра, и держу путь на север. Но с Керчью пока не прощаюсь.
Точку стоянки я искал долго, ибо местность для меня в новинку. Объехал очистные и большой овраг, спустившись к морю. Что ж, пришлось снова подниматься вверх.
Вокруг много братских и одиночных могил и других памятников ВОВ… Порой находящихся в труднодоступных местах или в кустах.
Наконец, в сумерках нахожу нужное место, даже примятую траву видно. И тут… Комары! КОМАРЫ!! Из теплого рая Краснодарского края я попал в прохладный комариный ад! Ох и попомнил тогда Вову «добрым» словом! =) Но, как выяснилось позже, «не виноватый он — они сами пришли». Тот мощный суховей, что гнал меня по Тамани, сдувал тут всех комаров даже вечером. А теперь он иссяк. Вот так.
Несмотря на дневную прохладу не выше 20*С, ночью ниже +15 по ощущениям не опускалось — благодаря морю.
Накат 79 км.
Все фото этих дней на я.фотках.
Продолжение: из Керчи в Каралар.
Тоже хочется так рвануть… Завидую! Буду на осень следующего года планировать…
Как сумки ваудэ в эксплуатации себя показали? В сравнении с велорюкзаком? Стоит их покупать?
ФауДэ явно не рассчитаны на тряские дороги. К концу этой поездки одна сумка треснула по пластиковому креплению сверху. Не само крепление, а ниже. Трещина была на треть, до половины не дошла, так что доехал успешно. Всего одну многодневку выдержали. Потом купил ПИК-99 и пока доволен, больше 10 тыс.км с ним проехал. И по мне ПИК удобнее, так как одна емкость. ФауДэ мне не хватало, набивал под завязку.
В общем, на любителя. Либо брать что-то вроде Ortlieb гидромешки, либо не париться, я накрываю ПИК большим пакетом в дождь.
Надо тдельно написать статью про это.
Какой-же объем нужен для снаряжения? Маршрут в населенке, с магазинами. Эти сумки 48 литров плюс на багажнике у тебя еще сумка литров на 10. Управляемость велосипеда сильно страдает при такой загрузке? То, что на ваудах ломает крепления уже видел сообщения.
Пик-99 на какой объём используешь?
Да, здесь 55-60 л всего объема. Не хватало еще 10 литров. ПИК сейчас у мня на 85 л, мне с запасом хватает. Едой закупаюсь на 2 дня примерно.
К управлению привыкаешь быстро: когда снимаю сумки и еду налегке, поначалу шатает с непривычки. С ПИК то же самое, в общем. Но снимать, конечно, проще и быстрее.