[начало тут]
22 мая
Продолжаю путь по предгорьям. Красота, маки цветут!
.
Перед выездом на трассу Симферополь-Алушта еду мимо танкового полигона – ни охраны, ни забора!
Трасса, конечно, не пустая, зато еще остались старые “горные” троллейбусы. Ездят они, по большей части, только до Перевального, а на дальние маршруты пускают новые машины.
.
Одолев долгий скучный тягун, поднялся на Ангарский перевал, где установлен троллейбус-памятник.
Зря не накинул куртку – на длинном спуске к Алуште основательно продрог. Внизу становится слегка теплее – жадно впитываю солнце, как рептилия. Ниже троллейбусного парка торможу у фирменного магазина с “горячительным”. Но что-то в нем не срослось, и прогулку по городу начал “всухую”.
.
Впрочем, на одной из улочек таки покупаю стакан разливного вина. Вино не такое вкусное, как в Судаке (при этом дороже), но чтоб до Ялты докрутить – в самый раз. =)
Алушта не впечатлила: много курортной пестроты, выше цены, отвязные типы на набережной, пузатые “руссо туристо”… Хотя, май подходит к концу, и сезон разгорается.
В любом случае, беру курс на Южнобережное шоссе.
Не доезжая Ялты есть мыс Мартьян, рядом с которым местные энтузиасты решили оборудовать недорогой кемпинг (30-40 грн./сутки). Об этом прочел на форуме Веломании и записал контакты. Отзвонив хозяевам еще у Ангарского перевала, получаю “добро” на вписку. Дабы не искать приключений на ночь, гоню напрямую по основному “троллейбусному” шоссе, и в нужную точку успеваю до темноты, где меня позже и встречают.
Накат 90 км.
23 мая
Кемпинг расположился на одном из участков небольшого селения восточнее Никиты. Палатку ставить не пришлось: главный хозяин — в отъезде, и мне, как единственному посетителю, предлагают занять кровать на летней веранде-кухне. Обстановка простая, но непринужденная и приветливая, вокруг все в зелени, поют птицы, рядом заповедник. Хорошее начинание!
Утром делаю небольшой обзор: https://yadi.sk/i/JP3fHSpJfmgc3 (жмите «скачать», иначе мутно).
Пора продолжать движение – на очереди эпичные Ялта и Ай-Петри. Почему-то вчерашнего и.о. хозяина нет на месте, а есть только бабуля, которая просит у меня “хотя бы 10 грн.”, на что вручаю 20…
За оградой — источник воды, где меня просит “позвонить” калдырь Валя. Он не агрессивен, и принимается расписывать, как ему жилось-плавалось раньше.
До моря тут минут 25 пешком по неочевидным тропам — да ну его… К тому же, на ЮБК в узком смысле (от Ласпи до Алушты) пляжи бывают: платные, частные, заповедные, загаженные, нудистские (в разных сочетаниях).
Никитский ботсад проезжаю мимо. Поездка у меня обзорная – на все интересности времени не хватит.
С дороги, пролегающей в 400 м выше [бывшей] дачи Януковича, открывается замечательный вид на Ялту.
Осмотр Ялты начинаю с набережной. Конец мая, и народу уже немало. Что же тут творится в августе?..
Пытаюсь прокатиться по городу, но пешеходные зоны забиты народом, а на главных улицах – пробки! Словно центр Мск, перенесенный в субтропики. В топку…
Цены на вино еще выше, чем в Алуште, и меньше пол-литра не разливают. Элитные комплексы соседствуют с нищетой и ветхостью узких улочек…
.
В общем, Ялта – УГ, не покупайте там квартиры:
Облегчением было вырваться из этой суеты и начать “восхождение” на Ай-Петри по Бахчисарайскому шоссе, занявшее у меня чуть более 4 часов в ненапряжном темпе. Средний уклон – всего 5%. С неба слабо покапало, но даже не замочило дорогу, а только усилило запах растущих на склоне больших сосен.
.
На очередном изгибе серпантина – тропа к водопаду Учан-Су. Я уже почти готов заплатить 20 грн. за проход к водопаду, но вдруг на меня начала огрызаться мелкая псина у кассы. И тут я своеобразно выпускаю часть напряжения, накопившегося в Ялте – облаиваю псину! Да так натурально, что какой-то мужик одобряет: “Красава!” Куда уж там водопад! А шавка заткнулась, и я победно вкрутил прочь.
Снова открываются захватывающие виды на море и Ялту. Сверху-то она так красиво смотрится…
За час до заката завершаю подъем. Погода ясная.
Вопрос: где же мне спать? У станции “канатки” есть всякие кафЭ и ночлежки, по большей части татарские. Хотя есть и русское, с ручной свиньей, известное на форуме Веломании. Но, посмотрев на все это издали, желание пропало, так и не появившись. Мне уже Ялты хватило…
Сворачиваю с “главной” и, напрочь забыв о режиме заповедника, укрываюсь в посадках. Однако мне это с рук не сошло – в палатке обнаруживаю присосавшегося клеща над “причинным” местом!! Битый час потом корячился и выковыривал его оттуда! Слава МТС яйцам, вроде пронесло, но приключения на этом не кончились, а ночевка у Ай-Петри стала в какой-то степени “переломной”…
Накат 47 км.
24 мая
С вечера первый раз за поездку заложило нос. Отпустило только утром. Казалось бы, при чем здесь Лужков ЮБК? Видать, горно-климатические курорты подействовали на меня в обратную сторону, и такой расклад наблюдался до конца поездки.
А какая была ночь!.. Налетал ветер, били заряды дождя и сверкали частые молнии! Сквозь палатку считал секунды до грома – гроза бушевала высоко над горами, и это меня обнадеживало. Вскоре удалось заснуть и даже выспаться, несмотря на заложенный нос и приснившуюся чушь.
Зато ночью было тепло, около +15, а утром снова распогодилось. Оказывается, что кордон “Ай-Петри” был всего в 700 м от меня! Повезло, что никто меня не тревожил, и я жадно вдыхаю запах хвои кривых низкорослых сосен, недвусмысленно намекающих, какие здесь случаются ветра.
.
Красота вокруг завораживает не меньше, чем на Караларе. Но там нет такого количества народа, и море – в двух шагах…
.
Кручу по каменистой грунтовке до горы Купол и обратно – срезка мимо “объекта” не удается. К тому же, высота 1200 м над уровнем моря дает о себе знать – подъемы даются тяжелее, есть слабая (10-12%) нехватка воздуха.
Со смотровухи у обрыва рядом со станцией подъемника открывается сногсшибательный вид на черноморское побережье и всякий там Симеиз-Кореиз. Стремно, аж заныло в коленках! Но перед этим пришлось отмахиваться от приставучих торгашей.
.
Отправление вагона канатки с верхней станции Ай-Петри: https://yadi.sk/i/HyDmYucZfmiv3 (жмите «скачать», иначе будет мутно).
На спуске от Ай-Петри к Соколиному знатно потер тормозные колодки – на каждой петле серпантина приходится сбрасывать скорость до 20-25 км/ч, иначе снесет. На одной из таких “петель” останавливаюсь у родника 1890 года (в народе – “Пионер”).
Охладив свой пыл и колодки байка, решаю так: если проскочу поворот на Байдарскую долину – еду в Бахчисарай, а Севастополь останется на следующий раз. Так оно и вышло. После шумной Ялты и бурной ночи начинает ощущаться накопившаяся усталость. Не столько физическая, сколько моральная, из-за которой притупляется восприятие окружающих красот.
В Соколином покупаю мед у придорожной торговки, а за селением Аромат доносятся запахи цветов жасмина.
Перед Танковым устраиваю перекус в долине между так называемыми столовыми горами. Как ни крути, а красота все еще доставляет!
Вдруг налетают тучи, и у станции Сирень сверху немного моросит, но ливень в очередной раз обходит меня стороной!
Много дней мой путь пролегал вдали от железных дорог, тем более – электрифицированных. А тут до сих пор курсируют старые ЭР1. Вот этот был построен в 1961 году! Уже 52 года в строю!
После “кругломордой” в обратном направлении проследовал состав на Мск. Не думал тогда, не гадал, что скоро именно на этом поезде и вернусь домой…
Поезд Севастополь-Мск на перегоне Бахчисарай-Сирень: https://yadi.sk/i/z7IS3mFJfmjP3 (жмите «скачать», иначе мутно).
…А пока что настроение у меня улучшилось, и по такому случаю покупаю в Железнодорожном селе пиво и самсу. На ближайших полях я их и оприходовал, наблюдая радугу над Бахчисараем.
Только вот неудачно я оказался под вечер у крупного города, ведь жилье мне пока не нужно. Что поделать – поднимаюсь по шоссе в сторону Викторовки на поросший лесом откос. Там и ночую в зарослях на краю поля.
Накат 78 км.
Все фото этих дней на я.фотках.
25 мая
Место как место, ничего необычного. Клещей не наблюдалось, змей и людей тоже.
А вот снаряга в последние дни дает слабину. Хваленые сумки Vaude (ФауДэ) не выдержали тряских дорог и разболтались, ибо треснули пластиковые крепления к багажнику. А на коврике Therm-a-Rest Trail Scout появилась грыжа. Ну ничего, пока жить можно.
Сделав панораму ниже моего откоса, знакомство с Бахчисараем начинаю со станции и вокзала.
В кадр попадают старая ‘Волга’ и ‘Таврия’: https://yadi.sk/i/OmTAZzDOfmq5T (жмите «скачать», иначе мутно)
ЭР1-234 прибывает на станцию Бахчисарай: https://yadi.sk/i/lCmMUwhVfmqT7
ДК, как и вокзал, выкрашен в приятные нежные тона. В Крыму многие татарские строения выдержаны в таких цветах, это мне понравилось.
Далее еду изучать “старый город”.
.
.
Приняв изрядное количество ислама, закусываю в забегаловке годными пирожками и двигаю к Караимскому кладбищу и Чуфут-Кале, по пути лицезря скальных “сфинксов”.
Добраться до кладбища оказалось не так-то просто! И ведь эта каменистая дорога фигурирует в вело-маршруте на плакат-схеме!
.
На крепость не полез – все же поездка у меня обзорная. Поворачиваю обратно другим путем, через пещерный монастырь. Дорога через него сквозная, но про монастырь еще не знаю и считаю, что это просто храм у дороги. Еду в одних шортах, на что мне указывает охранник: “Ты хоть рубашку бы одел!” Вот так я залез “со своим уставом в чужой монастырь”. (а рубаху надел)
Завершив программу культурную, продолжаю ехать вдоль ЖД.
Открытые пространства радуют глаз.
Проезжая мимо Альминского водохранилища, высматриваю место на ночь и окончательно решаю: пора! Завтрашний день будет финальным. Вокруг палатки мирно ползают тараканы, а я гуглю расписание поездов из Симфера, до которого осталось всего ничего…
Накат 50 км.
26-27 мая
Последнюю полевую ночевку затянувшегося вело-путешествия провел на склоне холма с сосновыми террасами. Неплохое начало конца!
Спешить сегодня некуда. Погода радует, +27, нежусь на солнышке и прокручиваю в голове все майские приключения. Поднявшись чуть выше, любуюсь видами Чатыр-Дага и лентой железной дороги, уходящей в долину меж столовых гор. Словно сороконожки, по ней ползают поезда…
Нехотя покидаю последнюю стоянку, и вовремя – на вершину холма забрели два мужика.
Чтоб еще немного покататься, еду через Камышинку (Молла-Эли), перед которой лихо разгоняюсь на каменистом спуске до 40-45 км/ч. В очередной раз убеждаюсь, что для велотуризма и легкого кросс-кантри хорошие ободные тормоза не хуже дисковых.
На станции Чистенькая выкинул мусор. =)
Вот и Симферополь…
В окраинном мкрн. Залесский на развале покупаю фрукты-овощи-зелень. Стоящие рядом многоквартирные дома явно требуют ремонта… Такая облезлость зданий сразу напомнила мне окраины Питера.
В том же многоэтажном районе останавливаюсь у гастронома, где беру сок и холодные закуски. И тут же, в тени деревьев у магазина, принимаюсь их поглощать. Это было ошибкой. Из-за угла появляется нетрезвый тип русской наружности и просит хлебнуть сока. А потом и 5 грн., и все 10, и на веле прокатиться… И что-то несет про свои достижения в боевых искусствах. Его словарный запас гораздо шире, чем у среднего гопника, и он умело пытается меня морально “подавить”. В отдалении стоит кучка народа – явно “свояки”. Далее идут в ход угрозы. Делаю упор на его христианскую веру. Это частично помогает, но гад хватает байк и проезжает несколько метров. Тут подходит кто-то из “свояков” и уводит упыря… Можно сказать – обошлось. Но у меня остается очень сильный осадок…
Настроение испорчено, но город посмотреть надо. Все равно до вечерних поездов еще есть время.
.
.
По архитектуре есть схожесть с Краснодаром. Который, в свою очередь, местами похож на Питер.
Поколесив час с небольшим, присаживаюсь в сквере у памятника Исмаилу Гаспринскому. Попытка купить билет на сайте РЖД-pid через Android-устройство не удалась. Система продает билеты не по местному, а по московскому времени, по которому до отправления остается меньше часа – fail. Только время потерял. Ну не беда, есть еще поезда. Через Сеть удобно выбирать место в вагоне, но мне надоело тыкать в экран, так что двигаю напрямик к вокзалу.
Вокзал весьма приятен, и понравился мне больше всего из увиденного в городе. Однако я не успел посетить городище Неаполь Скифский и ботсад “Салгирка”.
В очереди у кассы ко мне подходит мужчина и предлагает попасть на ближайший поезд “неофициально”, назвав чуть меньшую сумму. О наличии билетов в кассе мне не было известно, и я решил поддаться на провокацию – после происшествия на окраине мной охватил приступ пофигизма. В оставшиеся до поезда 40 минут купил на привокзальном рынке разливного вина и травяной сбор.
В назначенное время подхожу к кассам и вижу – “продавец” общается с каким-то странным развязным типом с татуировками, который мне не понравился. Но договор в силе, а обменник рядом. Хитрая система у этих зазывал – деньги платишь не ему, а проводнику вагона. Видимо, долевое участие.
Прибывает поезд – тот самый рейс, который я заснял на видео перед Бахчисараем. И тут оказывается, что тот чудной тип будет моим соседом по столику в плацкарте! Вот ведь денек… То одно, то другое.
Как бы то ни было, разместился я годно, пусть и на боковой полке у входа. Зато сам проводник мне помог закинуть зачехленный байк на “третью” полку, даже вопреки громким недовоПльствам пассажиров снизу!
Накат 45 км.
Общий накат за 24 ходовых дня – 1516 км. А ведь рассчитывал на 15-17 дней, да еще и с финишем в Мелитополе! Ну, как обычно. Тем не менее, для первой в жизни одиночной дальней многодневки результат получился не кислым!
Где-то перед Джанкоем зашло солнце. Так я и не доехал до степного заповедника Аскания-Нова. Ну, что поделать…
А мой сосед, несмотря на первое впечатление, был крайне общителен и, как говорится, “излучал добро”. В общем, душа компании. Правда, делал это очень эмоционально (особенно с детьми), и иногда мощность “излучения” зашкаливала. В беседах с ним прошло почти все время, не считая попыток подремать.
Сосед старше меня на несколько лет, а по образу жизни похож на “хиппи”. Всю дорогу рассказывал свои истории. “Я полностью «аналоговый» – меня нет ни в одной из социальных сетей!” – заявлял он. Впрочем, сотовый телефон у него имелся. А еще он дивился на мое стремление все упорядочивать и приговаривал полушутя, что он – творение Хаоса. Когда-то он повредил себе ухо, и оно почти не слышит. “Эх, жаль, у тебя нет стерео…” – говорю. “Зато какое моно!” – отвечает. “А если лечь на здоровое ухо – погружаюсь в тишину…”
На этом завершилась череда моих майских знакомств, но последнее их них было самым ярким. Сосед по вагону был личностью противоречивой, но своей неординарностью заставил меня изменить мнение на некоторые вещи. И это здорово, когда мы можем меняться, развиваться в течение всей жизни. Изменяя себя, каждый из нас немножечко меняет мир. А время покажет, время рассудит…
Подводя черту, хочу сказать: это было КРУТО, это было сказочно, это – на всю жизнь!.. А неприятностей последних дней пути можно было и избежать, если быть повнимательней. И хочется всем путникам пожелать удачи. И начинающим, и бывалым.
Трэк писался лишь отрезками:
Напоследок, особо отмечу:
— погоду, за теплые ночи не ниже +15*С всю дорогу и за сухие грунтовки (весь путь – без грязи);
— “усиленные” босоножки за 1700р, в которых и крутил шипастые педали, и прыгал по камням, и лазал по горам, и даже купался в море, и после всего этого они остались живы (и я тоже). Кроссовки не брал, они и не понадобились;
— путеводитель по Крыму, взятый у друга. Хорошо дополнял карты;
— и, конечно, верного титанового «коня». Байк не ломался и не кололся, и в этом сильная заслуга советов и помощи Володи в сборке и настройке.
Благодарю за внимание! И поклон тем, кто осилил все части.
Дмитрий Ховрин
Большое спасибо! С удовольствием прочитала-проглотила. А не «осилила». Хочу в этом 2016 году покататься по Крыму. И твой маршрут мне может подойти, может в несколько сокращённом варианте. Спасибо ещё раз. Начитавшись отчётов «Путника1956» из Тулы, поняла , что мне не потянуть его систему походов, хоть и очень хотелось бы по горам. Лет так хоть бы 10 назад может и смогла…, но…годы…
Всего доброго тебе.
Да, читается на одном дыхании. Я очень рад, что Дима сам предложил мне публиковаться на моём, а уже по сути нашем общем проекте. Со временем Вас ждут новые рассказы, статьи и отчёты. Приоткрою тайну, что в этом году мы с Димой снова в Крым собираемся.
Елена, можно просмотреть мою вело-кругокрымку-2016. Она является более простым вариантом.Вот, по ссылке, в моей теме на Веломании,начиная с сообщения #73: http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=316820&page=8
Да, а палатка-то как у меня! :))) Ferrino. Мне нравится
Да, палатка до сих пор жива, хотя за 2014-2015 спал в ней еще около 120-130 раз. Ferrino MTB 2. Для одиночки она хороша, но не вдвоем.
Маршрут у меня получился на славу, но без Севастополя. В скором времени этот пробел надо заполнить… надеюсь, что у обеих сторон (RU-UA) хватит мозгов не превратить Крым в поле боя =\
Возможно, что буду проезжать Ростов-на-Дону в мае-2016. Пока не уверен. А может, объеду полями южнее Батайска на Багаевскую.
Что бы вы посоветовали мне посмотреть в Ростове? Не только известное-визитное, а вдруг есть что-то необычное, не отраженное ни в одном путеводителе. Интересно и «атмосферное», и природное, и заброшки без охраны, и заросли какие нетипичные, скопления кошек, да мало ли что еще есть =)
ВелоРостов тебе поможет я западней Таганрог.
«…южнее Батайска на Багаевскую…» — это, в смысле на обратном пути домой?
Есть по нашему краю такое -http://donrise.ru//
По Ростову может и не надо тебе, город трудный, я бы сказала, да ну его! Хотя , если хочешь , можно проехать кое-где, организуем.
Люблю Новочеркасск (собор в центре грандиозный), станицы казачьи Мелиховская, Пухляковская, Раздорская — по Дону не так далеко от Ростова, на высоком берегу. Возле Багаевской отличные пляжи на Дону, но лучше в рабочие дни, т.к. в выходн. на машинах, шашлык-машлык, «ара»дискотека, т.ск.
Река Северский Донец: наши велотуристы любят вдоль неё от Каменск-Шахтинского до Белой Калитвы попутешествовать.
На велоростове есть всякие покатушки с треками. Главное — что ты конкретно предпочитаешь?
Да, как вариант в мае, это один из его участков. Берегом мимо Ейска, потом немного Дона и Донца, потом на Вёшенскую и Хопёр.
Ошибся — не Багаевская, а другая переправа там есть ближе, у Старочеркасской, от нее как раз в Новочеркасск хорошо ехать (это если огибать Ростов и Батайск стороной). А далее на Раздорскую, до которой я чуток не доехал осенью 2014. Донец я тогда проехал от Б.Калитвы до устья.
За советы спасибо.
Предпочитаю — если из дорог — твердые =) ну, на грунтах это от дождей зависит. Ну а так — новые места для себя открыть, природные зоны, уклад и быт местных жителей посмотреть.
Про Ростов даже не знаю, от настроения в пути многое зависит у меня. Если будет желание, то надо будет хостел недорогой поискать в Сети.
Дочитал. Здорово. Одиночная многодневка, да еще такая длительная это по-настоящему круто. Очень красиво и интересно.