В 2012 году я побывал на югах впервые в жизни: мы с Вовой тогда объехали восточный Крым по периметру. Очень красиво там в мае в степях и бухтах, пусть море и холодное. А позже нещадное солнце выжигает, иссушает бывшую зелень. На этот май я твердо решил вернуться туда. У Володи с Аней были отличные от моих планы (Феодосия-Керчь), да и зачем мешать паре? Размещаю объяву на форуме Веломании, но желающих нет — мой стиль там немногие разделяют. Остается ехать в одиночку…
Что ж, в августе-сентябре 2012 я откатал три одиночные: 2-, 2- и 3-дневку, так что некоторый опыт имелся.
Билеты решил брать впритык. Чтоб с погодой не пролететь. Повезло: пустили дополнительный поезд Питер-МинВоды, на него и взял плац до Кропоткина — ст. Кавказская.
30 часов — две ночи в поезде, в первый раз. Из-за «дополнительности» поезд всунули в расписание «как получилось»: после Курского вкз. — переезд на Павелецкую дорогу, потом в Узуново на Рязанскую. Много остановок, а средняя скорость около 53 км/ч.
Макс Т. взялся проводить меня до Курского, но недопонял время встречи. А электричка не ждет: «Дуй следом, авось успеешь!». Но и следующая сойдет, если что. Макс гнал по вдоль-заборной грунтовке перед пл. П-Стрешнево под 40 км/ч (45 — не верю). Зря, с его сердцем.
На вокзале туча народу, но билет распечатал без проблем.
И вот прибыл состав. Суровая кавказская пленпроводница сразу же отказалась пускать меня в вагон с велосипедом (в велочехле). Стою в тамбуре, Максу — «пока», разбираюсь… Тетка методична: габариты, правила и все такое. Что поделать — тащу вел через весь вагон в курительный тамбур. А место у меня 01. Соседи позже надоумили пристегнуть вел (тупанул!), а проводница заставила меня купить за 100р билет лотереи «pid» — типа, за провоз багажа.
Звоню Максу, что все путем. Приходит SMS от Сереги с пожеланиями.
Плацкартный отсек не был заполнен — из 6 мест 2 свободно. Женщина из Ростовской обл. попросила низ, и я перелез наверх. Еще в соседях были Мария из Питера и некая служительница культа, едущая Рязанить с Валдая «не от мира сего». И снова, как и в прошлых поездах, без мужиков! Правда, к середине пути подсел один толстый тип с дурной пивной теткой, и высокомерно вещал о том, как нужно готовить таджику. К Ростову мужлан свалил, а тетка ужралась пивом и отрубилась в храп. А мне так и не удалось заснуть. Ни разу. Даже вторую ночь… Перепробовал все свободные полки — не помогло. В поездах сам по себе сплю не ахти, а тут совсем атас! Две ночи подряд, первый раз.
Ростовская женщина рассказала мне, что даже на севере области вовсю растут абрикосы. А Мария читала христианскую книгу и ела лишь хлебцы да воду. Хотя, мы разговорились, но о религии — ни слова (может, просто интерес?).
На узловой станции Лиски выходим освежиться. Мария ехала к родным в Ставрополь через Ростов, где есть знакомые. Часть родных — в Питере, часть — на Ставрополье. Так и ездит, между севером и югом…
.
Поскольку отсек мой — смежный с купе проводников, обидчица моего байка была постоянно на виду, общаясь с окружающими. На вид лет 50-55, Исраилова Дзара Саатбековна, в разговорах назвалась чеченкой. Колкая, грубоватая, любит «потроллить», но «правильная». Мирно, без обид, как хорошие знакомые распрощались мы с кавказской проводницей на станции Кавказская, и поезд тронулся дальше к Кавказским горам…
3 мая
Велочехол пропитался табачным дымом, но с велом был порядок. А вот со мной — нет! две бессонные ночи, нервное напряжение…
Железнодорожник на вопрос проводницы «сколько было вчера?» с торжественной интонацией ответил «+32!» Чертами лица сильно похож на одного моего сотрудника, тоже из Краснодарского края. И тут он мне делает замечание, чтоб я не ездил по платформе. Спешиваюсь.
Запах — это первое, на что обратил внимание: такого аромата я никогда не чуял! Это не только акации робинии и каштаны, а что-то еще, но что?.. Это было неповторимо, только в Кропоткине и окрестностях. Сам город — крупный райцентр; вокзальная площадь и центральная улица Красная очень опрятны и приятны. Восхитило разнообразие и красота деревьев вдоль улицы, хотя еще только светало. Пересекаю автодорогу «Кавказ», и начинается тягун. Чувствую себя странно, и возникают мысли, а вдруг свалюсь нафиг… это, скорее, перестрах, но срочно надо куда-то заныкаться и отрубиться. По сторонам начинаются густые рощи, и я сворачиваю на грунтовку вбок, ставлю палатку в 150 м от шоссе и сплю 6 часов.
Просыпаюсь около истинного полудня (после 13 ч) — жарко, а в палатке духотища. Но, как мало надо — чувствую себя намного свежее. И ощущение нового дня, как будто сутки поделились надвое…
Пока поел, собрался — перевалило за 16 ч. На разборы/сборы и еду у меня уходит около 3 ч (+/-). Но до заката еще часа 4, а ветер — попутный. Прогнозы не подвели: сухо, жарко, солнечно, восточный ветер. Кайф!
Кинув взгляд «свысока» на квартал Кропоткина, выезжаю на шоссе. Загруженность — средняя или ниже, авто едут пачками. В 4 км по обе стороны — еще два шоссе, одно из них — Краснодар-Ставрополь, так что не разгуляешься. Ну, и Кропоткин — все же узловой город.
Навстречу проехал мужик на советском веле с бочкой на багажнике! — никогда не видел такого, но заснять на ходу не успел. Еще проехали легковухи с московскими и питерскими номерами, причем на 77rus был лихач на каком-то советском старье.
На пути станица Казанская.
Станица — это большое сельское поселение с перпендикулярной сеткой улиц (как правило). Народу обычно несколько тысяч, но бывают аж до 60 тысяч. Главная улица часто зовется Красной. Как и в городах, в том числе Краснодаре.
Думаю о запасе воды. Но ни колодца, ни колонки… Приветствую местную женщину, вопрошаю. Оказывается, что тут вся вода — на участках, а на улицах нету. Приветливая тетушка набрала мне воды в бурдюк и бутыль. Рассказываю, что сам из Мск, путь держу в Крым. И добавил, что «после Москвы у вас тут как в раю», упомянув запахи. =)
Привыкаю к местности, проникаюсь. По ветру гоню 30-40 км/ч.
Мимо проехало авто с кавказцами, они мне просигналили «Привет!» — приятно. =)
В Тбилисской меняю берег, ибо далее шоссе сливается с трассой. Вода в Кубани какая-то коричневая.
Проезжаю несколько хуторов с интересностями.
.
.
Далее по плану у меня родник, найденный на Викимапии как безымянный и без фоток. К счастью, он оказался хорошим. И популярным. Нашел его быстро, заметив на обочине дороги пару авто.
Искупался, обливаясь холодной водой. Один местный спросил: «откуда едешь?» «Из Кропоткина», отвечаю. «Земляк» — протянул он. Мне стало неудобно, говорю — «не, я не местный». И как-то даже жалко стало, что не местный…
Свежий, мытый, затарившись чистой водой, с чувством выполненного плана двигаюсь дальше, высматривая, где бы встать на первую ночь. И в этот раз, и в дальнейшем мне помогали космоснимки — оценить растительность, расстояние до населенки и все такое. Место нашлось неплохое — у края поля, закрытое с трех сторон, перед спуском в пойму Кубани. Где-то рядом кричал фазан. А в поле мелькнул заяц.
Итого 6+62 км за первый, «двойной» день. Встал на ночевку прямо перед закатом, любуясь на солнце. И, что характерно, в дальнейшем так и не получилось ни разу встать ДО заката, хотя бы за час. А вот ПОСЛЕ — это бывало. Такая у меня дурацкая черта — оттягивать конец. =)
Южная ночь была недостаточно звездной, чтобы показать Млечный Путь во всей красе. — Все-таки вокруг «излучает» ощутимая населенка. Но это не огорчало. Я прибыл на Юга с благими мыслями и открытой душой, и Кубань встретила меня отличной летней погодой с попутным ветром и доброжелательными людьми. И это воодушевляло на новые свершения.
4 мая
Наутро привычно фоткаю место ночевки.
.
Проснулся около 9 утра — на этой широте солнце (и духота в палатке) не дает валяться до полудня. Спалось так себе — пока что привыкал к палатке.
В поле, у края которого я привалился, совсем близко работала сельхоз-техника, понемногу отходя на дальний край. Скорее всего, меня заметили, но это особо не напрягало — всюду возделываемые поля, люди заняты, праздно шатающихся на селе тут мало даже в выходные.
День начался с длинного хутора Болгов. Ничего себе хутор, 2 тыс. жителей! Хотя, это все узнал уже дома. По дороге называл просто селами.
Однако, на Кубани не продают детям сигареты и спиртные напитки! Хочется верить…
Решаю срезать асфальтовый угол по грунтам у Кадухина. Знатно там поплутал вокруг пруда Малого Зеленчука — уперся в чье-то хозяйство, перелезал через какую-то преграду (уже не помню), сняв сумки с багажника, а потом забирался на высокий берег. Бессмысленно и беспощадно! Почти час потерял, вот так срезал.
Снова меняю берег Кубани — поднимаюсь в Усть-ЛабИнск, второй город на моем пути.
МАсквичи часто считают города с приставками «Усть-» сущими захолустьями, где «жизни нет». Здесь же, как и в Кропоткине, жизнь цветет и пахнет! Пусть и поскромнее.
Еду на главную площадь, сажусь на перекус у фонтана. По традиции фоткаю здание администрации.
Красивой улицей кручу на выезд из города.
Несколько км до станицы Воронежской еду по тряской дороге вдоль трассы и железки. На ней со мной поравнялись местные гопники на мопеде — «откуда и куда едешь?» «Из Кропоткина, в Крым, навстречу другу» — отвечаю. «Оо, да ладно, нифигасе, …» В общем, сказал им, что друг едет с южной Украины. Вскоре отстали — уехали вперед с миром. Они были не агрессивны, а просто любопытны.
Дорога Воронежская-Васюринская, проходящая в отдалении от трассы, порадовала тишиной и (местами) видами на Кубань, переходящую тут в Краснодарское вдхр., за которым находится Адыгея — 01rus, однако.
.
.
Можно заметить, что сверху из столба торчит штырь. Дело в том, что на нем был двуглавый. Видимо, его сперли и сдали на цветмет…
В Васюринской дорога снова сливалась с трассой, да и закат на носу — решаю искать место по ту сторону ЖД.
Отъехав от станции 3 км, сворачиваю вдоль лесополосы. Километр туда, километр обратно, и ныкаюсь в лесополосе под большими «акациями».
Дневной накат — 75 км.
Долго очищал место (и ветки) от шипов. Сверху часто падали семена, а снизу было много муравьев.
Но шипы и муравьи — это пустяки. А соль в том, что я угорел на жаре. С собой был крем от солнца, но решить пока не мазать, а ЗРЯ. К ночи кожа «горела» так, что у меня поднялась общая температура… Долго не мог заснуть. В итоге проснулся аж в 12 дня («акации» затеняли место). Впредь не стОит быть легкомысленным.
Все фото этих дней можно посмотреть на я.фотках.
5 мая
После вчерашнего угара и ночной горячки просыпаюсь я аж в первом часу. И вижу — чего-то не хватает… Пока дрых, кто-то спер 0,5 геркулеса и 0,4 кукурузной крупы! Вот тебе на… Живность? — но пластиковые емкости закрыты и не пахнут. И нести же неудобно. Осматриваю вокруг — нету. Дети? (видел катающихся по полям на велах) — это останется загадкой. Ведь остальная еда не тронута.
Недолго печалясь, забыл об этом; все равно кукурузную варить надо (зачем вообще брал?..), а овсянку докуплю в Крыму, когда кончится запас. Я не брал с собой кастрюлю — только чайник. Вся еда готовилась методом заварки кипятком. С этого момента стал все убирать на ночь внутрь палатки, включая еду. Все-не-все, кроме вела, конечно. Вел пристегиваю к дереву (если есть) или к каркасу палатки, и вешаю на него «гремучий» чайник — малейший сдвиг вызовет грохот. Еды я с собой взял многовато, и первые два дня приходилось ехать с заплечником — не влезало все в вело-сумки и на багажник. И вот, поневоле избавился от части поклажи.
А солнце светит, «акация» пахнет, сельхоз-авиация летает. Движение, как известно, — жизнь. Примером тому служат муравьи, одолевшие многоножку:
.
.
Чтоб не ехать по трассе, далее жмусь к вдхр-щу.
.
После восточного в первый и северного во второй день, сегодня задуло с запада. «Попутный мордник», чтоб его. Но не тороплюсь — выехал поздно, и Краснодар посмотреть-проехать не успею… Решаю ночевать в Адыгее, которая за плотиной.
Проскочив 5 км по М4, сворачиваю, и покупаю воду в ауле Тугургой. (То, что это — аул, узнал дома.) Рядом — лес, на краю которого надеюсь заночевать. (Называется Псенипс.)
Солнце заходит, в лесу темнеет, а колея уводит вглубь, и тропинок к краю нет. Что делать — выезжаю обратно к шумному объездному шоссе, по которому то и дело снуют фуры «Магнита». Протаскиваюсь между оросительной канавой и лесом по траве; выбираю место, более-менее скрытое кустами. От шоссе всего 250 м.
Накат — 55 км.
6 мая
На дне палатки шум шоссе ощущается меньше, помогает стена травы. Но, несмотря на фоновый шум и 5-6 часов сна, спалось нормально, крепко. Ну наконец-то.
Утром будит не только солнце, но и тир метрах в 300 от меня в «выемке» леса.
Что-то воняет рядом… Твою налево! Это же я сам отлил перед сном в метре от палатки! А ветер после В,С,З — таки да, Ю!
Итак,
1. Мазаться от солнца.
2. Убирать все в палатку.
3. Не отливать рядом с палаткой!
4. Не отвлекаться (пролил горячую кашу внутри палатки — потерял время).
Объезжаю канаву со стороны полей. Неизвестно, какие вещества там плавают, но вода вполне прозрачная. Решаю окунуться по шею. Окунулся по кайфу! И никто не палил, кроме псины вдалеке. Хотя по округе колесила Нива, из нее выходил чел и что-то проверял на полях.
Шоссе с разделительным «отбойником» и непрерывным потоком пересечь сложно. Думал проехать вдоль полей, но вдоль магистрального канала жутко пылят грузовики! А я только помывшись.
Второй вариант — может, колея через лес выведет в Тлюстенхабль?
А вот фиг: колея вывела к заброшенному трактору. Возможно, обитаемому…
Потеряв таким образом больше часа, выезжаю на шоссе, еду 2 километра до разрыва отбойника, потом обратно на М4. В четвертом часу дня въезжаю в Краснодар.
Далее принимаюсь колесить по столице Кубани и фоткать, фоткать…
.
.
.
.
.
.
4 раза покупаю разливной квас — Староминский(-ой), Таманский, Кубанский… Почти 2 литра. Ни один толком не «вставил», видал и вкуснее. И жажду полностью не утолил. Так на квасе Краснодар и проехал.
Охватил почти все желаемое, кроме Первомайской рощи и «штаб-квартиры» «Магнита». И надолго завис у плоскостного фонтана — здорово там:
Видео фонтана в действии: https://yadi.sk/d/QaeE-cxNfkhCB (для HD там кнопка «скачать»)
.
.
.
.
Порадовала велодорожка — особенно тем, что пришлась так кстати к моему маршруту! Катальцев в городе немало, в том числе и «прыгунов». Оно и понятно — вело-сезон длится почти круглый год.
.
Немного крупных городов я повидал к этому времени, но тут мне понравилось, и хочется вернуться. Конечно, не сравнить с Петроградом по примечательностям, но свой колорит имеется. И да, что-то питерское тоже есть. В архитектуре и во внешнем виде гранитных поребриков. И светофоры, как и на Неве, с «боковым движением». Впрочем, местный климат уделывает питерский «всухую». В обоих смыслах.
Большинство городов на Кубани выросли из станиц, и Краснодар — не исключение. «Частный сектор» чередуется с многоэтажным. В центре — типичная станичная сетка улиц с расстоянием между перекрестками около 170 м. Со светофорами и односторонним движением. Красноармейская улица, по которой я ехал к фонтану — это сплошной затор. А вот Красная улица с пешеходными участками порадовала. На ней общая теснота города как-то отступает.
Долго ли, коротко ли — выезжаю из Краснодара, а уже почти закат. На окраине пополняю запасы еды-воды в забегаловке и кручу на запад 11 км по неприятному шоссе, ведущему на Славянск-на-Кубани. Потом 3 км вбок между полями. Почти темно. Обгоняю вело-местных, проезжаю какой-то сельхоз-поселочек среди полей… Еще 700 м вбок, там пешком вдоль лесополосы, и выбираю в ней место. Виден свет фонаря поселочка, а в 400 м с другой стороны — пара каких-то бараков. Оттуда иногда лают псы, но свет не горит.
Ставлюсь в ложбинке, стараясь светить налобником больше вниз, чем в стороны. Засыпаю в третьем часу.
Накат 84 км.
Все фото этих дней можно посмотреть на я.фотках.
Продолжение: предгорья Кавказа и Тамань.
Вел разобранный в чехле провозится бесплатно. Проводники это знают.Одно время мы даже брали специально распечатку с этим распоряжением, проводникам показывать.
Ну это да… тогда еще было бесплатно. Я человек настроения, сегодня смелый, завтра робкий. И тогда мне было проще купить тот лотерейный «вело»-билет, нежели вступать в спор. Да и вообще, первый раз тогда был…
К сожалению, это уже несколько лет не так, и проводники это знают…
Более того, уже и провоз лыж в электричках перестал быть бесплатным.
А с января 2018 в мск будут взимать плату за проезд на велосипеде по тротуарам и провоз вела в лифте. 10 руб/этаж.