День 4 (а начало тут)
Сонное утро Первомая,
кафе-гостиница «Штурвал».
С кровати тело поднимаю,
фотографирую привал.
Володе полегчало,
но это лишь начало;
общая слабость – верный знак:
жди многодневный отходняк…
От возлежания на нарах мало толку,
и мы лениво бродим по поселку.
Именно тут, в Сенном, расположилась «Фанагория», крупнейший винодельческий завод РФ, чьи виноградники раскинулись по всей Тамани.
Имеется и фирменный салон, а также ресторан и дегустационный зал.
Володе, как назло, не до спиртного, но с продавцами побеседовать не прочь. А я беру два-три вина и чачу в маленьких бутылочках на пробу и спрашиваю консультанта по поводу добавления диоксида серы в вина.
Интересуясь химией, я знаю, что SO2 препятствует переброжению, но неужели без него никак? Выходит, что в промышленных масштабах это так. Мне говорят, что ПДК и нормы далеки от превышения и всё такое. Что ж, не исключено. Но, тем не менее, по мне так лучшее вино – это домашнее, не заводское.
Я не ценитель, но ходовые вина меня не впечатлили, равно как и чачи. Середнячки, не более того. А тратиться на что-то подороже – ну его, послушаю-ка лучше хор казачек.
Поселок, в принципе, ухожен, но кое-где асфальт разбит. Людей всего 4 тысячи, но всё же напротив винзавода есть «Магнит».
Под вечер выезжаю прокатиться налегке вдоль побережья.
За Волной Революции упираюсь в охраняемые виноградники. Приходится пройти пешком по холмам.
На обратном пути сочинился дурацкий стишок про эту вечернюю вылазку:
Немного хардкора:
комарики, «горы»,
пешка в траве;
закат на холме,
запретки, помойки,
девчата с попойки;
два велотуриста
не очень-то быстрых;
немножечко трассы,
но без выкрутасов;
проскок переезда
не слишком любезный;
немножечко говен,
но в целом доволен!
1 мая, +40 км (17:30-20:30), Сенной ~ Юбилейный ~ Волна Революции ~ Фонталовская ~ Сенной, итого 207 км.
День 5
Полдня смотрим ТВ. Хоть мне футбол не интересен, но причаститься иногда не помешает. Володя говорит, что от такого времяпровождения можно отупеть. =) Но сил куда-то ехать не хватает.
Тем временем, по трассе М-4 на автомобиле едет в Крым Дима Сычев с семьей и велами на крыше. Володя обещал ему совместные катушки.
Так что решено: мы завтра выезжаем BMW наперехват, а то уже становится тоскливо. Ну, а пока – вечерний пеший променад вдоль ветреного берега Таманского залива.
Залив – он как бы море, но весьма застойное, поскольку глубоко вдается в сушу. Отсюда муть и водоросли. Но в сезон немало отдыхающих, иначе не было б гостиниц и сдачи частного жилья.
А что – есть пляж и море (состояние неважно), да и завод бухла в придачу (с экскурсиями и дегустацией) – что еще надо среднему отпускнику?..
Нам почему-то интересней посмотреть степную флору среди раскопок древней Фанагории у побережья.
Володя отмечает, что мы так мало знаем трав по именам, а уж по свойствам – и подавно. А это – целый мир, и он – у наших ног…
2 мая, +5 км пешком.
День 6
Полдень. Расчетный час. Мы, наконец-то, выезжаем. Дует сильный встречный ветер, но нам не к спеху – Дима с семьей пока у Темрюка. Меня же раздирает на две части – куда податься? Володе не до больших пробегов. Он присоединится к Диме, они поедут в Севастополь (например) и будут радиалки там катать. А мне что остается? Снова в одиночку в Крым? Не хочется… Вариант второй – азовским берегом на Ейск, но обещают нестабильную погоду и встречные ветра…
С другой стороны, мне охота своими глазами посмотреть, что да как изменилось в Крыму за два года. В Керчи можно сесть на поезд до Джанкоя, посетить места, где еще не был – Тарханкут и Севастополь, а там можно снова встретиться. Но всё сложится совсем иначе…
А пока мы едем вместе до парома. Встречный ветер стал боковым и сносит выхлопы от нас. Поток машин заметно вырос за три года. Раза в три.
Поворот, коса Чушка, и ветер становится попутным. Он не так силен, как в 2013; тогда моя скорость колебалась около отметки 30 км/ч, а сейчас около 25 км/ч.
Порт-Кавказ изменился – паромы теперь большие, грузопассажирские, а ранее заросший вокзал ЖД станции приведен в порядок. А вот проверка на входе стала строже. Как и раньше, поклажу надо пропускать через сканер. Кстати, газовые баллоны провозить нельзя; я свой переложил в рамную сумку байка, и это прокатило – ее не стали проверять.
По сравнению с 2013 годом стоимость проезда людей чуток снизилась (160—>150), но провоз вела подорожал (93—>150). Так что цена вопроса в целом выросла.
На площадке ожидания парома видим Stels и Stark с «велоштанами». Хозяевами оказались стоящие в стороне велотуристы из Рязани, которых я сначала принял за гопников: старший (Андрей) – в костюме “Adidas”, младший (Женя) – в повязке “Punks not dead”.
Ну, вот и Крым! Погрузив байк в машину, Володя с Димой поехали в Керчь искать ночлег, а я покатил следом.
За крепостью Ени-Кале внезапно нагоняю вело-рязанцев. Они тоже не прочь снять жилье на ночь, но на отшибах Керчи нет ничего путного. Предлагаю сразу ехать туда, где я гостил три года назад.
А там все номера заняты, и хозяйка направляет нас к соседям по улице. Условия там как во второсортной общаге, но нам хватит. Чуть позже приезжают Володя и Дима с женой и сыном. Центр города был долго перекрыт из-за каких репетиций (видимо, парада Победы).
3 мая, +60 км (13-19ч), Сенной ~ Фонталовская ~ Ильич ~ паром ~ Керчь, итого 267 км.