[начало тут]
Интересно заметить, что на широте 58° ночное зарево гораздо сильнее, чем на севере Москвы, т.е. на широте 56. Если в эту полночь в Мск уже темно, но здесь все еще светлее, чем в Мск 20 июня! Ага, вот только из-за любования этим заревом я опять не выспался: 7 ч сна – это мало.
На краю леса растет земляника (но уже сходит) и малина (а она только начинает). Комары не прокусывают тонкую ветровку из нейлона, а «флиску» из полиэфира – иногда да.
Шоссе на Рыбинск неприлично раздолбано, и мне быстро надоедает трястись против ветра.
Понятно, почему ярославцы предпочитают джипоподобные авто. Денег у местных все-таки побольше, чем у тверских; а те, по-моему, вообще ничего не предпочитают. Ну, а вокруг Углича и Мышкина дороги лучше за счет туризма.
Несколько минут капает слабый дождик, но его побеждает пробивающееся солнце, а ЮВ ветер разгоняет остатки хмури, и я сворачиваю на север, дабы хоть немного поглядеть на Рыбинское водохранилище во всей его бескрайности.
Слегка разбитая бетонка на границе заброшенной базы силовиков переходит в хорошую супесчаную грунтовку через лес. Тут я вволю надышался хвойным ароматом! Отведал и малины, и черники, и до крупной земляники добрался! Это компенсация за комариный вечер. =)
Затем лес расступился, и плотная грунтовка повела лугами да деревнями. После нескольких «шоссейных» дней я с радостью гоню по ней!
И вот вдали появляется полоска воды. Вот он, южный берег Рыбинского «моря»! Суши на горизонте и вправду не видно.
Жаль только, что подход к воде отстойный, и уровень подспущен (из-за жары?), оголяя водоросли и мусор, над которыми летают чайки и кричат.
Что поделать, устраиваюсь поудобнее и раскладываю припасы. Но, невзирая на высокую широту, посредине дня солнце жарит не по-детски! Приходится перебазироваться в сосны.
Хорошо, что сегодня понедельник, и народу вокруг немного, всего две-три машины. А место тут популярное, ибо там, где не видно берега, как раз заходит солнце в это время года. Но не успел я вчера…
Споры на тему огромного водохранилища не прекращаются по сей день. На одной чаше весов «преступление против истории», ведь затоплено множество сёл и целый город Молога со всеми храмами. Ну, людей-то, конечно, вывезли. С другой стороны, это – мощная ГЭС (на то время), многолетнее регулирование стока (не страшны ни засухи, ни наводнения, ни мели). А также пища для ума биологов.
Стоило ли? Однозначно ответить нельзя. Другие были времена и технологии…
В наше время вблизи от берега выстроено немало «дворцов» и особняков с яхт-клубом и заправкой, как же иначе. А иногда в межень над поверхностью бескрайних вод показываются кресты колоколен, которые сдаются рыбаками и «черными археологами» на металлолом…
Ну, а раздельный сбор мусора – это хорошо. Вот только для многих особей русского народа и в урну-то попасть сложно с перепоя: распитие часто порождает разбитие…
Судя по состоянию дальнего отшиба Рыбинска, за Ярославскую область взялись совсем недавно, а года три назад тут был тот же трэш, что и в тверской, если не хуже. Ныне часть домов отделана, а часть облуплена; основные дороги – еще куда ни шло, а прочие разбиты.
Городским хозяйством Рыбинска управляет Яздонов Олимжон Яздонович. Такие дела.
Теперь посмотрим на собственно Рыбинск, в который я приехал со своим овсяным печеньем, словно в Тулу с самоваром. =)
Этот «полузакрытый» ранее райцентр настолько велик, что тут есть троллейбусы. Но за 25 лет население утекло с 250 до 190 тысяч. Что, впрочем, все еще сравнимо с такими областными центрами, как Новгород или Псков.
Вроде бы крупные города должны притягивать народ, а здесь – наоборот. Значит, машино- и приборостроение пришло в упадок. Из крупных предприятий осталось только НПО Сатурн.
Сначала проезжаю серые окраины, местами сдобренные кирпиксел-артом (олени, елочки, фигурки…), но по ним рано делать выводы.
Многоэтажки перемежаются с частным сектором. Не в этом ли доме живет Олимжон Яздонович?..
ЖД вокзал был отгрохан помпезный, впору для областного центра, а не уездного города. Здание привели в порядок совсем недавно.
Зачем он такой большой – неясно. Через станцию проходит всего 3 дальних и 3 пригородных поездов в сутки. Один из них местный и два до Пищалкино (там граница областей), не доезжая всего 1 остановку до узловой станции Сонково (там уже Тверская область). «Единая Россия» в действии!..
Старый пивзавод 19 века постройки вполне себе работает. На зарубежном оборудовании. А я решил, что это заброшка.
Пива я не попробовал, но дважды заценил вкусный разливной квас – один из лучших, что я пил! И газа в нем мало. В общем, квас – что надо.
У городской админской растут красивые елки. Но этого мало…
Да, этого мало! Ибо далее я въезжаю в исторический центр. И что же я вижу:
Но «Мавританский замок» превзошел все ожидания! Трэш может стать искусством! Посмотрите, какая прелесть:
До революции здесь был Госбанк, потом суд. А во время «перестройки» здание опустело, и стоит заброшенным уже 30 лет! Вроде как начали реставрировать, но область зажала бабло, и здание стало дважды заброшенным. Боюсь, еще годик-другой, и поможет только настоящая перестройка.
Как, например, Дом Художников – он был полностью выстроен заново в кирпиче и попросту облицован деревом. Рядом пригрелся каштан – надо же, они еще могут расти на этой широте. А вот робинии – сомневаюсь.
Вот тут ограничились заменой окон на пластиковые, но сделали это со вкусом! Однако сверху дом уже начал сыпаться…
Среди старинных высотных, но не культовых зданий выделяются пожарная каланча и водонапорная башня конца 19 века.
Отдохнем чуток от старины, вернувшись в советский квартал.
Улица упирается в памятник Зое Космодемьянской на берегу Волги: «это счастье – умереть за свой народ». Гордая Зоя как бы намекает: «а вам слабО?» Мне – да. Живым я надеюсь принести больше пользы…
В прибрежном парке меня окликает немолодой велосипедист. Тоже Дмитрий. Он вызвался сопровождать меня в прогулке по городу. Живет в Рыбинске давно, но родом из Средней Азии. По ходу езды Дмитрий рассказывает мне историю многих зданий и связанных с ними событий, но мне-то надо еще следить за дорогой и точками на карте, поэтому я мало что запомнил.
Красная площадь. На постаменте бывшего Александра-2 все еще стоит уникальная статуя вождя пролетариата — в зимней одежде 1950-х годов и в шапке-ушанке.
К 20:30 трафик на улицах практически иссяк, да и люди тоже – в Москве такое невозможно!
…В имперские века, особенно после соединения Волги и Петербурга чередой каналов Мариинской водной системы, Рыбинск называли «столицей бурлаков».
А я прощаюсь с Дмитрием и следую по мосту на левый берег – шоссе вдоль него менее загружено.
Пять часов я крутился по Рыбинску, но успел не всё. Снова я поздно привалюсь… Ну да ладно, зато пообщался.
Не удается мне до сумерек проскочить всю цепочку пригородных деревень, и, обмывшись в относительно чистой Волге, я встаю над ней у газопровода «Сияние Севера» – того же самого, что проходит близ Мышкина.
До следующей деревни всего 600 м по грунтовке, от которой я закрыт лишь парой сосенок, и вот в 23:30 невдалеке останавливается легковушка. По ходу, М+Ж. Сидят они тихо, но мало ли что? И допиваю цикорий без света. Благо, серые ночи, видно всё…
18 июля (день 5), +90 км (10-22ч), Мархачево ~ Белева ~ Андрейково ~ Свингино ~ РЫБИНСК ~ Кушляево, итого 494 км.
Больше снимков — на Я.Фотках.
Утром снова чуточку покапало, и небо затянуло тонкой пеленой. Просыпаюсь в 8 и решаю никуда не торопиться, сделать день разгрузки (и пораньше привалиться!). Поэтому дивлюсь на реку, сосны, судоходство, и выдвигаюсь дальше где-то в час.
Видел «Метеор» на реке – старый такой, облезлый, но рассекает неплохо, где-то 45-50 км/ч (так и есть: 90 км от Рыбинска до Ярославля теплоход преодолевает в среднем за 1,8 ч). А курсируют они даже до Брейтово. Возможно, единственная действующая линия на верхней Волге осталась. (в 2020 все еще гоняли)
.
Очень тепло, сильный ветер и, можно сказать, палящее солнце — словно не на 58-ой, а на 48 широте нахожусь. Не на Волге, а на Дону где-то!
Какое-то время еду между рекой и соснами, встретив на пути семью питерцев, запускавшую воздушный змей.
.
Но через две деревни упираюсь в особняки НПО «Сатурн». Фигли уж тут – выезжаю на пустое шоссе, но ненадолго.
У деревни Дёмино находится спортивный комплекс международного уровня, и то, что такой цивильный объект давно соседствует с полным трэша Рыбинском, выглядит немного странно.
А еще тут начинаются горочки.
Неторопливо плутая по лесам дабы «срезать» шоссейную загогулину, натыкаюсь на место, где разом растут земляника, черника, брусника и немного малины. Ну, брусника не особо вкусна, а вот земляники и черники поел хорошо! (А часа через два поймал заросли малины. Меньше, чем в прошлом году у Васильсурска, но тоже неплохо!)
Но дальше проехать не удалось. Приходится ехать назад к шоссе.
Вдоль обочин наблюдаю непонятные штуки:
Эти штуки — снегозащитные ограждения дорог, предназначены для защиты дороги от образования снежных переметов. На лето их убирают, в т.ч. складывают таким вот образом. Встречаются от Заполярья до нижнего Поволжья. (благодарю за инфу Максима Компанийца, Романа из Пензы и Гугл)
…Ягоды «проваливаются» быстро, и я сворачиваю к Волге на купалку-перекус.
Здесь, в сельском храме, в 18 веке проходил обряд крещения Ф. Ф. Ушаков, будущий адмирал.
В 21 веке «праведный воин» был причислен ЗАО «РПЦ» к лику святых. No comments…
Шоссе у границы уездов совсем пустое. Но с обочинами есть проблемы.
Не светит мне сегодня Татуев… Дудаев… Тутаев! Беру в сельском магазине солянку и баранки, и еду грунтами вдоль берега – где встану, там и встану.
А погоды стоят прекрасные: днем 27-28, вечером 23-24 тепла. Видать, антициклон пришел с ЮВ ветром.
Вдруг вижу в траве остатки военной техники и сооружений, а на моем пути – остатки «колючки» и ржавые арки «тактическое поле» и «инженерный городок». Заброшка, что ли, очередная? Ни забора, ни фига…
Потом – «танковый» мост над речкой Пунтрохоть, а за ним – обдолбанная лестница на высокий берег, за которой… солдат в камуфляже треплется по мобильнику! Ну, не назад же мне пилить, скоро на привал надо… Еду мимо – ноль внимания. А далее по сторонам пошла всякая техника, и тут я окончательно понимаю, что попал. На действующую в/ч. На которую открыт вход со стороны деревни!
Наконец, один из резидентов спрашивает, кто я такой, и провожает до КПП, где тетка по рации связывается с главным. Плакал мой ранний привал!.. «Армия должна быть добровольной» – процедил я сквозь зубы, а тетка промолчала.
Однако не первый я такой уже – даже мото-байкеры заезжали сюда! В общем, записали паспорт, удалил я фотки «тактического поля» и был отпущен с миром.
Так вот, Пунтрохоть – это то, что надо делать с горе-силовиками, которые периметр толком огородить не способны!
Столь неприятный инцидент с лихвой покрывает Красный Бор: это место лучше всех предыдущих, вместе взятых! Комаров единицы, клещей вроде нет, и годный подход к Волге всего в 300 м. Ну, а хвойный запах – просто атас! Спать…
19 июля (день 6), +71 км (13-22ч), Фалилеево ~ Дёмино ~ Шашково ~ Хопылево ~ Савинское ~ Ясиплево ~ Красный Бор, итого 565 км.
Новое утро подернуто белой дымкой, и уже в 8 комфортно ходить голышом. Что же будет днем?.. Не Ярославль, а Жарославль (Jaroslavl)!
После неспешных сборов среди пахучего бора еду грунтами в Тутаев. Точнее, его Романовскую сторону.
До начала 19 века здесь было 2 города – Романов и Борисоглебск, который объединил Александр-1 в целях экономии казны (да-да, прям как в наши дни!). Объединилось и название: Романов-Борисоглебск, но физически города так и остались разделены Волгой.
А имя «Тутаев» было присвоено в 1918, в честь убитого красноармейца. А ведь сразу и не догадаешься, звучит оно вполне степенно.
Теперь же, забив болт на мнение жителей, власти решили проявить бумажный патриотизм и вернуть длинное двойное название. Вместо того чтобы сначала построить мост или хотя бы сделать паромную переправу бесплатной.
Со мной согласен даже кот.
В Романове шесть с половиной храмов, «Дикси» и «Пятерочка», но нет «Магнита» – он на Борисоглебской стороне, которую оставлю на потом.
Все храмы «суздальского» типа; по-своему красивые, но однообразные.
И почему-то именно тот, что смотрит на Волгу, пребывает в худшем состоянии.
А тот, что самый древний – слегка отличается.
Выделяющихся зданий не так уж и много.
В парке поговорили с местной пожилой теткой; она иногда ездит в Москву по делам и устает от большого города. А тут ей нравится, и это здорово!
Городок небольшой, но три часа пролетели как-то незаметно. Далее берег иссечен притоками, и остается только шоссе, на котором меня прилично тормозит встречный ветер, дующий уже второй день. Будто дважды медленнее едешь, противно…
Чем ближе Ярославль – тем выше трафик. Поэтому при первой же возможности ухожу к Волге, где сразу же нахожу удобный травяной спуск к воде от мажорской дачи. Уже полпятого – самое время смыть полуденный пот и позагорать.
За мостом через реку Ить начинается городской округ Ярославль. Но до собственно города еще далеко.
Дачи перемежаются с деревнями, очистными и колониями общего режима. Заехав «не туда», нарываюсь на участковые вишни – столько спелых вишен я в жизни не видел на деревьях! Их много не съешь, так что набираю с собой в бутылку.
Далее через Резинотехнику попадаю в Толгоболь.
Толжский / Толгский монастырь оказался режимным предприятием-крепостью, и со своим уставом я туда не полез.
Еще немного скитаний среди дач, и я на мосту перед центром Ярика. Утренняя дымка так и не рассеялась.
Времени уже в обрез, поэтому ограничиваюсь краткой, почти сквозной «пробежкой».
Что ж, когда-нибудь вернусь и осмотрю получше. Как-никак, «столица» Золотого Кольца. (Только не в час пик буднего дня, как в этот раз: жителей 600 тысяч, а машин – на миллион!)
Центр, конечно, облагорожен. И хотя некоторые здания облуплены, а часть на реконструкции, трэша гораздо меньше, чем в Рыбинске.
Дальше вдоль Волги идет ветвь М-8, и, заглянув в «Магнит» за сыром и соком, я выбираю менее загруженное шоссе на Иваново. По нему гоню до карьерных прудов, но они мне не понравились. А с другой стороны дороги в загаженном мусором сосняке у речки сидит нерусская авто-семья…
Время опять близится к 10 вечера. Широта уже ниже, долгота восточнее, да и дни убывают, посему темнеет раньше и сильнее. Приходится встать в паршивом месте в 350 м от шоссе, с которого я так и не успел свернуть. Комариный писк дополняет шум проходящих фур, но для палатки место удобное. Как только я ее поставил и закинул туда вещи – покапал дождик. Совсем чуть-чуть. А оно, как известно, не считается.
20 июля (день 7), +93 км (11:30-22), Воротники ~ ТУТАЕВ (РОМАНОВ) ~ Пшеничище ~ Устье ~ Толга ~ ЯРОСЛАВЛЬ ~ Климовское, итого 658 км.
Больше снимков — на Я.Фотках.
<= день 4 (Мышкин) | ПРОДОЛЖЕНИЕ: день 8 — Нерехта =>
И да, слово «кирпиксел» яндексом не гуглится, выдавая только сюда. — Неологизм!
Местами очень приятный город. Спасибо за экскурсию.
Не гуглится, потому что «пикселЬ»
А с той дорожки, что а Романов (Тутаев) идёт, сверху шикарный вид на Волгу и Рыбинск открывается. Мне Рыбинск больше всех волжских городов глянулся, но я пока дальше Нижнего не ездил.
не-а, то же выдает. =)
Фига себе, какой крутой город. Честно говоря, никогда не понимал Диминого счастья объезжать подобные городки, но сейчас особенно проникся. Спасибо Дима!
«А иногда в межень над поверхностью бескрайних вод показываются кресты колоколен, которые сдаются рыбаками и «черными археологами» на металлолом…»
Оу! Прям «Водный мир» , какой то )))).
Благодарю за комменты, не ожидал, что так понравится. =)
Викимапия и википедия мне помогли, несколько часов изучения города уже виртуально, основываясь на реальном пути.
Мне как раз малые города и нравятся, они меньше подвержены глобализации, что ли…