[начало тут] [предыдущая часть ]
Собравшись, решаю исследовать ближнюю рощу, и вскоре понимаю, что не дотянул вчера какой-то километр до лучшей жизни – белые березки, пушистая трава, село Таремское отрезано оврагом.
Ну, что жалеть. Еду дальше, мимо деревни Крюки. За ней – родник, а тропинка к нему петляет по склону, поросшему лиственным лесом, как на Дону.
Отрадно ехать с облаками, они дают от зноя передышку иногда.
Перед деревней Пурка снова виды хороши – смотри и радуйся, с собой не завернешь!
В деревне Кряжи на стене подтерли надпись – получилось «Кряки»! Еду и смеюсь! А далее на остановке видел целое художество на тему «Кряки», но мимо прокатил.
За длинным спуском следует крутой подъем, ведь искривление пространства не обманешь!
Почти во всех селениях стоят вполне рабочие колонки с хорошей питьевой водой. Хотя, бывает, известковой.
Деревни древние, встречаются кирпичные амбары 19 века. Видать, зерно хранили в них.
Качу сегодня без напряга, сижу-питаюсь полтора часа. Весь день какая-то сиеста…
Крупное село Чулково стоит особняком.
Такое ощущение, что несколько природных зон сплелись в одну. Тут есть и сосны, и липучки луговые, есть и равнина, и холмы, и лесополосы. Но ельников не видел.
А горки потихоньку выполаживаются. Сегодня не трясусь так, как вчера. А то и до «восьмерки» можно докатиться. Или до «яйца».
Край грунтовок и пустых асфальтовых проселков, оно под вечер в самый раз!
Последний на сегодня перекус, последний вид на пойму.
Оттуда – через лес, сухой и необычный. За ним всё плоско, кончились холмы. Краснеет на закате рожь.
Повеяло дыханием Мещеры…
Свернув с проселка, шагаю по траве к лесочку, а по грунтовке мимо едет мотик, блин. Приходится мне сделать ход конем и, проскочив деревню, встать за ней в сухом лесу. На этот раз ни гулов, ни отзвуков шоссе, лишь шелест тишины…
30 июля (день 17), +77 км (11-20:30), Крюки ~ Вареж ~ Кряжи ~ Чулково ~ Яковцево ~ Клин, итого 1478 км.
Больше снимков – на Я.Фотках.
Назрели мысли: что куда впадает? Люди иначе не могут, надо измерить и назвать. Но, если взять восточнее НН (Лысково, например), то берега похожи здесь и там. По мне так главная река здесь та, что мы зовем «Ока».
И о погоде. Это щадящая версия жары десятого года: блокирующий антициклон, который изредка пробивают дожди.
А живописные просторы остались позади. Буквально в паре километров от ночевки началось подобие Мещеры, сосны и песчаная грунтовка. Она последняя – дальше только муромская трасса.
Деваться некуда. 35 км шоссе, никак иначе. Других дорог нет, и ЖД далеко.
А все-таки мне везет. Собирается третий за поездку дождь, а я уже не на грунтах. Только покапал – прячусь под навес остановки. Сижу там 2,5 часа, пока не начинает подсыхать асфальт.
За все дни не видел ни одного клеща, а тут у шоссе табличка «опасно, клещи» – вот такой сосняк. И тучи ходят.
Прикинув расписание, решаю не ехать по новому мосту через Оку. Одна межобластная остановка на электричке – и я сразу в центре Мурома.
На первой же улице вижу разливное пиво «всё за 70р литр» и покупаю вкуснейший эль – давно такой не пил!
Муром интересен, хотя починили ещё не всё. Дороги в целом хорошие, тут Владимирская область постаралась, что было замечено мной в прошлом году.
Небо серое, но главная площадь 1100-летия хороша.
Но вот незадача – у моей банковской карты накрывается чип. Читается теперь со второго, а то и третьего раза. Так можно и без денег остаться, хотя и при деньгах.
Тем не менее, наличка должна уйти в прошлое. В основной своей массе. К тому же, меньше наличности – меньше инкассации, счетоводов и прочих нездоровых должностей. (Позже я решил проблему – две карты на одном счету.)
На этом можно было и закончить, но время есть, погода есть, зарядка гаджетов еще осталась, и я продолжу продвижение на запад.
Отъехав 10 км, встаю в сухом лесу, где не было дождя! Ну надо же! Березы, сосны, можжевельники, орешник, мягкая подстилка. Беру еду, питье и расстилаю с края поля, смотря на догорающее зарево заката.
Впервые ставлю только внутреннюю часть палатки, и надо мной мерцают звезды сквозь сетку и березы. Красота!.. (надеюсь, палки или птицы мне не помешают)
31 июля (день 18), +77 км (10-20ч), Базарово ~ Филинское ~ Поздняково ~ пл.Приокский; МУРОМ ~ Коржавино, итого 1555 км.
Больше снимков – на Я.Фотках.
Вот блин. Что-то вчера я переел и перепил. В шесть утра просыпаюсь по нужде и не могу заснуть больше.
Впрочем, если бы не отдаленный шум ЖД и клещ на палатке, то место было бы одним из лучших.
Фоткаю расклад вещей. Снаружи ночью у меня только вел.
.
Ломить до Вековки после такого приглядного места желания нет, да и погода не велит. Денек-другой в запасе есть.
Главное Х.З. дня – грунтовый перелаз на Бутылицы – сначала обнадеживает, но потом начинаются обносы и «классика жанра» – сосны, пески и мухи вместо комаров, вот что жара делает! Будь прохладнее, я бы тут, наверно, охренел.
Километра два иду пешком, затем трясусь по древней мощеной дороге. И, наконец, асфальт. Всё, в топку пески!
Лесной юг Владимирской области – места для туристов неспокойные. По крайней мере, были вплоть до «нулевых». Процент гопоты просто зашкаливал. В последнее время есть подвижки к лучшему, но вот поселок Золотково. Все, что тут было – стекольный завод. Дети играют на развалинах, на стене ДК красуется «спорт – это наркоСТОП», зато построен новый храм. В сквере стоит обгрызанный Ленин, как бы спрашивая: почем опиум для народа?
День вышел ровный, как сама Мещера – моя скорость не превысила 29 км/ч. А под конец дня – ядреный сосняк!! Только ради этого запаха сюда стоит ездить иногда. И после долгой жары – лучшее время, ведь комаров почти нет.
..
.
.
Семь лет назад в этих краях состоялся мой первый поход с палаткой (и Вовой). Но место нашего тогдашнего привала напрочь заросло, и я встаю в узкой полоске леса напротив дач.
32 июля (день 19), +100 км (11-20ч), Папулино ~ Бутылицы ~ Добрятино ~ Золотково ~ Дудор, итого 1655 км.
Хорошо среди можжевельников! Но мне пора. Сегодня в плане Гусь, Черусти и эл-ка на Москву.
Что интересно, ногти на ногах почти не выросли за 20 дней (на руках стриг). Волосы не мыл с самой Костромы, но голова не чешется (хотя езжу в кепке).
Гусь-Хрустальный, в отличие от Мурома, мне как-то не понравился – старины тут мало, и она какая-то не очень. Большая загазованность внутри, хотя вокруг пахучая Мещера.
.
Далее асфальт на Уршель, здесь есть слабое движение, и нередки фуры – в Уршеле есть жизнь. Обновили таблички и асфальт. Ожил Нармуч.
Сворачиваю на Тасин Бор. Тут раньше добывали торф, теперь же делать нечего, разруха.
Потом проклятые пески вплоть до Пустоши, частично по просеке бывшей ЖД. Ох, и затрахался я там! Это худший участок! Хорошо, что комаров нет, иначе ад. Просека прямая, солнце светит прямо по курсу, в глаза. Я жутко перегрелся, пытаясь ломить на 16:01 в Черусти… Хотя зачем, есть же через 50 минут.
И вот снова Московская область. В ней начал, в ней и завершаю этот путь.
Общий трэк поездки (в самом конце пробелы, экономил заряд):
Село Пустоша. Моюсь из колонки с плохой водой – несвежий запах и частицы плавают. Дорога раздолбана…
Такая концовка совсем уныла, и я забиваю на Черусти – позагораю напоследок в сторону Кривандино на дырявом шоссе.
Так и докатил до пл. Туголесье, где и сел в пустой вагон, везущий свежий воздух.
В Туголесе, как и в Пустоше, барыжат 1,5 л минералку аж за 50-55р, совсем оборзели от жары! Вот вам и Московская область. А в колодце нет ведра и веревки, вот ведь жлобские дачники. Плевать, обойдусь остатками хорошей владимирской воды.
…На подъезде к Москве нарисовались красивые тучи, предвещая конец жары. И вот, перед моим выходом в город его улицы освежает дождь. Я вернулся.
33 июля (день 20), +91 км (10-17ч), Никулино ~ ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ~ Нармуч ~ Тасин Бор ~ Пустоша ~ Туголес, и +11 км «домашних», итого 1757 км (в среднем по 88 км в день).
Однажды меня спросили: «зачем слоняешься по России? Нечем заняться? Много свободного времени? Ты раздолбай! У тебя тараканы в голове! Остепенись, заведи семью. Или ты враг народа?! Население падает, родина в опасности!..»
Что ж, не всем дано летать. А особенно – в космос. Проще быть напускными патриотами, живя семьей и карьерой. Зачастую потому, что НАДО, а не потому, что ЛЮБЛЮ.
Хорошо это или плохо – каждый решаем сам. Статистика же оперирует сухими данными, а уровень благосостояния нашего народа и так ясен. Какой там космос…
Население падает? Но в целом по больнице-то оно растет. Узость мышления – хуже, чем бездетность. А время, как всегда, покажет. Лишь бы не «кузькину мать»…
Так вот, граждане дорогие, благодарю за внимание, и не загоняйте себя в рамки этого «надо». Так, глядишь, и жизнь пройдет. Конечно, не у всех есть столько дней в году, но иной раз много ли надо для счастья?..
Продолжение лета: Русский Север и Карелия.
Дмитрий Ховрин
Ну вот и закончен очередной рассказ, очередная поездка. Удивительная возможность благодаря фотографиям, описаниям, рассказам проехать этот путь с тобой Дима. Все закончилось и от этого немного грустно… Грустно после зеленых полей, лугов, чистых рек и лесов возвращаться в большой город. Но видимо этим и хороша жизнь… Странный вопрос — после шумного праздника счастлив ли я?
Кто-то счастлив с семье, кто-то на работе, кто-то в виртуальном мире. Главное не обманывать себя и творить в жизни добро. Из всего можно сделать в жизни бизнес, бездушный и беспощадный, обманывая и паразитируя на людях, а можно просто делать скромно свое дело, помогая людям. Удивительно, когда вокруг тебя, такие люди, как ты Дима… Ты один из немногих, на кого можно положиться и опереться, кому хочется помочь. Мне не один раз предлагали сделать большую коммерческую мастерскую, крутануть сайт, привлечь массу людей сюда, но сила в том, что все мы здесь друзья и читая твои рассказы, мы все становимся в чем-то лучше. СПАСИБО тебе, продолжай творить, это дорогого стоит. Moscow’s number 1. Номер один в Москве. Это непременно про тебя!
Ну, ты прям это… как-то сильно!
Я один из многих… Но хочется не просто ездить для себя, хочется приносить какую-то пользу, отдачу. Что и пытаюсь делать. В меру своей испорченности. =)
На подходе Русский Север. И не очень север.
Вот это здорово и верно сказано!
Да, это было круто. Забил несколько точек себе в блокнот. Даст бог, доберусь…
Спасибо! Продолжай писать.
С охотой ставлю +1 к обоим панегирическим комментам… Дима, спасибо большое!
Рассказ был замечателен — столь многими, на самом деле, вещами: и прекрасной фотоживописью, и тонкими наблюдениями путешественника, и поэтическими нотками в подписях и просто веселыми штуками вроде кошаков, ежиков-грязнулей и слепней-турбоускорителей 🙂 Вторю Вове: действительно, жаль, что закончился. Обязательно продолжай — ну, пожалуйста 🙂 — делать эти самые две вещи: кататься (раз) и писать потом (два). Обе две у тебя получаются отлично.
п.с.: отдельно хочу разделить-поддержать вот этот кусочек мировоззрения: «…и не загоняйте себя в рамки этого «надо». Так, глядишь, и жизнь пройдет.». Очень в яблочко.
Спасибо за все труды!!! Высшие Силы за это вернут энергию, затраченную на весь в комплексе этот труд. Да ещё и с коэффициентиком, большим единицы. А абсолютное значение коэффициента у каждого зависит от любви к Родине. Удач!
Прочитал еще раз все ‘полукольцо’ целиком на одном дыхании. Аж слюнями истек. Вот только одно не порадовало:
Потом проклятые пески вплоть до Пустоши, частично по просеке бывшей ЖД. Ох, и затрахался я там! Это худший участок! Хорошо, что комаров нет, иначе ад. Просека прямая, солнце светит прямо по курсу, в глаза.
Дима, ну хоть спросил бы заранее… Я б тебе трек прислал! Там же роскошная 20 километровая тропинка от Уршела прямо в Рошаль выходит! Песка там почти нет! Она не особо очевидная, но на карте осм она нанесена…
Эх. Смотрю на велокарте ОСМ — понимаю. Но — это знать надо, да. Что ж, пригодится на будущее. (вспомнил «мегатрэйл» у Черноголовки, который так любят Гвоздевцы)
Да уж, тропинка около Черноголовки весьма приятная, только называть ‘мегатрейлом’ 8 километровый грунтовый участок я бы постеснялся…
Ясно. Забыл добавить — изначально концовка пути не была определена. От Мурома были варианты — сразу домой, Вековка, или вообще на Рязань. Но вышло так.
Именно по этой причине копия библиотечки неочевидных дорог из копилки Валентина Гвоздева — всегда в навигаторе. На всякий случай — пусть там лежат. Потому что никогда не знаешь, как жизнь сложится, и будет ли инет в нужное время в нужном месте. Приспичит — их всегда можно быстро найти и воспользоваться.
А уж со смартфоном эта задача еще проще решается.
Интересно было бы прочитать про велосипед, который выдержал подобные испытания!
Это есть в планах, напишу! Сначала только заберу его от Володи. =)
Да, каждую свободную минутку и все выходные читал и смаковал. Здорово, нет слов, а фото действительно очень красивые.
А на умников со словами: а оно тебе надо или делать тебе нечего — не обращай внимания, они в глубине души просто завидуют.
Ну вот, дочитала до конца и стало грустно. Как будто у меня поход закончился. Спасибо за чудесный рассказ и прекрасные фото. Удачи Вам, Дима!
Спасибо!
Будет жизнь — будут новые дороги. В 2017 подумываю заглянуть в Сибирь.
Привет Севастополю! Так пока и не побывал у вас. В 2016 поранился и не доехал… А один из друзей прямо влюбился в Севик. И — судьба преподнесла ему подругу с Крымской пропиской. =)