[начало тут]
Выбираюсь из логова между ивняком и борщевиком и кручу в Кашин. Который, между прочим, город-курорт. Единственный таковой в Тверской области. Причина тому – минеральные воды, у источника которых построен санаторий.
С утра поднялся неслабый западный ветер, но это сегодня мне на руку. Лишь бы дожди не принес.
****
Давным-давно, осенью 2004 и весной 2005, мы с другом ездили сюда на смотрины и покупку дома для его блудного родственника. Мало что осталось в моей памяти от города, кроме нескольких снимков на пленочную «Смену», серых пятиэтажек и советского ЖД вокзала, где мы ждали поезда до глубокой сентябрьской ночи, поскольку опоздали на автобус.
Температура тогда упала до н0ля, и я чуть не околел в джинсовой куртке! Чтоб не помереть еще и от скуки, мы развлекались, как могли – задерживали дыхание на время, коротали время за играми на Nokia 3310…
****
Древний Кашин, как и более молодой Калязин, начался для меня с краеведческого музея, бывшего храма. Но внутрь заведений я не захожу. Может, когда-нибудь…
И, конечно же, заезжаю на ту самую станцию. Вокзал всё такой же, и в зале ожидания всё те же деревянные стулья-скамейки. Разве что перрон подлатали.
Размером уездный Кашин – как Калязин, а вот население за 25 лет поредело больше – в полтора раза. Отчасти потому, что здесь нет нефти и газа ни Волги, ни боров, да и станция не узловая. А на минералке, водке «Вереск» и устаревших электроаппаратах далеко не уедешь. Ну, еще есть заводик неплохой кондитерки, которую я взял в ларьке на развес и так и не узнал, есть ли в ней пальмовое масло.
В Кашине не менее 15 храмов – для такого городка это очень много. Правда, действуют далеко не все.
Состояние городских дорог (кроме главной) цензурными словами охарактеризовать затруднительно. За прошедшие года мало что изменилось, как будто Тверская область застряла во времени…
Но не бывает темного царства без лучиков света! Пусть и убранного в пластик.
Каждый крутится, как может. Кто-то пытается сдать в аренду особняк старой усадьбы, а кто-то – продать развалины стен…
Даже городские судьи сидят в ветхом здании.
Проезжая мимо музея каши, делаю снимок, и тут меня останавливают полицаи с просьбой показать номер рамы! Мол, у них в районе часто велы тырят. Уфф, пронесло… а то я уж было подумал, что повторится прошлогодняя ряжская история.
Исторический центр Кашина находится в терпимом состоянии, и даже старинные торговые ряды используются по назначению.
У главной площади стоит здание, идущее вразрез с захудалым обликом города. Но это не дорогая гостиница, как можно подумать, а всего лишь Дом Культуры!
Быть может, это – начало? И Тверская область, наконец, возьмется за голову?..
Купив финики и минералку, направляюсь в горсад втихаря дегустировать разливное пиво и переваривать полученные впечатления.
Итак, несмотря на то, что Кашин расположен в стороне от Золотого Кольца (и архитектура от него отличается), тут есть, что посмотреть. Атмосфера города мне понравилась. На улицах полно колонок с хорошей водой (а то – курорт же!).
Хорошо бы возродить сельхоз. Да-да, «и животноводство»! Для выращивания хлебов почвы тут не слишком подходят, а вот под выпас – в самый раз!
А мой путь лежит снова к Волге, в Углич. В наших реалиях кратчайший путь – не всегда самый быстрый, и на машине я бы здесь ехать не советовал.
Ну, а мне хорошо – тишь, глушь, и ветер помогает!
Где-то здесь я вижу засеянное поле. Первый (ну, может, второй) раз с начала поездки. Что и говорить, ведь даже сенокосы в этих краях встречаются нечасто.
Ландшафт, начавшийся у Кашина, широкой полосой простирается вдоль левого берега Волги почти до самого Рыбинского водохранилища. Повторяя выражение одной веломанки, я называю такую местность кратким, но емким словом «говь». И, если бы не красивые облака, бодрящий ветер и разливное пиво, ехать было бы тоскливо. Впрочем, и у этих влажных зарослей есть свое неповторимое притяжение…
Удивительно: на самом краю области дорога вдруг становится ровной!
Но радость моя кончается вместе с областью…
Однако! За границей в Ярославской области сразу начался приличный асфальт. Ямы тоже есть, но мало и редко. Другая область – как другая страна…
…Вроде бы, Углич не так велик и, несмотря на туристичность, продолжает редеть (за 25 лет – с 40 до 32 киложителей), но на его отшибах имеет место такое явление как массовые дачи (для москвичей как-то далековато уже).
На остановке, где я делаю перекус, кто-то оставил букет цветов, и мне почему-то стало очень жаль эти увядающие цветы…
В Угличе, как и в Кашине, есть минеральные источники и завод при них. Есть и открытый бювет, но вода в нем какая-то неприятная на вкус и запах.
Почти весь город лежит на правом берегу Волги, а время-то уже седьмой час! Можно бы забить на осмотр и ехать дальше, ведь по ЖД из Москвы сюда всего одна пересадка – всегда успеется. Но меня так приперло ощутить эпичность Золотого Кольца, что я всё-таки двигаю по плотине на тот берег и начинаю усиленно его объезжать.
ЖД станция здесь тупиковая; «угловатый» вокзал изысков не имеет и находится на окраине, что не очень-то удобно туристам. Хотя, большая их часть всё равно прибывает на автобусах, а особо крутые – и вовсе на теплоходах.
Ну, а тех, кто всё же отважился прокатиться на коптящем поезде, по пути в центр облают псы, охраняющие КИСЛОРОД.
Углич получил свое название, скорее всего, по углу – изгибу Волги. Вряд ли здесь добывали уголь.
400 лет назад, до Смутного времени, это был один из крупнейших городов Северо-Восточной Руси с населением большим, чем в наши дни. Но его разорили поляки, а позже добили пожары и чума. Восстанавливался Углич медленно…
Сворачиваю к набережной. Виды на Волгу вне городской черты довольно скромны.
Помните часы «Чайка»? Они производились именно в Угличе. На заводе работало до трети населения, но его подкосили 90-е, а в «нулевых» он перестал существовать. Да и в наш «цифровой» век механические часы сдали свои позиции.
Сейчас город выживает в основном за счет туризма.
Кроме «классического» краеведения, есть и оригинальные музеи – тюремного искусства, истории русской водки, мифов и суеверий русского народа, городского быта 19 века.
Изначальное ядро Углича – это кремль, ныне платный экскурсионный объект. Вокруг него всё относительно цивильно.
Но уже через улицу видна неприкрытая облупленность.
Занятно, что в Угличе регулярно проводятся велофестиваль (июнь) и фотопарад (август). Но июнь у меня, как правило, месяц занятой, а в свободные деньки мы с Володей валим на ближние «юга», где мало комаров.
А сейчас мне надо валить на север, пока не стемнело. Почти три часа я потратил на Углич, и это «в темпе вальса». Толку от этого немного, а впечатления – поверхностные. Чтобы проникнуться «духом», нужно больше времени и спокойная езда.
А лосизм в очередной раз ни к чему путному не привел. Проводив красочный закат, я гоню по шоссе, вглядываясь в сумеречную говь. И, в конце концов, ставлю палатку прямо рядом с болотцем-прудом. Комаров, к счастью, немного.
16 июля (день 3), +114 км (10-22ч), КАШИН ~ Маринино ~ Плоски ~ Головино ~ УГЛИЧ ~ Базыково, итого 325 км.
Еще больше снимков — на Я.Фотках.
Если Углич – это типичный город Кольца, то маленький Мышкин называют провинциальной столицей музеев и фестивалей.
В середине 90-х, когда страна катилась по наклонной, некоторые мышкинцы решили: «хватит с нас бед! Нечего ждать подачек свыше, мы и сами с усами». Так возник народный музей и фестиваль мыши. А там и другие мышкари подтянулись, и теперь городок в 6 тысяч жителей ежегодно посещают более 100 тысяч туристов.
Такая вот предыстория.
А теперь немного о палатке. Те, кто читал мои похождения за 2013-15 годы, возможно, помнят мою бывалую однослойку Ferrino MTB 2. Так вот, вняв дельному совету, я купил к ней алюминиевый каркас (некомплект без шнура) на замену стеклопластику. Но старая гибкая веревка порвалась при попытке вынуть ее, а найти таковую в продаже ой как непросто. Поэтому вслед за майским и июньским походами я продолжаю использовать просторную «двушку» MSR Hubba Hubba, которую когда-то подогнал мне Володя. И эта палатка начинает мне нравиться. К тому же, в мае я случайно лишился навеса-растяжки, а MSR при необходимости можно установить и в «обратном» порядке, сохранив дно сухим.
Ветер сегодня развернулся на северный, но легкий обдувающий «мордник» при слабой жаре – это даже хорошо.
Через час езды по пустому шоссе через неприметные леса я замечаю вот такое милое местечко для отдыха с каменным волком.
Какое распрекрасное начало дня! Притом очень кстати: вчерашним вечером меня так быстро отрубило, что не было сил даже послать весточку в Сеть. А теперь самое время!
Местечко настолько притягательное, что даже уезжать не хочется. Побольше бы таких!
Вскоре шоссе снова приближается к Волге. Как и в Угличе, виды тут скромные и плоские.
А перед самым Мышкиным между дорогой и рекой раскинулся сосновый бор. Давненько! А то все ивняк да березы.
Свято место пусто не бывает, и в бору обосновалась большая тусовка с гармонями и танцами. Оказалось, что это был последний день всероссийского фестиваля русской культуры.
С первого взгляда на Мышкин понятно: здесь есть, что посмотреть!
У старого причала со мной разговорился чел средних лет из Москвы. Он раньше тоже любил велотуризм, но и времени на это было больше.
Не всё еще отреставрировано в городке, но сразу видно, что туристов хватает.
Музей льна, валенок, водки, лоцманов, кукол, времен года, ретро-техники – и это далеко не весь список. Ну и, разумеется, музей мыши. Вот вам маленький, но самобытный городок, в котором при желании можно зависнуть надолго и со вкусом! И да, в дополнение к московским появились и питерские авто-номера.
Обновленная набережная протянулась на целых 2 км.
Десятки домов имеют красиво оформленные вывески с краткой историей – например, кто в них жил и чем занимался.
У Дома Культуры тоже есть вывеска, но другого плана. Проезжая мимо, я как-то не задумался о ее смысле.
Позже выяснилось, что днем ранее в Мышкине проходил ежегодный костюмированный фестиваль Мыши! Эх, я опоздал всего на один день…
Люди здесь предприимчивые: музей ретро-машин предлагает и услуги эвакуатора.
Но, все-таки, не туризмом единым жив уютный Мышкин. Да, есть еще птицефабрика и небольшое производство валенок, однако и это не главное. А дело в том, что невдалеке от города проходят магистральные газо- и нефтепровод, и на их подстанциях занято около трети трудоспособного населения. А за городом у Газпрома пансионат. Так-то!
Как бы то ни было, местные жители хранят историческое наследие, и уже это им делает чести.
А я что-то проголодался. «Антикризисное кафе» — это то, что надо! Удобно пристегнув байк к ограде у окна, обедаю на 200 р. И жаба, статуя которой наблюдает за посетителями с дальнего столика, совсем не душит. =)
(Ну, а для более состоятельных едоков при гостинице «Кошкин Дом» есть ресторан «Мышеловка». С бесплатным сыром!)
На сытый желудок меня посетила мысль – а где же музей компьютерной мыши? Это недочет!
Что ж, живых мышей я не увидел, а вот кошек в Мышкине много! Видимо, они всех и слопали.
Проезжая квартал малоэтажек, захожу в кирпичный «Магнит», стилизованный угловыми башнями. Он имеет внутреннее название «Благоприятный», что печатается на моем чеке вместе с соком, йогуртом, огурцами, солодовым хлебом и смесью орехов.
На этой вкусной ноте я покидаю гостеприимный уездный городок. И если вы вдруг окажетесь в тех краях – загляните в Мышкин! В наше время редко увидишь столько улыбок на лицах людей, гуляющих по улицам…
В отличие от Углича, тут нет моста через Волгу – только паром. Но шоссе по правому берегу более загруженное, и я продолжаю путь левым берегом до следующего парома, расписание которого изучил заранее.
Поселок и ЖД станция Волга возникли в конце 19 века вокруг шерстопрядильной фабрики, построенной немецкими промышленниками. Ныне фабрика заброшена, а контингент на улицах разительно отличается от соседнего Мышкина…
Еще несколько км, и я у переправы. С велобайкера берут 30 рублей.
На том берегу – большое село Глебово с обнажениями Юрского периода.
Но на пляж внезапно набежали местные, так что искупаться мне не судьба.
Дальше ехать смысла нет – солнце зашло, а до желаемого места ночевки на Рыбинском вдхр. пилить еще 20 км. Отъехав от села, встаю в полукилометре от шоссе на краю леса, чуть севернее 58-ой параллели.
Пока шел, на «коровьем» лугу меня облепили слепни, и я быстро вымылся в отдельно стоящей рощице. Правильно сделал, ибо в лесу меня облепили комары! Странно, но факт: рядом с болотцем среди ивняка комаров было мало, а тут – сухое место, но их в 10 (!) раз больше! И мошка ест немного. В общем, из палатки до утра лучше не высовываться…
А еще временами раздается какой-то низкий гул. Смотрю карту – надо же, это ЖД, до которой 4 км лесом по прямой!
Вот такая, понимаешь, расплата за удачный денек.
На этом, можно сказать, заканчивается первая часть моей велопоездки. Волга здесь круто поворачивает на юго-восток, а вслед за ней поверну и я.
17 июля (день 4), +79 км (11-21:30), Базыково ~ Нинорово ~ Поводнево ~ МЫШКИН ~ Серково ~ Волга ~ Глебово, итого 404 км.
Больше снимков — на Я.Фотках.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: день 5 — Рыбинск =>
Кашин наше всё, никакой Углич рядом не лежал. Разве только Рыбинск круче
А почему бы и нет? Каменного угля там не водится, а древесный уголь вполне могли получать. Была ведь такая профессия, как углежог.
Древесный уголь в стародавние времена использовался для получения карбоната калия K2CO3, также известного под названием Поташ. И его производство, естественно, было сосредоточено в районах, богатых лесами.
Поташ вовсю применяли для стирки белья (стиральные порошки совсем недавно придумали), а также в стекольном производстве. То есть делать его надо было много.
Так что происхождение названия ‘Углич’ от слова ‘Уголь’ выглядит как вполне рабочая гипотеза.
В музее истории русской водки раньше был медвытрезвитель. Вот как все поменялось.
В монастырских соборах лазили по детству — там интересные ходы прямо в толще стен устроены и ведут из самого подвала под самый барабан купола.
Уже несколько лет хочу доехать до Углича и не спеша покататься там по городу.
А то по окрестностям ездил уже не один раз, а в самом городе так и не был. Недоработка…
Призжай! Покатаемся.Только чего тут смотреть? Все под туристов вылизано. Меня больше лесные тропы влекут. И населенные пункты с числом жителей мене 10 тыс., а то и вообще лучше глушь. Я бы лучше в сторону удомельского района катнул — там где много озер или в сторону Весьегонска-Устюжны.
А на заводе раньше из ситалла изделия делали для войны.
Во, у меня есть такая задумка на лето:
Углич — Брейтово — Весьегонск — Устюжна — Пестово — Боровичи — Валдай — Селигер — Ржев (- Тверь — Конаково — Кимры).
Интересный маршрут. Я бы присоединился хотя бы на часть. Кусок Брейтово-Весьегонск-Устюжна уже больше липнет к более северным череповецкому, кадуйскому и белозерскому районам.
ОК, тогда ближе ко времени можно связаться и покумекать. Пока что мои планы на 2017 размыты — легче сказать, куда я НЕ собираюсь. =)
В наш «цифровой» век механические часы сдали свои позиции.
Механические часы действительно сдали свои позиции, уступив место электронным часам и кварцевым часовым механизмам.
Но у механических часов есть огромное преимущество перед электронными- на их работу не влияют ионизирующие излучения и электромагнитные помехи. В некоторых случаях это важно.
А Угличский завод делал еще, кроме часов, множество других изделий из разряда точной механики, причем изделия эти использовались, в частности, оборонными предприятиями в качестве комплектующих.
Так что, если завод действительно перестал работать, то… грустно это…
Остается надеяться, что в причинах этого явления разберутся серьезные дядьки из прокуратуры и фсб.