[начало тут]
Как оно часто бывает – вылезаешь с утра из палатки, потягиваешься аки кошак, смотришь вокруг и думаешь: а ведь не так всё и плохо! Березы, сосны на пригорке, цветочки под ногами… ну да, внизу накидан мусор мудачниками, ну и хрен с ним. Зато ступенька-терраса, обнаруженная совершенно случайно, выкопана как будто бы для меня!
Сегодня будет день без Волги. Но и без трафика!
Проскочив череду ярославских дач, взбираюсь на длинный пологий холм, и впервые с начала поездки вглядываюсь в дальнюю даль просторов. И высотки Ярославля, проступающие на горизонте сизой дымки.
На этих красивых холмах минуты три шел слабый дождь, но даже грунты не намочил особо.
Дальше мой путь проходит вдоль ЖД Ярославль-Кострома. Линия однопутная со станциями-разъездами и низкими платформами (хотя видел и 1-2 высокие).
Делаю перекус на лавке остановки с любопытными объявами.
М-да, 85 р./час…
В «нулевых» я разносил всякие газеты и прочий хлам по почтовым ящикам своего района, и в час получалось рублей двести. Но то было почти 10 лет назад! И именно на те деньги я и купил тогда свой первый приличный велосипед – Felt Q600 2007 года за 12 тыр. И покатился. =)
…За холмами местность стала неприметная, глазу не за что зацепиться, не считая сельских архитектурных изысков.
Межобластной «перелаз» прошел успешно – слава сухой погоде! Костромская область встречает меня быстрой чистейшей речкой (это приток Нерехты); Волга Волгой, а купаться я обожаю именно в таких!
****
Уездный город Нéрехта – самый юго-западный костромской райцентр и 4-ый по величине город этой большущей области: 30 тыс. на 1992, 21,5 тыс. на 2016 год – куда они все деваются??
Сначала – на вокзал, откуда можно проброситься на электричке до Костромы. И это очень даже вариант, иначе придется пилить 40 км по унылому, непримечательному шоссе, альтернативы которому нет.
Ну, а пока надо осмотреться.
Главная площадь мне так приглянулась, что захотелось просто посидеть здесь на скамейке. Хороший сегодня денек!
А что – Кострома подождет до завтра! Покупаю три пирожка, литр разливных «жигулей», и принимаюсь их употреблять в городском парке, где установлен памятный знак в честь Крякутного (но не крякнутого!) – первого воздухоплавателя России.
И тут внезапно с кем-то на пару идет полицай! Прячу бутылку. К счастью, он мимо… Уж никак не ожидал патрулей в таком захудалом парке.
На первый взгляд, Костромская область выглядит немного ухоженней, чем Ярославская. Однако бОльшая часть области затеряна в глухих северо-восточных лесах, а туда я на этот раз не поеду.
Выезжаю из города около 8 вечера. Кажется, дождь собирается…
На этот раз мне удается встать до потемок, но с комарами и в 50 м от ЖД, ну уж как получилось.
Хуже то, что коврик-«самонадувайка» Therm—a—Rest Trail Scout дал грыжу – вспучился в ногах. Второй раз уже. Но вряд ли мне его снова поменяют, ибо теперь он еще и с заплатой. Надо переходить на китайскую складную «пенку»…
21 июля (день 8), +86 км (11-21ч), Климовское ~ Лютово ~ Бурмакино ~ НЕРЕХТА ~ Петровское, итого 744 км.
Больше снимков — на Я.Фотках.
Ночью, наконец, ливануло. Первый раз за все эти дни, по полной программе, с грозой. И хорошо, что именно ночью!
А утром вплотную к палатке подошли две коровы. За ними и пастух подоспел. Чел он позитивный: спрашивает о комарах, желает доброго пути. Говорит, что палатку увидел только в упор – дескать, как гриб вырос!
А комаров после дождя не меньше, чем вчера. Но я терплю. – Сегодня будет теплый душ!
Несмотря на то, что с неба еще слегка покапало, асфальт вполне себе сухой, и я решаю не ждать электричку больше часа, а вкрутить по шоссе эти унылые 35 км.
Через 2 часа упираюсь в Волгу, и тут, словно по заказу, облака разгоняет солнце!
Историческая часть Костромы находится на левом берегу, а на правом – полуживая промзона с убитыми дорогами и старая слобода у реки, где есть два храма и несколько исторических зданий.
Две части города связывает единственный волжский мост. Пробок на нем нет, но движение плотное, а в некоторых местах он от фур ходит ходуном, и это довольно стремно.
На пути в центр вижу хостел «Little» напротив г-цы «Снегурочка», и он меня вполне устроил.
Первым делом – душ! Потом в магаз за едой. А остаток пятничного вечера я катаю налегке по центру и набережной.
Дымка так и не отступает. Оказывается, это донесло ветром дым от сибирских лесных пожаров! Но запаха гари не чувствуется, и то хорошо.
Торговые ряды – это «фишка» Костромы. Они тут и Красные, и квасные, и хлебные, и пряничные, а еще есть мучные, мясные, рыбные и мелочные.
Основателем Костромы, как и Москвы, считается Юрий Долгорукий. Но так ли это – навсегда останется тайной.
Внешний облик центра современной Костромы во многом представлен зданиями 19 века в стиле «провинциального» классицизма (а также «русской» эклектики).
Вот, например, весьма занятный экземпляр:
И, под конец ездового дня – дуб у филармонии. Это как Медный Всадник в Питере – место встречи велосипедистов.
22 июля (день 9), +60 км (13-17ч, 20-22ч), Петровское ~ Обломихино ~ КОСТРОМА, итого 804 км.
Продолжаем костромить! =)
Один из храмов в советские годы был переделан в планетарий. – Не пасть ниц, так дотянуться до небес! При этом здание было «обезглавлено», а внутреннее убранство, естественно, сменилось. Храм был невыразительный, но всё же…
Неправильным путем шли товарищи, попирая оплоты религии, которая всю историю использовалась властями для манипуляции людьми – зачем было лишать себя такой опоры? А рушить наследие архитектуры и живописи – непростительно.
Центр Костромы имеет лучевую планировку – все улицы сходятся на Сусанинской площади. И сразу отмечу – она великолепна!..
Следуя «веерному» плану улиц, я сюда еще вернусь.
В отличие от Ярославля, Кострома менее «раскручена» – здесь не так туристично, и это мне нравится.
На многих объектах можно увидеть таблички или стойки с QR-кодами – дань современным технологиям. Кто не знает, что это такое – отстал от жизни!
.
.
Иной раз и вовсе не поймешь – новый ли это дом или реконструкция:
Одна из особенностей Костромы – на стенах домов часто встречаются старые таблички с названием управляющей компании.
И даже такое висит:
Ну, и какой же город без памятника Ленину пушистых собратьев наших старших?
В те минуты, когда становится дурно от передоза политики, изливающейся изо всех щелей, и жизнь, кажется, вот-вот потеряет смысл, – взгляд на этих прекрасных созданий напоминает, что гармония Природы превыше любых алчных амбиций. Спасет ли красота Мир?..
Даже если человечество бездарно и нелепо прекратит свой путь, прихватив с собой в бездну все вокруг, жизнь восторжествует снова, пусть и через миллионы лет. Этот процесс под силу остановить только Солнцу…
Но наступит это так нескоро, что для нас оно равносильно вечности.
А смысл жизни – он прост и неотвратим, и заключается в передаче данных (информации) следующим поколениям. Для нас же, существ разумных, эта информация не ограничивается только генами. Это также творения разума: культура, искусство, наука…
И стоит задуматься: какой «культурный слой» мы оставим после себя для раскопок археологов будущего?..
Но что-то я отвлекся.
Что ни говори, пищи духовной не может быть без хлеба насущного. И поможет мне в этом «фабрика кухня» рядом с резиденцией Снегурочки.
Оттянулся я со вкусом! (Кому интересно — вот меню этого дня. Обед мне обошелся в 200 с небольшим.)
Последний колоритный «луч» выведет меня снова на Сусанинскую площадь.
Вдруг, проходя мимо резного дома, неведомая рыжая ведунья в черном одеянии делает магический взмах мобильником…
…и главная площадь преображается в нечто феерическое!
Вроде бы, все просто – всего лишь стая голубей, повозки для прогулок, лошади и пони.
Но это завораживает! И на мгновение ощущаешь себя словно в сказке позапрошлого века…
Что ж, представление окончилось. Скоро закончится и моя велопрогулка по Костроме. А пока – торговые ряды. Обязательно купить магнитик! Я его заслужил. И город тоже. =)
Заезжаю и к памятнику Ленину. Он здесь необычен тем, что стоит на постаменте незаконченного грандиозного памятника 300-летию династии Романовых (оное было в 1913 году). Помешала Первая Мировая, а потом и революция.
У нас сейчас любят пилить бабло восстанавливать старое – например, взорванный в 1930-х Костромской кремль. А там, глядишь, корродирующего Ленина отправят на переплавку, а патриарх КириллЪ станет православным президентом всiя Руси. Админь!
Но и в советской истории были случаи восстановления частиц прошлого. Деревянная беседка была утрачена вместе с валами кремля, но через четверть века выстроена заново в камне. Более того, она является одним из символов Костромы наряду с пожарной каланчой.
В Костроме немало верхневолжских татар, поселившихся здесь сотни лет назад по прихоти одного из царей. Многие из них до сих пор верны исламу.
Есть в городе и евреи (кто бы сомневался?), но синагога – заведение скромное.
Что интересно, тупиковая ЖД станция Кострома находится на правом берегу, но после постройки в 1932 году моста через Волгу и ветки на Галич не имеет пассажирского движения. Да и зачем, ведь на левом берегу в «советской» части города этим занимается станция Кострома-Новая с вокзалом в стиле конструктивизма.
Речной же транспорт теперь ограничивается круизами и грузоперевозками. В основном – леса, главного богатства области, огромные штабели которого ждут отправки в порту.
Так я и не услышал в Костроме окающий диалект, а вот в Нерехте было дело – две бабки на соседних балконах переговаривались и окали.
Тем не менее, в отличие от суетливого Ярославля, на первый взгляд похожего на мегаполис, более тихая Кострома, будучи в 2 раза меньше, гораздо сильнее пропитана духом прошлого.
…Время еще шестой час, и я успеваю вкрутить 30 км по шоссе до поселка Красное-на-Волге. Трафик поначалу неслабый – куда все едут-то? Надеваю яркий дорожный жилет.
Дороги в области активно ремонтируют, поэтому шоссе гладкое. Но скучноватое, да и обочина местами пропадает.
ПГТ Красное-на Волге (бывшее село Красное) – старинный центр ювелирного промысла, и сейчас остающийся таковым.
Но ювелиры тут такие бедные, что им часто нужны деньги до зарплаты!
Картину абсурда довершает заброшка на окраине «золотого» села возле некрашеной общаги художественного училища.
Тем временем, этот насыщенный день подходит к концу, и мне остается дюжина верст умеренного вечернего лосизма по пустому местному асфальту. А межобластной перелаз оставлю на светлый день, и это правильно.
Дорога, однако, местами влажная (особенно в лесу) – сегодня шли дожди, а я их снова «обманул».
Съехав на грунтовку, миную две деревни, и вдруг – идеальный асфальт! Обсаженный деревцами, как у Дёмино, он ведет откуда-то с реки. А мне туда и надо. Но вскоре торможу перед эпичными воротами…
Справа от ворот – касса усадьбы, уже час как закрытая. А слева, у камня, табличка гласит, что тут нельзя курить, сорить, распивать, а также прикасаться к фигурам Иван-да-Марьи – сработает сигнализация! И вообще, деревня контролируется видеокамерами.
Вот те на!.. Но назад – не мой путь, а объехать – никак. Логика подсказывает – раз уж шлагбаум открыт, то проехать можно.
Осторожно кручу вдоль восточной границы мимо голубого храма и странного розового дома, и через 200 м свободно спускаюсь в заросший песчаный карьер с красивыми сосенками. Вот только подходящего ровного места в стороне от грунтовки всё нет да нет. А впереди – остатки поселка этого самого карьера, откуда доносятся непотребные звуки. Ясное дело – вечер субботы…
После тщетных поисков места я поднимаюсь обратно в Рýсиново и ставлю палатку в 150 м от его восточной границы, скрывшись за соснами и высокой травой.
23 июля (день 10), +91 км (11-21:30), КОСТРОМА ~ КРАСНОЕ-НА-ВОЛГЕ ~ Русиново, итого 895 км.
Вам понравилось? — спешите видеть больше на Я.Фотках. =)
<= Рыбинск | ПРОДОЛЖЕНИЕ: день 11 — Кинешма =>
Дмитрий, спасибо! Архитектура Костромы манит как магнит, Сусанинская площадь великолепна — обязательно побываю там однажды. А уж про столовую с таким меню вообще молчу — рай для москвича 🙂
Кострома тоже очень понравилась — она гармоничная, в этом городе новое хорошо уживается с нашим наследием (в Ярославле помпезности много, но показуха и разносортица «бросаются в глаза»), да и люди очень хорошие!
Дмитрий! Спасибо за душевное описание и художественные фотографии!
Благодарю! Рад кататься — рад стараться!