[начало тут]
Как только я принимаюсь завтракать (ну или сегоднякать), опять что-то шелестит за деревом, прямо как вчера утром. Может быть, некая живность, которая вечером пыталась меня пугать. Но то были, скорее, ящерицы или птицы с гнездами в траве. А тут смотрю – вислоухий спаниЭль. Эти обычно просто так не гуляют. За ним показывается охотник с ружьем наперевес и отзывает собаку: «Джэрри, Джерри»! Молча обходит палатку углом по полю и вскоре исчезает в ложбине. (его силуэт едва различим на оригинале первого фото)
Воздух ночью охладился до +5, и ступни моих нижних лап подмерзали. Бывает у мня такое – кровоток сбоит, сколько бы носков не надевал. Чтоб этого избежать, нужен теплый спальник, а не летний 0,8 кг. Но не беда – солнце этим утром хорошо пригревает.
Доедаю начатый вечером образцовый тульский творог с медом и соком, и эта вкуснятина помогает мне окончательно воспрянуть духом после вчерашних неудач – вперед, к новым горизонтам!
.
Прежде всего, мне нужна вода, и держу путь на куст из трех деревень во главе с селом Кутьма – авось, хотя бы один колодец найдется. Но не тут-то было: все 4 селения на поверку оказались вымирающими, и осталось в каждом от н0ля до двух жителей. Замечаю всего одно более-менее развитое хозяйство при доме.
Как же так? Вокруг – плодородные земли, а села и деревни вымирают…
С колодцами, понятное дело, облом. В таком случае буду спускаться в Малынь, а оттуда уже заверну на Крапивну вдоль реки Плава, очередного притока реки Упá.
.
Вот и второй брод на моем пути. Преломление света обманывает зрение: вместо кажущихся 20 см глубина на самом деле около полуметра, и при переходе брода чуток замочил самый низ вело-рюкзака, зато вымыл байк.
Несмотря на то, что на Плаве выше по течению стоит город Плавск, река – прозрачная, как родник.
Чтобы запить пищу, снова пробую воду прямо из реки чуть выше брода – она практически без вкуса! А три дня назад пробовал речку Рыхотку, приток Дона, где был тульско-липецкий брод – там ощущался небольшой привкус тины, но пить можно. Что характерно – ни та, ни другая вода не вызвала у меня побочных эффектов, в отличие от слив. (Тут мне повезло. Повторять такое не стОит.)
На берегу Плавы виднеются несколько деревенских домов, но меня из них не так уж и видно. В очередной раз окунаюсь голышом. Эх, хороша речка… Но «труба зовет»: надо ехать дальше и набрать воды.
Однако через сотню метров замечаю отдельные небольшие яблони на лугу – несколько яблок точно будет. По траве ступаю разборчиво, а то достали степные липучки – семена на длинных стеблях. Но все ж лучше, чем колючки – это еще прошлогодний «Дон.басс» показал.
Село Крапивна населением в тысячу жителей когда-то было уездным городом, и в нем остались артефакты тех времен. Например, здесь аж три храма: действующий, восстанавливаемый и заросший.
Двинувшись на выезд, чуть не забываю набрать воды. Благо, в центре села есть общественная колонка.
На этом окончательно покидаю старинную, но неухоженную Крапивну. Следующая веха – это Большая засечная черта, а именно – тульские засеки, несколько верст которых мне предстоит преодолеть по шоссе.
Сразу за Крапивной река Плава впадает в Упу, и какое-то время я собираюсь продвигаться на север параллельно ее верхнему течению.
Изюминка поездки – это яблоки и, особенно, сливы. В километре от Крапивны, между Упой и засеками есть деревня Орлово, где я снова вижу вдоль дороги множество спелых слив. Но, наученный горьким колким опытом, съедаю штук 10-15, и хватит.
Почему же их не собирают? Е-мое, ведь падают, устилают землю, гниют, или киснут прямо на ветках. В этом году урожай такой, что с одного куста можно собрать десятки кг! Что за бесхозяйственность?! А в сетевых магазинах продаются заморские! Люди зажрались, что ли, я не понимаю? Трудно наладить сбор и доставку своих слив, ну хотя бы в сезон? Причем они вкуснее тех же турецких.
Что ж, еду мимо засек по узковатому шоссе. Обычный широколиственный лес, с виду ничего особенного.
Выехав из леса, покидаю асфальт, и несколько км трясусь по щебнистому большаку. Сегодня тепло, и я снял кепку, чтобы немножко загорел лоб. Кепка удобна для ношения на ее козырьке защитных очков в то время, когда они не нужны. Иначе их приходится куда-то запихивать. На этот раз (не первый, кстати) я забыл очки сверху вело-рюкзака на очередной остановке. Привычным движением протягиваю руку к голове и понимаю – чего-то не хватает! Оборачиваюсь – нету. Со смачной руганью поворачиваю назад и гоню по большаку-трясенке, высматривая на нем мои темные очки Uvex i-vo, купленные взамен посеянных в июне Cébé. На мою удачу, они обнаруживаются всего через километр, но внешнее защитное покрытие не выдержало прямого удара о щебень – появилась необратимая царапина. Ничего, жить будут. Хорошо, что спохватился…
По Упе, видимо, проходит граница почвенных зон – к северу от засек уже не черноземы. Однако пылеватость никуда не девается – напротив, эрозия тут еще хлеще. Свернув с большака на такие грунтовки, некоторое время пытаюсь катить медленно и огибать слой пыли, но позже мне это надоедает – фиг с ним, отряхнусь, ведь дождей пока не обещают.
Вскоре леса и перелески отступают, и взору открывается широкий дол. Там, внизу, сливаются воедино две реки – Упа принимает Колодню. У их слияния раскинулось село Воскресенское.
В селе имеется заброшенный усадебный дом, по которому наверняка любит лазать местная школота. Да я и сам не прочь вспомнить детство – было бы с кем!
Мне же пора двигать дальше. На север от села ведет необычная дорога, очень красивая в лучах предзакатного солнца.
Возможно, здесь проходило ответвление от разобранной в 90-х годах линии УЖД Тула-Лихвин. От самой линии остались только извилистые лесополосы.
Световой день подходит к концу. Очередной раз свернув «не туда», поплутал в деревне Веригино. Выбравшись оттуда, принимаюсь изучать спутниковые снимки. Палатку ставлю в лесополосе на возвышении, южнее села Опочня. Надо завтра разведать, осталось ли что от станции Опочня.
Наконец-то я съел рассольник в стеклянной пол-литровой банке, который таскал дня три или четыре, почти с самого начала. Не стал я его кипятить, а просто разбавил кипятком. М-да, картошка картошкой – тоже мне, рассольник! Немного перловки и ошметки соленых огурцов. Скорее, похлебка. Но ничего, съедобно, и даже слегка вкусно. В прошлой поездке был действительно расовый рассольник, и тогда я его кипятил в чайнике, пусть и пришлось после этого отмывать жирный налет на стенках.
Накат 60 км (10:30-19:30), ур. Казачьи Выселки ~ Кутьма ~ Малынь ~ Крапивна ~ Воскресенское ~ Веригино.
Третий день кряду мой пробег не дотягивает даже до 70 км – с этим расслабоном завтра надо что-нибудь сделать.
Все фото дня — на Я.Фотках.
День 7
Есть коррозия металла, а у меня тут — эрозия «серозема». Тоже ведь хорошо звучит! =)
[UPD: выразился некорректно; серозем и серые лесные почвы — совсем не одно и то же]
Карта говорит, что сегодня грунтовый беспредел должен смениться асфальтовым пределом финишной кривой. При условии, если проеду больше, чем вчера.
После не вполне удачной прошлой ночевки это место явно удалось, и можно вдоволь налюбоваться солнечной долиной Упы, представшей утром во всей красе. Обожаю пологие холмы, западины и овражистые перелески. Именно такая местность мне больше всего по душе – не гористая, но и не плоская.
.
Ночью вдалеке от меня горели огни известнякового карьера, и раздавался приглушенный грохот, который, впрочем, не сильно напрягал.
…От бывшей станции Опочня не осталось и намека. Неудивительно, ведь то была всего лишь УЖД – этот факт тоже был мной упущен.
Далее несколько км еду по белесому от известняка асфальту. Пару раз приходится уворачиваться от пылящих грузовиков. Тут же, у карьера, находится и завод, и рабочий поселок Поречье, и станция Упа на линии Тула-Сухиничи.
Следующая моя остановка – деревня Бабошино, в которой все заброшено. На самом деле это не так – просто мой путь лежал через ее глухую часть.
Долина Упы становится более широкой и пологой. Окрестности облюбовали «эко-поселенцы». Поля и луга уже не такие яркие, как в начале поездки. К северу от засечной черты лесостепь уступила место узкой зоне широколиственных лесов.
В очередной раз пересекаю Упу — по мосту у деревни Мерлиновка. За ней следует противно-трясучий подъем – бывший асфальт, разбитый в крошево. Выводит он, однако, на гладкое «дубенское» шоссе, но через пару км я снова ухожу на проселки.
.
.
В деревне Малышево – снова сливы, тысячи их! Съедаю штук 15-20 и некоторое количество кладу с собой, но так, чтобы они лежали свободно.
В этой же деревни приходится распрощаться с Упой – ей на восток к Туле (точнее, с востока), а мне на север в Спас-Конино.
Поначалу дорога радует приемлемым покрытием, пусть местами и дырявым. И виды тоже хороши.
.
Но радость длится недолго – более-менее целый асфальт сменяется его подобием, а потом и вовсе зубодробильным крошевом, которое с переменным успехом тянется около 15 км.
Ровно посередине этой трясенки и располагается село Спас-Конино. На его окраине глазеют на мир пустыми окнами остатки недостроенного коммунизма.
В этом селе во влажной низине впервые за поездку увидел заросли борщевика Сосновского; ранее его замечено не было.
Странный какой-то вечер: то в горку залетаю, то под горку трудно ехать. Градиенты давления или ветра, что ли. Но, как ни крути, места вокруг замечательные. И даже убитая дорога добавляет свой колорит.
За деревней Даниловка я покидаю эту дорогу, направляясь к Алексину в объезд шоссе.
К сожалению, у меня нет времени на осмотр исторической части города на высоком берегу Оки.
После краткого километра панельной окраины и еще 700 метров трафика сворачиваю на север, в приокские сосново-широколиственные леса.
Тут начинается череда всяких баз отдыха и пансионатов, советских вперемежку с современными, поэтому проложен идеальный асфальт, которого я не ожидал. Мажорские постройки и авто с понтовыми номерами – все это тоже есть. А Ока здесь уже судоходна – видел большегрузную баржу. Как только вереница баз заканчивается – шоссе становится более шероховатым, но вполне годным.
Бодро вкручивая по вечернему асфальту, сбавляю скорость, чтобы проводить взглядом заходящее солнце. Еще три километра, и шоссе обрывается, переходя в лесную просеку, а вбок уходит грунтовая дорога. Вблизи нее после недолгих исканий я и остановился на ночь на краю леса. По грунтовке за вечер проехало с десяток авто, высвечивая себе путь — наверное, это рыбаки возвращались с поймы.
Пусть на поляне присутствует свежее кострище и некоторое количество мусора, зато она на небольшом возвышении. Не хочется мне последнюю ночь провести в тумане и проснуться в мокрой палатке.
Накат 90 км (11-19:30), Опочня ~ Бабошино ~ Мерлиновка ~ Першино ~ Малышево ~ Спас-Конино ~ Даниловка ~ Алексин ~ Егнышевка.
Все фото дня — на Я.Фотках.
День 8
Дышу-не-надышусь – какой тут запах!! Словами не передать. И видов никаких не нужно. Недаром вокруг кучкуются десятки пансионатов и домов отдыха. Рядом с моей палаткой растут липы, дубы, клены, березы, сосны… чего только нет в этом замечательном лесу! Несмотря на окружающую людность и некоторое количество мусора, я сюда хочу вернуться. Место, конечно, обитаемое – есть кострище, бревнышко. Тем не менее, в будние дни тут хорошо. При этом пренебрежительно мало комаров. А сейчас, к сожалению, пора уезжать…
В знак благодарения хочу собрать мусор вокруг поляны в одну кучу, но его оказывается не так уж и мало, особенно на склоне к пойме.
Вот я и готов отчалить. Но какое-то время продолжаю наслаждаться лесным воздухом. Ровно в 10 часов я прощаюсь с лесной поляной… точнее, говорю «до свидания!»
Судя по картам, я стоял на границе Заокского и Алексинского районов со стороны первого. И мест лучше, чем это, так и не приметил с дороги ни вчера, ни сегодня.
Ночь была теплая и без тумана, +12…+14. Выхолаживанию препятствовали Ока и плотные облака, принесенные вчерашним западным ветром. Сегодня он развернется на попутно-боковой юго-западный, ускоряя приход циклона.
Последняя грунтовая «перемычка» выводит меня к пляжу «Велегож». Но купаться здесь я бы не советовал — находящийся выше по течению Алексин сбрасывает в реку немало промышленных стоков.
Здесь находятся пансионат и санаторий, а их работники живут примерно в таких домах:
Не поленился я спуститься к сельскому храму.
Усадьба Поленово, в которую мне хотелось заглянуть, оказывается закрытой территорией с КПП. Мне это не по душе – оставлю на потом, так что продолжаю неспешное движение по петляющему вокруг пригорков незагруженному асфальту.
Занятные названия имеют окрестные селения: Велегож, Искань, Выдумки, Темьянь. А свободная от леса земля продолжает застраиваться богатыми дворцами и дачами.
Попытался собраться дождик – я почувствовал несколько малюсеньких капель, и на этом небеса успокоились. Погода прохладная, но иногда из-за облаков пригревает солнце – типичное начало осени…
Ланьшино. Вот я и вернулся в Московскую область, о чем мне сообщает в SMS сотовый оператор. Несколько километров дорога виляет вверх-вниз через густой лес, где все сильнее чувствуются нотки осени. Те деревья, что на открытых местах все еще зеленые, в лесу уже желтеют – сказывается недостаток света.
Подмоклово – последнее село на моем пути. Еще остается запас времени до обратной электрички, и делаю радиалку к храму. И не зря: его красивый облик на фоне тучных прибрежных лугов становится достойным завершением пути!
Вот и подходит к концу моя Заокская неделя без единого дождя. Несмотря на мелкие накладки в середине пути, все вышло более чем хорошо! Разноцветные поля, голубое небо, чистые реки и тихие дороги в очередной раз очистили меня от скверны. К тому же, по опыту сей поездки у мня появилось вот такое мнение: чем проще и незатейливей питание — там ярче и насыщенней остаются впечатления об ушедшем.
Но, выполнив «обет», можно немного и разговеться – побаловать себя «Русским» пивом и хрустящим картофелем, купленными в уДачном придорожном ларьке не доезжая конечного пункта – платформы 107 км Курского направления МЖД, где в 2012 году начиналась моя первая заокская.
Однако на платформу я прибываю за 7 минут до электрички, и полакомиться не успеваю. Но в вагоне распивать как-то не комильфо, пусть людей и немного. Взяв билет до Красного Строителя у тетки с эпичной фамилией Родина, ограничиваюсь поглощением оставшихся запасов еды. А для распития больше подходит пустая эл-ка на Рижское направление, на которую пересаживаюсь в Текстильщиках, овеянный свежестью после прошедшего дождя.
Накат 49 км (10-14:30), Велегож ~ Страхово ~ Бехово ~ Веселево ~ Подмоклово ~ пл. 107 км.
Все фото этого дня, как обычно, доступны на Я.Фотках.
(трэк полностью не писался, только малыми кусочками, но суть пути отражает)
Добавив к этому 12 км «домашних», в итоге получаю 613 км за 8 дней (7 полных суток). А 12 км вместо восьми вышло потому, что по дороге домой я заглянул к другу и продуктовые ряды на «Водном». Покупаю там сухофрукты, и соседний продавец-кавказец, глядя на мой байк и снарягу, задает вопросы о том да о сем. Пришлось устроить небольшую лекцию, которую с интересом слушали и другие продавцы. =)
…
Новые покрышки Schwalbe Marathon Mondial, заказанные за бугром через Володю, показали себя отлично – и накатом, и антипрокольностью, и сцеплением. Для твердых уверенных дорог – самое то. Один лишь недостаток – дороговизна, особенно ощутимая после «обвала» конца 2014 года.
И в остальном байк сбоев не давал. Разболтавшаяся в июле старая задняя втулка LX была, насколько возможно, подтянута Володей. Остался слабый неустранимый люфт, но с учетом почтенного пробега заднего колеса это в порядке вещей. Поменяю к следующему сезону.
На этом разрешите откланяться. Мира вам и процветания. И – берегите Природу!
Дмитрий Ховрин
Дмитрий, спасибо тебе огромное за твой очень интересный отчет. Честно говоря, писать комментарии мне всегда было лень. Но день за днем, мое каждое утро на работе в офисе начиналось с прочтения твоего рассказа о велопоездке. Прочитав твой отчет ( я его случайно нашел через поисковик, когда читал отзывы о палатке msr, которую хочу приобрести для рыбалки) я загорелся непреодолимым желанием приобрести себе велосипед для путешествий и подобного рода выездов. Это очень классно! Это сама жизнь. Это то, о чем я всегда мечтал. Обязательно пиши еще!
И Тебе спасибо за отзыв! Такие слова и меня вдохновляют на свежие строки и новые свершения! Делиться впечатлениями и опытом — это неотъемлемая часть каждой поездки, без этого все мои затеи станут пустыми. Обмен информацией — одна из главных задач любой цивилизации.
Присоединяюсь к предыдущему отзыву. Очень приятно читать по одной страничке за день, будто и сам там проехал. Места у Искани и Велегожа знакомые, катаюсь туда на авто регулярно.
Да и сам я, когда пишу, как будто заново проезжаю свой путь.
Когда читаю части — открываю карту и одновременно чтению отслеживаю путь автора по карте. Так интересней. Прочитал все отчеты — больно ровные и безмятежные. Надо добавить как у Славика-Байкера в опусах литературноой живинки. Только своего розлива.
Когда в пути случаются приключения или что-то из ряда вон — то да, пишу соответственно. Ну, как уж получается. Подмечено правильно — ровные и безмятежные. Ведь ради этого, по сути, и выбираюсь из дома. 😉 Приключения — это хорошо, но если они не выбивают из колеи.
А вообще конструктивная критика — это хорошо. Век живи — век учись!
У каждого свой стиль. Слава-байкера ждем в этой передаче
http://russia.tv/brand/show/brand_id/59920/