[начало тут]
Собрался всего за полтора часа – это совершенный рекорд! Обычно от просыпа до отъезда у меня проходит 2…2,5 часа, если сильно не разъедаться.
Итак, выхожу один я на дорогу – на «старинную куркинскую дорогу», судя по Wikimapia. И по этой самой дорожке и покачу до самого что ни на есть православного града Богородицка. А по небу, словно стада овечек, плывут пушистые облака.
Ветер так и не поменялся, все еще дует с севера. Но при этом тепло, так что пусть обдувает.
На полях иногда встречаются тракторы, слегка попахивая. А вдалеке заметны отголоски советского прошлого – отвалы-терриконы Подмосковного угольного бассейна.
Б-городицк начинается с бывших шахтерских предместий. Сначала это поселок Жданковский со зданиями какой-то суровой архитектуры.
.
Далее – заросший бурьяном технохимзавод и поселок Горноспасательный.
И только после этого начинается собственно Б-ородицк, а точнее, его восточный мкрн. И тут гляжу – вдоль дороги растут сливы. Висят сотни, тысячи слив! За вчерашний день уже успел по ним соскучиться, хе-хе. Пробую – вкусные, спелые. И начинаю набирать, набирать… Нарвал около 3 кг – «жадность», понимаете ли! Снова положил их в обычные прозрачные пакетики, но разместил по краям вело-сумки, где их ничто не должно помять. А по городу старался ездить аккуратно, избегая встрясок.
Главная примечательность Б-родицка – не стадион «Ресурс», а расположенный рядом дворец и парк. Тут активно ведется строительство дорожек, укладка плитки – в общем, приведение в надлежащий вид этого памятника культуры федерального значения. Въезд на байке свободный, и начинаю осмотр парка с памятника деятелю, который в эпоху Просвещения умудрился прожить аж 95 лет.
.
Храм, колокольня и дворец – вот практически и все, что тут есть.
Дворец был восстановлен в советское время практически из руин, в которые он превратился во время второй мировой.
Закончив с этим, перемещаюсь на другой берег приусадебного пруда, где находится основная часть Б-одицка. Здания тут большей частью советские, но есть и старше.
.
.
.
Старый город имеет веерную планировку улиц, которые сходятся у «городского сада»: это – небольшой ПКиО, примыкающий к усадебному пруду.
Дав кругаля по историческому центру Б-дицка, направляюсь к «Магниту». Как выразился harddm на Веломании, к самой важной примечательности для велотуриста в любом городе. Прошло трое суток с начала поездки, так что не грех и затариться.
В начале сей повести было упомянуто о моем воздержании. Оно в силе, и я не покупаю мясного, сырного, спиртного, уксусного, дрожжевого. А вот без сладкой жизни не могу – в дополнение к меду у меня есть горький шоколад, кунжутные и подсолнечные козинаки, сливочные конфеты «Cream-fudge» типа «Коровки» и даже НЗ сахара в тюбике.
В целом, дороги в Б-ицке весьма неплохи (для тульских). Но вот асфальт у админской почему-то в дырах и колдобинах.
.
Наконец, мне остается посетить станцию Жданка. Тут чрезвычайно опрятно, и есть скверик с причудливой композицией.
Видимо, этому причина – обособленность: станционные объекты принадлежат не городу, а Мск ЖД.
Здание вокзала и памятник Бобринскому я уже видел годом ранее из окна поезда РА2. Можжевельники, обрамлявшие полукруг, теперь в разы поредели – наверное, не прижились.
На этом трехчасовой объезд 30-тысячного райцентра закончен. Дальше на запад, после пересечения двух трасс М-4 (бесплатной и платной), мой путь пролегает вдоль реки Уперта – притока Упы, спуск к которой начинается с «победной» арки, чем-то напомнившей мне арку «Страна коньяков» у Коктебеля.
В Иевлево, проскакивая по мосту над рекой, жму на тормоза, так как под мостом замечаю удобное место для купалки. Вода в речке чистая, и даже родник рядом есть: пока сидел на берегу, полускрытый травой, наверху остановилось авто, и мужики с баклашками спускались вниз.
Здесь же и приступаю ко второму сливовому обжиралову за этот поход. И снова поневоле: как и в прошлый раз, плоды массово потрескались и потекли. Не все, но сильно больше половины. М-да… Так дело не пойдет, впредь в пакетах такое количество слив возить не буду. А что делать сейчас? Поглощать! Так что, вымыв предварительно в реке, решаю лопать их до тех пор, пока не надоест. В итоге осилил килограмма два без учета косточек. Жесть… Больше не могу! Но, в любом случае, остается только сливовое месиво, которое сливаю в траву.
Набитое пузо не заставило долго ждать и вскоре заныло. Готовый отправиться дальше, понимаю, что мне срочно нужны какие-нибудь заросли или кусты. На мою удачу, таковые нашлись неподалеку. Потом набираю воды в роднике-лужице, и только после этого продолжаю движение на запад.
Но живот не успокоился – в нем разразилась настоящая революция, и к нытью добавились колики. Эх, все-таки сливы – это вам не вишня или малина, коими объедался в июле на средней Волге… Вишня набивает оскомину, и ее так не объешься. А после малины со мной все было прекрасно. Сливы же в таком количестве – только для любителей «острых» ощущений.
В своей аптечке вожу только один вид таблеток – активированный уголь. И вот, он-то мне и нужен – четырех пока хватит… Вскоре немного отлегло, но оставшийся день я себе испортил капитально. А последствия давали о себе знать еще и на следующий день. Вот тебе и «разгрузочная» поездка!
…Село Иевлево отличается облезлой школой и ДК. Может, их просто подготовили к покраске?..
А дальше начался самый смак, и продолжился до конца дня. Но его сильно омрачали боли в животе…
.
.
Накат 62 км (10:30-20), ур.Мусальцы ~ Богородицк ~ Иевлево ~ Горки ~ Алексеевка ~ ур.Хилково.
Встал на пологом склоне в 800 м от реки Уперты на месте бывшей деревни Филково (Хилково), некогда имевшей не одну сотню дворов. Место не ахти какое – среди высокой травы у ольховых деревьев. На той стороне реки есть движуха – стоит какая-то одинокая сельхоз-постройка, а вдоль берега изредка светят фарами автомобили. На небе появились тучки. Посмотрим, что будет завтра…
Все фото дня — на Я.Фотках.
День 5
По привычке выбрал такое место для стоянки, чтобы утреннее солнце было закрыто листвой. Но на этой раз – зря: высокая трава создает дополнительную влажность, и утром вся палатка была настолько мокрая, что капли изредка срывались с «потолка» прямо мне на спальник. Да и снаружи как будто дождь прошел, которого не было. Пришлось пустить в ход полотенце в качестве промокашки.
Видимо, по причине той же влажности подглючивала горелка, «плюясь» неравномерным пламенем. Хм… В стране столько газа, а баллоны используем корейские…
Вдруг слышу шорох за деревьями. Кто-то идет! И правда – метрах в десяти показывается семья оленей, каких-то рыжих, не особо разглядишь. Кажись, четверо. Встаю над травой, и, заметив меня, звери бросаются врассыпную. А один неопытный олененок несколько секунд медлит, издает краткое «пи!» и бежит в другую сторону.
Как это часто бывает, новый день открывает новое видение моего местечка. Не так все и плохо, и виды на долину очень даже красивы.
Вчерашним вечером и в начале ночи было тепло – даже через полтора часа после заката сидел в одной майке. Но к утру ощутимо похолодало, ниже +10. Прошлой ночью было градуса на два теплее. А тут еще и высокая влажность препятствует быстрому прогреву воздуха, поэтому двигаюсь в путь, так и не дождавшись просыхания палатки. Ну не беда, вечером досушу.
Ветер, однако, сегодня прохладный и к солнечным ваннам не располагает. Но я не ропщу – это же 24 августа, причем понедельник: надо быть готовым ко всему! В этот предосенний день, именно в понедельник, я и появился на свет воздух много лет назад. То, что сегодня [пока что] нет дождя – это уже прекрасно! А слабое похолодание я переживу, не впервой. Дважды за последние лета (леты?) именно 24-го числа резко холодало, и начиналась климатическая осень.
Через 300 м от места моего ночлега я вторгся в Щекинский район, а еще через 2 км обнаружился сосновый лесок и редколесье на возвышении. Совсем немножко не доехал до хорошего места – такое случается нередко.
.
Проехав очередную покинутую/вымершую деревню и обогнув вымирающее Скородумово, приближаюсь к Пирогово-1 с населением более 100 жителей. Но и тут жизнь еле теплится, а техника — ржавеет…
.
Пирогово-2 (около 25 жителей), расположенное по другую сторону реки, подает надежды: тут даже есть новые сельхоз-постройки. Правда, жителей что-то не видно. Поэтому фраза «кто не работает, тот ест» приобретает новый смысл: если никого не видно на улицах – значит, работают; а кто не работает – тот ест. Ибо время обеда!
Мне тоже не помешает пополнить запас калорий, и для этого неплохо подходит остановка у села Ржаво, в котором развалины храма до сих пор используются под зерносклад.
.
Остановка, конечно же, ржавая. А рядом в траве обнаруживается большой пес с облезлым хвостом. Он как-то грустно посматривал на меня и мой скарб, пока я питался, но подойти не решался. Но вот я перехожу на ту сторону, чтобы попробовать яблоки с придорожной яблони, которая растет ниже насыпи шоссе. Спустившись, я почти скрываюсь из виду, но краем глаза замечаю, как пес встает и робко шагает к моему байку. Эту попытку пришлось пресечь, как, впрочем, и следующую.
А вообще пес выглядит старым и несчастным, и как будто просит прощения за свою глупость, как гласит выше чья-то надпись на стене…
Горьковатое яблоко, которое я надкусил и выкинул, он есть не стал, и молчаливо уселся на прежнее место в траве, продолжив коротать свою собачью жизнь…
Ну а я, наевшись, продолжаю движение по асфальту, начавшемуся в Пирогово. Однако вскоре с него сворачиваю на грунты, чтобы срезать крюк до станции Лазарево, где хочу немного пофоткать.
На пути продолжают радовать живописные виды.
.
Бодро скатываясь с холма, вижу в низине и станцию, и поселок. Возникает вопрос: как туда съехать?
Сквозной спуск через деревню Ломовка мне удается найти не с первой попытки. Мост через речку в низине и подъем на ЖД – тоже. Потеряв минут 20 на ориентирование, наконец, достигаю станции, где совершает маневры интересный рельсошлифовальный поезд. Через несколько минут его дополняет редкая гостья станции – электричка Тула-Орел, также 4-вагонная.
Отправление ЭМ2-014 совпало с моментом, когда РШП-48К выпустил эпичный сгусток дыма, и это заснято на видео. Всем любителям ЖД смотреть обязательно! (для fullHD жмите там «скачать»)
В поселке недавно построили свежую «Пятерочку» с нелюбимой мной велостоянкой.
В некоторых подобных «5-ках» есть тамбур между дверями, но при наличии «парковки» байкеров оттуда гоняют. А оставлять вел с поклажей совсем на улице как-то стремно. Поселок не маленький, но и не большой. Тутошняя «атмосфера» мне по душе, посему решаю-таки оставить вел на привязи вместе с сумкой. В «5-ке» покупаю несколько переспелых желто-коричневых бананов (люблю именно такие), 1 л сока «Rich рубиновый апельсин» (рублей за 60 по акции), тульский творог 0,5 кг за 111р, пачку хлебцов, 300 г хлеба с семенами и что-то еще. Все же не выдержал на пятый день – захотелось вкусного темного хлеба, пусть и на дрожжах. Впрочем, он был не первой свежести, поэтому не так и вкусен. Дня через два купил по пути такой же свежий – уже лучше, но все равно не фонтан. Сок же попробовал сразу по выходу из магаза. Может быть, работники дочерней компании ZOG «кока-колы» в него напихали что-то сверх апельсиново-морковного состава, но это – бомба: такого вкусного сока я не пил очень давно!
Мой дальнейший путь должен вывести к селу Крапивна у Большой засечной черты. Внимательно смотрю карту и решаю несколько км ехать на север вдоль ЖД, а потом вдоль речки Солова до местного асфальта. Сначала все идет по плану.
От Прудов к трассе М-2 ведет раздолбанный асфальт, где я лихо разгоняюсь на спуске, проскакивая мимо пары-тройки местных на советских дорожниках.
После перехода через М-2 начинается какой-то некислый колхоз, чем-то похожий на военный городок. Но КПП здесь нет, несмотря на въездные ворота.
Однако, проехав через жилой сектор, упираюсь в закрытую сельхоз-территорию. Попытка найти дорогу из этой «Новой жизни» затянулась почти на полчаса и закончилась 300-метровой пешкой по перепаханному полю. В результате я оказываюсь довольно далеко от речки Соловы – что ж, поеду полями-проселками до села Пришня, а Крапивну придется отложить на завтра.
.
Мне остается лишь покориться «грунтовому беспределу» – так я назвал последние три дня ввиду относительно большой (для меня) доли неасфальта среди дорог.
.
Не доезжая Пришни делаю передых у лесополосы с целью перекуса и, так сказать, рекогносцировки. До заката чуть больше часа – надо бы хоть приблизительно прикинуть место ночевки. Гружу в планшет спутниковые снимки.
А вот воды-то у меня маловато остается – как-то не попадалось мне сегодня ее источников. Придется заехать в Пришню, которая оказывается типичным таким агрогородком – много однотипных домов. Ни колонки, ни колодца я тут не обнаружил, а магазины все мимо проскочил. Ну и ладно, обойдусь. К тому же, еще остался сок.
Шоссе на Крапивну мне не понравилось – тесное какое-то и без обочин, а закат уже совсем на носу. Решаю ехать южнее и залечь на ночь где-то по пути.
Вокруг – штиль, и в воздухе недвижно висит черноземная пыль. Хоть топор вешай, как говорится. В некоторых ложбинах пыли нет, но в большинстве — есть. К востоку отсюда такого не замечал. Или все дело в почти полном безветрии? Впрочем, у июньского Мценска грунтовки тоже были пылеватые. Создается мнение, что такая эрозия почвы – особенность западной части черноземья.
.
В такой пылище мне ночевать совершенно не хочется, и кручу дальше в наступающих сумерках, а подходящего места все нет и нет… И вот, наконец, вижу в стороне от дороги холмик с высокой травой и кустами у злакового поля – там можно и затаиться. Пробившись к нему сквозь траву, понимаю, что с дороги меня все же видно. Но деваться уже некуда, темнеет – пометавшись вдоль края поля, у этого самого края и залег. Как и вчера, на месте покинутой деревни, на этот раз – некие Казачьи Выселки. От дороги меня отделяют всего 100 м, но ведет она в почти пустое село Драгуны, и за вечер проехали всего две авто. Одна из них на время остановилась, и оттуда кто-то выстрелил, неслабо напугав меня…
Вот так непутево закончилось это противоречивое 24 августа. Днем было не выше +20, а ночь и вовсе обещает быть зябкой – уже около +10 и холодает…
Накат 66 км (12:30-20:30), ур.Хилково ~ Пирогово ~ Лазарево ~ Карамышево ~ Пришня ~ ур. Казачьи Выселки.
Все фото дня — на Я.Фотках.
Окончание похода ==>
Почитал, как говориться, на сон грядущий. Очень жалею, что не смог поехать с тобой в этот поход. Дороги прекрасны, виды удивительны. Даже вкус слив почувствовал на языке.
А на карьеры специально не поехал? В моём списке Богородицк отмечен именно карьерами. ну и парк разумеется.
У мня не было каких-либо данных о примечательностях окрестных карьеров. Если они, конечно, без охраны.
Давно без охраны. Там терриконы и озёра красивые. Вроде бы. Сам-то я не доехал пока 🙂
Ну круто, есть повод вернуться. Можно и вместе рвануть.
Улицы города расходятся веером от Дворца, ЦПКиО было пристроено на берег пруда при Советской власти. Технохимический завод закрыт и распродаётся за долги, но именно он был основным поставщиком кристаллов при постройке Большого Андронного Колайдера в Церне.
Надо же… а теперь завод зарос бурьяном. Технологичные производства у нас не прижились после перестройки. Съехали в чайну и ЮВА. У нас только собирают из готовеньких частей — это дело нехитрое.
Как раз после перестройки технологичные производства еще несколько лет неплохо себя чувствовали. Особенно на пользу им пошел 1998 год. Те предприятия, которые как-то трепыхались в условиях рыночной экономики, и делали что-то сами, вздохнули свободнее, и начали расширять производство, вкладываться в НИОКР. А вот в середине 2000-х вся промышленность (кроме сырьевой) как-то дружно стала загибаться.
Что-то превратилось в торгово-развлекательные, офисные и складские центры, а большая часть — в руины.
Нужно факты. Верится с трудом, что в 90-00е что-то производили, кроме самого необходимого.