Поездка на велосипеде в Завидовский заповедник — BikeLifeForms

6 июля 201621:49

Поездка на велосипеде в Завидовский заповедник

Много есть мест, где недалеко от дома можно хорошо прокатиться на велосипеде, да и в целом отдохнуть душой. Но есть место, куда меня непреодолимо тянет год от года каждый раз, и имя этому месту — национальный парк «Завидово».
Много ходит слухов об этой таинственной земле лесов и болот. Много рассказов и историй.

Первый раз я узнал об этом крае из семейного фотоальбома, где находится фотография с моим дедом, генералом Красной Армии. На этой фотографии мой дед запечатлен вместе с некоторыми членами ЦК КПСС во время охоты на лося. Позже я обязательно сделаю скан этой фотокарточки, когда снова поеду в те края.

Первый же раз попал я в Завидово в далёком 2004 году, и с того времени посещаю данный заповедник каждый год. Многое было интересных встреч за эти годы с егерями, охраной заповедника да и просто местными краеведами — любителями побродить по этим запретным землям.

Уникальная природа, чистейший воздух, бесконечно долгие ровные асфальтовые дороги, вековой труд работников заповедника делают Завидово одним из самых лучших мест для различного рода отдыха на природе. Конечно, кто-то считает, что есть места и не хуже, но завидовская аура по-своему величию и благородию все равно берет верх над ними.
Конечно, в заповеднике существует пропускной режим, запрещён туризм и различная хозяйственная деятельность и перемещение автотранспорта. Но имея пропуск в данную зону или хотя бы приглашение от местных жителей, вы без особых проблем вы окажитесь в этом удивительном месте. Иногда можно проехать и без пропуска, на свой страх и риск, если охрана на пропускном пункте вас пропустит.

Поэтому, отправляясь в Завидово, вы всегда должны иметь запасной вариант маршрута на случай подобного недоразумения, а также помнить, что большинство заповедных дорог созданы отнюдь не для общего пользования. В общем, это место явно не тех, кто накладывает от ужаса в штаны при  встрече с государственной охраной и прочими сильными мира сего.

В последние годы, после того как в 2012 году я разведал практически все грунтовые и асфальтированные проезды в заповеднике, интерес к нему у меня немного поугас. Ездил туда я пару раз в год в грибной и ягодный сезон, не накатывая по запретной зоне особо больших расстояний.

Однако в конце июня этого года я все же решил тряхнуть стариной и снова посетить данные земли. Ну а мой хороший друг Дима решил также разделить со мной все тяжести и радости дорог Завидовского национального парка. Поездка заранее не планировалась. Дела сложились так, что на буднях появилось нежданно и негаданно 36 свободных часов, которые мы решили потратить на велосипед и общение с природой.

Стартовали мы весьма поздно по Рижскому направлению железной дороги. Билеты покупать не стали, а без проблем договорились с контролерами на полцены. За велосипеды с нас, естественно, ничего не взяли, так как я открыто заявил контроллерам, что специально не купил билеты в кассе, чтобы поддержать их семейный бюджет.

После Истры мы в вагоне остались только мы и небольшая компания волоколамских любителей побухать в электричке, которые нам ничем не мешали, а наоборот создавали антураж настоящей загородной поездки в российскую глубинку. Ехалось легко и вольготно, что ни в какое сравнение не шло с автомобильной заброской. Все-таки салон электрички, да еще и пустой, гораздо комфортнее салона легкового авто.

Вышли мы на пл. Матренино, откуда у меня имеется 5-6 вариантов грунтовых проездов до самого Теряево. Поскольку выехали мы не рано, я решил выбрать один из самых коротких.

веломаршрут в подмосковье

Оказавшись более чем в 100 километрах от Москвы, задышалось нам совсем легко, и мы, посвежевшие, погнали наши велосипеды к завидовским землям.

Сельская жизнь на волоколамских высотах давно уже сменилась дачной. Здесь уже не услышишь вой мотора трактора, кряканье уток и гусей, а голос коровы, наевшейся в жаркий знойный день травы и мечтающей скорее избавиться от молока, и вовсе стал большой редкостью.
Зато с большим усердием люди строят новые дома в поселках и, конечно, же обносят их заборами.
Перед подобным забором, пусть и не очень страшным и не самым большим нам с Димой пришлось оказаться.
Забор вырос буквально за один год, отгородив от нас очень стратегически важный участок дороги.
Возвращаться около 2 км назад нам, естественно, не захотелось. Лезть тоже, поэтому мы решили его выпилить.

веломаршрут в подмосковье

В качестве инструмента для выпиливания я использовал швейцарский нож, который имеет в своём арсенале небольшую ножовку по дереву. Мал золотник, да дорог! Так и пила в этом ноже очень небольшая, но способна на многое.

Всего за пару минут лаз был готов, и мы, довольные, покатили дальше навстречу приключениям, а забор был непоколебимо побежден.

Помимо подобной пилы порой мне приходиться брать кусачки и разные другие приспособления для борьбы за свободу велосипедного движения в России.
Особенно подобный инструмент может пригодиться в Воронежской области, где колючей проволокой фермеры вопреки любому здравому смыслу и законам преграждают стратегически важные грунтовые проезды на полях.
Вскоре дорога с насыпью окончилась, и мы оказались на грунтах. Трудно передать красоту данных мест по фото, но все же попробую.

веломаршрут в подмосковье

Наш трек шёл вдоль бесконечных лесов и полей. Дорога стремительно несла нас вниз, после чего всегда шёл очередной подъём.

Вечер — это самое лучшее, что может быть жарким летним днем. Вспоминается песня «Подмосковные вечера». Они действительно удивительны в этих местах.

Забравшись на одну из самых высоких точек в Волоколамском районе, мы перекусили.

веломаршрут в подмосковье

На ужин я заботливо приготовил из дома несколько небольших шаверм. Прилагаю вашему вниманию технологический процесс изготовления данного блюда.

Многие велосипедисты балуют себя покупным шашлыком и разного рода готовыми блюдами, которые, как правило, приготовлены из третьесортного мяса, давно потерявшую свою свежесть. Подобным блюдам, приготовленным в сомнительных заведениям грязными руками, мы с Димой не доверяем, и все что нужно для утоления чувства голода берём с собой. Аппетита нам добавило красивейшее вечернее небо.

национальный парк завидово

После ужина начался стремительный спуск к Теряево.

Мы неслись сломя голову навстречу багровому закату и золотым куполам Иосифо-Волоцкого монастыря. Глядя на его стены, православные кресты и золотые купола, хочется мыслями и сердцем непременно обратится к господу Богу.
В самом Теряево мы пополнили наши запасы продовольствия и устремились по тихому асфальту в Завидово.

В Кузьминском нас никто встретил, и мы спокойно оказались на разбитом грейдере, а потом на тихом асфальте, идущем вдоль деревень. Езда по этим местам в вечернее время — это настоящая сказка для любого велосипедиста.

национальный парк завидово

Проведя в седле не один десяток километров, уже ночью мы покинули пределы заповедника и с первыми лучами восходящего солнца встали сразу за его пределами с палаткой на ночлег в великолепном месте у небольшой чистой речушки.

Однако утреннее солнце не дало нам как следует выспаться, но все же 4 часа мы отлично проспали на свежем сосновом воздухе. Пока суть да дело, фотографируем наши спортивно-туристические снаряды.

Мой старый и добрый Cannondale Furio 2003 года выпуска. Сказочный аппарат, рама которого сварена в США.

национальный парк завидово

А это титановый Titus Димы. Тоже классный велосипед, собранный моими руками зимой 2016 года.

В эту поездку мы не брали ни спичек, ни горелки. Завтрак застал нас у речки на берегу, в том же месте, где мы ночевали.

Место нашего ночного лагеря действительно классное. Разведал я его еще 6 лет назад. Тут и сосновый лес и полянка и песчаный заход в воду, а главное, что тут совсем не бывает людей. Ну и до Ленинградского направления ж/д рукой подать.

национальный парк завидово

Позавтракали мы йогуртом с мюсли, закусили шоколадкой и поехали снова в Завидово по моему маршруту 2007 года. Трек оказался, как всегда, прекрасен. По всей области вырубаются леса, строятся заборы, и только здесь ничего не меняется не один десяток лет. Прекрасные сосновые боры создают тень в жаркий день.

В полях цветут ромашки. (upd: это нивяник)

Воды завидовских рек чисты и прохладны в летний день.

национальный парк завидово

Грунтовки зовут путников за собой долгие десятки километров.

Асфальт здесь вылизан и простирается на не одну сотню километров. Тишина и пустота. Лучшее место для любого московского мизантропа.

Накатав по заповеднику приличное количество километров, под вечер мы решили с Димой разведать один интересный проезд, но увы, мы немного ошиблись с навигацией и вернулись обратно. Объелись земляники и спокойно покинули заповедник через пост охраны. После чего бодро вкрутили в Решетниково на конаковскую электричку. Проезд обратно обошелся нам совсем копейки, и в 20-30, уставшие и довольные, мы оказались уже дома. Ну, а про Завидово… Наверное, каждый решает для себя сам, где ему стоит кататься, а где нет, но тем не менее, зона эта запретная, и в последние годы без лишней надобности я там не появляюсь.

remont_velosipedov

1. Андрей:

Написано с душой и видно, что автор искренне любит природу. Мы тоже катались в июне в тех краях проехали от Шаховской через Синцово и Козлово до ст. Завидово. Никаких проблем не было, нас было 4 человека. Ездили в воскресный день.

1. Владимир Кулигин:

Спасибо за комментарий. Через Синцово тоже много раз катался, но там немного скучновато получается слишком уж много асфальта и одна дорога как стрела. Больше люблю заковыристые треки в тех местах, во первых интереснее чередовать асфальты и грунты ну и в целом спокойнее катается.

2. Павел:

А можете дать ссылку на это место с красивой асфальтовой дорожкой с последней фотки?

1. Владимир Кулигин:

Там огромная куча подобных дорог. Только надо понимать, что большая часть из низ — это запретная зона и можно легко нарваться на штраф и прочие неприятности, если у вас нет разрешения. Снято недалеко от Китенево.

1. Я вам страшную тайну открою.

Таких дорожек, как на фото, в тех местах и правда огромная куча. Причем большая их часть расположена вне заповедника. То есть по ним вполне можно кататься в любое время суток, не спрашивая ни у кого разрешения.
        Не далее чем в прошлую субботу катнул там по похожим дорожкам, вообще не зацепив этот якобы «заповедник».
        трек — тут: ТЫНЦ
        фотки- тут: ТЫНЦ

Катайтесь там, собирайте грибы с ягодами, отдыхайте и получайте удовольствие.

Только срач после себя не оставляйте, пожалуйста… (велосипедисты обычно весь мусор с собой увозят, а вот граждане на четырехколесных конях, почему-то уже не всегда. )

1. Владимир Кулигин:

Да, хорошие места, однако ехать до них от ж/д станции на велосипеде считай как минимум 60-70км, а это полдня, как правило. На машине тоже минимум пару часов, деньги на бензин считай почти 1000 руб, надо машину где-то оставлять, опять же это риск. У товарища недавно под Коломной стекла побили. А Завидово, оно совсем под боком, рядышком. Час на электричке до Клина и часа полтора своим ходом и ты уже на природе. Да и тихо там, в плане гопников и прочих нехороших компаний. Другое дело охрана и прочие сильные мира сего, они, конечно, иногда напрягают.

1. Кирилл:

Как бы нам найти эти шоссе?

3. Григорий:

Класс! За забор отдельно респект и уважуха))! Нафиг все заборы, границы и запреты. Молодца! А места и правда лучшие. Как же хочется покататься по настоящему сосновому лесу.

1. Владимир Кулигин:

Приезжай в гости прокачу тебя без проблем по самым лучшим местам. Кстати не за горами август уже. Думаю рвануть как раз в ваши края на недельку матрасно прокатиться и отдохнуть.

1. Григорий:

Большое спасибо за приглашение! Вряд ли в этом году. А соберешься к нам, как-нибудь оповести, кто его знает как жизнь повернется, может быть пересечемся.

4. Надо сказать, что завидовский заповедник, на самом деле (если называть вещи своими именами) не является заповедником. И не являлся никогда.

Аргументы: Заповедник (с точки зрения закона) — такое место, где природная среда сохраняется в естественном состоянии и любая экономическая и иная деятельность запрещена полностью. В отличие от нац. парков, заказников, и прочих ООПТ, где на хоз. деятельность и установлены определенные ограничения, в заповедниках любого антропогенного воздействия не должно быть вообще.

Исключения, конечно, есть, но их немного, и все они перечислены в ФЗ № 33, Часть 2, ст 9, п 2:

На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
    а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
    б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
    в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
    г) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
    д) выполнение научно-исследовательских задач;
    е) ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;
    ж) осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Все остальное там должно быть просто запрещено.

Так что на территории заповедника должна быть категорически запрещена любая охота. Для всех, а не только для холопов. Как это соотнести с огромным количеством вышек для охоты на кабанов/лосей?

1. Григорий:

Очень интересная тема достойная отдельной беседы. Я как-то специально погрузился в российское законодательство касательно заповедников на предмет прохода по ним на байдарках. Получается, что в принципе можно, но с разрешения. Вот по дорогам не знаю. А вышки кстати не могут ставиться просто для контроля и пересчета животных? Охота однозначно не допустима, ту даже говорить не о чем. Надо специально прогуглить по завидовскому заповеднику.

1. А вышки кстати не могут ставиться просто для контроля и пересчета животных?

Интересный способ пересчета. Впрочем, все в духе современных нравов (Кражу чужого имущества можно совершить совершенно легально, достаточно назвать ее «приватизацией»).

2. Григорий:

Ну да, Завидово имеет статус нацпарка, а не заповедника и охота там видимо была всегда. Исключительно для высоких лиц. Так что вы правы.

1. В нац парках тоже есть ограничения на хоз деятельность, но они не такие строгие, как в заповедниках и в заказниках.

У нас Лосиный Остров, Мещера, Угра, Валдай — это все нац парки. Да, там запрещено разводить костры абы где (только на отведенных для этого местах) Если готовишь на горелке — сколько угодно.
        Там запрещен въезд автотранспорта в лес. (механические транспортные средства могут ездить только по дорогам, типа к населенным пунктам). А на велосипеде, лыжах, пешком — сколько душа желает.
        Там нельзя ставить палатки абы где. Только на оборудованных для этого площадках. В нац парке можно собирать ягоды и грибы (промышленная заготовка запрещена, а для себя — собирай, сколько упереть сможешь).

(впрочем, в границах нац парков могут быть выделены отдельные зоны с режимом, как у заповедника, но это оказывается очень небольшая часть парка).

В некоторых нац парках установлена плата за пребывание на их территории. Тогда на въезде стоит табличка с расценками (довольно гуманными), и касса. И опять же, любой желающий может на территорию нац парка пройти и отдыхать там.

Но чтобы в нац парк «Посторонним вход запрещен», а охотиться можно? Так вот, как закоренелый правдоруб, хочу назвать вещи своими именами: Завидово — это не заповедник, и не нац парк. Это всего лишь место для удовлетворения высшими кастами своих низших потребностей. (а потребность убивать ради удовольствия иначе как низшим инстинктом назвать не могу)

Холопам типа нас с вами там делать нечего.

5. Скоров Александр:

Покатушки в Завидово — сколько лет туда езжу, не надоедает. Как будто окунаешься в сказку.
    В Шубино живёт Дмитрий с Веломании. У него можно оставлять машину. Недавно ездил на разведку в Ульяново на Шоше. Договорился с дачником по поводу стоянки автомобиля. А, у Вас есть варианты, всё-таки иногда на машине выехать полезно для разнообразия.

1. Владимир Кулигин:

Иногда на тачке катаемся. Иногда с Максом, иногда с Димой. Вот через неделю поедем в Липецкую область на 4-5 дней. На Шошу можно было сгонять, было бы время, что называется.

6. 2М62У:

Мы поехали за город, а за городом — дожди.
    А за городом — заборы, за заборами — вожди.
    Там трава несмятая, дышится легко.
    Там конфеты мятные, «птичье молоко».
    За семью заборами, за семью затворами

Там и фауна, и флора, там и галки, и грачи.
    Там глядят из-за забора на прохожих стукачи.
    Ходят вдоль да около, кверху воротник.
    Там сталинские соколы кушают шашлык.
    За семью заборами, за семью затворами
    Сталинские соколы кушают шашлык.

А ночами, а ночами, для ответственных людей
    Для высокого начальства крутят фильмы про $%&дней
    И сопя, уставится, на экран мурло.
    Очень ему нравится Мерилин Монро.
    За семью заборами, за семью затворами

Мы устали с не привычки, и сказали «боже мой»
    Добрели до электрички и поехали домой.
    А в пути по радио три часа подряд
    Нам но демократию делали доклад.
    А за семью заборами, за семью затворами
    Не доклады слушают, а шашлык едят.

(С) А. Галич.
    Написано в 1961 году, но по сути ничего не изменилось.

На землях сельхоз назначения у нас сейчас растут только коттеджи и заборы. Где этот забор находится, чтоб знать на всякий случай?

1. Полцарства в крови, и в развалинах век,
      И сказано было недаром:
      «Как ныне сбирается вещий Олег
      Отмстить неразумным хазарам»

И эти, звенящие медью слова,
      Мы все повторяли не раз, и не два.

Но как-то с трибуны большой человек
      Воскликнул с волненьем и с жаром :
      «Однажды задумал предатель-Олег
      Отмстить нашим братьям хазарам»

Уходят слова и приходят слова,
      За правдою правда вступает в права.

Так помните, люди, и знайте вовек,
      И к черту дурацкая смута:
      «Каким-то хазарам, какой-то Олег,
      За что-то отмстил почему-то!»

И это преданье седой старины —
      Пример для историков нашей страны!

Тоже А. А. Галич.

7. Вячеслав:

а есть какая-нибудь карта с блокпостами (или как они это все контролируют). тоже покататься хочется, но без знания маршрутов сложно будет? есть карта маршуртов?

Карты, увы нет.

8. Натали:

Живу в заповеднике . Асфальтированных дорог в лесу много и они отличные . На авто проезд по ним запрещён, к велосипедистам относятся лояльно , но если ожидается приезд правительства , то все оцепят и в лес не попасть . В лесу легко можете попасть на охрану госкомплекса . Могут придраться , что вы тут делаете и даже оштрафовать , штраф на 2020г — 4000р . Не в коем случае нельзя жечь костры .