[начало тут]
Чем выше солнце – тем сложнее ориентироваться по нему. Такая мысль пришла. Еще заметил, что степные запахи здесь сходны караларским, а Дон – вроде границы природных зон. К тому же, меловые холмы создают свой микроклимат. А комары… Да, это было что-то! Как в 2012 на Арабатке. Ничего, выжил. Проходящие внизу поезда почти не мешали, слышно их было слабо, в отличие от всяких катеров, прогулочных и не очень.
13 мая, день 4 – Дивногорье, Коротояк
Внизу все по-другому. Лопухи растут.
Где-то дальше – пещеры Ухо и Каземат, но, как выяснилось позже, лазы – на крутом склоне, укрепленном сеткой для защиты ЖД от обвалов. Нафиг-нафиг!
Заодно, еще раз обломался с белой «дорогой» на космоснимках. Так что поехал обратно по пойме до Селявного, а оттуда уже по верху, мимо той же расщелины-«дороги».
Музей-заповедник «Дивногорье» начинается с тройной живописной ЛЭП.
Перед монастырем у Малых Див переоделся в треники, что дважды правильно: устав уставом, а змеи змеями.
Далее – «скала одинокой монахини» в очередной расщелине.
Замечу, что этот велопоход я снова был в босоножках, кроссовки не брал. И снова это себя оправдало. Сцепление хорошее, а чтоб вытряхнуть песок-землю-мел, достаточно потрясти ногой. Конечно, для серьезных залазов лучше иметь кроссовки, а мне-то всего единожды потребовалось идти на всех четырех лапах, как раз к той скале.
Каньон – громко сказано, но складчатая балка довольно красивая.
А отдельные участки напоминают плоскогорье у Ай-Петри!
Архео-парк «Маяцкое селище» располагается в проплешине государственной защитной лесополосы Воронеж-Ростов (узнал позже). Как и курганы неподалеку. Хотя, с курганами, скорее, наоборот – они тут были задолго до.
Вдруг на небольшой смотровушке встречаю кантрийщиков из города Лиски. Конечно же, мы поговорили о нашей вело-жизни.
.
Что-то мне надоедает мощено-сыпучая пешая дорожка, и делаю крюк вниз через хутор. А тут – чудо-сарайчики, музейчики, кафЭ, сувениры и… никого нет. Оно и понятно, понедельник – выходной день. Я снова вовремя.
В завершение своей программы я прибыл… в начало тур.маршрута у платформы 143 км.
Оставил байк и направился к Дивногорскому источнику. А он либо пересох, либо чисто декоративный, пусть и памятник природы.
Для полноты картины надо подняться по той лестнице к «Большим Дивам».
Над уступом летали парапланеристы-материсты. Летали туда-сюда и матерились.
Все, спускаюсь к ЖД – надо что-то пожевать и двигать дальше. Пока жую, подкатывают те самые кантрийщики со смотровухи! Ну, раз такое дело, мы еще потрепались, обменялись контактами и сделали групповое фото на память; на нем я вышел жутким кощеем-дистрофаном, так что не покажу! Распрощавшись с парнями и с Дивногорьем, двинул низинами к селу Коротояк.
Как и у Белогорья, здесь в 1942 был остановлен враг, о чем свидетельствуют несколько памятников. И действует «Вечный Огонь». Возможно, зажгли временно, на майские…
На улицах начинала бродить гопота, и я поспешил на выезд, высматривая вокруг воду. Но безуспешно. Обратившись к подростку, получил ответ, что вода есть у вышки на краю села. Видимо, у водонапорной башни. На краю села я колесил минут 15 – кругом сплошные вышки, но ни одной башни! Что ни говори, логика сельская отличается от городской.
Отчаявшись, кручу к ближайшему двору, где мужик мне проясняет место. Это оказалась колонка у подстанции, к тому же – пожарный гидрант. Поначалу не заметил. А вода хорошая, питьевая.
Закат встретил на землях мордовского корсара…
На такой грустноватой ноте сворачиваю с дороги метров 300 вдоль поля и встаю на ночь в укромном месте у рощи.
Накат всего 44 км (вел) +4 км (пешка) (12:00-21:20), зато погулял и пообщался!
Больше фотографий — на я.фотках.
14 мая, день 5 – Сторожевое, ‘бросок’
Опять ночью где-то тарахтел траХтор, но в этот раз нет мошки! и комаров немного. Само место привала видами не выделяется, просто примятая трава у деревьев. Что ж, глазам тоже нужен отдых! Вокруг поют птицы… Кто-то загадочно мурчит – наверное, голуби курлыкают.
Между тем, мои гаджеты разряжаются, кроме планшета – надо рвать когти 100+ км на Воронеж, где запланирована ночевка в хостеле.
После вчерашнего великолепия день начинается скромно. Еду дальше на север, к селу Девица.
Заметил, что «Копейки» меняют на «Оки», 6-ки на 10-ки. И много синих-голубых «украинских» оконных рам.
Далее пошла живопИсь и закончилась только к вечеру.
.
.
За Титчихой – несколько км пойменного леса, чем-то напоминающего прикавказский (у Колыбелки тоже был похожий). И кукушки здесь кукуют по-другому – чаще и тоном выше, чем в Подмосковье. Вспомнил крымское Щелкино – там еще чаще и выше.
Дальше – больше.
Снова пищат сурки.
Рядом есть родник. Пьешь воду, а тебя пьют комары и сверху оплакивают ивы.
Колея вдоль берега стала совсем редеть, а вокруг – меловые горки. Возвращаться не люблю – пришлось лезть на одну из них. Это было жесточайше – солнце жарило, и я перегрелся… В качестве утешения открылись виды.
.
.
Виды и не думали закрываться: на том берегу — сосны и Нововоронежская АЭС.
Вскоре вижу колонку – обливаюсь водой. Уфф… охладился! Тут меня окликает мужик: «Молодой человек, я щя *** отсюда, что дым коромыслом будет стоять! Как я теперь к колонке подойду?!» Хыы… да, наплескал я лужу. Бывает…
В магазе купил белый квас – ни разу до этого не пробовал. Это тема! Правда, быстро надоедает. Позже, дома в Мск, пробовал Очаковский белый, который не понравился, в отличие от этого.
Цепь населенки продолжается. Борщево. Тут есть природная пещера, но унылая.
Местный мужик удивляется: «от самой Россоши? На ЭТОМ? Ты б лучше купил себе, это, [подражает звуку мотора]».
В знаменитые Костёнки (первобытные стоянки, музей) из Борщево ведет лесная грунтовка с хорошим уклоном вниз, я там разогнался под 50. В самих Костенках не заметил раскопок вдоль дороги, все они где-то за.
До заката остался час, дальше решаю ехать по шоссе.
Звоню в хостел – все путем, 1 место за 350р свободно. Погнал, в общем. До моста за Новогремяченским дорога хорошая, годная. А за мостом начинается городская черта Воронежа. Ну, типа Южного Бутово, только хуже. Въехал я в нее на 101-ом километре пути. У моста тусует молодежь. Но главное в том, что покрытие дороги вплоть до собственно города ТАКОЕ, что всю эту дорогу я покрывал матом коммунальные и дорожные службы. Местами идет ремонт полотна. Учитывая, что после моста кончились последние сумерки, а шоссЭ не освещено, эти 10 км мне дались нелегко…
Хостел «Воронеж» нашел почти сразу. Находится в частном секторе к югу от ТЭЦ (ВоГРЭС). В «деревне», короче.
Накат 122 км (12:20-23:20).
Больше фотографий — на я.фотках.
15-16 мая, дни 6-7 — из Воронежа в Липецкую
В хостел вписался на второй этаж-чердак, заняв одну из семи коек. Соседи тихие, не считая одного не совсем трезвого мужика, приехавшего из Москвы (!), а в Воронеже у него, типа, любовь. Вот и живет тут, даже системник у него под столом валяется, где-то надыбал. Немудрено: больше 15 дней – всего 150р/сутки. Днем он угостил меня пивом, но иногда напрягал своими консервативными взглядами на жизнь, включаясь в наши разговоры с хозяином заведения Германом — очень интересным человеком с широким кругозором. В общем, полдня я конструктивно трепался, из-за чего засиделся почти до вечера. Зато зарядил гаджеты под завязку и узнал много нового, особенно о происхождении многих слов, о значении которых мы в повседневной жизни, как правило, не задумываемся.
Снаружи домик кажется неприглядным, но внутри довольно уютно.
Впрочем, еще ходил в «Магнит». Молочка в нем дорогая, как и в СельПО. Сена, что ли, тут не хватает?.. И в целом «Магнит» дороже московских. Даже по южным товарам. Логика не ясна.
Мне пишет Вован: интересуется, как с погодой, и что это я бумажные карты не использую, ведь меньше бы разряжалось все. Ну, у меня есть распечатки километровок, но ехать совсем без GPS по жесткой пересеченке – это постоянно плутать. Или упрощать путь, что тоже не хочется.
Про погоду забегу вперед: днем было очень тепло (кроме первого дня около +20*С), а после Воронежа – жарко, до +33. Для мая это сильно, но мне оно по нраву! Ночами ниже +10 точно не опускалось. По дождям снова везет, а первая ночь не в счет.
Наконец, в 16:40 выдвигаюсь. Времени на осмотр Воронежа, мягко выражаясь, в обрез.
Вижу много напоминающего о петровско-корабельном прошлом – памятники или реконструкции. Как сказал Герман в хостеле, сегодняшний Воронеж – промышленный центр, а оригинальных примечательностей прошлого в нем очень мало осталось. Во многом этому «помогла» война…
.
Так уж вышло, что я попал в час-пик буднего дня, поэтому окружающая суета ощутимо давила. Запомнилась сцена, как к забитой народом остановке подъезжает небольшой автобус типа «ПАЗик». Что, так плохо с транспортом?.. В самый центр так и не заехал – запутался в улицах, да и времени мало.
Повернул на север по Московскому проспекту. С одноименным проспектом в Питере в сравнение не идет – теснота и «рельеф» на тротуарах, пробки на каждом светофоре (как, впрочем, и в центре). [Заметил, что много старых маленьких светофоров.] По пешеходке на груженом байке ехать неудобно – то поребрики, то лестницы, то народ. По проезжей части тоже не вариант – нет места, авто в плотном потоке жмутся к краю. Качество дорожного покрытия в черте города зачастую плохое. Герман мне на это сказал: «у нас зимой до 30 переходов через ноль!», и что из-за этого и страдает покрытие. А также, что за городом ездят меньше, вот и дороги там лучше. Но мне сдается, дело не только в этом…
Короче, выбраться из города было непросто. Мой вердикт: Воронеж – город НЕ для велов. Но я сюда еще вернусь – все может измениться… (Так и вышло: вернулся осенью 2015 года.)
Как бы то ни было, мне хотелось посмотреть еще кое-что – скульптуру «Котенок с улицы Лизюкова». Перед поворотом на эту самую улицу я поравнялся с попутным велосипедистом, и мы разговорились, что повысило мне настроение.
А «Котенка» мне запечатлеть не удалось – какая-то гопота устроила у него фотосЭссию. Ждал минут 5, потом мне надоело. Ну и б-г с ними. Или даже два.
Как только закончились кварталы, предпринял попытку уйти к Дону сосновым лесом. В результате попал в глубокие пески, а в лесу местами несло какой-то тухлятиной – позже выяснил, что «виноват» объект Водоканала.
Больше уже не пытался срезать – ночевать близ города не хочется. Проехал по грунтовкам вдоль проспекта еще несколько км, а там и свернул на Ямное. Наконец-то я выбрался из Воронежа, как же он меня достал!
До заката, как и вчера, остается час, и дабы проскочить вереницу дач и деревень засветло (да, тут появились именно «деревни»!), включаю «форсаж». Но не забываю высматривать источники воды. А их что-то не видно. В Новоживотинном пришлось обратиться к местным, и колонка нашлась. Да будет душ!
Ночевать залег в лесополосе в 2 км от второстепенной автодороги. По пути наблюдал закат сквозь сосны, тут – восход почти полной Луны и впервые НЕТ КОМАРОВ И МОШКИ! А для «душа» много удобных веток. Где-то в тиши кричит лиса…
Накат 62 км (16:40-21:40).
Все фото — я.фотки.
Последние воронежские километры. Местность вокруг поменялась. Холмы стали более пологими, наряду с грушами на лугах встречаются и сосны.
И вот уже Липецкая область.
Меловые (и известняковые) выходы здесь есть, но совсем небольшие.
Вместо обещанного я.погодой ВЮВ ветра дует СВ такой силы, что вспоминаю суховей на Тамани. Но там-то он мне попутный был. И вообще, в Черноземье прогнозы Гисметео как-то точнее, чем от foreca.
Виды сегодня скромные.
Заметил, что в Липецкой области сельские поселения называются сельсоветами. Так сказать, в память о прошлом.
.
.
.
В селе Ксизово у колонки смываю пот после дневной жары. Из дома выходит мужичок: «*** ***, заболеешь же!»
Пересек Дон у села Замятино по наплавному мосту, за которым начинается лес. В нем и укрылся на ночь. У леса видел убегающего серого зайца, а в начале дня – лису, уже третью за поездку.
Накат 86 км (12:10-20:40).
Больше фотографий — на я.фотках.
Окончание: Задонск и Красивая Меча.