[начало тут]
Лес, где я ночевал, для меня необычный – вроде сосны, березы и все такое, а в богатом подлеске желтеет цветущая акация карагана (? или ракитник). Где-то весьма рядом визжит бензопила, и падают деревья. Хорошо, что не на меня.
17 мая, день 8 – Задонск и Галичья Гора
Городок мне сразу понравился, уютно здесь. А население всего 10 тыс.
.
Тут меня какой-то мужчина принял за местного, спросив что-то. В этом есть доля правды, часть моих корней – тульско-липецкие. А в кафЭ «Велосипед» я не заходил, это неспортивно. Продолжил осмотр улиц.
Шесть этажей – это больше пяти! В народе этот дом называется “Титаник”.
Соседняя забегаловка с разливным пивом меня все же соблазнила, только вот зря купил целый литр, хватило бы и половины. В «Магнит» не пошел из-за отсутствия удобного места для байка, так что отоварился в РайПО. Прикупив, конечно, полторашку липецкой минералки. «Вам с Петром, или такую?» – спрашивает продавщица. Мужик рядом подсказывает: «Эта вкуснее». И действительно, вкуснее! А “с Петром”, купленная днем позже, оказалась отстойной.
В городке есть и компутэры в службе быта, и заброшка у сверкающего монастыря.
Приятный, в общем, городок. Хотя через него проходит бесплатный дублер М4, но дороги хорошие, фуры ездят тихо и через улицу их уже не слышно.
Мне уже охота пива с сушками погрызть, добрых два часа по Задонску колесил. Перед выездом заглянул в лавку местного хлебозавода, а там вся выпечка – с “веществами”. Ну и обойдусь. Проезжаю мимо еще трех храмов и вижу удобную автобусную остановку для “пивного возлияния”, как любит выражаться некто Слава-байкер.
.
Целый литр… Упьюсь ведь на жаре, а потом в женский монастырь! А пиво попалось очень вкусное. Темное «Münker», Дзержинского пивзавода.
На монастыре череда “задонских” храмов закончилась, и эту характерную архитектуру колоколен я стал называть “задонским типом”.
Хотя не, еще не закончилась, Кашары тоже рядом.
Лесопосадки – это хорошо, но многие березы не выдерживают сухой жары и на этой широте.
Особенно настораживает сухостой под ЛЭП – одной молнии хватит поджечь эти “спички”…
Заповедник «Галичья Гора» состоит из нескольких небольших участков. На одном из них располагается хозяйство, админы, музей природы и пугливые хищные птицы на привязи…
…
Дневное пекло в этот день достигало +33 в тени, и сильный боковой мордник, хоть и снижал мою скорость, но дул во благо. И вот, под конец дня наслаждаюсь вечерней прохладой и тихим пустым шоссЭ.
После Задонска часто замечаю московские номера, а в Воронежской области видел только две 190rus. Тульских, однако, пока ни одного. А еще до сих пор встречаются укро-домики с маленькими окнами и сине-голубыми рамами.
После Скорняково вообще тишь да гладь, один мобиль раз в 5-10 минут проезжает.
За час до заката мне приглянулась красивая долина, где и остановился на ночь в соснах.
Пока искал место для палатки, совсем близко пробежала косуля или лань. Вокруг меня целый птичий хор, и совы ухают. С приходом темноты долго кричала лиса – то оттуда, то отсюда. Поставился я близко от ее норы, посягнув на ее территорию, вот и бегала кругами. А ниже, в русле запруженного ручья устроили концерт лягушки. И ни души, как в заповедной глуши…
А то, что принял за засветку от Липецка, оказалось заревом восходящей Луны.
Накат 79 км (13:00-20:50).
Больше фотографий — на я.фотках.
18 мая, день 9 – Троекурово и лосизм
Место привала, без сомнения, удалось. Да, без завораживающих видов и красот, но и без кровососов. С благоухающими соснами. И вообще – душевное место!
Но как же без «ложки дегтя» – от друга приходит сообщение о том, что мне надо быть на работе через два дня. Поворачивать в Елец и ехать оттуда на ПДС нет желания, так что придется лосить в Ефремов… Что ж, ветер сегодня восточный, и не менее сильный, чем вчера. До устья Красивой Мечи осталось всего 15 км, а там он уже попутный будет.
Впереди маячит какое-то «квазибуржуйское» предприятие. Выглядит опрятно, цивильно, флаги висят. Оно, конечно, понятно, что полстраны “скупил” Запад. Но это ж делается не для людей, а для наращивания капитала… Например, расположенный неподалеку Лебедянский завод (известен по сокам “Тонус”) купило PepsiCo, и сразу вкус этих соков ухудшился.
Впрочем, прилегающее село Докторово тоже цивильно и опрятно.
Полтора храма прилагаются.
.
Впереди последний мост через Дон на моем пути (ниже устья Красивой Мечи). Вода мутновата, но пот смыть сойдет. (Из-за малоснежной зимы даже в среднем течении Красивой Мечи вода была мутная.)
Пересекаю Дон и ЖД. У села Тютчево – устье Красивой Мечи, но проезжаю мимо — мало времени…
Дорога дальше замечательная.
Село Троекурово – это яблоки и монастырь.
А еще тут есть остатки плотины и малой ГЭС.
Продолжаю лосить по грунтам вдоль Красивой Мечи.
Зачастую колеи настолько каменистые и трясучие, что по ним лучше гонять налегке на двухподвесе. С поклажей надо выбирать что-то поровнее.
А вообще, по возможности лучше ехать по высокому берегу, чем низом. Сверху виды намного красивее.
Очередной храм – гибрид “задонского стиля” и серии ”слава роботам!”.
По сравнению со вчерашней жара немного спала, в тени не выше +30. Подъехал к броду с перекатами обмыться.
Вот уже и Тульская область.
.
Небо некстати стало заволакивать тучами, и где-то локально дождило. Но меня сия участь миновала.
Но конец дня я себе все-таки подпортил, купившись на тропу-колею вдоль берега. При попытке расчистить место для палатки среди кочек и груше-подобных кустов внезапно обнаружил на ногах аж двух клещей, еще не успевших присосаться!
Несмотря на сгущающиеся сумерки, повалил я оттуда подальше. Пролосил еще 5 км и встал сразу за деревней Дубики, так как уже почти стемнело.
Так что, граждане-товарищи, лосизм ни к чему хорошему не приведет. Весь день прошел как-то наперекосяк, а в довершение всего пролил в палатке горячий напиток из цикория. В который раз подтверждается правило, что неприятности цепляются одна за другую, и многое в пути зависит от настроя. К тому же, этим вечером выясниЛось, что гнал я напрасно, срочных дел на работе таки нет! Эх, ежкин кот, надо было утром созвониться…
Кстати, по поводу связи (с поправкой на 2014 год, конечно). GSM-3G модуль мобильника я обычно включал вечером-ночью на привалах. И несколько раз МТС не ловило. У BeeLine в Черноземье покрытие лучше, он был почти всегда. А этим вечером в одной из точек нашлось все, кроме МТС – BeeLine, МегаФон, Tele2, причем у кого-то из них 3,5G.
Накат 104 км (12:30-22:00). Да-да, средняя всего 11, и ветер попутно-боковой, но это был лосизм! Ибо +30*С, грунты разного качества, остановки на помыться, попитаться и на фото.
19 мая, день 10 – Ишутино городище и ‘старые’ места
Несмотря на близость деревни, место, которое я выбрал вчера впопыхах и в потемках, оказалось очень даже ничего. А рядом так вообще красотень!
Раз уж мне некуда торопиться, сделаю разгрузочный день. С петлей на Ишутино городище и концовкой где-нибудь у платформы Непрядва севернее Ефремова.
Само городище – это поросшие валы на высоком берегу, раскопов там нету. Фишка не в этом, а в живописном обзоре. Ну, и плотине с перекатами.
.
Ветрище сверху такое, что перекусить за столиком удалось с трудом – сдувает хавчик-то!
При этом продолжается нетипичная для мая жара. А небо сегодня безоблачное.
Дальше предстоял знакомый по прошлому 2013 году путь через село Солдатское, только в обратном направлении. “Покрытие” там со множеством ям и дробленкой. Короче, даже для велосипеда там жесть. Много, однако, зависит от местного самоуправления – с такими дорогами тульские деревни и села обречены на вымирание и урбанизацию. В магазине Солдатского выбор продуктов небольшой, а где-то магазов вообще нет – неохота людям трястись по таким дорогам и убивать подвеску.
Еще иногда замечал триколоры, развешенные на частных домах, сараях и вообще. В липецких селах такого не видел. Что это – гордость за свою разруху?..
В природном же плане места здесь замечательные – Красивая Меча более чем оправдывает свое название. Как и прошлый раз, путь мой снова лежит мимо Конь-камня и села Козье, где мы с Вованом прятались от шквалистого ливня под крышей навозохранилища.
.
А самая-самая Красивая Меча – у Красной горы, где нагромождения валунов.
.
Снова еду мимо полуразрушенного храма. Замечаю тут гадюку.
Колея вдоль берега здесь тоже камениста, ехать надо внимательно.
Что ж, скоро я покину берег, поэтому останавливаюсь в “прошлогоднем” месте и полностью окунаюсь голышом, пусть вода и мутноватая.
Вот теперь можно сказать Красивой Мече «до свиданья!»
Выровненная грейдером черноземная дорога с видом на предзакатное солнце – прекрасное завершение дня, да и поездки в целом.
Правда, мне надо проехать чуть дальше.
Пересекаю платный участок М4, от которой до платформы Непрядва остается всего 6 км. План простой: последняя ночь в палатке, и завтра уезжаю на пригородном поезде в 12:17.
По пути к ЖД вижу карьер, красиво подсвечиваемый солнцем. Но нет, в нем ночевать я не буду. =)
Сворачиваю на грунты, проезжаю краем полуживой деревни Екатериновка и по исчезающей в поле колее качу вниз до того, пока деревню не скрывает холм. Так на склоне поля с видом на ЖД и остался ночевать, закрывшись одиноким деревом. Казалось бы, кто меня здесь побеспокоит?..
Накат 76 км (12:20-20:40).
За 10 дней получилось 797 км. Но впереди еще 300 на пригородных.
Все фото дня — я.фотки.
20 мая, день 11 — путь домой. РА2 и ЭМ2
Конечно, можно бы ехать и дальше на север, но гаджеты мои планово разрядились, и даже газа в баллоне хватило вточняк. Так что пора домой!
Впервые за поездку просыпаюсь по будильнику, и вдруг в 8:45 с закрытой деревом стороны рисуется внедорожник. Проехав чуть дальше, таки замечает меня и сдает назад. Высовывается усатый местный, похожий на прокурора агронома, и начинает допрашивать: «откуда едешь? (…) Из Россоши? прямо в Москву? а документы есть? что тут так встал? а навигатор есть? А как ты сюда попал? – тут дороги нет!» (как он сам тогда проехал, интересно?) К счастью, документы он не попросил и не вернулся. За кого ж он меня принял? За украинского беженца? Или бомжа. На титановом байке…
Как бы то ни было, сие событие сильно ускорило сворачивание моего лагеря. Вспомнилось «в траве сидел кузнечик … не трогал и козявку».
(перед установкой палатки пришлось разравнивать-утаптывать комковатый чернозем; для удобства вход застелил сухой травой, благо она рядом была)
В сторону Ефремова прополз дизель-поезд, на котором я и поеду обратно.
Выдвинулся я вовремя – только забираюсь на соседний склон, как внизу оврага материализуется УАЗик и пылит к “моему” дереву.
К платформе 313 км пробраться не удалось, но в запасе достаточно времени, чтоб и до следующей станции Турдей докрутить.
Заснял на видео поезд «Лугань»… (для просмотра fullHD жмите «скачать»)
В “лучших” тульских традициях дорога у переезда состоит из крошева и колдобин. А у меня еще полчаса, за которые успеваю зайти в магаз, набрать воды из колонки и попытаться купить билет. Последнее успехом не увенчалось – вроде бы не мелкая станция, а касса тут не работает.
Накрутив от привала до станции 7,5 км, благополучно загружаюсь в подошедший “рельсовый автобус” РА2-095, в таковых дизель-поездах я еще ни разу не катался. Народу ехало совсем мало, так что байк расположил достаточно удобно.
В Узловой-1 выяснилось, что после стоянки в 27 минут этот же состав едет на Ожерелье. Такое происходит из-за идиотизма оао pid, решившего сократить максимальное расстояние пригорода до 200 км, и приходится “разрывать” маршруты. Вылезать с поклажей мне было лень, а оставлять надолго без присмотра стремно, поэтому взял билет у кондукторов с наценкой 50р. Впрочем, за провоз вело они не взяли, как и бригада предыдущего участка.
Что примечательно, уехал я 9 мая, а возвращался на «поезде Памяти». Этакий Победный велопробег получился.
Крайние вагоны РА2 при разгоне шумят моторами и вибрируют, поэтому перебазировался в средний. Благо, он тут есть, ведь сцепка возможна и только из двух “голов”.
В целом, творение Метровагонмаша мне понравилось. И скорость неплохая — на одном участке гнал под 100. Но с учетом кривизны путей и остановок общая средняя выходит не больше 50 км/ч. А вот жестковатая подвеска колесных пар и громкие пневматические “тссссфф” к концу 4,5-часовой езды порядком надоели. (для просмотра fullHD жмите «скачать»)
Заценил и уборную.
Не доезжая Венева открылся настолько красивый вид, что сразу захотелось там побывать.
На видео (выше по тексту) заметен пожилой мужчина, пытающийся успеть. Таки он успел, причем уселся возле меня, и у нас завязалась беседа. Стал он рассказывать о своем советском прошлом и командировках по Союзу. Позитивный такой мужичок, но любит [неоправданную] охоту, о чем мы спорили вплоть до самого Ожерелья.
В Ожерелье я неудачно подхватил байк при спуске на низкую платформу и поранился. Пока клеился, прошло минут 7, а у меня была идея: вместо получасового ожидания электрички вкрутить до Тесны – это следующая платформа на Мск, да и платить на зону меньше. Доехал впритык – эти 8,5 км были лютым лосизмом с ориентированием на ходу! Люблю же я искать приключения на свою ЖЖ.
Прибывшая ЭМ2 (откапиталенная ЭР2) – форменная «духовка», в которой открываются лишь половина форточек, и то под углом. Душно до безобразия, жара ведь. Чтобы охладиться, взял бутылку с водой и вымылся прямо в тамбуре. Позже взял у контры билет до Домодедово, хватит с них и этого. (Весь обратный проезд в конечном счете вышел даже чуть дороже, чем поезд до Лисок.)
Сам же вылез на М-Товарной-Павелецкой и за 20 минут был на М-Товарной-Курской, откуда уехал на Рижское направление. Все, моя вторая в жизни одиночная вело-многодневка была завершена!
Благодарю за внимание! Счастливых вам походов!
Все фото последнего дня на я.фотках.
Дмитрий Ховрин
Как и годом ранее — ни проколов, ни поломок. Это во многом благодаря Володе — он мне заказал за бугром покрышки Schwalbe Marathon Extreme (увы, такие больше не производят), а также принимал активное участие в сборке байка в 2012 году и в замене запчастей по мере износа.
И да — не ведитесь на уловки по замене цепей каждые 1-2 тыс.км! У меня цепи без замены ходят до 10 тысяч. И без дополнительного обслуживания.
Лось! 🙂
Респект и уважуха, шикарный маршрут, красивые фото, текст тоже не подкачал.
А вот история с мужиком на УАЗе не порадовала. Не там террористов ищут, шакалы.
=)
А на УАЗе ехал уже кто-то другой. Тот-то был на иномарке. Впрочем, не важно, главное — без последствий.
Благодарю за отзыв, буду стараться дальше, пока есть «порох в пороховнице»!
Шикарный отчёт — прочла на одном дыхании. Спасибо, что не ленитесь снимать и описывать!
Собираемся этим летом в Ворголы отправиться и захватить немного Липецкой-Тульской обл.
В Дивногорье бывали 2 раза — так и манит туда возвращаться.
Пару раз ночевали в палатке, если честно — страшно, столько звуков природы вокруг, всё шуршит и шелестит, а тишина усиливает звуки, непривычные московскому уху))))
Мы на авто.
Удачных вам поездок!
Благодарю душевно! Хотя, вот перечитываю свои строки сейчас сам — и понимаю, что оно больше похоже на отчет, а не рассказ. Позже я старался добавлять художественности и осмысленности, чтобы и самому приятно было.
Вспоминаю свой первый опыт палаточный — как-то быстро оказываюсь в «своей стихии». Бояться в наших регионах некого, кроме отдельных двуногих, но от них спрятаться несложно. А вообще, страха быть не должно, а вот меры предосторожности — да.
На Ворголе так и не был пока. Видимо, после Байкала заеду. 🙂
Вам тоже всего наилучшего!