С чего начать? Чем озаглавить?
Не заслащать и не слукавить…
Май на носу – заложен нос:
Володя рвётся от берёз!
«Один раз в год сады цветут».
Прочь от невзгод – здесь вам не тут!
Колесных пар негромкий стук:
нас ПДС везёт на юг.
…Наверно, той весной 19-го года началась та глава моей веложизни, когда начинаешь повторять пройденное. Когда уже практически невозможно наметить нитку на карте так, чтоб и красиво было, и привлекательно, и ново.
Да, страна наша необъятна, и даже в пределах суток езды на поезде от Собянинска дорог всевозможных не счесть. Но видового разнообразия, простора для взора ой как не хватает.
«Лесные» катальцы меня закидают палками: как же так?! Вот места, и вот еще, — да полно их! Однообразно? А присмотрись! Каждая роща, каждая поляна, каждая кочка – единственны и неповторимы. Надо только уметь видеть это.
И знаете, я не спорю. Более того, я обожаю эти дни, подёрнутые зелёной дымкой, насыщенные ароматами и многоголосьем – и мы, как частица Природы, тоже оживаем и переосмысливаем бытие. Так, в прошлом 18-ом году волею службы мне пришлось ограничиться ближайшими областями, но погода шла не рекорды, и я прочувствовал нашу весну так, как никогда!..
Однако часть населения подвержена неприятной штуке – аллергии. В этом случае – на пыльцу берёз и дубов. Лекарство пока не изобрели, а генная инженерия, на которую основная надежда, в этой стране развита слабо (в отличие от Китая). Поэтому люди вынуждены бороться не с причинами недуга, а с последствиями, что весьма выгодно фармацевтической промышленности.
Впрочем, можно уйти от напасти. А точнее – уехать в другую природную зону. Немногие решаются уехать навсегда. Володя предпочитает каждый год валить на юг. А я не прочь составить компанию.
…На этот раз я не буду подробно расписывать ход поездки. За 14 дней было всякое – и разногласия, и досадные непонятки, и моменты ликования и восхищения. В целом же путь удался!
Ехали мы медленно, в среднем по 50 км в день (650 км за 13 суток). Первые дни с нами ехала начинающая велотуристка, да и колено Володи было не в лучшей форме.
Нижний Дон, Северский Донец и Калитва – в этих краях я уже бывал в 2014, но то был сентябрь, и я ехал с севера на юг. На этот раз – весна и обратный ход.
Честно говоря, осенью мне там понравилось больше. Но надо учесть, что весна-2019 пришла на Дон с опозданием. Когда мы ехали на поезде, то диву давались, насколько голые стоят деревья и кусты. Как будто не на юг от столицы, а на север едем! В итоге мне так и не удалось ощутить благоухание цветущих робиний-лжеакаций. Да и вообще, с порой цветения мы по большей части разошлись. А вот дожди не обошли нас: ночь на 4-ый день по просьбе Ани мы отсиделись в гостинице посёлка Усть-Донецкий, а под конец пути нам с Володей пришлось устроить дневку на отшибе Ростовской области.
Ну что ж, пусть этот велопоход прошел под знаком голых робиний, но были сосны, много сосен! В виде почвозакрепительных посадок на песках.
Так ехать или не ехать? – спросите вы. Разберу-ка нашу нитку по составу.
— Новочеркасск. Старт мы здесь выбрали из-за долгой стоянки поезда, чтобы можно было выгрузиться без спешки. Можно ехать и до Ростова-на-Дону, если есть желание его посмотреть. Но потом мириться с трафиком или пробрасываться на электричке;
— правый (северный) берег низовий Дона вплоть до Усть-Донецкого меня весной не очень впечатлил. Есть нотки степного Кавказа и Крыма, но не так выразительно, как осенью;
— низовья Северского Донца уже интереснее, особенно «Две Сестры» близ Белой Калитвы;
— хутор Погорелов к востоку от г. Белая Калитва. Древнерусские реконструкции, «Каяльские чтения» (но тогда нужно подгадывать время фестиваля);
— государственная защитная лесополоса Белая Калитва – Пенза. Не знаю, как вам, а мне такие вещи близки и к осмотру обязательны;
— множественные сосновые посадки в среднем течении Калитвы. Я обожаю сосны, так что с этим всё понятно;
— холм «гора Городище». Это, конечно, не «Две Сестры», зато тут намного меньше народа, а то и вообще безлюдно;
— при наличии времени и желания можно продолжить путь дальше вдоль Дона на север до Лисок или Воронежа. Те места катаны многими и хорошо известны в вело-среде, в отличие от недооцененной Калитвы.
Версия фото-очерка от Володи — тут.
Ниже — мои фотки с описаниями, которые друг за другом слагают путевую историю. Приятного просмотра! (не на маленьком экране, конечно)
Дмитрий Ховрин
Доброго дня
Хотел проехать этим маршрутом, но не нашел прямых поездов до Кантемировки. Вы ехали от Журавки до Россоши, а уже от туда поездом?
В какой месяц лета или осени, предпочтительнее ехать, на ваш взгляд?
Доброго!
Журавка-Кантемировка — это остаток «старого» пути. Теперь все поезда идут в обход Украинии восточнее. Станция Зайцевка — к востоку от Кантемировки. Но там не все поезда стоят, и только 2 мин.
Россошь<-->Кантемировка есть электричка, если Вы смотрели фотки выше =)
Я считаю, лучше ехать к концу сентября, если погода будет. Уже и что-то желто-красное радовать будет, и арбузы тоже. Но осенью созревают коварные колючки. +на песках осенью возможны сильные перепады Т при ясном небе (например, днем +22, ночью заморозки).
Так вот было в 2014 — https://bikelifeforms.ru/?p=2757
Колючки не страшны, если есть бескамерная резина! Места удивительные, очень понравилось! Спасибо большое Дима! С новым годом тебя!
Благодарю, взаимно!
Там колючка воткнулась прям. Под 90 проехал по ней. Но я поперся в заросли, чтоб грязь обойти, сам виноват.
Бескамерки не для меня: если что-то случится с покрышкой, будет туго. И все равно камеру запасную нужно возить на всякий.