Велопоход по Воронежской области вдоль Дона и не только — BikeLifeForms
 
6 июня 201517:12

Велопоход по Воронежской области вдоль Дона и не только

Лето 2010 года выдалось как никогда жарким. Горели леса, весь центр Европейской части РФ окутал дым. В те дни мы часто переписывались и созванивались с Михой на предмет того, в каких именно числах провести наш второй совместный велопоход. Решили, что я приеду в Воронеж в период с 22 августа по 1 сентября. Именно на эти даты мы возлагали некоторую надежду относительно прогнозов погоды для нашего очередного путешествия…

 

К тому же, по семейным делам эти даты были крайне удобны для Михи.

 

В 2010 году в нашем полку прибыло: после постоянных совместных велопоездок на протяжении весны и начала лета к нам с радостью присоединился мой старый добрый одноклассник Николай, или, как просто мы его зовем — Коляныч.
Чем ближе приближался наш поход, тем больше дел и проблем падало на мою голову. Однако, несмотря на различные неурядицы, от чего все же немного с тяжелой душой в один из дней последней декады августа мы стартанули вдвоем с Колянычем на его Opel от подъезда моего дома в сторону великих русских черных земель. План был прост. Сначала сделать небольшой крюк и заехать к родне Коляныча в г. Белев Тульской губернии, а потом взять курс на Воронеж.

 

Выехали в обед, попали в пробку на МКАД, однако, выскочив на Киевское шоссе и проехав через грозовой фронт, мы очень быстро достигли Калуги. От Калуги GPS показал нам путь местными асфальтами на Белев. Так мы поехали строго по прибору, много болтали, слушали музыку, чертыхались от колдобин, наслаждались красотами калужских земель и уже с темнотой около 22-00 приехали в маленькую глухую деревушку на границе Тульской и Орловской области. Искупались в местной речушке, поужинали, легли спать. 

 

Утром взяли курс на Орел, откуда направились в сторону Ельца. Нас никто не тормозил. Коляныч уверенно крутил баранку. Недалеко от Ельца усталость дала знать о себе. Мы съехали с трассы в чистое поле, подъехали к речке Сосна, искупались, перекусили, и снова продолжили путь.
Автомобильное путешествие получилось весьма неплохим и интересным. Мы не ехали по трассе, а держали путь местными дорогами и шоссе. Поэтому нам удалось попасть в довольно отдаленные участки нашей Родины и увидеть много интересного.

 

К обеду мы въехали в Воронеж! Быстро встретились с Мишей!
Ох, прошло больше года, с момента нашей первой встречи, и вот мы снова крепко жмем руки и по-братски обнимаемся. За год немало произошло, многое случилось, но мы, положив традицию наших встреч в 2009 году, продолжили ее и в 2010!

Быстро заехав в местный гипермаркет, мы купили все необходимое и отправились сначала на дачу к Михе, а затем в гараж. Немного настроили байк Коляна, перебрали барабан моей втулки, который издавал жуткие звуки и спокойно на байках вернулись на дачу, машину заперли в гараже, ибо пришло время двухколесных друзей!

Естественно, что на протяжении всего года мы думали, как грамотно организовать наше пребывание в Черноземье. Еще весной, при переписке по интернету было решено не отказываться от традиционного шашлыка из парного мяса. Его приготовление мы решили совместить с посещением Воронежского заказника, раскинувшегося по берегам живописной р. Усмань.

Хорошо выспавшись, мы собрали все необходимое и отправились через центр города  своим ходом на красивый берег тихой Усмани, где Миха уже разведал отличнейшее место для нашего отдыха. По пути мы купили хорошее разливное пиво, мясо и все необходимое для шашлыка. Отмахав через весь город добрых 18 км, мы наконец-то пересекли трассу Дон, и вскоре оказались на берегах Усмани.
Воронеж закончился. Мы ехали хорошим добрым асфальтом мимо бесконечных пионерлагерей, ПГТ и деревушек.

Вскоре начались красивейшие сосновые боры, очень напоминающие подмосковную Мещеру.

А вскоре мы увидели и заказник, спрятавшийся в этих борах. Все чисто, культурно, ухожено. Похоже чем-то на Завидово, только никаких кордонов и охраны на въезде.

Трудно себе представить, что всего 20 дней назад тут полыхали лесные пожары.

Начались горочки, мы немного погонялись, и вскоре добрались до родника с чистейшей водой. Наполнив в нем запасы воды, поехали далее. Дорожка стала уже, леса более дикими. Стали искать съезд к речушке, но 2 раза мы упирались в непроходимые заросли.

Немного вернулись и решили схитрить. Просто взяли и пробрались к речушке через территорию дома отдыха, который был уже закрыт. Что было тому причиной, — то ли конец лета, то ли лесные пожары, мы так и не поняли, но с радостью воспользовались санаторскими асфальтовыми дорожками для подъезда к Усмани.
Вот и речка, пляж. Никого вокруг. Мы быстро поехали на север вдоль речушки. Проехав всего 2 км, нашли отличное место, решили встать. Искупались.

Но ничего идеального не бывает. Было решено продолжить разведку. И вот всего в 300 метрах мы находим полностью оборудованную рыбацкую стоянку. С навесом, столиками, скамейками и самодельным мангалом.

Тут мы и расположились, искупались. И вот палатки поставлены, горит костер. Мы печем баклажаны, лук, перец, помидоры, жарим шашлык. Выпиваем за встречу, то говорим, то слушаем тишину. Потрясающий душевный вечер.

Наша отличная, дружная компания.

Утром мимо нас проехал велосипедист (видимо, рыбак), разбудив нас своим шорохом.

 Мы отлично выспались, искупались и принялись за завтрак. Увы, я немного простыл, т.к. по неосторожности лег с мокрой головой, и меня продуло. Неспешно позавтракали, собрались и решили проехать далее вдоль Усмани. Однако, нашим планам не суждено было сбыться. Через лесные дебри лезть не хотелось, поэтому мы поехали обратно по красиво петляющему синглтреку вдоль реки.

Потом снова пригороды, город, и наша дача.

Начало было положено, мы хорошо отдохнули, неплохо размялись (все-таки 90 км вышло) и начали строить планы на более длинное путешествие.

На следующий день после приезда с Усмани, я проснулся действительно простывшим. Горло, насморк, небольшая температура. Ребята весь день провели в городе и гараже, а я пил чай с лимоном, промывая организм от простуды. Чая было выпито много. Пришлось даже выпить ринзу, чтобы окончательно не разболеться. После таблеток я уснул, и даже сам не заметил, как к вечеру приехали парни.
Мы поужинали, и на совете было решено взять мне еще один день отдыха для меня от велосипеда. Весь следующий день лил дождь, поэтому даже если по плану был бы наш выезд, то он бы навряд ли бы состоялся.
К слову, два дня отдыха и полного покоя, лечения травами и чаем дали о себе знать, и я полностью восстановился.

На третий день вынужденного прозябания я чувствовал себя уже отлично. Мы, как всегда, выспались, позавтракали и стали собираться в поход. Пока все собрали, уложили, подошло уже время обеда. Решили пообедать дома. Уже за чаем еще раз посмотрели карту. Решили взять курс на Дивногорье, поехать вверх по течению дона в сторону Костомарово, откуда добраться напрямик степью и курганами через Острогожск, Лиски и Давыдовку домой. Решили не спешить, а уложиться в 4-5 дней.

Время уже ближе к вечеру. Миха хотел ехать по грунтам вдоль Дона, но, как только мы выехали, как нарочно, стал накрапывать мелкий дождь; доехав до плотины, мы остановились на «совет», где было решено ехать на Масловскую станцию, потому что грунты вдоль Дона были уже размыты.

Приехав на станцию, мы немного разочаровались, что на ближайшую по времени электричку не успели каких-то 3 минуты, а следующую ждать 1 час 20 минут. Решили ждать на станции. Сходили в магазин, купили конфет, чипсов, немного пивка. Сели на скамейку, перекусили, выпили. Время пролетело незаметно быстро.

Мы очень удачно и собранно погрузились с низкой платформы. Состав — новый, чистый, народу мало. Эл-ка всего 6 вагонов. Пока располагали велосипеды в большом тамбуре ЭД4М, к нам нагрянули разъездные кассиры. Я, как обычно в таких случаях, взял инициативу общения в свои руки. Просто сказал, что нам до Лисок. Милая, вежливая тетенька что-то посчитала, в итоге предложив нам оплатить 50% стоимости проезда и ехать без билета. Так мы и сделали, заплатив за троих чуть менее 100 руб.
Поездка прошла спокойно, и вот около 18 часов вечера мы выходим в Лисках, уже знакомым нам с Михой по прошлому году. Дождя тут не было!
Мы быстро сориентировались, вылезли на привокзальную площадь. Посмотрели на всякий случай обратное расписание, посетили магазин, и поехали на мост через Дон. Ведущим был Миха. Он очень хорошо запомнил дороги этого городка с 2009 года. Проехав Лиски, мы пересекли мост и сразу набрали сотню другую метров высоты.
Вечер был прохладным. Где-то вдалеке были видны сверкающие молнии, а на западе усталое за лето солнце  уже покидало свои владения.

Мы ехали очень слаженно. Свернув на второстепенную дорогу, ветер стал попутным, и наша маленькая группа понеслась не хуже пелотона какой-нибудь профессиональной велокоманды. Скорость очень часто превышала 37 км\ч, а все остальное время счетчик показывал добрые 32-34 км\ч. Мы отрабатывали смены нашего небольшого велопоезда. Сумеречные пейзажи полей и лугов меняли друг друга, огни деревень вдалеке уходили за наши спины, а мы неслись к берегам Тихого Дона.
Забегая вперед, скажу, что за это вечер нам удалось сделать 70 км вместо запланированных 35! Все-таки попутный ветер — великая сила и отличный помощник!

К 22-00 окончательно стемнело, пошел моросящий дождик, мы свернули к деревушке, где набрали замечательно вкусной воды для приготовления ужина и завтрака. Вернулись на главную дорогу, и стали искать место для ночлега. Встали в 1,5 км от дороги, пропахав пешком через убранное поле кукурузы.

Место обычное, но дрова есть, трава для палаток в наличии, земля ровная. Под шум мелкого дождика поставили палатки, разожгли костер и стали ужинать. Около часа ночи разошлись по палаткам.

Ночь прошла спокойно, а утро встретило нас безоблачным небом и ярким солнцем.

Собрались, позавтракали, и в 11-30 отправились в сторону Дона. Дорога была полностью безлюдной, тихий асфальт, яркое солнце, приятный ветерок и полное отсутствие цивилизации на добрый десяток километров вокруг.

Спустя километр мы уже видим и сам Дон, разгоняем под гору байки и проходим очень быстрый спуск, почти не нажимая на рукоятки тормозов.

Вот он, Дон. Его долина, его тихие воды. Вот она, немного тряская грунтовка вдоль него, а значит, мы на правильном пути.

Едем дальше. Дорога то идет вдоль Дона, то уходит немного выше.

Пересекаем небольшой приток Дона р. Сарма и едем по его красивой долине. Немного полей, красивейших видов на одинокие березы на холмах, и вот первая на нашем пути за день большая деревня Марки. Пополняем запасы воды, выезжаем на асфальт и снова спускаемся вниз. Увы, там нас ждет тупик, но вместе с тем находим отличный пляж, где отдыхаем, купаемся и обсуждаем дальнейшие планы. Берем языка. Рыбак подсказывает, что единственной проезжей дорогой на д. Костомарово будет полевая дорога, проходящая поверху курганов.

Возвращаемся и снова набираем добрые 100 м высоты.

 Далее начинается сама дорога вдоль раскинувшегося поля подсолнухов, которые еле-еле выжили в неравной схватке с жарой и засухой. Курганы сменяют друг друга, мы едем то вниз, то вверх. И вот он, спуск, крутой, беспощадный, пыль летит из-под колес.

 Мы въезжаем в Костомарово. Тут и Монастырь, и небольшие пещеры, и источник.

Посещаем сперва магазин, что очень кстати… ибо продуктовые лавки тут, как правило, работают до 16-17 часов и никак не более того. Выбор продуктов весьма скудный. Едим мороженое и едем дальше.
Сначала посещаем источник и купальню на берегу Дона. Затем направляемся чуть выше, в Костомаровский спасский монастырь. Увы, туда нам путь заказан. С велосипедами нельзя, даже катить их рядом с собой нам запретили гопнического вида охранники.
Оставить же велосипеды, в которые вложены душа и сердце и поклажу мы таки не решаемся, ибо много было подобных случаев краж с незадачливыми туристами. Забираемся на соседнюю гору, немного фотографируем.

Уже около 19-00, скоро начнет темнеть, и нам пора задуматься о ночлеге. На гору командует кто-то из нас.

И снова мы ползем вверх. Горка настолько крутая, что приходиться порой слезать с велосипеда.

Плутаем мы добрых 30 минут, пока не находим укатанную грунтовку, ведущую по вершине холмов в сторону Дона.

Двигаемся по ней. Через 2 км пересекаем распаханное поле и встаем в удивительном по красоте месте на ночлег.

За многие годы туризма я никогда так не стоял.

Рядом небольшая ореховая роща, кусты шиповника, мягкая трава под ногами и удивительный вид на низкий берег Тихого дона.

Распределяем обязанности. Кто-то по дрова, кто-то по кухне. Вечереет. Вот видны уже первые звезды, горит наш добрый костер, но и на другом берегу пылает небольшой огонек тепла… интересно, кто его развел? Скорее всего, рыбаки. Тишина, уже веет прохладой. Ужин окончен, мы чаевничаем.

Молчим, наслаждаемся треском костра и тишиной. Да и пройденные 90 км грунтовых дорог дают о себе знать. К 00-00 уже засыпаем в палатках. Утро встретило нас хорошей погодой и замечательным красивым видом на многокилометровую округу.

План созрел с вечера. Доехать до Каменки, а там либо в Острогожск, город моих предков, либо сразу на Дивные Горы. Для разминки мы сразу проехали около 9 км грунтов.

Особенно запомнился 3-километровый спуск. Скорость была просто сумасшедшей — когда велосчетчик стал показывать более 60 км\ч, я все-таки решился нажать плавно тормозную ручку.

Потом, как водится, после спуска — подъем. Набрали сразу около 2 км. После подъема кровь разогрелась, и мы бодрячком поехали по степям и лугам. Выделить тут особо нечего. Просто асфальтовая дорога, идущая сквозь бесконечные луга и поля, иногда небольшие пролески. Раз в 10-12 км непременно встречаются населенные пункты, иногда большие колхозы, иногда маленькие хутора и деревушки. Все живет, все цветет.

Разрухи тут не видно. Дома хоть и не богатые, но ухоженные, пьяных не видно, народ работящий. Среди степной равнины встречаются и большие перепады высот. Особенно мне запомнился 3-километровый спуск к д. Красный Восход. Едем мы в тени деревьев, которые скрывают от нас красивые виды на бескрайние степные дали, и тут посадки кустарника и пролеска резко расступаются, уступая место красивейшему виду на многокилометровую округу. Мы выкатываемся на спуск в долину! Внизу как на спутниковой фотографии виден небольшой поселок, цементный завод и ж\д станция. На всех парах до самого переезда мы несемся вниз, так, что ветер просто свистит в ушах.

Далее, как принято, подъем. Долгий и тяжелый. Тяжелый настолько, что мы, взобравшись в него, прячемся в тень деревьев и делаем небольшой привал. Далее катим местными дорогами до Каменки. Ветер становится все более встречным и ехать становится все труднее, тем не менее 23-24 км\ч мы держим, отрабатывая одну за другой смену.

Спустя пару часов добираемся до Каменок. Небольшой городок. 30 августа. Идет субботник. Люди метут тротуары, красят оградки и бордюры. На привокзальной площади посещаем магазин и закупаемся провизией. Цены примерно московские, но немного ниже. Далее скучный асфальт, возросший трафик. Хотим встать на обед, но негде, везде шум машин, пейзаж не радует. Парни уже устали, но я еще в норме и разгоняю пелотон. Едем добрых 20 км, и вот он, поворот в сторону Дона. Трафик сразу становится нулевым, и мы наконец-то встаем под кронами редких хилых деревьев на обед.

 

Обед прост. Батон хлеба, сыр, кабачковая икра, бананы, сладкое. После обеда Коляныч немного подремал, и мы, отдохнув, снова двинулись в путь.

 

К слову, Острогожск остался в стороне — очень не хотелось нам ехать в с машинами, да еще и против ветра.
Взяли курс на Дивы. Спустя 8 км перед нами огромная гора. Градиент, наверное, все 16%.
Зилы в нее еле заезжают. Уверен, что зимой, когда дорога с снегу и покрыта коркой льда, она неприступна для многих грузовиков. Штурмуем.

Около 3 километров, казалось бы, бесконечного подъема. Я снова задаю темп, пелотон растягивается. Но вскоре на равнине мы опять вместе. Мышцы мои разогреты, гликоген поступил в кровь после хорошего обеда, и я немного отрываюсь от ребят.

Эйфория, удивительное чувство покоя, любви и радости обнимает меня. Проехали Ковалево, Пухово, дорога красива и нежна. Встретились мы уже у подъезда к с. Селявное.

Нашли колодец, посетили магазин и отправились на Дивногорье тихим и идеально ровным, как в Завидово, асфальтом. Вот и автобусная площадка для туристов, вот и знакомые линии электропередач, вот они, Дивы и сам тихий Дон спустя год.

Но и время уже поджимает. Ищем ночлег. Встаем буквально в 1 км от заповедника и в 2 км от Селявного. Место неплохое, но и грунтовка рядом.

Тут нас и запалила местная молодежь, которая праздно гуляла по холмам. Ребята мирные, однако на всякий случай мы меняем место стоянки, перемещаемся в более укрытое место в 200 метрах от прежнего. Как всегда, вечерние хлопоты, а затем крепкий сон. За день мы проехали 118 км.

Утро встретило нас диким ветром. На вскидку,  около 8-9 м\с. Как-то долго не просыпалось, но все же к 11 утра мы выехали. 

Долго осматривали заповедник. Посетили мужской монастырь, который в 2009 году спрятался от наших с Михой глаз.

Пыль с распаханных полей мешала сделать хорошие фотки низкого берега Дона. Осмотрели все: каждый куст, каждый камень, каждый бугорок. Торопиться никуда не хотелось. Нашли городок кочевников.

Как и год назад, покатались по меловым курганам.

Сделали пару фотографий с видом на долину Дона.

Спустились вниз к купальне. Искупались в водах Тихой Сосны.

 Зашли в сувенирную лавку и посетили недорогое кафе. Всего за 200 руб. мы неплохо втроем перекусили жареными сосисками с яичницей, чаем и шоколадкой. Народу никого не было.

 Далее спросили двух железнодорожников, куривших возле путей, есть ли где мост через Тихую сосну. Нам указали путь. По нему мы и поехали. Безлюдье, черная укатанная грунтовка, вот и мост. Опять купаемся, моемся, и берем путь на Коротояк.

Прощаемся последними взглядами с высокими Дивами.

 В прошлом году мы эту дорогу с Михой не нашли, а дали крюка в 15 км через Харьковские Пески. Элитными грунтами доезжаем до понтонного моста. Небольшой совет в Коротояке, согласно которому решено ехать в сторону дома. Решили схалявить и добраться по железной дороге. Однако до предпоследней электрички в сторону Воронежа чуть больше часа, ехать более 20 км, а встречный ветер очень сильный.

 

Что было дальше трудно описать. Вместо того, чтобы работать в команде, мы поехали сами по себе. Коляныч умотал вперед, накручивая нечеловеческие передачи 44-13. Мы с Михой пытались его настигнуть, но в итоге Миха отвалился. И лишь я пустился вдогонку. Крутил бодро, «танцевал» в каждый подъем и с огромным трудом через 6 км догнал Коляныча. Ветер был такой, что глаза слезились.  Немного подождав Миху, двинули далее.
Таким образом и достигли Давыдовки. Самое интересное, что ломили зря, запас времени у нас был. Пока ждали поезд, Коляныч купил нам лимонад и пиво. Ох, какое это было наслаждение, выпить живительной влаги после подобного марш-броска.
Народу на платформе набралось много, но вскоре подошла эл-ка, которая не была сильно загружена. Проблем с посадкой не возникло. Мы разместили два велика в тамбуре, а один в вагоне, заплатили взятку контроллерам около 100 рублей за троих, и спокойно поехали.
Десантировались мы немного раньше Масловки, поэтому огородами, тихим асфальтом накрутили еще лишних 12 км.

В Масловке искали нормальный магазин, где можно было купить парное мясо, однако ничего так и не нашли. Поехали в сторону дачи.

 

Как водится, немного погонялись в концовке. Тут Миха взял безоговорочный реванш за 2009 год. Он, как настоящий горный король веломногодневки, обошел меня в подъем после плотины Воронежского вдхр-ща. Я вроде как уцепился за него, но сесть ему на колесо на прямой дороге перед нашими садовыми участками у меня уже не было сил.
Поход завершился. В последний день нами было пройдено 84 км. Можно было бы остаться еще на 5 день, однако мы все сделали правильно, интуиция нас не подвела – на следующий день погода окончательно испортилась, и весь день шел дождь.
За весь четырехдневный поход мы преодолели около 360 км пути, из них около 170 км грунтовых дорог. Набор высоты не считали, но скажу точно, что это был один из самых «горных» велопоходов в 2010 году.

 

Мы хотели устроить еще один небольшой выезд. Однако, обстановка, сложившаяся Москве, не давала мне покоя. У Коляныча тоже были некоторые дела, но не столь срочные, как у меня. Так как погода испортилась, было решено брать курс на Москву как можно быстрее.
В день нашего отъезда весь день шел ливень. Мы долго укладывались, заехали на рынок, где купили овощей, фруктов, масла, забрали гостинцы от Михи, пообедали, уложились, сели в машину и поехали.
Миха проводил нас на мотоцикле до окраины города. Простились мы очень тепло, с огромной грустью в глазах, прямо под дождем.

 

Нас ждала всепоглощающая неуютная Москва. Дни пролетели столь стремительно и незаметно.
Осталась память, память тихих дорог, память диких холмов и курганов, память южного солнца и ветров. Особенно остро все воспринимается зимой, когда за окном унылые многоэтажные башни, шум московских дорог и мороз минус 12 градусов. Но, вспоминая те дни, в душе становится теплее. Ты словно стоишь на самом высоком кургане над Тихим Доном и смотришь вдаль, а там далеко в бесконечных лесах и степях живет твоя настоящая подлинная свобода, к которой ты, несмотря ни на что, стремишься и которую, несмотря ни на что, обретешь…

 

Спасибо Вам, парни!

Одной дорогой дни часами меряя
Катим вместе по пути вне времени
Ведь железо острит железо, а рука руку моет
Так и Братья мои, я надеюсь, что тылы мои прикроют…

 

Август-сентябрь 2010 года


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Роман(Пенза):

    Интересные вирши, сами сочиняете? 🙂

  2. Владимир Кулигин:

    Сам.

  3. Григорий:

    Живу рядом, но сам еще не катался, увы. Вообще Воронежские степи рай для велосипедиста-грунтовика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост