[начало тут]
Засиделся так, что из гостиницы выехал в 15 ч. Что ж, будет полудневка с осмотром города. Спешить некуда, все равно я отстал от “графика” в полтора раза.
.
В парке Маяковского порадовали старые песни Ю.Антонова, в том числе “на высоком берегу на крутом”. Игрались свадьбы. А какой-то местный мальчишка, расспрашивая меня про байк, бросил мусор на тротуар – за это я его упрекнул, что надо уважать свою землю.
.
.
Градообразующий металлургический завод входит нынче в группу Alcoa USA. Эта вывеска соседствует с досками почета и гербом СССР, что как-то печально… С другой стороны, если завод загнется, полгорода останется без работы…
На горе Караул с грунтовок не съезжал, но все же подхватил еще одну-две колючки. Пока без явных последствий.
.
«есть ч0 погладить? а если найду?»
.
Поглядел на пустынный вокзал (пассажирское движение почти отсутствует) и направился к центру празднования – ДК им. Чкалова.
У ДК замечаю челов на “породистых” байках, один из которых, на “Коне”, некоторое время дивился на мою технику. Еще бы, ведь тут и “Kona”-то редкость.
.
Напротив хлебозавода остановился для снимка, и тут полу-беззубый калдырь лет сорока окликает с балкона второго этажа: “Сфоткай меня! все равно фоткаешь. А откуда едешь?” Отвечаю, что еду из Липецкой области, а сам из Мск. “Ни х.. себе!! Ну давай, а у нас салют будет, рано уезжаешь!” Однако фоткать я его не стал, а салют… насмотрюсь еще.
В промышленной 40-тысячной Белой Калитве царит слегка гнетущая обстановка, в отличие от аграрных Анны или Боброва. Но завод работает, и это хорошо.
Из города сначала поехал не на юг вдоль Донца, а немного “назад”, к хутору Погорелов, окунуться в “древнерусскую тоску”. А время уже того, шесть вечера – три часа колесил по городу.
Впопыхах при спуске с холма соскочил не на ту колею и увяз в песках. Почертыхался и неспешно пошел пешком, сначала по горелой траве, потом по другой песчаной колее. Рядом были свежие следы большого пса – вряд ли волки бродят поблизости от города… Вскоре получилось ехать, и вернулся на нужную грунтовку, метрах в ста от которой и встал на ночлег на пологом склоне к реке среди колючих кустов.
27 км (15-20ч) – как пешком шел. Завтра надо как следует вкрутить, а то третий день почти на одном месте. Жаль только, что заклеенную камеру за день спускает. Но есть еще одна такая же и заплатки.
Город остался за холмом, но были слышны отзвуки салюта. А хлеб “монастырский” местного производства – вкуснота! Таким “монахам” можно только позавидовать! И состав-то простой, всего лишь изюм добавлен. Им и поужинал – уплел половину.
…Лают псы между хуторами, что-то шумит; ну да ладно. Утро вечера мудренее.
Все фото — на я.фотках.
день 13. Слово Игорево да Донец казачий
Вчера рассеялись последние сомнения о том, на какой слог ставить ударение в слове “Калитва”. Интересно, что в Воронежской области пишут “калитвенский” (через Е с ударением на И), а правильнее – “КалитвИнский”.
У местных жителей Старой и Новой Калитвы разговорным звучит «КалитвЯнский». Раньше и писали так «Калитвянский уезд», когда Старая Калитва была уездным городом. Карты Калитвянского уезда 1780-1790 гг. есть в свободном доступе, а вот карта в сборе (Григорий занимался).
Так же было бы интересно проехать по старым «татарским шляхам» и дорогам «Чумаков», возивших соль из Крыма два-три века назад. Окунуться в историю. — Денис Денискин
Итак, “древнерусская тоска”. Все дело в месте проведения Международных Каяльских чтений, посвященных «Слову о полку Игореве». Тут, у хутора Погорелов, и реконструкции древних укреплений, и памятники, и целый социально-этнический центр «Игорево поле».
Место ночевки среди колючих кустов (для fullHD жмите «скачать»)
.
.
.
.
.
.
Много тут еще предстоит построить, так что интересно будет вернуться через несколько лет. А пока еду дальше и пересекаю первый за все время брод.
В магазе хутора Нижнепопов продавщица спросила, не у Олега ли я работаю? Нет, отвечаю, – велотурист, еду из Г’рязей-Воронежских (намеренно гэкая). А ранее у каменной плотины рыбак подумал, что еду ополченцем. “Не, еду из Липецкой области.” – “У вас там вода хорошая…” А что, одежка у меня простая и неброская, корни южные есть, вот и принимают за местного.
Видел вереницу из трех подряд авто с московскими номерами. Один из них, “Газель”, попутно поприветствовал меня серией коротких сигналов.
Станица Краснодонецкая обрадовала очень недорогими магазинами (для сельских). Там было все. Живое пиво не отпускали по 0,5 л, а большего объема не хотелось, и взял что-то местное бутылочное.
.
Уселся перекусить на сеновал. Комаров нет, но достают какие-то противные мухи – облепляют и непонятно-что хотят.
Хутор Усть-Быстрый – глухомань на отшибе.
Тем не менее, дальше продолжается неплохой асфальт, с которого я позже свернул на грунты, где попадались участки первозданной кустарниковой степи.
.
Обзор ласкает глаз, но мне бы воды набрать. Перед закатом ищу таковую в х.Почтовый.
Здесь-то я и узнал о жлобстве властей, выпиливающих общественные колонки. Так что нашел работающий магаз и купил воду.
“Радио Тихий Дон, р0ссийския н0в0стя”. =)
Сегодня меня донимал ветер, восточный боковой мордник. Пробег (прокат) 82 км (11-20ч). Сижу у обрыва над излучиной Северского Донца, место вроде кошерное, утро покажет. Видел черного зайца.
Снова словил колючки, всего две, и обе пш-шш. Едрена вошь, когда же в 21 веке придумают колеса без воздуха, проколов и прочей хренотени?.. Впрочем, спускает медленно, но верно… Или юзать “файл подкачки” дважды в день, что пока и делаю, или клеить камеры снова… Тьфу.
А еще в “вело-штанине” раскрутилась крышка одной из бутылок, и небольшая часть сухого картофельного пюрЭ высыпалась внутрь. Урок: вверх тормашками впредь не ставить!
Больше фото — на я.фотках.
день 14. Усть-Донецкий
Несмотря на пасмурное утро, место впечатлило (для fullHD жмите «скачать»). Правда, замечаю чью-то базу через овраг, к которой вечером сначала и поехал. Скорее всего, там никого нет.
Ставлю задачу: найти по пути этот самый хлеб!
.
.
Потрескалась кожа на пальцах рук выше ногтей, и обветрились губы. Надо было купить крем в Магните.
Новочеркасск и Ростов решил не посещать – времени мало, да и не охота в миллионник лезть, люблю мелкие города.
День был хмурый, только к вечеру немного распогодилось. То же и по пути – после череды населенки вечер был весьма живописным.
В Нижнежуравском оба магаза зовутся “торговый павильон”. Гляжу – хлеб выгружают! Тотчас юркнул внутрь, но обломался – только унылые батон-булки да серые буханки. Ну да — местным большего и не надо… Дальше на запад белокалитвинского хлеба уже не попадалось.
На картах указан БроННицкий, на дорожном указателе – БроНицкий, а на табличке автобуса – БронЕцкий.
В х. Апаринском младшеклассник на мой вопрос “Знаешь, кому этот памятник?” ответил “не знаю…” Как бы ни противоречива была история, но Ленина надо знать.
Вот и Усть-Донецкий населением 12 тысяч.
Только при написании этих строк заметил на снимке, что на площади Ленина плитками выложены слова “Мы любим наш Усть-Донецк”. Облагородили недавно – несколько лет назад тут был серый крошащийся бетон.
Официально ПГТ называется Усть-Донецкий, но на дорожных указателях видел и так, и сяк. А возможно, поселок как бы намекает на желание получить статус города.
Специально для друга Макса крупно снимаю колючку (уже пообломанную), чтобы показать, что это не “егоза времен войны”.
.
В целом, Усть-Донецкий приятнее Белой Калитвы. Уютный городок, местами похожий на поселок Северный в Мск или “Тридцатку” в Дубне. Удачно переждал дождик под навесом пл. 65 км, попивая Тихорецкое пиво.
Перед станцией Усть-Донецкая ЖД ветка делает поворот на 180 градусов, а автодорога огибает всю 2,5-километровую станцию, делая крюк. Вело-пеший люд может срезать эти 5 км, перейдя через пути, но мой ЖД интерес пересилил. Здесь необычные арки на опорах контактной подвески. Станция полудохлая, грузовых составов почти нет, оборачивается одна пара пригородных в сутки.
В Кочетовской наблюдал судоходство по Дону.
.
Над живописной поймой Дона проглядывало солнце.
Хутор Каныгин продолжает здешнюю традицию спорных названий.
.
На главной площади есть колодец, из которого торчит шланг, согнутый и пережатый веревкой на конце. Осторожно ослабляю зажим, набираю воды, потом пытаюсь зажать обратно. Рядом околачивается пьяный колхозник средних лет, который мне ранее и указал на колодец после моего вопроса о воде. А то я в упор не видел, бывает. Мужик изрекает – мол, оставь, пусть течет, воды полно! Ну уж нет, зажал обратно, как было. А то таким макаром власти и здесь выпилят воду.
После Каныгина – красивый затяжной подъем, после которого высажены дубы вдоль обочины. – Увлажнение к западу растет.
Обогнув развалины в “частной собственности”, отъехал 2 км и поставил палатку в панорамном месте – снова на верхотуре, но с обзором на 100 м вниз и много км вдаль. Ночью вдалеке мерцали огни Усть-Донецка и Семикаракорска. Впервые за долгое время в палатке был обнаружен комар.
Накат 86 км (11-19:30).
Больше фото — на я.фотках.
день 15. Лихо на Лихую
Как-то все сложилось вместе – в ближайшие полтора дня на нижнем Дону обещают сильные дожди с ветром 10-20 м/с; камеры так и спускает, губы и пальцы потрескались, а на работе внезапно грядет очередная инвентаризация… После дождей на море будет +16 днем, а вода и того ниже.
Как часто бывает перед бурей, с утра солнце стало жарить – пусть и на полдня, но вернулось теплое лето! До двух часов дня загорал и наслаждался одним из красивейших мест на моем пути. (для fullHD жмите «скачать»)
.
.
Потом собрался и, с трудом отведя взгляд от долины, повернул к северо-западу на Лихую.
Первые километры до пос. Нижнедонского катил по грунтам, срезая асфальт. Ехал в одних шортах – воздух прогрелся до +25*С.
.
Наряду с действующими промзонами в этой части Донбасса много объектов разной степени заброшенности.
.
Довольно неплохо завершил поездку, хотя какое-то время ехал по второстепенному шоссе Шахты-Владимировская-М4, где пару раз видел, как одна фура другую обгоняет – при одной полосе в каждую сторону это ппц. При этом асфальт то хороший, то колдобины.
С попутным ЮВ ветром разогнался на спусках 63 и 67 км/ч, тем самым закрепив рекорд.
По дороге наблюдал, как циклон затягивал небо, потемневшее на юго-западе. Как выяснилось днем позже, тут разразилась настоящая буря со шквалом до 30 м/с, поваленными деревьями и затопленными городами. Вот как я вовремя свалил!
.
В хуторе Лихой, несмотря на потемки, сделал несколько снимков. За мной погнались какие-то псы – я им трижды резко показал “фак”, и это их остановило, надо же.
На привокзальной площади станции Лихая доносилась попса “танцуй, Россия, не плачь Европа, а у меня самая красивая попа”. Ужс.
За плечами 102 км (13:30-20) и 1175 км общего пробега с 9 по 23 сентября.
И вот я у касс вокзала. Вечерние плацкарты кончились, пока ехал. Но были доступны купЭ на час ночи, которые всего на 10% дороже плаца (2тыр).
В коридоре у касс обнаружилась раковина, где я принялся совершать омовения до пояса. Кассирши, видать, давно не видели такой наглости. “Вы тут поаккуратнее!” Даже проверили потом, не забрызгал ли пол. Но мне этого было мало – набрал в пластиковую бутыль воды и вышел на платформу мыть ноги! Тут ко мне подошел полицай с лицом гопника и пригрозил штрафом. В ответ я пробормотал, что неохота потом вонять в поезде.
Оставшиеся до поезда 4 часа коротал в зале ожидания музыкой, едой и перепиской через Сеть. Народу в зале было немного. Дежурила миграционная служба – станция-то узловая, а до Луганской границы 20 км.
Купейный билет окупился с лихвой – вплоть до Воронежа ехал в одиночестве, даже поспал. А там зашли женщина в годах и сын. Вагон был оборудован идиотским сортиром с вакуумным всасыванием, издававшим адский громкий звук (для HD жмите «скачать»), и женщина по этому поводу так и сыпала негодованием. Лежа на верхней полке, думал – ну сколько ж можно? Неприязнь улетучилась, как только узнал, что мои соседи – железнодорожники из Томска, и им приходится частенько со всем этим сталкиваться. Позже мы разговорились до самого Казанского вокзала, даже фотографии с поездки показывал. =)
Байк снова всю дорогу был пристегнут в нерабочем тамбуре. Привычно уже.
Вот и сказочке конец; кто не понял, тот – в Донец! =)
В очередной раз выражаю признательность Володе за помощь в обслуживании велосипеда, особенно закрытых узлов, в которые я не лезу (каретка, втулки, вилка, рулевая). Серьезных поломок у меня практически не бывает. И, надеюсь, не будет и в будущем.
Заключение
“Все хорошо, что хорошо кончается”. Пусть и не достиг моря, но закатон вышел знатный! Погода, в целом, мне благоволила. Ливней не было, редкие дождики не в счет – ни один меня не замочил. Вдоволь “наелся” лесостепями и степями, запечатлел много объектов для вэб-картографии и увидел южную глубинку “изнутри”. Ведь “лучше один раз увидеть“, не так ли?
Уже по завершении назвал сию поездку “Дон.Басс”. Ведь весь мой путь пролегал по бассейну Дона, то есть его водосборной площади. И кусок промышленного Донбасса я тоже захватил. Начав путь от узловой станции Грязи, закончил его на узловой же станции Лихая.
Примечательно, что мелкие дорожные неприятности (проколы, “не те” пески) мне в итоге помогали, усмиряя мою спесь. Например, если бы не сдув камеры у Ленина – то неизвестно ведь, доехал бы до ночи в Белую Калитву или нет, и заселили бы меня в гостиницу в поздний час или нет. А так – и место хорошее вышло, и спокойно починился. Потом, перед Погореловым, увяз в песках, зато на следующий день спокойно осмотрел “Игорево поле”; да и опять же, место неплохое вышло. Я не суеверен, и вообще агностик, но что-то в этом есть. Некие еще не открытые законы Природы, незримо связывающие все происходящее в этой Вселенной.
…
Благодарю за интерес!
Дмитрий Ховрин
(трэк полностью не писался, только малыми кусочками, но суть пути отражает)
Я гляжу, мой тёзка недолюбливает иностранные инвестиции 🙂 Ну а если б завод принадлежал Дерипаске, лучше было?
Тут все сложно. Где-то уже упоминал, что дело в падении качества, в работе не для-людей, а тупо-ради-наращивания-прибыли. С этой (.) зрения пофиг, кому принадлежит завод. Конечно, качество не всегда падает, но часто. В кнц кнцов, в стране с сотнями тысяч нефти и газа, которые не принадлежат народу ни разу, почему-то нет своих инвестиций?.. Короче, это перекос. Я не против чего-то извне, ведь мир все же един (ну, должен бы быть…). Но только там, где это необходимо.
Еще раз напомню: почему в Перемышле мол.завод развален, а в магазах продают Даноны? хорошо, почему тогда Данон не проинвестировал0 этот самый завод? да невыгодно им тупо, и все. Хотя, судя по количеству ВЕЩЕСТВ в их продуктах, они сотрудничают с фармацевтическими компаниями.
Как-то так.
Любой бизнес заботится о максимизации прибыли в пределах дозволенного (законами). А иногда и за пределами. Данон так хорошо себя чувствует в России потому, что его продукция покупается населением, несмотря на вещества. А благодаря им, я полагаю, удаётся держать цену на продукцию на приемлемом уровне. Вот и всё. Но выбор покупать или не покупать Данон (а равно и ВиммБильДанн) есть почти всегда. В моём магазине, к примеру, это белорусская молочка. В Орехово-Зуево всегда покупаю суздальскую. Когда население этой страны будет готово платить за качество, вещества уйдут сами собой. Вон в Германии «био» молоко стоит две цены от обычного (тоже весьма качественного) а берут! У нас же народ ведётся на Домик в деревне, который можно продавать дороже из-за рекламы, а не состава. Ну тогда получите вещества. Но инвестиции здесь не при чём. Как-то так.
Со всем согласен, все это мне давно уже было понятно. Мне всего лишь хочется, чтобы другим людям хоть чуточку стало понятнее. Ведь большинство думает не головой, а кошельком. И это печально.
А инвестировать — как отметил выше, нужно только необходимое. К тому же, прибыль таких предприятий уходит на Запад, а не в бюджет РФ, ведь так? По крайней мере, ее часть. С другой стороны, бюджет в РФ тот еще…
Короче, этот диалог можно вести без конца… Остается только надеяться, что в будущем люди будут думать головой и работать для людей, не ставя выгоду на первое место.
Прибыль уходит собственнику, где бы он ни был. В бюджет уходят налоги с предприятия, которые уменьшают прибыль. Цель государства — занять рабочие руки (на первом месте) и получить налоги в местный бюджет. Для достижения этих целей ничего не жалко, так победим! 🙂
Да уж, я выразился экономически некорректно. С налогами ясно. Будем надеяться…