Так сложилось, что весь август проторчал в Москве, не осуществив ни Ладогу, ни Питер. Ну а в сентябре, дабы ухватить лето за хвост, надо гнать на юга!
Конечную цель ставлю слегка заоблачную – Новороссийск, откуда удобно вернуться поездом. Программа-максимум, типа. Хе-хе… По мере продвижения на юг цель изменилась на «доехать до Тамани». Без гор.
Начать можно от Воронежа, но те места посещал в мае. Хочется чего-то нового, а направление-то одно. Еще одно условие – дневной поезд. Как-то мне не спится в плац-вагонах… Особенно «туда», а не «обратно».
Что ж, была у мня мысля посетить «дедовские» места в Липецкой области, южнее города Грязи. Весной мне было не по пути, ибо катил сильно западнее. Вместе с тем, Володя подкинул мне идею проехать вдоль Битюга, левого притока Дона. – Нитка на юг была намечена.
Выкроив две-три свободные недели, дотошно прошерстил погодные сайты. В Ростове обещали вожделенные +25…+27*С через 7-9 дней! А на пути к нему вроде как не ниже +20 и 1-2 дождя. Это воодушевило, и билет на воронежскую сидячку купил на сайте pid-ржд за ночь до отъезда. До станции Грязи 470 км, ехать меньше 6 часов, что очень неплохо.
После краткого сна двигаю к станции Ховрино и беру билет до вокзала. На себя и на вел, а то мало ли. (Только через полгода, при написании этих много-букв, обратил внимание на фамилию кассира – Ростовская!)
На перрон Казанского вокзала прикатил за 20 мин до отправления и спокойно зачехлил вел (а ехал он в нерабочем тамбуре). Поезд фирменный, поэтому проводницы нарочито вежливые. За Рязанью вышла задержка на разъезде, из-за которой дальше шли с опозданием 10-15 мин, и некоторые пассаЖиры возмущались такой «фирменностью». Но их мягко посылали к начальнику поезда. И правильно – это вам все же не Сапсан. Какое-то время до и после отправления поезда из динамиков вагона раздавалось подобие Йэху Мсквы с укро-новостями, но недолго. Так что, подключив планшет к сети 220 у сортира, стал усиленно догружать в кэш различные карты.
Все фотки можно увеличить нажатием (удобно с ПК).
(в составе поезда было всего лишь 5 вагонов)
Станция Грязи-Воронежские встречает пасмурным небом, но при этом тепло, +21.
Иногда слабо капало, но дождь так и не созрел, и часа через 2 все высохло. А то! Ведь “куда ни поеду – везде засуха”. =)
Липецкий райцентр Грязи мне очень понравился – пожалуй, он самый опрятный и облагороженный из всех виденных мной ранее уездных городов РФ. Даже жить в нем захотелось! В городе – крупный ЖД узел. Не он ли причина такой «цивильности»?.. Как бы то ни было, напрашивается сравнение с райцентрами Беларуси. В общем – хорошее начало!
Серое пасмурное небо ничуть не огорчало меня; наоборот, только больше подчеркивало облик города.
.
Нарулив по Грязям, набрал в колонке воды и двинулся по пустому асфальту вдоль реки Байгора к повороту на местную Кубань, наслаждаясь разноцветьем лесостепи и черноземных полей.
.
Итого 46 км (14:30-19:30), встал на ночевку до Хворостянки, после Розы, отъехав 1,5 км в поля от шоссе.
Из палатки наблюдал розоватое зарево на темном облачном небе – засвет от Грязей, который сначала принял за закатный. Жаль, Луны не видно, а ночь светлая даже сквозь облака. Вечерний покой нарушили 2-3 комара. Почему-то вспомнилась песня «две звезды, две светлых повести…»
Больше фото — на я.фотках.
день 2 — две Хворостянки и Добринский район
Ночью чуток покапало с неба. Спал не очень; первая ночь – все ж привыкание. Поэтому относительно поздно поднялся – 9:20 вместо желаемых 7:00, хе-хе. Выглядываю, смотрю – мужик с пилой неподалеку. Сушняк выпиливает. Подходит ближе: “Что делаешь?” Махаю рукой, приветствуя. “Путешественник? Спал? А комары не кусают?” – “Три штуки всего было.” Пожилой уже дед; видимо, поговорить хочется…
В Грязях на этот день обещали вчерашнее серое небо, но южнее погода разгулялась. По большей части день был солнечным, и тепло настолько, что ехал только в шортах. Ветер ЮВ, почти встречный, но теплый и приятный.
Через 2 км от привала покидаю Грязинский район.
И вот – Хворостянка. Первая из двух подряд. Оказалась селом средней унылости, часть домов – заброшена. Правда, небольшая часть. Но для Липецкой области это не так характерно, как для Тульской, например. Присматриваюсь к домам – какой-то из них хотел купить непутевый папаша…
Следующая Хворостянка – поселок при станции, ставшей, по сути, разъездом. Тут уже повеселее, даже новый дом быта построили. А рядом с ним закуток с разливным пивом, взял “эль”.
Далее – 3 км проселочной черноземки, приятной даже против ветра.
Уже встречаются лесополосы из “акации” или с ее примесями, пока ж0лтой акации караганы, не белой робинии. Но крупные. Хотя березовые лесополосы еще в ходу.
По предзакатным полям пересек границу Липецкой и Воронежской областей.
Перед Битюг-Матреновкой свернул на восток и встал в лесополосе; причем соседняя шумит на ветру, а моя задерживает ветер! Таким образом, я достиг Битюга к концу второго дня.
99 км (12-20ч) – «норму» выполнил. (еще раз «хе-хе»…)
Снова слышен шум сельхоз-техники поодаль, опять ночью работают. Немного замешкался с установкой палатки – пропустил степной восход Луны. Ну да ладно, все впереди… При попытке поймать FM-радио (т.е. УКВ-CCIR) – только шум. Интернеты тоже не ловит. Радио-тишина и покой…
Больше фото — на я.фотках.
день 3 — Битюг, Анна и яблоки
Спал без куртки и задубел – было около +7*С, хотя обещали выше. Изменился ветер: с теплого встречного ЮВ на холодный, но попутно-боковой СВ. А без ветра, под защитой лесополосы вполне можно загорать. Тепло, а ветер холодный. И так пол-дня. Тут пожалел о тонкой ветровке, оставленной дома, ибо в куртке жарковато.
Вспомнилась песня по Бразилию, Дон и Магдалину. Но “НЕ хочу в Бразилию, к далеким берегам”, мне и тут хорошо. =)
Стало быть, еду вдоль Битюга до впадения в Дон.
Южнее Битюг-Матреновки съезжаю с асфальта к реке. Но после вчерашнего купания мыться пока не хочется, да и ветер не способствует.
“Перекати-поле, …, воля, вольная воля” – напеваю, заметив сие катящееся по земле растение. А в небе – самолеты, один за другим и даже над другим. Как будто воздушная трасса М4.
Первые же села Воронежской области создали впечатление меньшей ухоженности, чем в Липецкой. То есть ближе к среднему по больн стране.
В селе Щучье домик Сбера аккуратен, и местный храм отреставрирован. Что, в своем роде, намекает: платите дань и питайтесь святым духом; а псих.диспансер — рядом, если что.
.
Как бы то ни было, а дороги и виды – замечательные.
.
Встретилась придорожная яблоня, вкусных яблок с которой хватило на 4-5 дней.
Перед Анной было ощущение, что вся провинция любит ездить по встречке.
Райцентр Анна населением 15-20 тыс. весьма приятен. А на одном из перекрестков плакат гласит, что Воронежская область – 7-ая по качеству жизни в РФ. Хм, интересно, ведь Липецкая явно выше. А что тогда в остальной стране?.. Ну, кое-что я уже видел. Смоленщину и кусок Смоленска, например…
.
.
Дорога на Старую Тойду проходит через лиственный лес, где множество диких яблонь и местами груш. Плоды у них мелкие, массово валяются на тропе и вдоль, и лес наполнен запахом спелых яблок. В сочетании с полной тишиной это — что-то!
.
На закате какой-то мужик спросил: не видел ли я трактор [с чем-то там]? и где тут большой пруд? Ну, куда-то я его послал… Нашел ли – не знаю, но в сумерках кто-то мимо моей стоянки проехал по полю, бесшумно так. Может быть, он. =)
Накат 84 км (12-20ч).
На ночь снова наобещали +13*С, но уже в 23 ч было +10*С по моим ощущениям. В топку такие прогнозы, теперь уж утепляюсь.
Жаль, опять пропустил восход Луны. – Фиг с ним, ибо просто хочется спать…
Больше фото — на я.фотках.
день 4. Бобров
Чтой-то истребитель кругами надо мной летает, раз-другой Луну “пересек”… Вроде не граница еще! Так весь день и летал по округе, и не один.
Ночевал я в этот раз в полосе растительности между двух полей. Относительно влажной (но не мокрой) полосе, с нетипичными для Черноземья «смоленскими» ивами и густой травой.
Село Старая Чигла как-то запущено: заброшенная ферма и хоз.строения, заросший покосившийся храм, пристегнутая среди мусора лошадь…
Зато за селом – очень красивый участок поймы Битюга!
Дальше я хотел срезать угол и посмотреть на лес «Красный куст». Ну, роща как роща, зато поплутал и полчаса потерял.
Наконец, выбираюсь на межрайонный асфальт.
Селения Шишовка и Коршево не запущены, ибо располагаются вдоль шоссе Анна-Бобров. У дороги продают мед: 3 литра за 600р. В Анне видел за 700. Интересно, это и вправду мед?..
Бобров, как и Анна, населением около 20 тыс. Почему-то мне поначалу не понравился. Скорее, из-за некой суеты в центре. Или настроения… А на деле город тоже чист и ухожен. – Возможно, из-за повсеместных выборов 14 сентября?..
Типичный уездный город, много дореволюционных зданий, есть школа искусств и училище культуры.
.
.
В восточной части города – прекрасные виды на долину Битюга с 10-километровой полосой леса, а также потрясающая природная скульптура.
Бобров красиво стекает террасами в Битюг. В другой раз обязательно посмотри, как дома строят прямо в реку. Вообще приятный город. Но с печальной судьбой. Читал, что где-то в 17 веке бежали туда крестьяне массово, так царские войска окружили город и вырезали в ноль беспощадно, чтоб больше, значит, соблазна не было… — Григорий
Перекусывая в полудохлой полосе из берез, вспоминаю Лиски, оставшиеся в стороне. А на дорогах часто встречаются раздавленные лиски…
Перед закатом насладился видами и даже умудрился обмыться в пруду со слоем ила по колено.
100 км (10:30-20), привалился близ Битюга, меж Луганью и Липовкой. Насыщенный получился день, а Бобров все же стóит посещения.
Тем временем, Макс пишет мне из Москвы, что на следующей неделе обещают заморозки. Ну, думаю, тут их быть не должно, и чем южнее – тем паче.
Больше фото — на я.фотках.
Продолжение: от Битюга к Дону.