[начало тут]
Кровососы продолжили донимать и утром – палатка в тени. Всякую мазню и пшикалки я не приемлю. Только сетка, только хардкор! Но, понадеявшись на прошлогодний опыт в Беларуси (а там количество комаров было терпимым), сетку покупать не стал. Впоследствии жалел еще не раз…
Мой дальнейший путь слегка разнится с «гвоздевским». Лесная равнина – не моя стезя, и я намерен переправиться на высокий берег Волги уже в Макарьево. Чтобы успеть на паром к 16 часам, придется поднапрячься.
Что ж, заодно проведу небольшой опыт по измерению средней скорости движения. Шоссе здесь ровное и плоское, а ветра почти нет. Ехать совершенно скучно, развлекают меня только храмы и тучи на открытых местах. Дождь пока не цепляет, еду под просветом.
Однако! После поворота на Память Парижской Коммуны трафик снижается до комфортного.
У села Валки меня все-таки окропило дождиком. Быстро забегаю к ларьку с разливным квасом. Очень вкусный квас оказался!
Вот и Макарьево. На часах 15:45 – успел! 65 км я проскочил за 3 часа, не считая остановки у ларька. Надо сказать, это был пусть и легкий, но лосизм. Лапы чуток ноют. Бицикл весит 12-13 кг, поклажа тоже, сам вешу 62-64 кг. Покрышки – быстрые полуслики.
А паром еще и опаздывает. Забит он под завязку. Точно так же он забился и в обратный путь. Заполнение парома напомнило игру в «тетрис», но медленную. Автомобили заезжали задом, а паромщик им делал разнарядку, но один «блок» все же не влез, оставшись куковать на берегу.
На борту я занял удобное место в уголке и принялся поглощать квас с «велоедой» и печеньками без треклятого пальмового масла. Конечно, по ложке в день оно не навредит, но: 1) при его производстве вырубаются экваториальные леса, уничтожаются экосистемы редких видов; 2) у нас что – своего масла мало?! Столько плодородных земель! Год назад на пути вдоль Дона я наблюдал множество полей подсолнечника. А кукуруза, рапс? Нет же, надо переть с экватора! Чудовищно… Ненавижу людей экономику.
Но Волга – она умиротворяет… Большинство продолжают называть ее рекой, но она уже давно стала чередой водохранилищ. Кроме, разве что, верховий. Регулирование стока – это вам не хухры-мухры.
Паром пристал почти в 3 км от основного русла Волги. В стороне от причала есть здание речного вокзала, переоборудованное в кафЭ. А все потому, что Чебоксарское вдхр. так и не было наполнено до проектной отметки, которая метров на 5 выше, чем существующий уровень воды.
Город Лысково (ударение на первый слог, хотя это как-то некрасиво) стоит на холмах и смотрит на все эти уровни свысока. Он не такой древний, как Городец, но имеет схожую торгово-ремесленную историю.
В отличие от Бора, здесь приятная атмосфера. Это как-то сразу чувствуется. А промышленность, в основном, пищевая. В том числе, известное пиво «Макарий».
На заборе бывшего кинотеатра кто-то написал: «Я люблю жить!» А из стоящей рядом иномарки доносится не шансон, а Rondò Veneziano! Вроде бы, мелочи, но – создают настроение!
Череду позитива продолжил милейший кот, греющийся у «вечного» огня «Газпрома».
А на следующем снимке видны две девочки, смотрящие в мою сторону.
Такое чудо, как велотурист, сюда заглядывает редко – это стало ясно из их расспросов. Мне даже небольшую экскурсию устроили, показав новое здание епархии. У меня плохо получается общение с детьми, но я старался донести главную мысль: не стремитесь в Москву, не бросайте свой родной уезд…
И снова позитив:
Девчонки посоветовали мне ночевать на Лысой горе рядом с городом. Время вышло – придется так и поступить. На холме есть отдыхающие на авто, но все тихие, как и вечер. Место очень крутое, не зря я сюда залез! Комаров мало. Закат завораживает! [для fullHD жмите ‘скачать’]
Но лучше перебдеть, и я встаю за километр, без видов на Волгу, зато укрытый.
17 июля, 85 км (12:30-21), Рожново ~ Ямново ~ Макарьево ~ Лысково ~ Лысая гора.
С выбором места я перестарался: утром сижу в тени и без ветра. Конденсат не высох. Ну и ладно, вечером высохнет.
День начинается, безусловно, с Лысой горы. Обожаю смотровухи!
Погода вновь сулит локальные дожди, а солнце греет как-то скупо, +20…+22. Позагорать не получается уже который день. Прохладный выдался июль.
Дабы объехать М-7, придется временно отдалиться от Волги. Хотя виды скромные, скучать не приходится. Сегодня первый день мордника (СВ), но несильного.
Дорога через Лывы грязная, и после сильных или долгих дождей там размазня. А в Варганах есть родник.
До поворота на Бармино все-таки приходится ехать по М-7, но всего 1,5 км. Поразительно, но эти 4 минуты я ехал в одиночестве по пустой трассе, попав в «окно».
В Бармино встречаю ничейные заросли спелой вишни – наелся до оскомины.
Здесь тоже есть обзорная площадка, но Лысая гора круче по-любому.
А дальше меня радуют скоростные грунтовки через поля, кукурузные и не очень. Соскучился уже по грунтовым проселкам!
.
От Фокино до пристани парома на Васильсурск гвоздевцы ехали 15 км по безлюдной дамбе вдоль берега. Заманчиво, но завтра мне охота заценить Воротынец, последний нижегородский райцентр на моем пути.
Заходит солнце. Какое-то время еду параллельно местному ашано-вело-чудаку, который уперто катит по левой обочине и считает, что так и надо по правилам! Справа ездить боится. Убеждать бесполезно, требуется перепрошивка мозга (если он не read-only).
Встаю на лугу перед селом Осинки. Количество комаров просто зашкаливает – даже руки вымыть не дают. Надеваю шапку-шахидку с прорезью для глаз.
18 июля, 84 км (11-20:30), Трофимово ~ Саурово ~ Варганы ~ Бармино ~ Фокино.
День 10. Воротынец и Мари
В 4:20 меня разбудили голоса извне. Где-то метрах в ста. Мужик кому-то звонил, или был не один. Разговор шел про рыбалку. В такую рань! Вот такой тут ритм жизни. Ну, а я поспал еще 4 часа.
Поселок Воротынец, несмотря на название, весьма прозаичен. Но – опрятен. При этом здесь довольно много нерусских, похожих на цыган.
.
Далее – прямиком к переправе через устье Суры, в поселок Васильсурск.
.
Как и в случае с Воротынцем, название поселка вроде красивое, а смотреть-то и нечего. Ну, кроме Волги, конечно. И малины! В жизни не видел СТОЛЬКО малины! Это вам не вишня – объелся под завязку.
Васильсурск расположен на полуострове, но относится к Воротынскому району, как это ни странно. Это настоящий нижегородский отшиб, окруженный Волгой и Марий Эл, граница которой проходит всего в нескольких км.
За границей улучшается асфальт, и это радует. Ни разу еще не был в наших «внутренних» республиках!
Район хоть и называется Горномарийский, но гор здесь нет. Высокий берег Волги и всхолмленная равнина – вот и все дела.
Местный колорит начинается в первой же деревне. Двуязычные таблички и общий вид домов, действительно отличающийся от васильсурских.
Но вскоре оказывается, что начальный отрезок асфальта – это что-то вроде отвода глаз. Появляются ямы, колдобины и вездесущие заплаты. Ржавые указатели деревень, сельхоз-руины, шатающаяся пьянь и остановки типа ‘собачья конура’ – таков крайний юго-запад Марий Эл.
Район давно лишился почти всех своих лесов – большая часть земель распахана, а рощи остаются лишь в низинах.
…Ты на Земле рожден. Не тем ли
твой долг определен давно:
хранить ее леса и земли,
моря и реки. Сей зерно!
Что из того, что мир расколот
тоскою распрей! Все равно
пройдут война, чума и голод,
любовь и песня. Сей зерно!..
(Михаил Дудин)
В крупных селах есть некие признаки жизни, а не существования.
Пейзажи вокруг средненькие. А может, дело в погоде.
Из школы села Емешево доносились мелодии и ритмы марийской эстрады. Язык для меня совершенно необычный, ни на что не похожий. Часто слышен звук «ш».
Ближе к райцентру стали появляться инфо-щиты с интересными описаниями исторических мест, у одного из которых решаю слегка подкрепиться и прикинуть на карте место предстоящей ночевки.
Но вышло так, что в деревне Пернянгаши меня приютили на ночь.
На повороте к Чекеево со мной поравнялся немолодой местный велосипедист. После небольшого разговора предлагает переночевать; сначала я отказываюсь, но потом решаю принять предложение, вспомнив про обещанный интэрнэтами дождь. Ну, и марийский быт увидеть изнутри – чем не заманчиво?
По пути домой Феофил мне рассказывает, как он ездил в Москву, будучи дальнобойщиком, и подбрасывал автостопщиков. А живет семья выращиванием овощей, да и весь район такой, сельскохозяйственный.
Дом добротный, снаружи облицован огнеупорным пластиком, а внутри почти обычная квартира, с поправкой на 2 этажа. Много пристроек, в которые ведут коридоры – можно заблудиться! Где-то там, в «летнем» доме, я и устраиваюсь на старой кровати, отказавшись от одеяла (все равно спальник есть). Перед этим меня накормили так, что предложенный арбуз я уже не осилил. А застольные разговоры что-то не клеились – мы оба немногословны, да и настроение у меня какое-то не такое…
19 июля, 68 км (11:30-20), Воротынец ~ Васильсурск ~ Микряково ~ Емешево ~ Пернянгаши.
Дальше, в Васюки Козьму =>
Очень интересно про Лысково — это родина моей бабушки. Она рассказывала, как девочкой бегала в монастырь и ее там угощали. А еще рядом была знаменитая Макарьевская ярмарка. Сама хочу как-нибудь побывать в тех местах.