[начало тут]
И снова пасмурное утро – пока мне не везет с погодой. Однако радует хотя бы то, что ночью было сухо. Но только выезжаю на шоссе – закапало! Стоять и ждать под крышей ржавой и вонючей остановки мне быстро надоело: как только дождь становится слабее, я еду дальше к Юже. Пусть у меня и нету герметичных гидросумок, но старый добрый ПИК не сильно хуже, если его накрыть большим пакетом. Хочу гидробаул на сотню литров! А вы еще не думали об этом?..
В Горячево асфальт сменяется улучшенной грунтовкой, а небо начинает проясняться.
По мнению Word-а 2010, слово «холуй» имеет ярко экспрессивную окраску, но это не имеет отношения к старинному селу умельцев. Хо́луй – плетёная из ивняка запруда для ловли рыбы. А село известно лаковой миниатюрой (и росписью икон до революции 17-го года).
Мост через реку Теза – деревянный. Несколько раз его сносило половодьем, и приходилось строить новый. Стоящие с наклоном брёвна – это «ледорезы».
Хотя население Холуя медленно падает, фабрика лаковой росписи все-таки здравствует, а для училища построен новый современный корпус.
****
Прошло не меньше десяти веков с тех пор, как русичи пришли на эти земли. До них здесь обитали финно-угры, и многие названия дошли из тех времен. Топоним ‘Южа’ (‘юзга’) означает ‘топь, болото’. Действительно, болот вокруг немало, а также бывших торфоразработок, среди которых действовала сеть узкоколеек, и даже было пассажирское движение. Но все пути давно разобраны и заросли.
Южа, как и Камешково, числится в бедствующих городах, но с виду все не так уж плохо.
Что так любит Гвоздев, это – общепит. А тут смотрю – столовая «Крестьянка». Зашел я туда, подивился на 3-значные цены, и вышел. Какая, в топку, крестьянка? Купчиха, тогда уж. Или попадья.
Отъехав километр, сел на бревна и замутил обед: шотландский хлеб (из Кинешмы; саратовский был лучше), сыр адыгейский, лук зеленый, огурец, овсяное печенье, ряженка и сок.
Дорогу Южа-Палех, идущую через леса, я посчитал на карте скучной. Так что Палех я посещу когда-нибудь потом.
От Южи на Мугреево ведет трясёнка, на полпути которой – ответвление на север, к трассе на Иваново; почти все 28 верст – глухой асфальт и, изредка, полуживые сёла и деревни.
15 километров трассы я проскочил довольно быстро; движение машин не очень сильное, но и расслабиться не даст.
.
От Мыта, где не менее трех храмов, решаю ехать по шоссе на Верхний Ландех – после заката там спокойнее, и проще выбрать место на ночь.
Но подходящих мест все нет и нет, а сумерки сгущаются; проехав Маклаково, сворачиваю на колею от лесовоза и кое-как встаю среди кустов – тех самых, «вечно мокрых».
14 июля, 113 км (12-22ч), Горячево ~ Холуй ~ Южа ~ Истоки ~ Сакулино ~ Мыт ~ Маклаково.
День 6. Пестяки и Пурех
Вроде бы, ночь не такая холодная, но высокая влажность заставила меня надеть Arc’teryx.
И вообще, в этой части Ивановской области леса унылые, сосен мало, зато процветают «смоленские» ивы. Но есть и живность, пока что видел пару лис и лося.
Небольшой ПГТ Пестяки, больше похожий на село, – весьма колоритное местечко. Это дополняется икающем и якающем говором местных. Вот только этих самых «местных» все меньше с каждым годом…
«В Пестяках была фабрика по пошиву кружев; это, как я понял, был их народный промысел, но по ходу всё загнулось и здание сейчас с вывеской «продается». Жалко очень. Дом сей находится практически на выезде слева, как ехать в Нижний Новгород; большой такой, коричневый.» — Роман (Пенза)
С общепитом тут мне повезло – за 150 рублей наелся вдоволь. Байк поставил внутрь при входе, там есть место. Гороховый суп кончился, так мне дали сдачи и полную тарелку куриного с вермишелью. Еще шницель с рисом, салат морковный и компот. А на дорогу набрал пирожков, так что сегодня «Магнит» мне не нужен.
За Пестяками – родник «Луканинский колодчик». С часовней и купелью. Вода, однако, торфяная.
Чем ближе к Волге – тем больше сосен. А в целом, природа здесь не сильно отличается от подмосковной.
Р-152 – эпичная трасса, по ней объезжают Москву едущие с Северо-Запада в восточные края (и обратно) – видел даже алтайские номера. Шоссе не очень напряжное: редкие фуры, за ними 2-3 машины. Так что глухая грунтовая срезка на Пурех мне не пригодилась – кто знает, как оно там заросло.
Южнее чкаловской развязки движение ощутимо возрастает, но Волга уже близко. Заезжаю в Пурех, экс-вотчину Пожарского. Село напоминает Пестяки, но много старых храмов. Самый красивый – многоглавый.
Приближаюсь к большущей плотине.
Как-то стремно фоткать охраняемый объект, но я решаюсь (Валя Гвоздев тоже фоткал).
Но группа Гвоздева здесь следовала жарким днем, а мне достался дивный предзакатный вечер.
Обзору радуется глаз, как это было во владимирском Ополье. Но если там – широкие холмистые поля, то здесь – равнина серебристой водной глади. Приятно жить неподалеку от большой воды! Неважно, море это или просто Волга.
Все это так зовет и вдохновляет, что хочется сегодня проводить закат на берегу. Но горьковские дачники отрезали ближайшие подходы, а вдоль шоссе гурьбой стоят рекламные щиты – такое ощущение, что вернулся в Подмосковье…
На краю деревни Иваново захожу в ларек с разливным пивом. Торгует в нем богемный бородач, похожий на солиста группы «Ногу свело». Все цены за пол-литра – не меньше сотни! Поеду лучше спать куда-нибудь.
…Впервые вижу черничник в березовой роще, да еще в сухой; при этом нет ни ветра, ни комаров! Внизу, на левом берегу оврага в каком-то доме виден свет и лают псы, а в остальном все хорошо. День удался!
15 июля, 110 км (12-21:30), Старилово ~ Пестяки ~ Соломаты ~ Новинки ~ Пурех ~ плотина ГЭС.
День 7. Городец и Бор
Хорошо ночевать на пригорке: прохлада опускается в ложбину. Тепло и сухо – разительный контраст с тем мокрым ивняком. А березы тут по-настоящему белые. Красиво!
Городец чуть моложе Москвы, он был основан как крепость для защиты от набегов всяких неправославных тюрков, которые все-таки умудрились его сжечь лет так на 200.
Интересно, что вопреки закону Бэра, Городец стоит на высоком берегу Волги, хотя и левом. Поэтому от набережной к центру ведет тягун, а чуть выше открываются природно-техногенные виды на Заволжье.
Городец может похвастаться множеством старинных домов. Сколько таких я уже повидал, но тут немало домов и с «изюминкой».
..
Как часто бывает, наряду с историческим центром есть торгово-современный; но там суетливо, как в базарный день. Это подпортило личное впечатление о городе, но посещения он, безусловно, стоит, если окажется на вашем пути.
А еще тут есть древнерусский вал. Под тяжестью веков просевший, но вполне заметный.
По Городцу я ездил 3 часа, пора на выезд.
Шоссе в сторону Бора мне не понравилось трафиком; через 10 км сворачиваю к санаторию, у въезда в который перекусываю с пивом на остановке, наслаждаясь сосновым воздухом.
Кстати, не вижу ничего предосудительного в еде с могил, хотя сам этим не страдаю. Я сторонник рационального, бережного использования природных ресурсов, а жертвенные приношения – это суеверные глупости, осколки далекого и дикого прошлого. Как, собственно, и сами могилы и кладбища, отчуждающие земли (по большей части это касается плотно заселенных мест). Человека надо помнить за дело, а не тело! А тела надо грамотно использовать по возможности, как и любое вторсырье, но с этим в РФ туго.
А как же традиции? – спросите вы. Да, традиции – тоже часть культуры. Но всему свое время, а на дворе 21-ый век.
Наука говорит: «Мы должны жить!» — и ищет способы продления жизни. Мудрость говорит: «Мы должны умереть!» — и ищет, как это сделать лучше. – Spock, Star Trek TOS
…Долгое время еду проселками, вернувшись на шоссе только перед селом Зарубино. Смотреть на проселках особо нечего – кругом типичные среднерусские пейзажи плоских припойменных лугов с остатками леса.
С трудом пробившись сквозь адический затор за станцией Толоконцево, где строится новая развязка, я въезжаю в город Бор. С его окраины видна высокая центральная часть Нижгорода.
Название «Нижний Новгород» в корне неверное. Высоты над уровнем моря здесь около 70-100 м, а в том Новгороде, что на Волхове, – всего 25 м. А эпитет «Великий» больше подходит миллионнику. Нижний сделать Великим, а Великий – Нижним. Чтобы все окончательно запутались! Развели, понимаешь, Новгородов…
Под вечер мне не хочется переправляться на тот берег – успею еще посмотреть Нижгород в другой раз.
А Бор… Город Бор уныл и богат на гопоту, стайку которой вижу в первом же сквере. Неудивительно, ведь почти половину производственных мощностей города формирует стекольный завод. Который, по расейской традиции, управляется зарубежным концерном. Что, однако, не меняет повадки ‘рабочей’ молодежи.
Но не так все плохо, есть и в/на Бору/Боре интересные объекты, среди которых – канатная дорога на нижегородский (ага, вышегородский) берег. Билет на июль 2015 стоил 90 рублей, а кататься советуют в дождь с ветром, тогда острые ощущения будут обеспечены.
Поблизости от станции канатки есть памятник атомной бомбе и ее создателю, но идентифицировал я его лишь на фото, будучи уже дома. И это хорошо, а то такие «памятники» пагубно влияют на мою шаткую психику.
Захожу, между делом, в «Магнит». Особенно мне хочется кисломолочки, но все маленькие упаковки (и мягкие, и твердые) – не пол-литра, а 0,4 с чем-то. При этом тара зачастую имеет «нормальный» объем, но продукт недоливают специально. Меня это так же раздражает, как и ценники типа «199» или «99-90», и я стараюсь принципиально игнорировать такие товары. Но в этом Магните выбора просто нет: максимум – это издевательские 0,49 л! СкрЫпя зубами, приходится купить…
Темнеет. На шоссе в сторону Макарьево неожиданно активное движение. Куда они все едут? Дач в этом направлении нет, городов – тоже. Мой вердикт: трасса Р-152 в районе Пестяков куда приятнее, чем шоссе Городец-Бор и Бор-Останкино.
До удобного места на реке Керженец я докрутить никак не успею, а вокруг – сплошная говь, как любит выражаться gromitten с Веломании. Надежды на маленькую речку реку Ватома у Рожново не оправдались ни рожна. Отъехав километр от деревни, ныкаюсь в кустах под двумя березами посреди поля. Комарихи жрут нещадно.
16 июля, 108 км (12-22ч), Городец ~ Санаторий ~ Куфтино ~ Зарубино ~ Бор ~ Рожново.
Дальше, в Лысково =>
О, Бор тоже не обойден моим посещением, я туда неоднократно ездил на трубный завод, на котором есть реально дешёвая столовая. Трафик там на трассах действительно большой.
Ленин супер. Какой-то даже человечный. А на могилы специально кладут еду, чтобы ее съел случайный прохожий и тем помянул умершего. Я так понимаю в этом и есть смысл обычая.