Волга-Кама 2015. Часть 2. Холуй, Городец — BikeLifeForms
 
6 марта 201617:25

Волга-Кама 2015. Часть 2. Холуй, Городец

[начало тут]

И снова пасмурное утро – пока мне не везет с погодой. Однако радует хотя бы то, что ночью было сухо. Но только выезжаю на шоссе – закапало! Стоять и ждать под крышей ржавой и вонючей остановки мне быстро надоело: как только дождь становится слабее, я еду дальше к Юже. Пусть у меня и нету герметичных гидросумок, но старый добрый ПИК не сильно хуже, если его накрыть большим пакетом. Хочу гидробаул на сотню литров! А вы еще не думали об этом?..

 

В Горячево асфальт сменяется улучшенной грунтовкой, а небо начинает проясняться.

 

дорога на Холуй и Южу

 

По мнению Word-а 2010, слово «холуй» имеет ярко экспрессивную окраску, но это не имеет отношения к старинному селу умельцев. Хо́луй – плетёная из ивняка запруда для ловли рыбы. А село известно лаковой миниатюрой (и росписью икон до революции 17-го года).

 

Мост через реку Теза – деревянный. Несколько раз его сносило половодьем, и приходилось строить новый. Стоящие с наклоном брёвна – это «ледорезы».

 

мост через р. Теза

мост через р. Теза

 

Хотя население Холуя медленно падает, фабрика лаковой росписи все-таки здравствует, а для училища построен новый современный корпус.

 

****

Прошло не меньше десяти веков с тех пор, как русичи пришли на эти земли. До них здесь обитали финно-угры, и многие названия дошли из тех времен. Топоним ‘Южа’ (‘юзга’) означает ‘топь, болото’. Действительно, болот вокруг немало, а также бывших торфоразработок, среди которых действовала сеть узкоколеек, и даже было пассажирское движение. Но все пути давно разобраны и заросли.

 

Южа, как и Камешково, числится в бедствующих городах, но с виду все не так уж плохо.

 

школа искусств

ткацкая фабрика

ткацкая фабрика

 

Что так любит Гвоздев, это – общепит. А тут смотрю – столовая «Крестьянка». Зашел я туда, подивился на 3-значные цены, и вышел. Какая, в топку, крестьянка? Купчиха, тогда уж. Или попадья.

 

Отъехав километр, сел на бревна и замутил обед: шотландский хлеб (из Кинешмы; саратовский был лучше), сыр адыгейский, лук зеленый, огурец, овсяное печенье, ряженка и сок.

 

трясёнка от Южи

 

Дорогу Южа-Палех, идущую через леса, я посчитал на карте скучной. Так что Палех я посещу когда-нибудь потом.

 

От Южи на Мугреево ведет трясёнка, на полпути которой – ответвление на север, к трассе на Иваново; почти все 28 верст – глухой асфальт и, изредка, полуживые сёла и деревни.

 

Палехский уезд

 

15 километров трассы я проскочил довольно быстро; движение машин не очень сильное, но и расслабиться не даст.

 

река Лух, село Мыт

река Лух, село Мыт

.

развалины храма

 

От Мыта, где не менее трех храмов, решаю ехать по шоссе на Верхний Ландех – после заката там спокойнее, и проще выбрать место на ночь.

Но подходящих мест все нет и нет, а сумерки сгущаются; проехав Маклаково, сворачиваю на колею от лесовоза и кое-как встаю среди кустов – тех самых, «вечно мокрых».

 

14 июля, 113 км (12-22ч), Горячево ~ Холуй ~ Южа ~ Истоки ~ Сакулино ~ Мыт ~ Маклаково.

Я.Фотки.

 

 

День 6. Пестяки и Пурех

 

Вроде бы, ночь не такая холодная, но высокая влажность заставила меня надеть Arc’teryx.

И вообще, в этой части Ивановской области леса унылые, сосен мало, зато процветают «смоленские» ивы. Но есть и живность, пока что видел пару лис и лося.

 

Небольшой ПГТ Пестяки, больше похожий на село, – весьма колоритное местечко. Это дополняется икающем и якающем говором местных. Вот только этих самых «местных» все меньше с каждым годом…

 

храм 18 века

автостанция

 

«В Пестяках была фабрика по пошиву кружев; это, как я понял, был их народный промысел, но по ходу всё загнулось и здание сейчас с вывеской «продается». Жалко очень. Дом сей находится практически на выезде слева, как ехать в Нижний Новгород; большой такой, коричневый.» — Роман (Пенза)

 

С общепитом тут мне повезло – за 150 рублей наелся вдоволь. Байк поставил внутрь при входе, там есть место. Гороховый суп кончился, так мне дали сдачи и полную тарелку куриного с вермишелью. Еще шницель с рисом, салат морковный и компот. А на дорогу набрал пирожков, так что сегодня «Магнит» мне не нужен.

 

столовая

столовая

 

За Пестяками – родник «Луканинский колодчик». С часовней и купелью. Вода, однако, торфяная.

 

Чем ближе к Волге – тем больше сосен. А в целом, природа здесь не сильно отличается от подмосковной.

 

Р-152 – эпичная трасса, по ней объезжают Москву едущие с Северо-Запада в восточные края (и обратно) – видел даже алтайские номера. Шоссе не очень напряжное: редкие фуры, за ними 2-3 машины. Так что глухая грунтовая срезка на Пурех мне не пригодилась – кто знает, как оно там заросло.

 

сосенки вдоль дороги

 

Южнее чкаловской развязки движение ощутимо возрастает, но Волга уже близко. Заезжаю в Пурех, экс-вотчину Пожарского. Село напоминает Пестяки, но много старых храмов. Самый красивый – многоглавый.

 

храм многоглавый

 

Приближаюсь к большущей плотине.

 

кафЭ Видеонаблюдение

кафЭ ‘Видеонаблюдение’

 

Как-то стремно фоткать охраняемый объект, но я решаюсь (Валя Гвоздев тоже фоткал).

 

плотина Горьковского вдхр.

плотина Горьковского вдхр.

 

Но группа Гвоздева здесь следовала жарким днем, а мне достался дивный предзакатный вечер.

 

Горьковское вдхр.

 

Обзору радуется глаз, как это было во владимирском Ополье. Но если там – широкие холмистые поля, то здесь – равнина серебристой водной глади. Приятно жить неподалеку от большой воды! Неважно, море это или просто Волга.

 

строителям Горьковской ГЭС

строителям Горьковской ГЭС

 

Все это так зовет и вдохновляет, что хочется сегодня проводить закат на берегу. Но горьковские дачники отрезали ближайшие подходы, а вдоль шоссе гурьбой стоят рекламные щиты – такое ощущение, что вернулся в Подмосковье…

На краю деревни Иваново захожу в ларек с разливным пивом. Торгует в нем богемный бородач, похожий на солиста группы «Ногу свело». Все цены за пол-литра – не меньше сотни! Поеду лучше спать куда-нибудь.

 

…Впервые вижу черничник в березовой роще, да еще в сухой; при этом нет ни ветра, ни комаров! Внизу, на левом берегу оврага в каком-то доме виден свет и лают псы, а в остальном все хорошо. День удался!

 

15 июля, 110 км (12-21:30), Старилово ~ Пестяки ~ Соломаты ~ Новинки ~ Пурех ~ плотина ГЭС.

Я.Фотки.

 

 

День 7. Городец и Бор

 

Хорошо ночевать на пригорке: прохлада опускается в ложбину. Тепло и сухо – разительный контраст с тем мокрым ивняком. А березы тут по-настоящему белые. Красиво!

 

привал-ночевка №6, среди берез

привал-ночевка №6, среди берез

 

Городец чуть моложе Москвы, он был основан как крепость для защиты от набегов всяких неправославных тюрков, которые все-таки умудрились его сжечь лет так на 200.

 

плавучая гостиница

плавучая гостиница

 

улица Горького

 

Интересно, что вопреки закону Бэра, Городец стоит на высоком берегу Волги, хотя и левом. Поэтому от набережной к центру ведет тягун, а чуть выше открываются природно-техногенные виды на Заволжье.

 

пристань и город мастеров

пристань и город мастеров

 

Городец может похвастаться множеством старинных домов. Сколько таких я уже повидал, но тут немало домов и с «изюминкой».

 

музейный квартал

музейный квартал

..

усадьба Петелина

усадьба Петелина

 

старое здание

 

Как часто бывает, наряду с историческим центром есть торгово-современный; но там суетливо, как в базарный день. Это подпортило личное впечатление о городе, но посещения он, безусловно, стоит, если окажется на вашем пути.

А еще тут есть древнерусский вал. Под тяжестью веков просевший, но вполне заметный.

 

По Городцу я ездил 3 часа, пора на выезд.

 

колхоз Красный маяк

 

Шоссе в сторону Бора мне не понравилось трафиком; через 10 км сворачиваю к санаторию, у въезда в который перекусываю с пивом на остановке, наслаждаясь сосновым воздухом.

 

Кстати, не вижу ничего предосудительного в еде с могил, хотя сам этим не страдаю. Я сторонник рационального, бережного использования природных ресурсов, а жертвенные приношения – это суеверные глупости, осколки далекого и дикого прошлого. Как, собственно, и сами могилы и кладбища, отчуждающие земли (по большей части это касается плотно заселенных мест). Человека надо помнить за дело, а не тело! А тела надо грамотно использовать по возможности, как и любое вторсырье, но с этим в РФ туго.

А как же традиции? – спросите вы. Да, традиции – тоже часть культуры. Но всему свое время, а на дворе 21-ый век.

Наука говорит: «Мы должны жить!» — и ищет способы продления жизни. Мудрость говорит: «Мы должны умереть!» — и ищет, как это сделать лучше. – Spock, Star Trek TOS

 

…Долгое время еду проселками, вернувшись на шоссе только перед селом Зарубино. Смотреть на проселках особо нечего – кругом типичные среднерусские пейзажи плоских припойменных лугов с остатками леса.

 

луга и перелески

 

С трудом пробившись сквозь адический затор за станцией Толоконцево, где строится новая развязка, я въезжаю в город Бор. С его окраины видна высокая центральная часть Нижгорода.

 

высокая часть Нижгорода

 

Название «Нижний Новгород» в корне неверное. Высоты над уровнем моря здесь около 70-100 м, а в том Новгороде, что на Волхове, – всего 25 м. А эпитет «Великий» больше подходит миллионнику. Нижний сделать Великим, а Великий – Нижним. Чтобы все окончательно запутались! Развели, понимаешь, Новгородов…

 

Под вечер мне не хочется переправляться на тот берег – успею еще посмотреть Нижгород в другой раз.

 

А Бор… Город Бор уныл и богат на гопоту, стайку которой вижу в первом же сквере. Неудивительно, ведь почти половину производственных мощностей города формирует стекольный завод. Который, по расейской традиции, управляется зарубежным концерном. Что, однако, не меняет повадки ‘рабочей’ молодежи.

 

Ленин в кресле

 

Но не так все плохо, есть и в/на Бору/Боре интересные объекты, среди которых – канатная дорога на нижегородский (ага, вышегородский) берег. Билет на июль 2015 стоил 90 рублей, а кататься советуют в дождь с ветром, тогда острые ощущения будут обеспечены.

 

ресторан Магеллан

 

Поблизости от станции канатки есть памятник атомной бомбе и ее создателю, но идентифицировал я его лишь на фото, будучи уже дома. И это хорошо, а то такие «памятники» пагубно влияют на мою шаткую психику.

 

Захожу, между делом, в «Магнит». Особенно мне хочется кисломолочки, но все маленькие упаковки (и мягкие, и твердые) – не пол-литра, а 0,4 с чем-то. При этом тара зачастую имеет «нормальный» объем, но продукт недоливают специально. Меня это так же раздражает, как и ценники типа «199» или «99-90», и я стараюсь принципиально игнорировать такие товары. Но в этом Магните выбора просто нет: максимум – это издевательские 0,49 л! СкрЫпя зубами, приходится купить…

 

Темнеет. На шоссе в сторону Макарьево неожиданно активное движение. Куда они все едут? Дач в этом направлении нет, городов – тоже. Мой вердикт: трасса Р-152 в районе Пестяков куда приятнее, чем шоссе Городец-Бор и Бор-Останкино.

 

До удобного места на реке Керженец я докрутить никак не успею, а вокруг – сплошная говь, как любит выражаться gromitten с Веломании. Надежды на маленькую речку реку Ватома у Рожново не оправдались ни рожна. Отъехав километр от деревни, ныкаюсь в кустах под двумя березами посреди поля. Комарихи жрут нещадно.

 

16 июля, 108 км (12-22ч), Городец ~ Санаторий ~ Куфтино ~ Зарубино ~ Бор ~ Рожново.

Я.Фотки.

 

Дальше, в Лысково =>


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Роман(Пенза):

    О, Бор тоже не обойден моим посещением, я туда неоднократно ездил на трубный завод, на котором есть реально дешёвая столовая. Трафик там на трассах действительно большой.

  2. Ленин супер. Какой-то даже человечный. А на могилы специально кладут еду, чтобы ее съел случайный прохожий и тем помянул умершего. Я так понимаю в этом и есть смысл обычая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост