[начало тут]
10 км волгоградской трассы с противным боковым ветром, но широкой обочиной; потом 14 км местного скучного асфальта, от которого сворачиваю на грунты к Волге. Конечно, можно было и раньше свернуть, но я предпочел ехать наверняка, без лишнего ориентирования.
Поначалу виды скромные. Все еще попадаются рощи березового сухостоя, хотя климат уже не для них. Сельхоз в неважном состоянии – есть и развалины построек, и древняя техника.
Но вот я вновь на вершине водораздела. Впереди, ну или внизу – село Синенькие, и тут начинаются захватывающие виды!
За это приходится платить лютыми горочками. На грунтовом спуске меня разгоняет до 51 км/ч, и при этом еще приходится тормозить, но запасные колодки у меня есть.
Всю эту красоту местами портят стихийные свалки на сельских окраинах; бывает, что мусор сваливают прямо на откосы. Вот ведь гады! Как будто мусор тут и не вывозят никогда… Приведу цитату Макса Т.: «не вывозят, слишком дорого, даже в двух агрофермах мусор сами перерабатывают, а в селах тупо закапывают». Да уж, раздельный сбор сюда придет лет так через сто…
Волга здесь действительно чем-то похожа на море, но не хватает бескрайности. Все-таки потусторонний берег виден прекрасно.
А дальше открывается необычная картина – этакие волнистые зеленые пупырышки. На одном из них, сидя над Волгой, я оприходовал целый литр вкусных разливных «Жигулей».
Всё еще встречаются саратовские дачи. Но после села Мордово дачи заканчиваются.
Вдоль дороги растет тростник почти в два моих роста.
В селах волгарей встречаются дома и с двускатными, и с 4-скатными крышами.
Магазины закрываются рано, но главное – найти водопой.
После Мордово вдоль берега уже не проедешь. Приходится долго и упорно лезть на лесистый холм.
На холме впереди меня проскакивает олень, уже второй за этот день; на этот раз – рыжий. Потом снова спуск. Еще несколько км, и встаю на ночь в рядах каких-то кустов.
По обыкновению, смотрю сводку погоды на завтра. Последние дни было прохладно, градусов 16; но завтра, наконец, обещают +22! На небосводе появилась молодая луна и вскоре эпично зашла, оставив меня наслаждаться степными запахами. А в отдалении орет какая-то живность, но не лисы и не волки.
Накат 78 км (11:30-20:10), Р-228 ~ Ивановский ~ Сергиевский ~ Синенькие ~ Сосновка ~ Мордово.
День 14: вверх и вниз
Проснулся в 6:50 от того, что палатку с двух сторон обходило стадо разноголосо блеющих овец. Выглянул – они уставились; хлопнул по палатке – мееебееель побежала. Пастух был недалеко — я слышал его голос. Позже это стадо было замечено на склоне дальнего холма.
Вот так для меня началось лето. За что боролся – на то и напоролся: 7 утра, а солнце уже начинает припекать. Но ветерок прохладный.
Фоткаю я в Садовом почту и старые магазины, а мне прохожая тетка: «ты что, шпион?» Да, прям из госдепа. Она прибавляет, что надо бы свалки-помойки сфоткать. Толку-то…
Разливное пиво, по ходу, тут есть почти в каждом селе. Вчера в Мордово был открыт один магаз из трех; в нем было пиво, но не было хлеба. А другой магаз закрылся раньше, чем должен.
При таком раскладе решаю заехать в Красноармейск (РЦ, 23 тыс.чел; ранее Balzer и Голый Карамыш) – там есть «Магнит», пусть и весьма дорогой. Прикольно, что он имеет внутреннее название «Странник».
Ну а сам город может дать фору даже Моршанску. Как минимум, по дорожному трэшу.
.
Южные окраины состоят из 5-этажек, развалин, недостроя и 1-2 малоэтажных новостроек.
За всем этим следует большущий заброшенный завод и остатки ЖД станции. Судя по одной из надписей с номером телефона на стене, кто-то его хочет продать…
И, наконец, за «заводом» располагается станция «Транснефти». Не так давно построенная и, разумеется, работающая. Петровск живет перекачкой газа, а Красноармейск – перекачкой нефти. Таков печальный итог…
Река Голый Карамыш, на которой стоит бывший город Бальцер АССР Немцев Поволжья, относится к бассейну Дона. Мне снова предстоит лихой спуск в долину Волги. А еще и попутный ветер подгоняет. Лишь бы асфальт не подкачал.
Волги пока не видно, но внутренние долины не менее живописны.
В следующем селе Ревино сельхоз еще как-то держится. А население привычно идет на убыль.
Перед стадом коров меня как-то неудачно занесло на скоростной грунтовке. Ехал около 25 км/ч, держась за рога (не быка, а руля). Мог бы серьезные травмы получить, но пронесло… Вывод: рога — только на ровной дороге!
Вот и снова берег Волги. Пытаюсь найти подход к воде, но везде обрыв и заросли тростника.
Ну и ладно, хватит пытаться – пора попитаться и позагорать. Шотландский хлеб солодовый с черносливом, сыр адыгейский, кетчуп, сок с минералкой и целый горшочек салата – вот такой получается обед. Вкуснотища! Особенно хлеб из Саратова.
В палатке же я питаюсь примерно так: утром – не требующие варки хлопья (овсяные, пшенные, многозлаковые), сухие завтраки с кефиром/ряженкой/соком/чаем (подушечки, колечки, воздушный рис) или творог со сгущенкой/медом; еще к чаю – сливочные конфеты, козинак, шок.плитки. Вечером – картофельные или гречневые хлопья (upd: примерно с 2018 стал варить рис/гречу в пакетиках и макароны, см. статью про питание в походе), сыр, томатный соус, огурцы, зелень, чеснок, приправы. Часто гречку-картошку полностью заменяет вкусный темный хлеб.
А, ну и в подрамной сумке всегда лежит вело-еда – орехи и сухофрукты, особенно финики.
Село Золотое, одно из древнейших поселений на Волге, было основано в 1536 году беглыми крепостными. А окраины современного села изобилуют сельхоз-развалинами и загажены мусором…
Встретился мне на дороге еж. Тормозной он какой-то – больной, что ли… Пришлось его попинать на обочину, чтоб не задавили.
Еще из живности видел двух зайцев-русаков, ящериц, и слышал пищание сурков.
А далее опять вверх-вниз, вверх-вниз. Давненько я так часто и долго не ездил на передачах 1-2 и 1-1…
На ночь привалился снова среди рядов каких-то плантаций.
Накат 79 км (11-20:30), Садовое ~ Красноармейск ~ Ваулино ~ Ревино ~ Золотое.
День 15. Поволжская глушь
Лето окончательно вступило в свои права – ночи тоже становятся теплыми.
Чем-то напоминая Крым, в километре от меня возвышается безымянная «столовая» гора, покрытая изреженными остатками закрепительных насаждений. Вот бы залезть на эту горку! Но гадюки уже не дремлют, и лучше не рисковать.
Село Трубино. Один из тех 5 жителей, что здесь остались, на меня подозрительно косится, когда я случайно съезжаю с дороги на чей-то участок со ржавой телегой и остатками техники.
За ним следует овраг. Овраги – они красивы и коварны. Хотя второй, как и первый, пока что легок на подъем.
А дальше, решив проехать ближе к Волге, я устраиваю себе конкретную такую засаду.
Накатанная колея оказывается тупиковой, и после лихого спуска она теряется на берегу галечного залива, где вдоволь воды, привольно растут березы, и зеленеет сочная трава – лакомство для коров. А на соседний откос колеи-то и нет, есть только коровья тропа, и приходится мне заниматься настоящим вело-альпинизмом!
Подобная беспощадная потаскуха застигала меня год назад на Дону и два – в Крыму, но не до такой степени! Даже вело-сумку занес с трудом. А поднявшись, долго отряхивался от песка.
На этот раз всему виной трэки, найденные на veloradar.ru. Один из них на каком-то участке проходит по берегу Волги с отвесными уступами, а другой внезапно ведет в траву. Здесь настолько неочевидные дороги, что усиленное изучение спутниковых снимков не очень-то помогает.
Село Нижняя Банновка. Снова развалины и отвалины. Отвалился даже ржавый придорожный знак. Главная примечательность – это местная пушистая красавица.
И снова пешка вверх, долгая и упорная. Но живописная.
На верхнем склоне холма климат настолько меняется, что позволяет процветать смешанному лесу, пусть и, скорее всего, саженому.
Не придав значения слабо накатанной грунтовке, уходящей правее к вершине холма, я несусь вниз по каменистым спускам, переходящим в не менее каменистые подъемы с дождевыми желобками.
На одном из спусков, «потеряв управление», я «рыбкой» лечу через руль. Судьба опять благосклонна – отделался царапинами. А может, эта сногсшибательная судьба как бы намекает, что дальше ехать не стóит?..
Но жажда исследования берет верх. Места тут такие дикие, словно заповедные – почти из-под ног выскакивают лисы, зайцы, лоси, олени; испуганно взмывают из травы куропатки, обделываясь при взлете; а на склонах пищат сторожевые сурки.
Трехмерно петляя, грунтовка приводит в тупик – к обрыву узкой балки, зажатой между горками в 150-200 м высотой. Величие и безмятежность природы дополняют полный штиль и птичье многоголосье. Эх, пригласить бы сюда BBC на съемки!.. Но пока будем довольствоваться моим минутным круговым обзором. (настоятельно рекомендую скачать и посмотреть в full HD, выкрутив звук на полную)
Вдоволь насладившись видами, я поворачиваю назад… Все бы ничего, но мои запасы воды на исходе. Двумя глотками запиваю 4 финика и остатки арахиса, и, «потеряв» в сумме более двух часов, возвращаюсь к той же самой развилке у сосен.
Грунтовка тянется все выше и ведет сквозь нагорную дубраву, в которой меня жутко достала повсеместная паутина. А еще тут что-то цокает, цокает… Наверное, мухи.
Прожевав еще 4 финика, и я выезжаю на щебнистую дорогу, ведущую в село Белогорское, которую вдалеке перебегает рыжий олень.
Что-то у меня не заладился этот день… На тряском спуске к Белогорскому с багажника слетает куртка, но пропажу я замечаю лишь внизу, остановившись, чтобы свериться с трэком. Куртка нашлась совсем рядом, а прошедшая мимо тетка с буренкой ничего не сказала…
В этой дальней глуши всего один магазин, работающий до 12 дня! Что ж, главное – набрал тут воды.
Как ни крути, сегодня у меня день живности. Не только дикой, но и ручной.
Вот почти и Дурман-гора – туда-то мне и надо. А соседний с ней уступ похож на «морду» самолета.
Дурман-гора, утес Степана Разина и овраг-тюрьма… «Из всех легенд, связанных с ними, удалось разгадать лишь одну. Многие археологи и кладоискатели, с конца 19 века активно искавшие богатства атамана, жаловались на головокружение и ухудшение самочувствия. Позже геологи обнаружили в этих местах электромагнитное излучение – предположительно, наследие древнего вулкана.»
.
Однако в километре от подножия Горы, где я встаю на ночь среди рядов ясеней, ничего такого мной не ощущается. Не считая вполне объяснимой усталости после сегодняшних километров, которые мне дались, в прямом смысле, пóтом и кровью.
Накат 71 км (11-20ч), Трубино ~ Меловое ~ Нижняя Банновка ~ Белогорское ~ Дурман-гора.
Продолжение: Камышин.
Вот это места! Вот это мир! Хочу теперь только туда.
Да уж, пупырышки зачотные