Волга-Дон 2015. Часть 4: Петровск и Саратов — BikeLifeForms
 
27 января 201618:14

Волга-Дон 2015. Часть 4: Петровск и Саратов

[начало тут]

Становится уже привычным прохладный «душ» из бурдюка каждый вечер. А на сильном ветру при +12…+14 это – особое «удовольствие». Но ложиться спать потным все равно не хочется. Вот и «закаляюсь» поневоле.

Стихать ветер пока не думает, но понемногу разворачивается с южного на западный, и это уже хорошо.

 

привал-ночевка №8, в дубах

привал-ночевка №8, в дубах

.

долина

 

Село Малая Сердоба́ (райцентр, 4 тыс.жит.) было основано в 1697 как отъезжая слобода г. Петровска. Первое население – станичные конные казаки, переведенные из соседних уездов.

 

старое здание

старое здание

.

ДК

ДК

 

Село приятное, аграрное. Расположено в пологой долине притока Хопра.

И снова надувает шальные тучи. Со стороны за ними красиво наблюдать.

 

храм Николая

 

Вскоре ухожу с асфальта, ведущего в Топлое, на грунты, ведущие в Саратовскую область. Здесь я нахватал липких тополиных семян на покрышки и в кроссовки. Ох уж эти тополя. А далее другие тополя натыканы, то бишь «тополя-М», но они невидимые.

 

поле русское (почти)

поле русское (почти)

 

Ветер разбушевался, и я зачетно отрываюсь на грунтовках под 40 км/ч. Примерно на такой скорости и пересекаю границу областей. И снова чувствую — что-то изменилось. Бывают иногда границы краев-областей проложены так, что реально природа меняется.

 

а это уже поля Саратовской области

поля Саратовской области

 

Село Большая Камышинка. Вымирающее, с редко стоящими домами. Но с фермерским хозяйством. И развалинами поместья.

 

сельхоз

 

После дождей добраться сюда нелегко, так как дорога без покрытия. Следующие два села с асфальтовым подъездом уже поприличнее, даже магазин есть рабочий, но и в них разрухи хватает. На ржавом зернотоке написано «слава КПСС»…

 

У Хомяковки с населением 0 чел. – родник со столиком и лавочками. Обычный родник, ничего такого. Больший интерес представляет «состояние» моста через ручей.

 

мост жесть

 

(состояние покрытия — не лучше)

 

Подкрепившись, достигаю эпичного Петровска (РЦ, 30 тыс.), названного напрямую в честь Петра-1, а не библейского апостола. По количеству старины не уступает Моршанску, и пребывает примерно в таком же состоянии; но трэша все же поменьше, а дороги получше.

 

РДК

РДК и каштан

.

Покровский храм

Покровский храм

.

здание духовного училища

здание духовного училища

.

оранжевоеЪ зданиеЪ

оранжевоеЪ зданиеЪ

.

Петр 1, водонапорка и бывший завод

П1, водонапорка и бывший завод

 

Еще дома, намечая путь, я долго думал, как мне ехать от Петровска. Наконец, решил-таки посетить Саратов, а не огибать его с запада. В этом случае есть два основных варианта проезда.

Первый – на ЮВ, через Куст и перелаз Гремячка-Сокур. Перелаз неочевидный, пересекает овраг, и после дождя можно конкретно влипнуть. К тому же, вдоль дороги на Гремячку слишком много «тополей-М». А в поселке Куст, по данным Викимапии, живет одна мордва, из которой чеченцы 60%!

Неподалеку находится село Лох – центр Лоховского сельского поселения. Судя по карте, местечко красивое, а рядом с лесом Лоховская дача есть Кудеярова пещера, был такой разбойник.

 

Это все жутко увлекательно, но только не под вечер. Да и ночевать среди «тополей», пусть и невидимых, мне идеологически неприятно, а проскочить их я не успею.

В итоге выбираю простейший вариант – вдоль ЖД и реки Медведица на Новые Бурасы.

 

Дорога между райцентрами странная – то трясучий камнезём, то неплохой асфальт, плавно переходящий в ровную грунтовку. Позже смекнул, что это – раскатанная до гладкости земля поверх асфальта.

 

Дом Веры Фигнер в селе Вязьмино весь какой-то геометричный, и даже опора ЛЭП похожа на цЫркуль. А стремные пластиковые окна зияют, слово дыры в другое измерение.

 

дом Веры Фигнер

кирпиксел-арт детсада

кирпиксел-арт детсада: ромбики и зомбики

 

Облака на горизонте создают впечатление, что где-то там вдалеке — обрыв или спуск. И, в общем-то, это недалеко от истины, но не сегодня.

 

граница саратовских уездов

граница саратовских уездов

 

Перед закатом вспоминаю, что у меня нет хлеба. А по пути от Петровска не встретил ни одного магазина. Село Кутьино – последний шанс, но магаз закрыт.

Что ж, проживу пока и без хлеба. Попугав местных гопников, фоткаю старый храм и удаляюсь.

 

храм Николая

храм Николая

 

Место для привала нахожу не ахти какое, у дерева с низкой порослью посреди поля. Но к реке ехать неохота – там влажно и соловьи, а возможно, комары и рыбаки.

 

Накат 100 км (11-20:30), М.Сердоба ~ Б.Камышинка ~ Грачевка ~ Петровск ~ Кутьино.

Я.Фотки.

 

 

День 10. Вниз

 

Не люблю я ночевать в тучную погоду на открытых местах, да еще у одиночных деревьев, так как есть опасность словить молнию. А тут еще добавился низовой пожар – в километре от меня, со стороны села Кутьино, над полем поднимается дым. Вот это настоящее палево! При этом моя стоянка окружена прошлогодним сухим кукурузным полем. Надо поскорее валить…

 

привал-ночевка №9, у края поросли

привал-ночевка №9, у края поросли

 

Ночь была зябкая, под утро около +5. Дышать холодным воздухом неприятно, спал так себе. А сильный ветер только добавляет холодины. Как будто на русский Север приехал, а не на ЮВ.

Как обычно, вечером смотрел сводку погоды: +10…+12, дожди полдня и даже следующей ночью. Ну, тогда мне надо рвать когти на Саратов, как год назад на Воронеж; и навскидку выходят по карте те же 120 км. Но хоть ветер, слава небам, первую половину пути попутный, а потом правый боковой.

 

Вчера после пересечения границы областей я подметил какое-то изменение ландшафтов. Сельский быт тоже немного изменился.

 

поселок Белоярский

 

Ближе к ПГТ Новые Бурасы местность становится полого-холмистой, но красоту долин оттеняют нависшие тучи.

 

Ау, небесная канцелярия! Где же лето? На этой широте оно обычно наступает около 10 мая, но весна тянется слишком долго, и даже тут все еще не могут распуститься ясени! А пастух скачет в шапке.

 

коровы на шоссе

 

В ПГТ Новые Бурасы (РЦ, 6 тыс.) я намагничиваюсь.

Зачастую в «Магнитах» небольших городков есть тамбур-предбанник, в котором удобно разместить бицикл. Потом сажусь на лавочку у детской площадки на обеденный перерыв, состоящий из хлеба «чиабатта», саратовской творожной массы и кваса. Мимо проносится форменный наездник на крутом велобайке – первый раз за 9 дней вижу такого. А то все местные на «Аистах», «Украинах» и, иногда, «ашано-байках».

Не менее редки были и патрульные машины полицаев. Здесь таковую вижу первый раз за несколько дней.

 

Из необычного – местная киноафиша. Сеанс стоит всего 15 рублей!! Детям – мультики, взрослым – ужасы. Вот житуха-то…

 

15 рублей за киносеанс!

старые здания

старые здания

.

ПГТ Новые Бурасы

вид на Новые Бурасы

 

Но все это мелочи. Главная примечательность здесь – это окружающая природа. Сам поселок находится в низине, на той же реке Медведица, что и Петровск. Здесь она берет свое начало.

Не зря я вспомнил про Крым: окрестные холмы похожи на уменьшенные подобия предгорий Крыма или Кавказа, их абсолютные высоты превышают 300 м. «Перевал» между ними лежит на высоте около 250 м, а следующее село Тепловка – на высоте 100 м, то есть сброс составляет 150 метров! Ох, все-таки я жалею, что на скоростном спуске не остановился, чтобы вблизи сфоткать поросшие лесом склоны, ведь это были последние солнечные минуты этого дня…

 

водораздел Волга | Дон

 

В Саратовской области стали чаще встречаться вывески «продаю дом». Более того, продают даже целые магазины.

 

поросший лесом холм

центр села Тепловка

.

село Тепловка

 

Эта гряда холмов – непростая. Она является водоразделом бассейнов (водосборных площадей) Волги и Дона. Кроме того, внизу весьма резко меняется природная зона – лесостепь уступает место полусухой степи, открываются широкие просторы с видами на далекие холмы.

 

пасмурное шоссе на Саратов

пасмурное шоссе на Саратов

 

Но, как назло, именно здесь начинает мелко моросить. Сразу видно, что противный дождик зарядил надолго – небосвод затянуло на те самые оставшиеся полдня.

Мочит вроде и не сильно, и плащ мне доставать пока лень. Решаю ненадолго перевести дух под крышей автобусной остановки, где завязывается разговор о моем «пробеге» с местным жителем. В конце концов, он желает мне удачи, и, понимая, что бесполезно «ждать у Волги погоды», я продолжаю путь на юг.

 

Проезжающие автомобилисты меня приветствуют сериями кратких сигналов: сначала встречный местный, а потом обгоняющий автотурист с ярославским номером.

 

Вокруг все мрачно, серо и уныло,

асфальт намок и грязь летит из-под колес…

Пока мое дыханье не остыло –

рвану-ка я, друзья, на паровоз!

 

поля близ Саратова

 

Да, пришло время применить cheat-код – доброситься до Саратова по ЖД. Вопрос в том, есть ли тут пригородное движение?

И вот, подъезжая к станции Тарханы, вижу радостную картину: к платформе из тупика прибывает электричка! Надо же, как вовремя! Второпях перехожу через пути, но двери ЭР9Т закрыты – неужели я опоздал?..

 

ЭР9Т-675 на станции Тарханы

 

Но нет, все путем. Просто до отправления еще полчаса, и посадка пока не объявлена. Однако меня любезно впускают, открыв первую дверь первого вагона.

 

От нечего делать со мной заговаривают кондукторши. Обсуждаем мы и особенности ЖД.

Эта «дачная» эл-ка расстояние в 60 км до вокзала Саратов-1 ползет аж полтора часа: что поделать, профиль пути – тяжелый и кривой, а остановок – много. На каждой остановке заходят саратовские дачники, и ближе к городу вагон наполняется.

Интересно, что перед отправлением с каждой платформы машинист подавал непривычно долгий сигнал, секунды в три длиной.

 

Медленно, но верно везет меня электричка через северные промзоны и жилые кварталы Саратова, среди которых то и дело торчат стрелы тополей, и это мне напоминает Воронеж. С той разницей, что здесь неслабые горочки, а жилые здания мне кажутся более серыми и унылыми.

 

Оказалось, что крайние двери на остановках не открывают, и по этой причине я не успеваю выйти на пл. Студгородок. А следующий о.п. Вагонное Депо можно назвать платформой лишь с натяжкой:

 

о.п. Вагонное депо

 

Моросящий сумеречный Саратов своей погодой больше смахивает на Питер. По пути к центру я делаю остановку напротив аэропорта малой авиации, рядом с которым из-под навеса смотровой площадки открывается крутой вид на центр в ночных огнях, и виден даже речной маяк.

 

вид со смотровой у старого аэропорта

 

За этим, конечно же, следует не менее крутой спуск, где я обогнал грузовик.

 

В десятом часу вечера подъезжаю к зданию хостела Saratov House и набираю номер телефона. Мне отвечают, что места есть. Хостел располагается на верхнем этаже, но байк придется оставить на первом. Меня успокаивают, что здание – офисное, ведется видеонаблюдение, а двери на ночь закрываются.

Беру сразу две ночи (2*400р) – город посмотреть, зарядить все и постирать. Ну, и выспаться бы тоже не помешало.

Компания тут собралась небольшая, но интересная. Один из постояльцев – молодой парень из Донецка, беженец. Хозяйка, а точнее, дежурная (не люблю слово reception) – очень приятная и красивая девушка; не мудрено, что парни Машу достают – мне тоже понравилась! Надеюсь, я отговорил ее худеть. =)

 

Накат 72 км (12-18ч), Вихляйка ~ Новые Бурасы ~ Тепловка ~ Тарханы, +10 км по Саратову.

Я.Фотки.

 

 

День 11 (18 мая)

 

Смена обстановки, общение с новыми знакомыми – все это так затягивает, что на улицу я вылезаю только к вечеру. Погода прохладная и неустойчивая, то и дело налетают порывы ветра и начинает накрапывать. Зато воздух чист и свеж, и в сочетании с уже непривычной ездой без поклажи возникает чувство полета.

 

Ну, а Саратов – город контрастов. Это показывает первая же увиденная улица.

 

улица Челюскинцев

улица Челюскинцев

 

Вот как-то так. Вплотную друг к другу теснятся здания очень разных лет постройки и в разном же состоянии.

 

Центром города в широком понимании можно называть «треугольник», ограниченный с запада железной дорогой, с юга – берегом Волги и с востока – Глебучевым оврагом. Строиться же город начал с прибрежной части – а именно, с места, которое в наши дни носит название Музейная площадь. (Точнее, Саратов был перенесен сюда в конце 17 века с левого берега Волги – где, собственно, и находится устье речки Саратовка. Ныне там раскинулся город Энгельс (Покровск), составляющий с Саратовом агломерацию более 1 млн. чел.)

 

Вблизи от моста через Волгу заканчивают строительство самого высокого здания Поволжья. Но из-за нарушений при строительстве этот «торчок» перекрыл естественные грунтовые воды, и стройка встала на последней стадии – придется закреплять грунт, иначе башня рискует стать «пизанской».

На башню и, главное, на Волгу открывается хороший вид с Соколовой горы, где находится парк Победы. Змейкой он протянулся по холму, но я решаю попасть в него с «хвоста», совершив залаз по крутому склону.

 

центр и мост, вид со смотровой

 

Не все знают, что существует несколько версий разграничения Европы и Азии. Лично я придерживаюсь той, согласно которой граница проходит через Азов по Дону, а потом по Волге и Каме. Местность за Волгой здесь сильно меняется, становясь сухой плоской степью, которая простирается дальше на восток на многие сотни километров.

 

У Парка Победы в 2003 году был заложен этнографический комплекс, показывающий культуру и быт народов, проживающих в Саратовской области. Есть даже корейцы. А некоторые объекты все еще строятся.

Несмотря на то, что информация на стендах подворий набита с ошибками, идея воплощена замечательная. Хотя расположена «деревня» в глубине парка – не все посетители туда дойдут.

 

национальная деревня народов Саратовской области

.

узбекское подворье-кишлак

узбекское подворье-кишлак

.

казахское подворье-аул

 

Далее вдоль дороги выставлены экспонаты сельхозтехники, а за ними находится основная часть парка с крытыми музеями, открытыми экспозициями и памятниками. А также очередная смотровушка.

 

сирень

 

«Изюминка» парка – конечно же, сильный монумент «Журавли», величественно возвышающийся над городом.

 

Вечный огонь и монумент Журавли

 

Что сказать – впечатляющее место! Если будете в Саратове, обязательно поднимитесь на Соколовую гору.

При выезде из парка вижу табличку, гласящую, что въезд на велах запрещен. Но я этого не знал, ибо залез с «заднего хода». Однако никто мне и слова не сказал. Да и не было почти никого, понедельник же.

 

админская города

админская города

 

Такой вот разгрузочный день получился. Накат 17 км.

 

Хотел было я после ужина покатать по ночной набережной, но сбыться этому не суждено – компанию пополняет приехавший из Красноярского края 25-летний Тимофей, такой типичный суровый сибиряк. А донецкий Рома наловил рыбы прямо на набережной Волги, и все вместе с Машей решают эти события отметить застольем и беседами. Ребята по натуре простые, и мои взгляды на жизнь по большей части им чужды. Спорить под винцо – милое дело, но мои брутальные соперники после крепкого пива пускают в ход тяжелую артиллерию в виде водки, которую я не воспринимаю. И даже Маша, не выдержав моего занудства, весело просит меня заткнуться. =)

 

 

День 12 (19 мая)

 

Место «привала» я вчера заснял на видео. В дополнение есть еще одно видео, где запечатлена наша пестрая компания [для fullHD жмите «скачать»]: православный малоросс, кавказец-муслим, католичка Маша из поволжских немцев и более-менее русский агностик.

 

Грустновато прощаться с новыми знакомыми. Но надо ехать дальше.

 

Сначала – веломастерская. В первой точке мне выдали былинный отказ по причине отсутствия инструмента под втулку. Тоже мне, мастерская… Во второй, на Большой Затонской (velosaratov.ru), мне-таки подтянули разболтавшиеся конуса за 150 рублей, но люфтить не перестало. Чел сказал, что втулка у меня странная – у нее контргайка только с одной стороны, и начал объяснять строение втулки. В этих премудростях я не разбираюсь, но окончательный вердикт о том, что колесо не развалится, меня успокоил, и я поехал колышляться по центру Саратова.

 

мост и дикий пляж

 

Строительство этого моста было отражено в советском фильме «Строится мост». Тогда он был самым длинным в Европе.

 

Набережная — приятное место, где не ощущается городская суета.

 

набережная Космонавтов

набережная Космонавтов

набережная

 

Стадион «Спартак» был заброшен еще в 70-х годах прошлого века.

 

стадион Спартак

стадион Спартак

 

Но мой приятель Макс Т., ездивший в Саратов по делам, пишет, что «самый зачетный дестрой ты не видел в промзоне!»

 

Паровоз-памятник поставили совсем недавно, а покрасили почти что на днях. Зимой он стоял ржавый.

 

паровоз Л-3733 и семафор

паровоз Л-3733 и семафор

 

Еду дальше, и какое-то время даже по бульварной велодорожке. Проложена она под ЛЭП и длится немногим больше километра, но само наличие радует.

 

А вокруг очередного скучного сквера стоят поистине выдающиеся здания.

 

консерватория

консерватория

.

архиерейские ряды и храм

архиерейские ряды и храм

 

Московская улица – одна из «визитных карточек» города.

 

Московская улица

Московская улица

.

художественный музей имени Радищева

художественный музей имени Радищева

 

Пешеходный проспект Кирова – местный «Арбат» – мне не понравился: народу много, а толку – мало.

 

дом Никитина и каштан

дом Никитина и каштан

 

ЖД вокзал Саратов-1 я даже не стал фоткать – это банальная поздне-советская конструктивистская коробка из стекла и бетона, построенная взамен старого здания.

 

А время уже поджимает к вечеру. Эх, если б знал, не стал бы так методично петлять по центру. Из приятных мест отмечу Соколову гору (где парк Победы), набережную и пару больших площадей. В остальном везде жуткая суета, теснота и трэшак. И постоянные горочки. Меня измотали нескошенные поребрики и тряска на раздолбанном асфальте, лихое движение на улицах, перекрестки без светофоров или с боковыми проскоками…

Вывод: на Саратов хорошо любоваться со смотровух. А в центре ловить особо нечего, это вам не Питер.

 

Поворачиваю в сторону лесопарка «Кумысная поляна», по инерции фоткая что-то по пути…

 

Дом художника

Дом художника

 

«Кумысная поляна» – это часть того самого водораздела Волги и Дона. То есть, водосбор Волги резко заканчивается всего в нескольких км от берега. А для меня это означает набор высоты под 200 метров. Чтобы утренний душ не пропал даром, последнюю треть подъема иду пешком. В награду за свои «труды» получаю еще одну смотровуху. На этом и прощаюсь с Саратовом.

 

вид на центр с Кумысной Поляны

 

До планируемого места привала я доехать не успеваю, и довольствуюсь кустами у оврага. В полутора километрах с обеих сторон шумят две трассы. Хорошо, хоть вонь от свалки у трассы сдувает в другую сторону…

 

Накат 61 км (12:30-20:30), Саратов ~ Кумысная Поляна ~ Рейник ~ воронежская развязка.

Я.Фотки.

 

Продолжение: большая Волга.


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Роман(Пенза):

    Зря Дим не заехали к нам в Пензу, веломастера у нас неплохие.
    А паравоз как ставили я лично видел, как раз в Саратове по делам был и проезжал мимо, пробка там жуткая была

    1. Ну, логика была простая. Саратов — он больше, и по пути. Пенза — сильно в стороне. К тому же, неполадки приутихли и особо на парили. В крайнем случае я бы на электричке от Колышлея доехал до Пензы, но не пригодилось. Когда-нибудь побываю! восточная часть Пензенской области более туристическая, надо там покатать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост