[начало тут]
Становится уже привычным прохладный «душ» из бурдюка каждый вечер. А на сильном ветру при +12…+14 это – особое «удовольствие». Но ложиться спать потным все равно не хочется. Вот и «закаляюсь» поневоле.
Стихать ветер пока не думает, но понемногу разворачивается с южного на западный, и это уже хорошо.
.
Село Малая Сердоба́ (райцентр, 4 тыс.жит.) было основано в 1697 как отъезжая слобода г. Петровска. Первое население – станичные конные казаки, переведенные из соседних уездов.
.
Село приятное, аграрное. Расположено в пологой долине притока Хопра.
И снова надувает шальные тучи. Со стороны за ними красиво наблюдать.
Вскоре ухожу с асфальта, ведущего в Топлое, на грунты, ведущие в Саратовскую область. Здесь я нахватал липких тополиных семян на покрышки и в кроссовки. Ох уж эти тополя. А далее другие тополя натыканы, то бишь «тополя-М», но они невидимые.
Ветер разбушевался, и я зачетно отрываюсь на грунтовках под 40 км/ч. Примерно на такой скорости и пересекаю границу областей. И снова чувствую — что-то изменилось. Бывают иногда границы краев-областей проложены так, что реально природа меняется.
Село Большая Камышинка. Вымирающее, с редко стоящими домами. Но с фермерским хозяйством. И развалинами поместья.
После дождей добраться сюда нелегко, так как дорога без покрытия. Следующие два села с асфальтовым подъездом уже поприличнее, даже магазин есть рабочий, но и в них разрухи хватает. На ржавом зернотоке написано «слава КПСС»…
У Хомяковки с населением 0 чел. – родник со столиком и лавочками. Обычный родник, ничего такого. Больший интерес представляет «состояние» моста через ручей.
(состояние покрытия — не лучше)
Подкрепившись, достигаю эпичного Петровска (РЦ, 30 тыс.), названного напрямую в честь Петра-1, а не библейского апостола. По количеству старины не уступает Моршанску, и пребывает примерно в таком же состоянии; но трэша все же поменьше, а дороги получше.
.
.
.
.
Еще дома, намечая путь, я долго думал, как мне ехать от Петровска. Наконец, решил-таки посетить Саратов, а не огибать его с запада. В этом случае есть два основных варианта проезда.
Первый – на ЮВ, через Куст и перелаз Гремячка-Сокур. Перелаз неочевидный, пересекает овраг, и после дождя можно конкретно влипнуть. К тому же, вдоль дороги на Гремячку слишком много «тополей-М». А в поселке Куст, по данным Викимапии, живет одна мордва, из которой чеченцы 60%!
Неподалеку находится село Лох – центр Лоховского сельского поселения. Судя по карте, местечко красивое, а рядом с лесом Лоховская дача есть Кудеярова пещера, был такой разбойник.
Это все жутко увлекательно, но только не под вечер. Да и ночевать среди «тополей», пусть и невидимых, мне идеологически неприятно, а проскочить их я не успею.
В итоге выбираю простейший вариант – вдоль ЖД и реки Медведица на Новые Бурасы.
Дорога между райцентрами странная – то трясучий камнезём, то неплохой асфальт, плавно переходящий в ровную грунтовку. Позже смекнул, что это – раскатанная до гладкости земля поверх асфальта.
Дом Веры Фигнер в селе Вязьмино весь какой-то геометричный, и даже опора ЛЭП похожа на цЫркуль. А стремные пластиковые окна зияют, слово дыры в другое измерение.
Облака на горизонте создают впечатление, что где-то там вдалеке — обрыв или спуск. И, в общем-то, это недалеко от истины, но не сегодня.
Перед закатом вспоминаю, что у меня нет хлеба. А по пути от Петровска не встретил ни одного магазина. Село Кутьино – последний шанс, но магаз закрыт.
Что ж, проживу пока и без хлеба. Попугав местных гопников, фоткаю старый храм и удаляюсь.
Место для привала нахожу не ахти какое, у дерева с низкой порослью посреди поля. Но к реке ехать неохота – там влажно и соловьи, а возможно, комары и рыбаки.
Накат 100 км (11-20:30), М.Сердоба ~ Б.Камышинка ~ Грачевка ~ Петровск ~ Кутьино.
День 10. Вниз
Не люблю я ночевать в тучную погоду на открытых местах, да еще у одиночных деревьев, так как есть опасность словить молнию. А тут еще добавился низовой пожар – в километре от меня, со стороны села Кутьино, над полем поднимается дым. Вот это настоящее палево! При этом моя стоянка окружена прошлогодним сухим кукурузным полем. Надо поскорее валить…
Ночь была зябкая, под утро около +5. Дышать холодным воздухом неприятно, спал так себе. А сильный ветер только добавляет холодины. Как будто на русский Север приехал, а не на ЮВ.
Как обычно, вечером смотрел сводку погоды: +10…+12, дожди полдня и даже следующей ночью. Ну, тогда мне надо рвать когти на Саратов, как год назад на Воронеж; и навскидку выходят по карте те же 120 км. Но хоть ветер, слава небам, первую половину пути попутный, а потом правый боковой.
Вчера после пересечения границы областей я подметил какое-то изменение ландшафтов. Сельский быт тоже немного изменился.
Ближе к ПГТ Новые Бурасы местность становится полого-холмистой, но красоту долин оттеняют нависшие тучи.
Ау, небесная канцелярия! Где же лето? На этой широте оно обычно наступает около 10 мая, но весна тянется слишком долго, и даже тут все еще не могут распуститься ясени! А пастух скачет в шапке.
В ПГТ Новые Бурасы (РЦ, 6 тыс.) я намагничиваюсь.
Зачастую в «Магнитах» небольших городков есть тамбур-предбанник, в котором удобно разместить бицикл. Потом сажусь на лавочку у детской площадки на обеденный перерыв, состоящий из хлеба «чиабатта», саратовской творожной массы и кваса. Мимо проносится форменный наездник на крутом велобайке – первый раз за 9 дней вижу такого. А то все местные на «Аистах», «Украинах» и, иногда, «ашано-байках».
Не менее редки были и патрульные машины полицаев. Здесь таковую вижу первый раз за несколько дней.
Из необычного – местная киноафиша. Сеанс стоит всего 15 рублей!! Детям – мультики, взрослым – ужасы. Вот житуха-то…
.
Но все это мелочи. Главная примечательность здесь – это окружающая природа. Сам поселок находится в низине, на той же реке Медведица, что и Петровск. Здесь она берет свое начало.
Не зря я вспомнил про Крым: окрестные холмы похожи на уменьшенные подобия предгорий Крыма или Кавказа, их абсолютные высоты превышают 300 м. «Перевал» между ними лежит на высоте около 250 м, а следующее село Тепловка – на высоте 100 м, то есть сброс составляет 150 метров! Ох, все-таки я жалею, что на скоростном спуске не остановился, чтобы вблизи сфоткать поросшие лесом склоны, ведь это были последние солнечные минуты этого дня…
В Саратовской области стали чаще встречаться вывески «продаю дом». Более того, продают даже целые магазины.
.
Эта гряда холмов – непростая. Она является водоразделом бассейнов (водосборных площадей) Волги и Дона. Кроме того, внизу весьма резко меняется природная зона – лесостепь уступает место полусухой степи, открываются широкие просторы с видами на далекие холмы.
Но, как назло, именно здесь начинает мелко моросить. Сразу видно, что противный дождик зарядил надолго – небосвод затянуло на те самые оставшиеся полдня.
Мочит вроде и не сильно, и плащ мне доставать пока лень. Решаю ненадолго перевести дух под крышей автобусной остановки, где завязывается разговор о моем «пробеге» с местным жителем. В конце концов, он желает мне удачи, и, понимая, что бесполезно «ждать у Волги погоды», я продолжаю путь на юг.
Проезжающие автомобилисты меня приветствуют сериями кратких сигналов: сначала встречный местный, а потом обгоняющий автотурист с ярославским номером.
Вокруг все мрачно, серо и уныло,
асфальт намок и грязь летит из-под колес…
Пока мое дыханье не остыло –
рвану-ка я, друзья, на паровоз!
Да, пришло время применить cheat-код – доброситься до Саратова по ЖД. Вопрос в том, есть ли тут пригородное движение?
И вот, подъезжая к станции Тарханы, вижу радостную картину: к платформе из тупика прибывает электричка! Надо же, как вовремя! Второпях перехожу через пути, но двери ЭР9Т закрыты – неужели я опоздал?..
Но нет, все путем. Просто до отправления еще полчаса, и посадка пока не объявлена. Однако меня любезно впускают, открыв первую дверь первого вагона.
От нечего делать со мной заговаривают кондукторши. Обсуждаем мы и особенности ЖД.
Эта «дачная» эл-ка расстояние в 60 км до вокзала Саратов-1 ползет аж полтора часа: что поделать, профиль пути – тяжелый и кривой, а остановок – много. На каждой остановке заходят саратовские дачники, и ближе к городу вагон наполняется.
Интересно, что перед отправлением с каждой платформы машинист подавал непривычно долгий сигнал, секунды в три длиной.
Медленно, но верно везет меня электричка через северные промзоны и жилые кварталы Саратова, среди которых то и дело торчат стрелы тополей, и это мне напоминает Воронеж. С той разницей, что здесь неслабые горочки, а жилые здания мне кажутся более серыми и унылыми.
Оказалось, что крайние двери на остановках не открывают, и по этой причине я не успеваю выйти на пл. Студгородок. А следующий о.п. Вагонное Депо можно назвать платформой лишь с натяжкой:
Моросящий сумеречный Саратов своей погодой больше смахивает на Питер. По пути к центру я делаю остановку напротив аэропорта малой авиации, рядом с которым из-под навеса смотровой площадки открывается крутой вид на центр в ночных огнях, и виден даже речной маяк.
За этим, конечно же, следует не менее крутой спуск, где я обогнал грузовик.
В десятом часу вечера подъезжаю к зданию хостела Saratov House и набираю номер телефона. Мне отвечают, что места есть. Хостел располагается на верхнем этаже, но байк придется оставить на первом. Меня успокаивают, что здание – офисное, ведется видеонаблюдение, а двери на ночь закрываются.
Беру сразу две ночи (2*400р) – город посмотреть, зарядить все и постирать. Ну, и выспаться бы тоже не помешало.
Компания тут собралась небольшая, но интересная. Один из постояльцев – молодой парень из Донецка, беженец. Хозяйка, а точнее, дежурная (не люблю слово reception) – очень приятная и красивая девушка; не мудрено, что парни Машу достают – мне тоже понравилась! Надеюсь, я отговорил ее худеть. =)
Накат 72 км (12-18ч), Вихляйка ~ Новые Бурасы ~ Тепловка ~ Тарханы, +10 км по Саратову.
День 11 (18 мая)
Смена обстановки, общение с новыми знакомыми – все это так затягивает, что на улицу я вылезаю только к вечеру. Погода прохладная и неустойчивая, то и дело налетают порывы ветра и начинает накрапывать. Зато воздух чист и свеж, и в сочетании с уже непривычной ездой без поклажи возникает чувство полета.
Ну, а Саратов – город контрастов. Это показывает первая же увиденная улица.
Вот как-то так. Вплотную друг к другу теснятся здания очень разных лет постройки и в разном же состоянии.
Центром города в широком понимании можно называть «треугольник», ограниченный с запада железной дорогой, с юга – берегом Волги и с востока – Глебучевым оврагом. Строиться же город начал с прибрежной части – а именно, с места, которое в наши дни носит название Музейная площадь. (Точнее, Саратов был перенесен сюда в конце 17 века с левого берега Волги – где, собственно, и находится устье речки Саратовка. Ныне там раскинулся город Энгельс (Покровск), составляющий с Саратовом агломерацию более 1 млн. чел.)
Вблизи от моста через Волгу заканчивают строительство самого высокого здания Поволжья. Но из-за нарушений при строительстве этот «торчок» перекрыл естественные грунтовые воды, и стройка встала на последней стадии – придется закреплять грунт, иначе башня рискует стать «пизанской».
На башню и, главное, на Волгу открывается хороший вид с Соколовой горы, где находится парк Победы. Змейкой он протянулся по холму, но я решаю попасть в него с «хвоста», совершив залаз по крутому склону.
Не все знают, что существует несколько версий разграничения Европы и Азии. Лично я придерживаюсь той, согласно которой граница проходит через Азов по Дону, а потом по Волге и Каме. Местность за Волгой здесь сильно меняется, становясь сухой плоской степью, которая простирается дальше на восток на многие сотни километров.
У Парка Победы в 2003 году был заложен этнографический комплекс, показывающий культуру и быт народов, проживающих в Саратовской области. Есть даже корейцы. А некоторые объекты все еще строятся.
Несмотря на то, что информация на стендах подворий набита с ошибками, идея воплощена замечательная. Хотя расположена «деревня» в глубине парка – не все посетители туда дойдут.
.
.
Далее вдоль дороги выставлены экспонаты сельхозтехники, а за ними находится основная часть парка с крытыми музеями, открытыми экспозициями и памятниками. А также очередная смотровушка.
«Изюминка» парка – конечно же, сильный монумент «Журавли», величественно возвышающийся над городом.
Что сказать – впечатляющее место! Если будете в Саратове, обязательно поднимитесь на Соколовую гору.
При выезде из парка вижу табличку, гласящую, что въезд на велах запрещен. Но я этого не знал, ибо залез с «заднего хода». Однако никто мне и слова не сказал. Да и не было почти никого, понедельник же.
Такой вот разгрузочный день получился. Накат 17 км.
Хотел было я после ужина покатать по ночной набережной, но сбыться этому не суждено – компанию пополняет приехавший из Красноярского края 25-летний Тимофей, такой типичный суровый сибиряк. А донецкий Рома наловил рыбы прямо на набережной Волги, и все вместе с Машей решают эти события отметить застольем и беседами. Ребята по натуре простые, и мои взгляды на жизнь по большей части им чужды. Спорить под винцо – милое дело, но мои брутальные соперники после крепкого пива пускают в ход тяжелую артиллерию в виде водки, которую я не воспринимаю. И даже Маша, не выдержав моего занудства, весело просит меня заткнуться. =)
День 12 (19 мая)
Место «привала» я вчера заснял на видео. В дополнение есть еще одно видео, где запечатлена наша пестрая компания [для fullHD жмите «скачать»]: православный малоросс, кавказец-муслим, католичка Маша из поволжских немцев и более-менее русский агностик.
Грустновато прощаться с новыми знакомыми. Но надо ехать дальше.
Сначала – веломастерская. В первой точке мне выдали былинный отказ по причине отсутствия инструмента под втулку. Тоже мне, мастерская… Во второй, на Большой Затонской (velosaratov.ru), мне-таки подтянули разболтавшиеся конуса за 150 рублей, но люфтить не перестало. Чел сказал, что втулка у меня странная – у нее контргайка только с одной стороны, и начал объяснять строение втулки. В этих премудростях я не разбираюсь, но окончательный вердикт о том, что колесо не развалится, меня успокоил, и я поехал колышляться по центру Саратова.
Строительство этого моста было отражено в советском фильме «Строится мост». Тогда он был самым длинным в Европе.
Набережная — приятное место, где не ощущается городская суета.
Стадион «Спартак» был заброшен еще в 70-х годах прошлого века.
Но мой приятель Макс Т., ездивший в Саратов по делам, пишет, что «самый зачетный дестрой ты не видел в промзоне!»
Паровоз-памятник поставили совсем недавно, а покрасили почти что на днях. Зимой он стоял ржавый.
Еду дальше, и какое-то время даже по бульварной велодорожке. Проложена она под ЛЭП и длится немногим больше километра, но само наличие радует.
А вокруг очередного скучного сквера стоят поистине выдающиеся здания.
.
Московская улица – одна из «визитных карточек» города.
.
Пешеходный проспект Кирова – местный «Арбат» – мне не понравился: народу много, а толку – мало.
ЖД вокзал Саратов-1 я даже не стал фоткать – это банальная поздне-советская конструктивистская коробка из стекла и бетона, построенная взамен старого здания.
А время уже поджимает к вечеру. Эх, если б знал, не стал бы так методично петлять по центру. Из приятных мест отмечу Соколову гору (где парк Победы), набережную и пару больших площадей. В остальном везде жуткая суета, теснота и трэшак. И постоянные горочки. Меня измотали нескошенные поребрики и тряска на раздолбанном асфальте, лихое движение на улицах, перекрестки без светофоров или с боковыми проскоками…
Вывод: на Саратов хорошо любоваться со смотровух. А в центре ловить особо нечего, это вам не Питер.
Поворачиваю в сторону лесопарка «Кумысная поляна», по инерции фоткая что-то по пути…
«Кумысная поляна» – это часть того самого водораздела Волги и Дона. То есть, водосбор Волги резко заканчивается всего в нескольких км от берега. А для меня это означает набор высоты под 200 метров. Чтобы утренний душ не пропал даром, последнюю треть подъема иду пешком. В награду за свои «труды» получаю еще одну смотровуху. На этом и прощаюсь с Саратовом.
До планируемого места привала я доехать не успеваю, и довольствуюсь кустами у оврага. В полутора километрах с обеих сторон шумят две трассы. Хорошо, хоть вонь от свалки у трассы сдувает в другую сторону…
Накат 61 км (12:30-20:30), Саратов ~ Кумысная Поляна ~ Рейник ~ воронежская развязка.
Продолжение: большая Волга.
Зря Дим не заехали к нам в Пензу, веломастера у нас неплохие.
А паравоз как ставили я лично видел, как раз в Саратове по делам был и проезжал мимо, пробка там жуткая была
Ну, логика была простая. Саратов — он больше, и по пути. Пенза — сильно в стороне. К тому же, неполадки приутихли и особо на парили. В крайнем случае я бы на электричке от Колышлея доехал до Пензы, но не пригодилось. Когда-нибудь побываю! восточная часть Пензенской области более туристическая, надо там покатать.