[начало тут]
Снова спал по «Фэн-шую» – головой на север, хотя толку от этого не очень много. А в тополях лучше не ночевать – все дно палатки облепили смолистые семена.
Моя лесополоса тянется вдоль меридиана. С запада – Нечерноземье, с востока – Черноземье. Деление это условно, ведь почти половина Рязанщины имеет черноземные почвы.
Кругом цветут черемухи; тут их так много, что запах ощущается почти повсюду! Но пока нет ни одного пирамидального тополя.
Гладкий асфальт перед селом Ракша вдруг сменился на трэш.
На главной сельской площади меня подзывает пожилой мужик – ну, как обычно, «откуда едешь» и т.п.
Позже подходят еще двое молодых, стоявшие поодаль. Вот, думаю, влип я…
Ан нет! Один из молодых – местный краевед села, рассказывает мне об истории этих мест. Под его началом существуют сайт и чат raksha.info и raksha.tk. А его знакомый – внезапно, краевед Моршанска! Вот так встреча. =)
А пожилой когда-то «сидел» в Саратове, и чем-то мне напомнил героя фильма «Джентльмены удачи», спросив у меня: «Тебя как, не обижают? А то смотри, мы им того!» и показывает жест «моргала выколю». Потом просит сделать его фото на память. «А то ведь помру скоро, и никто не вспомнит…»
На прощание два товарища расступаются, дабы не переходить мне дорогу. Хоть я и не верю в такие приметы, но эта учтивость приятна!
Через несколько км по пути в Моршанск они меня обгоняют на авто, помахав мне в добрый путь. Но физическое состояние пути не под стать духовному – продолжаются колдобины, местами переходящие в адский трэшняк! В жизни такого не видал.
Вот и Моршанск. Всего несколько дней назад здесь была группа Гвоздева, только ехали они с юга на север, а мне – с ЗСЗ на ВЮВ. Город вмещает 40 тысяч населения, и в нем есть даже 9-этажки. Но «асфальт» сильно лучше не становится.
И даже привокзальная плитка вся крошится! Это же, вроде как, территория РЖД?..
У одного из «убойных» участков дороги расположился автосервис. Это по-русски!
Есть и облагороженные места – например, ледовый дворец или знаменитая табачная фабрика:
Популярны тут гаражи из грузовых вагонов:
Ближе к центру начинают встречаться старинные здания. Но состояние многих из них – это леденящий душу трындец!
Как ни странно, новостройки тоже есть. С едва заметным закосом под старину.
Моршанской мануфактуре – более 120 лет, и она до сих пор работает. Все бы хорошо, если б не дорога к ней…
.
Через город течет река Цна, приток Оки. Когда-то здесь работала малая ГЭС:
.
На здании автобусного парка висит растяжка «Путин наш Президент!» Если вам он так нравится, попросите выделить области нормального губернатора, что ли… За примером далеко ходить не надо – благоустроенная Липецкая область совсем рядом.
Исторический центр Моршанска имеет характерную прямоугольную планировку, а главная улица даже покрыта приемлемым асфальтом. Несмотря на то, что у города нет объездной дороги, движение в нем несильное.
За пределами главной улицы доля запущенных зданий возрастает.
Старые торговые ряды, однако, отреставрированы:
У кинотеатра «Октябрь» вскоре после моего уезда обвалилась крыша…
.
Заканчиваю я прогулку по городу двумя видными храмами, которые привели в порядок совсем недавно.
.
В итоге этот раздолбанный, местами разрушенный, но исторически крайне интересный город я весьма рекомендую к осмотру. Эх, если бы его в порядок привести…
Хотя… Пока еще есть такие места в РФ, надо организовывать трэш-туры для любопытных европейцев. Они там у себя живут, как в матрице, где все с иголочки. И та же тамбовская разруха им будет, как минимум, интересна.
В сельском пригороде беру на пробу местное Моршанское пиво, в Москву такое не возят. Но пить его сразу не буду, ибо сдуру не набрал воды в городе.
Восточный выезд мало чем отличается от западного въезда, но здесь ведется видеонаблюдение!
А дальше я пересекаю длинный «язык» леса, который прекрасно виден на спутниковых снимках и тянется до самого Тамбова. Это надо нюхать! И именно в мае, когда цветут черемухи – их много в богатом подлеске, и в сочетании с запахом хвои это крутяк! А так, лес неоднороден: есть чисто сосновые участки, есть лиственные и смешанные.
Все бы замечательно, но еще на выезде из Моршанска мой байк стал плохо себя вести – чем-то цокать и шелестеть. Кручу колеса на месте, прислушиваюсь… Звуки раздаются из недр задней втулки. Так вот что мои силы жрет – колесо крутится заметно хуже! Люфта пока нет, но как бы мне не накрыться ТАЗом… Какое уж тут пиво – еду по прямой не больше 20 км/ч, воды все еще нет, а закат на носу.
Вдруг раздолбанное подобие шоссе пересекает речку, убранную в трубы. Пить я это не буду, но ополоснуться – вполне, пусть вода и холодная.
Но не пивом же мне кашу заливать! Фигли делать, на закате сворачиваю в первое после леса село Кутли.
На мое счастье, здесь есть колонка! Это радует, даже несмотря на то, что вода мутная и с привкусом. Как будто ее из той речки и качают.
Село тихое, но длиннющее. Дома стоят на большом расстоянии друг от друга, а те, что были между ними, давно исчезли…
Три километра я гоню мимо редких домов, прежде чем вижу съезд на грунтовку. Еще один км вдоль края оврага, и ставлюсь меж двух сосенок, которые меня закрывают от края села.
С задними втулками мне как-то не везет еще со времен односкоростного дорожного «Аиста», но его втулку я убил, допрыгавшись с трамплина в лесопарке П.-Стрешнево. С другой стороны, и при велотуризме эта деталь испытывает немалые нагрузки. Коли дотяну до Саратова, обращусь там в мастерскую. Иначе доковыляю до ближайшей ЖД и сольюсь на перекладных… А пока мне передает привет Володя и желает удачи. Будем надеяться.
Накат 92 км (11:30-20:30), Сухая ~ Ракша ~ Моршанск ~ Кутли.
День 4. Пичаево
Этой ночью было еще теплее, почти +10. Разбудил меня мирный советский трактор, который в поле «дыр-дыр-дыр».
А место все-таки удачное. Не только благоухающими соснами, но и тем, что редкие деревья закрыли меня и от поля, и от села. Чуть в сторону – и стал бы виден крайний дом с «ГАЗелью».
Ближе к райцентру Пичаево шоссе становится чуть лучше, и это радует мою несчастную втулку. Какое-то время по сторонам дороги растет березовый частокол, и местность сильно смахивает на зарастающие торфяники Тверской области. Вот тебе и юго-восток…
Где-то здесь со мной поравнялась машина: «не подскажешь, тут пруд такой есть – долг’ий, не знаешь? о, а ты не местный? катаешься? ну давай…» Снова меня принимают за местного. =)
Пичаево – это село населением чуть больше 3 тысяч. Название произошло от мордовского (скорее всего, мокшанского) «пича» – сосна. А мне оно напоминает «печально» и «пить чай».
В целом село уютное, и при этом ухоженное, в отличие от эпичного Моршанска.
Любят у нас все переименовывать. Иногда даже в «лучшую» сторону. Например, были «губернии» – стали более славянские и благозвучные «области». Но, при этом, были уезды и управы – стали районы и администрации. Спрашивается – зачем? А еще земства были.
И да, неподалеку находится поселок с красивым названием Земетчино, был он у меня как путевой вариант, но все же я решил ехать через Пичаево.
Порадовало название магазина стройтоваров – «Оптимист». Есть в селе даже «Магнит», но на 10-15% дороже, чем в Мск. Удивило наличие сушек Останкинского завода! Ведь обычно в Москву все везут, а не наоборот.
Отъехав пару км от села, вижу удобный столик со скамейкой под плакатом 150 лет Вернадскому – самое место, чтобы выпить вчерашнее пиво.
Тем временем, с юго-востока набежали тучи, вызвав слабый дождь. Накрываю поклажу дождевиком, а сам жмусь к стволу ивы. Возле него почти сухо; общаюсь я с ивой и жду «просветления».
А пиво «Купец» — так себе, средненькое.
Почти полтора часа я просидел на этом месте. Наконец, небо голубеет, и можно двигаться дальше. Воздух посвежел до +15, но уже через два км дорога становится сухая – здесь и дальше дождя не было! Вот блин…
Вернадовка – пристанционный поселок. Здесь находится дом-музей В. И. Вернадского и ноосферный центр, но все это дело закрыто, ибо сегодня понедельник. Надо будет когда-нибудь сюда вернуться…
Главный дом, беседки и пруды – вот и вся усадьба.
После «затмения» зимы весна в этом году выдалась ранняя и какая-то замедленная. Или это глобальное потепление нас избаловало? Как бы то ни было, на дворе середина мая и 53-я широта, а листва распускаться не торопится.
Вскоре Тамбовская область для меня кончается, сменяясь Пензенской, которая относится уже к Поволжью. Правда, в реальности мало что меняется.
Листая дома красочный сайт, я надеялся если не на райские кущи, то на нормальные дороги и красивые виды. А получил вот ЭТО:
Остается только молиться, поститься и слушать радио Радонеж…
То горе-асфальт, то разъезженная грунтовка, то какое-то крошево или камни, то участки гладкие… И ржавые указатели. Такая вот «дорога» на Соседку. Машины по ней ездят раз в полчаса или реже; везде, где можно, пылят по боковым грунтовкам.
У Чудной деревни я сажусь передохнуть от этого безобразия на придорожный камень. А еще меня утомил ЮВ мордник, дующий весь день. Более того, его обещают и на завтра – любят меня восточные ветра…
А втулка в начале дня молчала, но через час снова стала поцокивать. Пока держится…
Ищу воду, но все колонки ржавые, и вот на краю села нашлась рабочая, да еще с хорошей водой, без привкуса и мути.
Между тем, тучи снова наступают. Отъехав 1,5 км в сторону Липовки, срочно ищу место и нахожу таковое в 300 м от дороги в рощице молодых берёз. В соснах был, в тополях тоже. Разнообразие! Вспоминаю Володю и думаю, что ему бы тут не поздоровилось, с аллергией-то…
Пока топтался, выбирая площадку для палатки, начало капать. Ускоренно ставлю палатку и закидываю вещи, а оно, заразо, перестало! Позже это повторялось – покапает да перестанет, а настоящий дождь так и не собрался.
Накат 69 км (11-19:30), Кутли ~ Пичаево ~ Вернадовка ~ Соседка.
День 5. Башмаково
Наконец-то выдался привал с удобствами – мягкой травяной подстилкой и множеством «вешалок».
День начинается «вело-погодой» – небо затянуто тонкой облачностью, подсвеченной солнцем. Только бы без дождя!..
К черемухам добавляется цветущий вдоль лесополос терн, но распознал я его не сразу.
.
Шоссе Земетчино-Башмаково – относительно хорошего (для этих краев) качества, ямы редки. Машин мало. Но мешает встречный ветер.
К двум часам дня дождь все-таки собрался. Небольшая с виду тучка расползлась по небу и накрыла округу. Хорошо, что я на шоссе – вовремя прячусь под навесом остановки.
Втулка, однако, молчит уже полдня. Стоит ли обращаться к мастерам? Мало ли, еще хуже сделают… Ведь закон админа гласит: если что-то работает – то трогать это не надо.
Стою, слушаю радио Радонеж атмосферную музыку. А еще сканирую УКВ-радиоэфир (FM) – поймал только одну станцию на частоте 104, «BAHR». А может, «Ваня». Вещает на Каменку, Пачелму, Нижний Ломов и Спасск.
Как видите, в западной части Пензенской области разруха не меньше Тамбовской. Дороги – в хлам (кроме шоссе между райцентрами), сёла тоже. Хотя больше половины полей – засеяны, но советские сельхоз-постройки заброшены. Видел, как кто-то выбивал кирпичи из остатков стены…
…За первой обложной тучей приходит другая. Лучше бы ночью ливануло! Проторчал под навесом почти три часа, но просветов что-то не видно. Путь продолжаю под противным моросящим дождиком, и еду ме-едленно, лавируя между лужами и черноземом и уворачиваясь от брызг проезжающих авто.
Через час этого истязания на небе появляются просветы, а на горизонте показывается окраина Башмаково – ПГТ в 10 тысяч жителей.
На окраине есть храм и родник, и я решаю заехать к нему «лишние» 3 км по грязному «асфальту». Черноземы сохнут быстро, но одного часа явно мало. Однако аккуратная езда не дает запачкаться.
А поселок появился при ЖД станции в конце 19 века, и уже тогда был переименован в честь ЖД инженера Башмакова. Но памятник установлен почему-то Калинину.
Поселок производит хорошее впечатление, которое дополняют красиво подсвеченные облака. На улицах немало призывающих плакатов, в том числе ZOG ЗОЖ: «Здоровый я, здоровая семья, здоровая Россия.» Видно, что местные власти что-то делают. Но дороги у них далеко не на первом месте.
.
А моя задняя втулка, мало того, что перестала шуметь, так теперь даже крутится лучше, чем в апреле! Видать, она смирилась со своей трясучей судьбой и прекратила бузить.
Что-то я чрезмерно увлекаюсь созерцанием заката, и меня заносит вправо, на черноземную обочину. Хватило пары секунд, чтоб загадить себе ноги, вел и зад баула. Вот д***мо… =\
На ночь устраиваюсь прямо у тупиковой дороги на село Марат, в лесополосе из тополей с лиственницами. Но выбор был невелик, ибо поздно выехал из райцентра. Сижу вот, пялюсь на Юпитер и Венеру в западной части неба. Спать…
Накат 73 км (10:30-20:30), Липовка ~ Гаугеровка ~ Башмаково.
Продолжение: Белинский.
Тамбовской области один губернатор не поможет Это всё не в один день разрушилось…
Это верно. Лучше не один губернатор, а два. =)