«Идёт-гудёт зеленый шум…»
Пора цветения мне нравится не меньше, чем золотая осень. И если сентябрь чарует разноцветьем очи, звездами в темные ночи и дает изобилие овощей и фруктов, то разгар весны радует птичьим пением, пахучим цветением и множеством нежных оттенков зеленого. Весна – это время подъема температуры физической и духовной, когда везде хорошо, куда ни крути!..
Надо ехать, «…ведь от века
ритмом сердца связан ты
с ритмом света,
с ритмом цвета,
с ритмом утренней звезды.» (В. Цыбин)
Уже три мая подряд у меня получалось выбираться на многодневные походы. И этот год не становится исключением: благодаря гибкому графику халтуры работы и отзывчивому начальству мне снова открыт зеленый светофор весны!
Прошедший сезон-2014 закрепил мой опыт одиночных велопоходов, но все же иногда хочется компании. Однако план майской поездки окончательно сформировался совсем уж впритык к праздникам, когда размещать зазыв уже поздно и приглашать уже некого. Попытался я, было, заманить одного из друзей хотя бы на начало пути, но «моя деревня» ему не интересна – он хочет в Крым, а я там был совсем недавно…
Мне тоже охота на юга, но нужно что-то новое, невиданное доселе. И вот, под влиянием трех факторов наметился мой не совсем южный, но вполне юго-восточный путь.
Во-первых, еще несколько месяцев назад Володя мне предложил скататься в мае на Волгу от Саратова до Волгограда, заинтриговав очень вкусными отчетами. Но, как это бывает, неотложные дела Володи поставили крест на совместном походе.
Во-вторых, один из юзверей «Веломании», mykola07, аккурат в конце апреля прокатился вдоль Шолоховского Дона. И понадеялся он на русский авось на архивы погоды за несколько лет, но получилось наоборот – завалило их снегами, залило дождями, а потом сдуло мордником.
Эти две нитки прекрасно вяжутся воедино. Корплю я за монитором над третьей ниткой – «доставочной», выражаясь языком сайта алКатушкин.ру, и вдруг вижу объяву: многоуважаемый В. Гвоздев со свитой на майские едет в Тамбов, а оттуда – на север, что частично пересекается с одним из моих вариантов. Встретиться с ним, увы, не выйдет по датам, зато можно воспользоваться куском его проработанного пути. Для этого надо стартовать от Сасово, куда можно добраться от Москвы на двух электричках. Это важное условие начала пути – никаких ПДС и бессонных ночей.
Но позже я перенес точку старта в Шилово, на 80 км ближе к Москве. Шесть часов на пригородных – куда уж больше? А до Сасово все семь с половиной.
Гвоздевцы ехали вдоль реки Цна, ну а я в одиночку покручу вдоль другого притока Оки – реки Пара.
…
Итак, поехали!
Бодрое утро 8 мая. Дабы задобрить велосипедных богов, беру «двойной» билет до трех вокзалов, но он так и не потребовался.
ЭД4М на Рязань набилась средне, но благодаря широким тамбурам ехать было терпимо. А ЭР2К на Сасово (точнее, Кустаревку) – это что-то! В составе 8 вагонов, и я не ожидал такой толчеи – ведь это не московский узел в часы-пик, а следующая эл-ка всего через час.
На посадке в Рязани-1 у каждого входа стоят кассиры-контролеры, продающие билеты без наценок и сборов. Они надо мной сжалились и за байк не взяли. Итого за 315 км я уплатил 608 рублей.
Народ едет типично провинциальный; контингент очень сильно отличается от предыдущего. Туда-сюда лавирует в толпе торговка пирожками и разноцветной газировкой, а базовый склад у нее, как назло, как раз у моего бицикла. Видно, что тут «все свои» в доску, и товар у нее разбирают влет. А мне приходится тяжко – за 100 км езды народу так и не убавилось, и выход на платформу Крутицы (следующая после Задубровья) стал огромным облегчением для затекших мышц, которые почти два часа удерживали байк и мое равновесие.
Удивительно, но мне безо всякой просьбы помог спустить поклажу гопник парень, ехавший в тамбуре. А таковых характерных лиц я видел в вагоне немало. Так что да, внешность бывает обманчива.
Как бы то ни было – начало положено! Я сбросил с себя оковы мегаполиса и телепортировался в весеннюю Рязанщину. Погода ласкает умеренными +19°С, и меня разом наполняют смешанные чувства радости, легкости, неизвестности, умиротворения, и жажда новых впечатлений.
Все фотки можно увеличить нажатием (удобно с ПК).
Итак, беру курс на ПГТ Шилово населением 15 тыс. чел. По дороге вижу живописный пригорок с заколоченными дачами.
А знакомство с райцентром начинаю с неопознанной заброшенной ямы, откосы которой пестрят надписями «peace», «joy» и «all you need is love» – да, это именно то, что мне нужно! Вот такое замечательное начало пути. =)
Шилово – поселок неожиданно цивильный и ухоженный.
Здесь родился Евпатий Коловрат.
Завтра День Победы, и уже вовсю идет празднование. По улицам проходит автопробег.
Завтра Володя мне напишет: «С Днем Победы, дорогой друг Дима! Вся Москва празднует, вся Россия! Но в то же время мы все помним павших воинов нашей Родины и скорбим о них. Ты, как никто другой, любишь эту землю, любишь свою Родину, восхищаешься и любуешься ее красотой. Хорошего тебе, удачного похода и солнечной погоды. Береги себя!»
Благодарствую. Хотя для меня это – день памяти и скорби… У людей не было выбора, кроме как идти на смерть по чьей-то прихоти. Победа? Какой ценой? Непостижимое горе от ума, величайшее в истории… Радоваться нечему. Этого не должно повториться, только и всего. Да будет мир.
Провинциальных дам можно отличить не только по чертам лица – они носят плохо сочетаемые элементы одежды.
.
На ограде местного стадиона красуется «Быстрее, выше, сильнее», «Спорт – здоровье нации». Вот уж не соглашусь! Физическая культура – да, но не спорт (а особенно «большой» спорт). Тише едешь – дольше будешь. Не гони!
От деревни Ибредь еду на юг. Узкое шоссе на Сапожок оказалось более загруженное, чем я ожидал: редко, но метко проезжают фуры и всякие прицепы.
Гладкий новый асфальт (Шиловский район) переходит в обычный (Путятинский район).
Село Песочня. Здесь сохранились старые дома и остатки усадьбы.
Фоткаю я, значит, очередную старину, и тут какая-то толстопузая тетка заголосила – типа, она запрещает мне фоткать ее дом! Ради упокоя души ее я делаю вид, что удаляю снимок. Но не тут-то было:
Усадебный парк совершенно зарос, и ловить в нем нечего, кроме мостика через речку, у которого мной заинтересовались маленькие дети. Узнав, что я еду в Саратов, они проводили меня восхищенными взглядами. А ведь всего два года назад я и не думал, что так вот запросто возьму и поеду в Саратов!
Зимой и весной, когда кроны деревьев еще голые, мне нравится, когда они золотятся в лучах низкого солнца:
Вскоре въезжаю в почему-то не Сапожокский, а Сапожковский уезд. Молодая зелень перед закатом просто очаровательна!
От развалин фермы д. Васильевка делаю полевую срезку на д. Кривель. Почвы здесь уже походят на черноземы. И – радует глаз простор! День завершается не менее приятно, чем начался.
Проезжаю я пол-Кривеля и сворачиваю по мосту на другой, сосновый берег реки Пара. Через километр ставлюсь на пологом склоне, поросшем молодыми соснами, не доезжая скита Серёги Радонежского. С реки доносится хор лягушек, а рядом, похоже, ухает филин. Нет ни криков соловьев, ни насекомых! Сказочный вечер… А первый день – он только раззадоривает: что путь грядущий мне готовит?
Накат 57 км (14:30-20ч), Шилово ~ Песочня ~ Кривель.
Верхнее фото — из альбома «Пейзажи Подмосковья» (начало 80-х годов).
День 2 (09 мая). Сараи
Первая ночь в палатке более чем за полгода – спалось так себе, полночи полусон-полуявь. Надо заново привыкать. Да и холодно было, немногим выше ноля, хотя куртка Arc’teryx не дала мне замерзнуть.
Зато какое шикарное место! С трудом распрощавшись с уютными соснами, поднимаюсь на холм к скиту Сереги Радонежского. За хлебом насущным.
За версту до скита примечаю у дороги беседку-домик с прохудившимся навесом, а вокруг валяется много мусора. И сдается мне, что на шеях у большинства загаживателей висят кресты…
Табличка на бревенчатом заборе гласит, что это – подворье московского монастыря. Богатые иномарки я фоткать не стал, и так все ясно.
В пекарне за 81 рупь купил батон и две булочки (все по 27). Булочки вкусные, а батон странный, с каким-то привкусом…
Кроме пекарни, тут имеются фруктовые сады, пасека, гостиница и даже столярные мастерские, где можно заказать себе мебель. А по просьбе монахов ГазПром провел сюда газ. Так что фирма веников не вяжет.
Грунтовками выезжаю в село Красный Угол.
За селом – плановый родник. Бьет он из-под ствола широченной старой ивы, а дорогу к нему указывает сторожевой дуб:
«При каждом таком дубе становились по два конных ратника: один забирался на вершину, другой кормил осёдланных лошадей. Сторожа сменялись каждые четыре дня. Заметив вдали пыль, сторож садился на коня и во всю прыть скакал к другому дубу (тот обычно располагался в паре вёрст), оттуда к третьему и так до ближайшего укрепления, откуда тревожная весть через «махальных» доходила до столицы.»
(из Wikimapia)
Могучую иву-ветлу местные уважительно величают «Старый сокорь».
По легенде, здесь в землянке когда-то жил Филипп-отшельник. Чем питался — неведомо, а воду пил из родника, и не болел даже в зимние холода. Среди жителей поползли слухи, что родник-то не простой, вода в нём святая и очень даже целебная. (тоже из Wikimapia)
В воздухе часто ощущается аромат цветущей черемухи, и его по полям разносит ветер.
И пошла дальше вереница сёл.
В эти выходные много москвичей понаехало сюда к родным – у сельских домов мелькает немало столичных и иногда областных номеров.
Село Красное. Сегодня 9 мая, и у памятника ВОВ из небольших колонок звучат советские песни. Одна из них – про Севастополь. Эх, все-таки как много было красивой музыки… Эпоха ушла, а память осталась.
Село Морозовы Борки основано в 1657 году.
Присаживаюсь я позагорать. На солнце сегодня жара, как будто все 30 (именно так), хотя в тени при ССВ ветре гораздо прохладнее. Вчера ветер был мне боковой, а сегодня – практически попутный.
Перекусив курагой и теми самыми булочками у границы Сапожковского и Сараевского уездов, проезжаю село Мажоры Можары. На карте оно как бы делится на Меньшие и Бóльшие Можары, причем Меньшие больше, чем Большие.
Перед Сараями замечаю на обочине георг. ленточку. Раз уж такое дело, пусть висит на вело-бауле во имя мира.
Райцентр Сараи – это ПГТ, живут в нем около 5 тысяч, а в 1989 жили 8 тысяч. Остались только свиньи и молоко, а завод стройматериалов закрылся…
Так что остался только сельхоз, и de-facto ПГТ превратился в село.
Центральный отрезок главной улицы в честь праздника оцеплен полицаями, которые, судя по звукам, бухают в одном из воронков.
На здании администрации красуется серп-и-молот.
Имеется и кирпичный новодел, который регулярно метят местные псы.
Захожу я в одну из забегаловок. «Пиво не продаем!» – показным голосом отрезала продавщица. Вот молодцы, думаю. Но потом мне-таки продали 0,5 «Русского» (хотя я и не настаивал) – «Спрячь сразу!».
Отголоски прошлого продолжают появляться и дальше. Например, стела колхоза имени Коминтерна, или вот анонс митинга в селе Кривское:
Была у меня идея проехать через Максы, но предпочел-таки Сараи.
Названия окрестных селений иногда неоднозначны: Вторые Левые Ламки, Канада-Никольская, Сново-Здорово и даже Старопластиково и Остро-Пластиково! Представьте себе «сельское поселение Остро-Пластиковое»! =)
Возможно, это следствия мещерско-мордовско-татарского влияния, кто его знает.
И снова вечерний грунтовый променад: в Мордово покидаю асфальт и качу к границе областей, где и залегаю на ночь в тополиной лесополосе, проходящей ровно по водоразделу, за версту до тамбовской деревни Сухая.
В целом, пока природа особо неприметная – поля да лесополосы, в основном из берез и тополей-осин, а сосняк (возможно, с песками) был на другом берегу Пары. Но сельский колорит скучать не дает.
Эта ночь обещает быть чуток потеплее. А вокруг меня – звездная темнота и полная тишина, которую нарушили 3-4 комара.
После заката кто-то запускал бесшумные ракетницы со стороны Сухой. Причем света в деревне не видно; прописаны там 10-15 душ. Видимо, часть на выхи свалила «на материк», а остальные заснули.
Интересно, к какой области относится сама граничная лесополоса? Или получается, что сижу я «in the middle of nowhere»?..
Накат 99 км (11-20ч), Кривель ~ Можары ~ Сараи ~ Муравлянка ~ Мордово.
Поехали дальше: Моршанск.
Маршрут сулит много интересного! Поехали дальше