9 декабря 20204:45

Велопоход Михайловка-Вешенская-Богучар-Россошь

pamiatnik-kazachestvu-hoper-1

Местность вдоль течения Дона богата на красивые виды, достопримечательности и всякого рода интересности. Наполнены историей донские места. А если начать велосипедный поход из Фролово или Михайловки, то можно захватить ещё удивительные по своей красоте казачьи места вдоль рек Медведица и Хопёр. После удачного и короткого похода на Дон в октябре 2019 года с Анечкой, мы решили с Сережей развить наш успех.

А именно — прокатиться неделю-другую из Волгоградской в Воронежскую область берегами Дона и его красивых притоков.

 

Октябрь 2020 с самого начала радовал нас хорошей погодой. На Дону прогнозы стояли также отменные. Но дела есть дела, поэтому нам удалось выехать из Москвы лишь 10 октября.

Волгоградский поезд оказался совсем пустым, и мы, уболтав проводников, чувствовали себя в нашем вагоне полными хозяевами. Велосипеды даже разбирать не пришлось.

Для данного путешествия, а также последуюших, мы приобрели новые пуховые спальники и 4-сезонную палатку от американской фирмы EASTON. Каким-то чудом удалось найти ее новой в Москве, по цене в 2 раза ниже рынка. Ибо по опыту даже летних выездов в степи Волгоградской области мы уже знали, насколько здесь холодает с наступлением сумерек и ночи.

 

Со спальниками также повезло, удалось купить парочку отличных мешков от фирмы RAB перед самым скачком курса евро, с бесплатной доставкой, да еще и с 30% скидкой. Опыт поездок показывает, что пуховые мешки лучше дышат, гораздо меньше весят и компактнее пакуются, и, если сшиты они из правильных материалов, сырость им совсем не грозит. В общем, качественный пух даже в летнюю жаркую погоду — это настоящая находка последних лет.

 

Михайловка встретила нас по-настоящему южным теплом.

Поскольку велосипеды мы не разбирали, поставив быстро поклажу мы поехали в самый разгар дня на выезд из города. По пути перекусили булочками с кофе, заехали на рынок за свежими домашними овощами и фруктами и в «Магнит».

 

В отличие от Фролово, Михайловка поразила нас своей цивилизованностью, доброжелательностью людей и большим количеством разнообразных кафе. К слову, тут есть где скоротать место до ожидания поезда. Как только мы покинули город, машин стало в разы меньше. И начались поля, перелески и много-много тыкв.

Наш план был проехать берегом реки Медведицы, тем более, что он в этих местах больше степной, чем выше по течению. Однако сильнейший восточный ветер изменил наш маршрут, и мы поехали тихим и весьма живописным асфальтом сразу в сторону Хопра.

Поскольку старт мы взяли в обед, времени на фотографии особенно не было, и мы мощно ломили по тихому асфальту до ст. Кумылженская, куда и добрались уже в сумерках.

С наступлением темноты набрали в станице воды и покинули поселок. Место для ночлега нашлось сразу после того как мы выехали за пределы поселения. Искать нам его пришлось с фонариками в темноте соснового леса. Оказалось, что этот лес часто посещаем людьми, но особого выбора у нас не было; нашли место поукромнее, поставили палатку, отужинали и уснули. 

Спится в соснах, да еще прохладной осенью всегда великолепно.

Это я знаю еще по массовым походам вначале нулевых годов, которые я организовывал на форуме «Веломании». Много у меня оттуда друзей и знакомых, и товарищей по увлечению, с которыми я постоянно общаюсь.

Жаль только, что многие велотуристы покинули этот ресурс в последние годы в виду травли, троллинга,  агрессивности и неадекватности некоторых коллег.

Новый же день встретил нас небольшим ветерком и хорошей теплой погодой. А спальные мешки показались даже излишне теплыми для ночёвки, поэтому мы укрывались ими просто как одеялами. Утро в сосновым лесу с хорошим завтраком, да ещё с красками от лиственных деревьев оказалось очень душевным.

Мы собрались ровно за 2 часа со всеми процедурами и выехали в сторону Реки Хопёр. И вскоре по пустому асфальту добрались до притока Дона.

С Хопром в ходе летних походов 2020 мы уже встречались аж 2 раза — в Балашове и недалеко от Урюпинска. И вот третья осенняя встреча с этой удивительной по красоте рекой. Берега Хопра блестят красками октября.

Хопёр здесь могуч и величав.

Памятник казачеству над рекой добавляет атмосферы месту.

Решили вдоль Хопра добраться до Дона, взяв за основу трек Димы Ховрина, который проезжал здесь месяцем ранее в обратном направлении. Дима тогда из Курской области добрался почти до Саратова! Надеюсь, рассказ моего близкого друга не заставит себя долго ждать!

Виды вдоль Хопра очень далекие.

Однако, дикой силы ветер отправил нас снова на асфальт в сторону Вёшенской, по которому мы и поперли. Через пару километров купили арбуз и дыню.

Через 20 с небольшим километров свернули на грунты в поисках кипящего колодца. Как только оказались на грунтах, солнышко спряталось за тучи, и исчезли без того очень редкие машины. А мы ползли против ветра в поисках Кипящего колодца, но нашли только полевую крестьянскую технику от разных производителей.

Колодец так и не нашли и попали в цейтнот, из которого полями и причудливо петляющими грунтовками вышли уже в сумерках.

В этих полях, далеко от шумной Москвы и родного дома, я почувствовал осень. Ее приход, ее низкое небо, степной прохладный ветер.

Мы то шли полем, то ехали, то снова долго шли пешком под пьянящим серым небом осени. Таких глубоких чувств я еще никогда не ощущал ни в одном походе.

Мы порядком устали, поэтому сделали небольшой привал в лесополосе из бронзовых листьев, которые так причудливо шуршали под ногами. Съели наш арбуз, а потом и дыньку, и стали выбираться на асфальт.

Воду уже в полной темноте мы набирали у добрых жителей хутора Терновской. Хочется отметить, что катаясь по просторам черноземья, часто вода в колонках и из скважин оказывается совершенно непригодной для чая. Поэтому порой мы покупаем питьевую воду в магазинах.

 

После Терновского наш путь устремился  по ночному тихому асфальту в сосновые леса. На часах 19:40, и мы в полной темноте сворачиваем в лес, где находим приют на ночь.  В лесу нет ветра, тепло и уютно. За титановой кружкой горячего чая вспоминаем прошедший день: пасмурный, неприветливый и по-настоящему осенний. Сегодня мы все сделали правильно. Не стали в поисках ночлега шататься по темным полям и оврагам, а, посмотрев карту и «спутник», поперли по идеально ровному асфальту к сосновым лесам по направлению к Вешенской, где и нашли приют на ночь.

Ночь прошла спокойно, несмотря на то, что палатку в темноте мы поставили у самой грунтовой дороги. Собрались и позавтракали ровно за два часа, и выехали в сторону Дона.

 

От пасмурного вчерашнего дня не осталось и следа. С самого утра мы ехали в шортах и лёгких ветровках.

Дорога петляла хвойными лесами, иногда попадались и населенные пункты. В одном из которых мы закупились домашними овощами.

Вдоль дороги раскинулись непроходимые пески. Даже фэт-байк с легкими карбоновыми колесами такие  не возьмет, а по асфальту сильно отстанет от любого туринга.

Вёшенская встретила нас многолюдьем, каким-то непонятным шумом и гамом.

Жизнь здесь кипит и горит золотом осени.

Мы быстро пополнили запасы продовольствия и поехали смотреть местные достопримечательности.

Почти все здесь связано с именем русского писателя Шолохова, его жизнью и творчеством.

Поэтому станица весьма ухоженная и очень приятная, особенно ее историческая часть.

В никакой музей мы не пошли по причине короткого светового дня.

Спустились к Дону, а там идет благоустройство, но здесь река действительно тихая.

На экскурсии мы забили. Хотя было интересно узнать, прав ли был Солженицын, который обвинил Шолохова ни много, ни мало в том, что он украл рукопись романа из полевой сумки убитого белогвардейского офицера.

 
Удивительно, но в Вёшенской мы не нашли ни одного нормального кафе. Все, что попалось нам, было сравнимо с рыночной кухней, поэтому рисковать мы не стали. А в более или менее приличных заведениях ждать приготовления еды было для нас непозволительной роскошью. Осень есть осень — день короток.

 

Пересекли Дон, проехали мимо памятника Орлику.

А далее и время обеда подоспело, поэтому мы сделали привал в небольшом лесочке прямо над Доном.

После сытной трапезы поехали грунтовками, иногда сверяясь с картами.

В селах здесь разруха и нищета. Такой вот он отшиб Ростовской области.

Здание почты. У меня целая коллекция фотокарточек зданий почтовых отделений России, все они разные, но тенденция одна. Самое эпичное в деревне Макариха, что в Завидово. Сейчас там одни обломки от почты остались, а в конце 90-х отделение даже действовало.

Наконец-то начались меловые горы.

После них спуск и дорога пошла берегом тихого Дона.

От реки идет грунтовка на асфальт. Вдоль нее попадаются красочные кусты.

Потом асфальт, и полет под горку навстречу красному шару по имени Солнце!

Так и летели мы вниз добрых 8 км до хутора Калиновский, который окружен меловыми скалами.

Колонок здесь нет, родника тоже. Часть воды набираем в магазине, а второй бурдюк у местного жителя. Он поведал нам, что теплые дни в этих местах могут стоять до самого начала ноября.

 

От Калиновского в сумерках прем по разбитому большаку и уходим в поля по направлению к Дону. Забираемся повыше и в темноте на экране телефона находим посадку. Толкаем минут 10 велосипеды в гору, и вот по сути в ночи ищем место ночлега. Дорога рядом, но замаскировались мы хорошо.

 

С самого утра тепло и солнечно! Запах дубового леса не передать словами.

Собираемся мы быстро за пару часов и снова в путь, который приводит нас на заброшенный карьер.

Немного возвращаемся и едем по золотому ковру из листьев.

Внезапно лес расступается и снова великолепные донские пейзажи.

Потом мы пересекаем Ерик Узенький и едем его долиной.

Жизнь в Нижнетиховском реально остановилась.

О былом величие Союза напоминают вот такие постройки.

Но жизнь продолжается, несмотря ни на что, жизнь идет, а дети растут.

Боже, сколько тепла в этой фотокарточке.

А далее дорога будто бы асфальт, одетый в белые одежды.

Светофоры природы, работают с мая по октябрь.

Дима ехал верхом, а мы пошли берегом Дона.

Расплата не заставила себя долго ждать в виде пешки в гору.

Дальше магазин в Мигулинской, покупка газа, и мы едем в пещеры, которые оказалось не так-то просто отыскать.

Оставив велики наверху, мы спустились к Дону и пошли на поиски пещер. С трудом отыскали лишь одну из них. Вторую, видимо, завалило. Вход в подземное царство.

Серега еле вылез. Чуть не застрял, как Винни-Пух. После подземелья нам снова на верхотуру.

День стоял отменный, для 13 октября. День рождения моей мамы не мог быть плохим днем!

Потом мы поехали к сероводородному источнику. Хороша здесь водица, воняет, как тухлые яйца. В нашем доме в Крыму такая же скважина, так что мне не привыкать.

Стало темнеть, но главная проблема с водой уже решена, и это радует. Осталось найти место для ночлега. Смотрим варианты, а Дон течет без остановки.

Огромная станица Казанская раскинулась на другом берегу, а перед нами большая гора, и мы идем пешком и смотрим на небо, которое раскинулось выше осени.

С каждой минутой все темнее и темнее, но пока горит фонарь неба розовыми цветами. Такие мгновенья запоминаются на всю жизнь!

Далее поворот в поля, пешка через поле и поиски места под ночевку. Тяжело порой дается это место, от того мы воспринимаем его как родной дом. Опушка дубовой рощи приютила нас во второй раз.

Спалось отлично, но утро встретило нас серым небом и ветром. Топим костер. Для этого мы всегда возим небольшой титановый совок и набираем перед ночевкой вдобавок пару литров воды. Совком мы снимаем дерн, а также закапываем кострище и после этого заливаем его водой.

На завтрак у нас яичница из перепелиных яиц с желтыми помидорами. Значит, и день будет погожий.

Шеф-повар за работой.

Как всегда 2 часа на сборы, и вот снова Дон. Вокруг все серо и неприветливо.

Но через час все неожиданно поменялось! Снова солнышко и радость!

День световой короткий, мы быстро долетели по асфальту до Богучара. Ах Богучар, Богучар, я офигел от твоих осенних чар!

Ровно час у нас ушло чтобы закупиться, отобедать шавермой и ринуться снова в путь.

Путь иногда был непростым. Осенью многие дороги исчезают под вилами местных колхозников.

По асфальту пролетели хутор Вишневый, набрали там воды у местных, и по тихому асфальту поехали в сторону Дона. Темнота накрыла нас на дороге, поэтому рассказываю про технологию поиска ночлега.

 

Искать место наобум в темноте идея плохая. По ровному асфальту без машин можно ехать очень долго и без проблем. Для поиска места нам нужна карта местности, а лучше всего «спутник». На наших телефонах установлена программа, спутниковые снимки в которой мы обычно прогружаем вперед по маршруту в течение дня в тех местах, где хороший интернет.

 

Так что все очень просто: мы находим на снимке местности посадку или лесной массив и едем по ровной дороге туда, а на месте уже ищем место под палатку и ночлег. Единственный минус — это яркие фонари, из-за которых нас могут обнаружить. Но осенью в полях людей почти нет.

 

Забурились на этот раз особенно знатно! Ночь прошла спокойно, а утро задало тон теплому и солнечному дню.

Вход на нашу стоянку.

Но сперва мы помучились в полях, и выехали к разрушенной церкви.

Потом набрали немного меда.

А дальше нас ждал настоящий праздник осени! Праздник солнца, теплого ветра и отличной погоды!

Серега накатывает на своем стальном Jamis. Вечный вопрос, что выбрать для туризма. Алюминий жесток, на карбон не поставить багажник, титан долго ждать, так что сталь — лучший выбор!

Машин тут нет совсем!

Вот уже и Новая Калитва. Аптека, в которой я взял аспирин для лечения небольшой простуды.

Дорога в золоте.

И как всегда все время в этих местах то вверх, то вниз.

Встали мы на сей раз засветло в посадке между Старой Калитвой и Кулаковкой.

Утро опять солнечное. И нас ждет самый небольшой день по километражу. Удивительно ведь бывает… Проедешь порой больше 100 км, а впечатлений нет. А порой проедешь кое-как по жаре, по горкам, по диким местам, кое-где все время пешком всего-то 30-40 км, а такие впечатления остаются не то что на всю зиму, а на всю жизнь. Поэтому планов мы не строим, обратных билетов не берем, и едем всегда как едется, а если дороги нет, то идем пешком, поэтому наши треки не рекомендуется иной раз повторять.

 

Утро. Палатка наша фирмы Easton настолько незаметная, что приходиться для фото снимать тент.

Ну вот наступил, наверное, самый-самый видовой день нашей поездки. Для начала просто куст.

А за кустом дорога вдоль Дона и своротки к нему для красивых фотографий.

Осень уже отходит.

Донская степь.

С красками осени. Эти кусты очень уж красивы.

Вид на Дон, а внизу очередная пещера, но мы ее оставили на следующий год.

Прекрасное ведь место для привала. Летом дубы укроют здесь путника от палящего солнца. Возьмем на заметку на будущее.

Сердце сжимается от происходящего вокруг. Летом на Дону всегда шумно, всегда люди, туристы, рыбаки, кто-то постоянно шныряет туда-сюда. А сейчас никого! Совсем пусто. Ни одного человека.

Да будет всегда белым настоящий белый мел! Отличный тайник для старины Пабло.

Шинами шуршат листья.

Едем снова низким берегом Дона.

Очередные пещеры на нашем пути.

В пещерах тоже никого. Все опустело вокруг.

А далее мы нашли магазин. Гордо он стоит еще с советских времен.

Ассортимент небольшой, но выбрать есть из чего.

На улице идет дождь. Первый дождь за последние 4 месяца. Продавщица сделала нам кипяток и угостила чаем.

Подошли и местные жители.

Обед закончился радугой.

До темноты еще пара часов, но воду мы решили набрать заранее.

Как пахнет осень? После дождя в октябре в донской степи вы почувствуете все великолепие запаха осени. Этот прелый аромат, этот прозрачный как слеза воздух. Здесь и нотки чернослива, черного китайского пуэра, запах сухой травы и плодов терновника.

В низинах собрался туман. Как же давно я не ехал сквозь него.

Счастье, что не наматывает на колеса.

Солнце покидает прошедший день.

А мы ползем вверх, как улитки. Обратите внимание на туман справа на фотографии.

Все здесь замерло до утра и не шелохнется.

Вид на Дон убаюкивает нас, но благо скоро ночлег. Что же ехать вдоль реки с красивыми видами и не устроить ни одной видовой ночевки? Не наш стиль. Вообще лагерь, ночлег, звездное небо, красивые виды из палатки — это то, за чем мы каждый раз едем во всякие новые красивые места. Нажираться алкоголем или просто от пуза в корне невежественно по отношению к себе и природе. Мы гурманы, мы смакуем природу.

 

Проснулись рано утром около 6 утра в надежде успеть доехать одним днем до Лисок, но морось и дождь исковеркали наши планы. Утро туманное, утро седое.

 

Проспали с кайфом еще часов до 10.

К 12 окончательно распогодилось.

Тучи ушли на юго-восток.

Но мы потеряли время. И теперь до Лисок, да еще и с ветром в лицо нам никак не успеть. Секунда, минута, час. Это всё время. Время — это самый дорогой ресурс в нашем мире, потому что его нельзя вернуть или восстановить.

Стало ясно, что погода испортилась на 7 день нашего похода. Решаем ехать в Россошь к нашему другу Денису, а оттуда уже в Москву.

Приятно, что у нашего сообщества есть друзья в других городах и регионах. Кто-то был уже в Москве, приезжал к нам в Крым. И нам приятно посетить наших друзей. Денис — наш большой товарищ и друг. Если вы будете в Россоши — он всегда готов помочь вам с ремонтом велосипедов.

 

Удивительно, но люди из провинции совсем другие, чем в Москве. С ними всегда проще найти общий язык. В них нет ханжества, чувства превосходства и гордости. А в тот день мы ехали через такой вот осенний лес.

По его опушкам растет терн. Как же он вкусен осенью!

Дороги которые мы выбираем! И по которым мы наваливаем что есть мощи!

Бесконечными полями ехали мы в сторону Россоши.

Глядя вокруг я понимал, что пришла осень, пришли холода и сырость, и мы как раз попали в смену сезонов.

После обеда задул холодный ветер. Пришла настоящая осень, взамен долгого бабьего лета. Одиноким деревья стало зябко.

По этой грунтовке мы выехали на асфальт

А далее я крутил в сторону Россоши под горку, где-то рядом ехал Сережа, который за этот год стал мне верным другом и надежным товарищем, не только по велопоходам, но и в жизни. Я вспоминал все наши выезды этого года. Их было много. Зима у нас длинная, и обо всем вы узнаете в скором времени.

 

Денис встретил нас на окраине города, накормил, приютил и проводил на вокзал. Огромное ему спасибо! Любой велосипедист может положиться на этого скромного и порядочного человека! Ну а мы сели в поезд и поехали в Москву, разместив очень удобно велосипеды в нерабочем тамбуре.

 

 

Что же сказать в заключении данного рассказа, какие выводы можно сделать о поездке в середине октября:

 

  1. В октябре совсем уже не жарко, для тех кто не любит жаркую погоду, это отличное время для поездок к югу от Москвы.

  2. Билетов на поезда навалом, они идут полупустые.
  3. Световой день короткий, но его можно грамотно «продлить» правильным режимом дня, а именно ранним подъемом, быстрыми сборами и более коротким привалом на обед.

  4. Купаться в октябре уже прохладно, но мы мылись каждый вечер теплой водой, которую заливали в бурдюки — получался отличный походный душ. Для это надо взять лишь один лишний баллон газа.

  5. Все вокруг осенью воспринимается иначе. Полное погружение в природу, в ее желто-бронзовые цвета. Людей единицы и вокруг полная тишина.

  6. В южных направлениях можно отлично ловить погоду, но стоит учитывать направление ветров, ибо в степях они довольно сильные.

  7. Стоит учесть возможность заморозков и взять более теплое снаряжение.

  8. Несколько сложнее осенью искать место для лагеря.

 

Вот трек нашей поездки. Он далеко не идеален. Где-то мы шли пешком, часть интересных природных мест мы пропустили. Где-то срезали по ветру. Так бы катались минимум дней 10, но в середине похода стало ясно, что прогноз погоды поджимает и надо ехать более прямо. Совершенно ясно, что в эти места мы вернемся еще не раз и откорректируем трек таким образом, чтобы он вошел в коллекцию «золотых треков Велосипедных Форм Жизни».

 

 

В общем, 2019 и 2020 годы показали, что полноценный велосезон можно спокойно продлить до самого конца октября при отсутствии непогоды. Рекомендую учесть наш опыт и наслаждаться велосипедными поездками не только весной и летом, но и во второй половине осени. Всем спасибо за внимание! А у кого есть вопросы, что сказать и идеи для хороших маршрутов на 5-10 дней в теплых краях, буду рад увидеть их в комментариях ниже!

Искренне Ваш, Владимир Кулигин


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Евгений:

    Интересно, в случае тотальной непогоды вас бы оставили в магазине ночевать?

    1. Владимир Кулигин:

      Жень, вот честно не знаю насчет магазина, но на улице бы точно не оставили. На Дону очень гостеприимные люди живут.

  2. Сергей:

    Как же увлекательно читать про ваши походы, прямо греют душу)

    1. Владимир Кулигин:

      Спасибо. Как могу стараюсь делиться увиденным! Приятно, что многие хотят их так или иначе повторить.

  3. Виктор:

    Отличная история, как всегда с огромным интересом прочитал!
    Интересна статистика поломок велосипеда в подобных поездках? А также что вы возите с собой из инструментов. Как ребенок чуть подрастет, думаю купить багажник и велорюкзак и с ним начать выезжать, так что нужно быть готовым!

    1. Владимир Кулигин:

      В своих велосипедах как-то я повредил калипер тормоза и керамические поршни раскололись от удара о камень. Выточил из другого материала — теперь работают отлично. Раньше были проколы, но как перешел на бескамерную систему давно о них забыл.

      У других людей многое бывало в период массовых выездов. Самое распространенное
      — проколы
      — вылетают спицы
      — порез покрышек по корду
      — клинило дисковый механический тормоз (умерла пружина)
      — спускала вилка воздушная
      — текла ручка гидравлики
      — втулки очень проблемное место, собачки прямо дохнут на некачественных
      — планетарные втулки дохнут

      В свое время я отказался от массовых выездов численностью более 5-6 человек. Да и тусовка своя уже сложилась. Поэтому за последние лет 10 кол-во поломок минимально.

      В целом очень важно, что бы велосипед был надежным. Необязательно дорогим, а главное надежным и без «подводных камней».

      Мы катаемся небольшой группой, перед каждым сезоном или его после его окончания я всегда внимательно осматриваю и обслуживаю все велосипеды, которые ездят со мной на дальняк это дает уверенность, что неожиданных поломок не будет. Сейчас вот не сезон, а работы куча навалилось именно по великам. Серьезных поломок практически не было. Так по мелочи..

      Можно, конечно, делать как Валя Гвоздев возить с собой обода, втулки, по сути весь велосипед, но на мой взгляд это уже слишком для нас. У Валентина группа большая и все это размазывается на 10-20 человек. Но надо учитывать, что с ним ездит много незнакомых людей и за всем он уследить не может.

  4. Алексей Иванов:

    Прекрасный рассказ, Володя! Совсем другое настроение по сравнению с летом, но очень притягательно. Близость холодов и непогоды создают определенный вызов. Ну а виды природы потрясают. Шикарное приключение.

  5. Дмитрий:

    Вспоминаю наш прошлогодний маршрут по Мече в этой тёплой компании. Как будто уже несколько лет прошло… Надеюсь, как-нибудь повторим.

  6. Тимофей:

    Интересно написано, Володя. Эпизод понравился, где тебя с Сергеем напоили чаем в магазине — вот настоящее гостеприимство. Фотографии — просто класс, уже не терпится пойти в новый поход с вами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост