Велопоход вдоль рек Савала и Хопер — BikeLifeForms

31 декабря 202022:48

Велопоход вдоль рек Савала и Хопер

Река Савала извилисто несет свои воды в сторону могучего и быстрого Хопра. Чистая вода, совершенно пустынные берега и красивая природа вдоль ее течения навряд ли оставят равнодушными людей, любящих русскую природу и активный отдых на байдарках или велосипедах. Хороша и рыбалка на реке Савала. Планы летних велопоходов я всегда начинаю строить заранее еще зимой. И вот в феврале 2020 года, погадав на картах и прикинув километраж, я решил непременно устроить матрасно-купательный велопоход вдоль берегов рек Савала и Хопер.

Знакомство с рекой Савала случилось у меня в 2018 году во время нашего с Мишей вело-мотоциклетного похода. В тот раз нам удалось проехать вдоль Савалы совсем немного, побывать на слиянии Савалы с Хопром. Именно тогда у меня и зародился план отправится в велопоход берегами этой тихой, красивой и уютной речки.

Летом все свои небольшие походы я стараюсь планировать на будние дни. Именно с понедельника по пятницу на лоне русской природы отдыхается спокойнее всего. Поэтому мы взяли билеты на воскресный волгоградский поезд и уже рано утром высадились из поезда в городе Жердевка Тамбовской области.

Наш план был прост: спокойно и без спешки проехать вдоль Савалы, Хопра и завершить наш поход на станции Алексиково. На все про все у нас было ровно 5 дней и около 300 км пути. Но сначала решено было ехать вверх по течению Савалы для того чтобы посетить удивительное место, а именно водопад возле села Вязовое.

Ранним утром на городском пляже города Жердевка совсем никого.

Как только сошли с поезда, сразу искупались!

И далее взяли курс на село Вязовое.

А вот и сам водопад. Обычно здесь очень много народу, но утром в понедельник мы были здесь совершенно одни.

Чуть позже приехал местный активист, который следит здесь за порядком и убирает мусор.

Искупавшись, устраиваем завтрак.

А потом снова купаться и наслаждаться мощью падающей воды.

Место очень знатное. Всячески рекомендовано «Велосипедными Формами Жизни» к посещению. Вдоволь накупавшись, позавтракав деревенским творогом с клубникой, мы держим свой путь обратно в Жердевку. Недалеко от водопада находится купель.

Место называется «семейный пикник».

Здесь растет вишня.

Мы уже накупались, наелись и нам нужно вернуться обратно в Жердевку, для того чтобы начать путь в сторону Хопра. Но ехать быстро не получается, а виной тому полевая земляника. Здесь ее целое море.

Немного покрутившись вдоль извилистых берегов Савалы, встаем на отличный трек, на котором Сережа словил свой первый и единственный прокол. Мы же с Анечкой давно ездим бескамерно, и мелкие проколы нас уже много лет обходят стороной. По многочисленным просьбам в 2021 году я сделаю ряд материалов про бескамерные технологии.

А вот и прекрасный вид на окраины Жердевки.

В городе мы, как всегда, пополняем запасы продовольствия, и едем далее вдоль реки.

Местность вдоль Савалы довольно пересеченная. Так что наша новая трансмиссия shimano xt 1 на 12 скоростей и с большой «сковородкой» на 50 зубов оправдала себя сразу сполна.

Время купания, полдника и небольшого привала.

А далее снова вдоль реки. Анечка едет налегке и ее нам не догнать!

Поля покоя, поля жизни! Под вечер в низинах ни ветерка, полный покой природы.

А чуть выше дует приятный теплый летний бриз.

А мы все едем и едем вдоль красавицы Савалы.

Полями, редкими перелесками продвигаемся вперед.

В надежде найти подходящее место для ночевки и лагеря вдали от посторонних глаз, но мест хороших не видно, кругом поля и редкие посадки.

Бродить речку, чтобы заночевать в сосновом лесу, мы не решились, а место нашлось на нашем берегу уже в глубоких сумерках в дубовой роще. Спалось после длинного и столь насыщенного дня нам превосходно.

Утром завтрак, сборы, и вот через 2 км первое утреннее купание.

А после купания второй завтрак. Затрак, который растянулся до самого обеда — уж столько много ягод было летом 2020 года.

Далее снова купалка.

Потом забрались чуть повыше. Тяжко дался нам этот подъем, ибо день стоял весьма жаркий.

Потом было село Братки, перекус возле магазина, и снова купание. А далее асфальт, свернув с которого мы устроились на ночлег в живописной березовой роще.

Упавшая сосна послужила нам скамьей, костер распугал редких комаров, а спалось нам как всегда в таких поездках отлично!

Утро третьего дня встретило нас пасмурной погодой. И пока мы с Серегой искали дорогу к сосновому бору, Аня, как всегда, лакомилась полевой земляникой.

Сосновые угодья оккупировал песок, поэтому мы поехали вдоль леса.

Иногда, казалось, что дорога вот-вот иссякнет в здешних диких местах вдоль реки Тагайка. Кое-где мы шли даже пешком, но в целом направление выдерживали правильное и вскоре добрались до очередной цивилизации, где страна принимала новую конституцию.

Но русском человеку класть с прибором на политику, мировые процессы глобализации и интеграции. Ему бы сытно поесть малины!

Впрочем и вишня очень хорошо подойдет для лакомства.

Ну а далее снова в путь. Выбирай любой сельхозпродукт!

Любителям Мещеры — сосны.

А за ними долгожданный обед и первое купание за этот день!

А далее снова красоты соснового леса.

Поля, грунтовки, лето, жизнь!

Непонятные здания.

Радуга.

И путь в сторону Хопра.

Дивный был вечер! Это не передать ни словами, ни фото, ни видео. Это про то, почему мы каждое лето путешествуем на наших велосипедах. Ради этого чувства благодати, вселенского покоя и умиротворения.

Встали на ночлег на сей раз в больших вековых соснах, не доезжая крупного села Алферовка.

Место отличное, но немного труднодоступное.

В Алферовке нас ждал магазин, а далее знакомство ребят с рекой Хопер! Ух как же я люблю эту быструю, стремительную и где-то даже агрессивную реку. Снова утро, снова пустой пляж. Люблю за это я будни!

Кипит чайник.

Чинится велообувь Сережи.

Фото на память о прекрасном летнем утре на Хопре.

Далее Мексика!

И смотровая площадка на Хопер.

И старый долгожитель Дуб!

Затем мы выехали ну пустой и быстрый асфальт, по которому за час добрались до Новохоперска. Была середина дня, и зной стоял внушительный. Поэтому, быстро закупившись газом для  горелки и кое-какими припасами еды, мы продолжили путь в сторону слияния Хопра и Савалы. Но сперва нам нужно отобедать, искупаться и переждать самый пик жары. Всего в 5-7 км от Новохоперска такое место нашлось.

Пожалуй, этот привал, это место, чистота реки и тень под ивой стали самым запоминающимся для меня моментом уходящего 2020 года. Уж не знаю почему. Но именно здесь я влюбился в реку Савалу на всю жизнь!

И даже сделал фотографию на память об этом месте.

Далее указатель показал нам дорогу на слияние двух рек. Да и в целом с 2018 года времени прошло мало, а все треки я всегда держу в голове.

Ближе к Хопру началась настоящая степь. Очень мне нравятся такие пейзажи.

Полное безлюдье, кажется порой, что глазу не за что зацепиться.

Немного горочек, петляний, и вот оно — место, где Савала впадает в Хопер.

Горько расставаться с тихой, по-настоящему по-русски скромной рекой Савалой. Впереди Хопер и далее нас ждет трек вдоль его берегов. Частично я уже ездил в этих местах до Урюпинска. Виды в этих местах завораживают. Взберешься на очередной холм, нажмешь на тормоз shimano saint и смотришь вокруг — далЁко видать!

А впереди вьется дорожка, словно нить твоей жизни. Хорошо, что рядом только близкие люди!

Граница областей прошла по хутору Черкасский. Здесь мы набрали воды у переселенцев с Украины. Люди здесь выживают.

А далее поехали в сторону Хопра, чтобы найти ночлег. И на сей раз нам повезло! Целая дубовая роща, с красивым видом на заходящее солнце взяла в свои объятия уставших от летнего зноя путников.

Палатку поставили под ветвями самого могучего дуба.

Сложно передать красоту и уют этого места. Стоит отметить, что в наших поездках мы стараемся по возможности вставать на ночлег пораньше. Идеальное время — один час до захода солнца. Это позволяет без спешки разложить лагерь, не наестся на ночь, насладиться  прекрасным вечером и пораньше лечь спать. В этот раз удалось все это сделать сполна.

Прекрасный во всех отношениях получился вечер. Двойне приятно, что в рядом были одни из самых близких людей в жизни. Все-таки хорошая родная компания — это залог успешности любого мероприятия.

Меня иногда спрашивают, беру ли в походы незнакомых людей? Все наши походы делятся на закрытые и открытые. Компания своя уже сложилась. Для участия в наших поездках обязательно нужен опыт совместных выездов. В идеале, перед походом устроить скатку. Именно в ней мы можем узнать друг друга изнутри, понять степень комфортности, эмпатии, физических возможностей.

Мы открыты для всех людей, которые хотят с нами прокатиться. Мне абсолютно все равно на ваши политические взгляды, религиозные убеждения, но основные требования — это психологическая совместимость, душевный комфорт, чувство единой команды, взаимовыручка, не занудство. Важно не напрягать друг друга лишними разговорами, ко всем сложностям относится просто и с юмором, любить природу, жизнь, иметь надежную велотехнику и хорошую физическую форму, а остальные тонкости наших поездок вы узнаете в процессе. Для новичков в наших поездках мы с Димой Ховриным подготовили целый большой материал.

Утро встретило нас ярким солнцем!

Даже до 7 часов поспать не удалось!

Последний день нашего похода, похоже, обещал стать наиболее жарким из всех 5 дней поездки. Приход жары чувствовался ещё вчера, когда в тени было 33 градуса тепла. Несмотря на ранее утро, солнце жарило очень сильно. Видимо прогнозы синоптиков о + 38 градусов в тени обещали сбыться.

Мы неспешно позавтракали, укрывшись в тени листьев огромного дуба, собрались и продолжили путь. В первом же большом хуторе закупились водой и поехали вдоль Хопра до понтонного моста.

Недалеко от которого устроили в очередной раз водные процедуры. Какой же кайф насладиться холодными водами Хопра в летний зной.

Время шло к обеду, а кочегарка в виде палящего солнца становилась все жарче. Время в походе летит очень незаметно. Но прогнозы погоды радовать перестали, передавая на выходных в тени +37…+39 градусов все предстоящие дни. Поэтому решено ехать в сторону станции Алексиково, чтобы сесть на ночной поезд и оказаться снова в дождливой Москве.

В такую жару не время экспериментов, тем более поздним вечером у нас поезд, поэтому поехали мы просто тихим асфальтом совсем без машин. Слева от дороги попадались полужилые поселения.

Иногда жизнь тут кипит!

Вообще мы любим жару, особенного приятно ехать вдоль холодных чистых рек, постоянно купаясь и отдыхая от зноя в тени густых прибрежных деревьев. Но в нашем случае расчет на речку Касарка оказался неверным, так как мест для купания совсем не было. А от жары нас спасал дующий несильно ветерок.  В очередном хуторе мы купили холодной минералки, мороженого и поехали искать место для купания в реке Касарка. И нам повезло! Возле хутора Краснянский такое место нашлось!

Искупавшись, проехали еще чуток по асфальту и свернули в сосновые посадки. Несмотря на недавнее купание, нам очень пригодились бурдюки, из которых мы полноценно помылись, смыв с себя запах тины. А потом нас отрубило спать. Интересно вот бывает: чтобы покататься летом в нашей средней полосе, надо ловить теплую погоду без дождей. А здесь, на берегах Хопра, наоборот — надо выбирать время, когда придет небольшое похолодание.

Около 18 часов собрались снова в путь. Наконец-то жара начала спадать, а местность, по которой мы ехали, казалась уж совсем дикой и нежилой.

Через 8 км асфальт закончился, и нам предстоял грунтовый прогон до хутора Новониколаевский, в котором располагается станция Алексиково, где нам предстояло поздним вечером сесть на поезд. Для того чтобы подстраховаться, уточнили дорогу у местных егерей. Свернув с асфальта, мы оказались словно в подмосковной Мещере. Ехалось по пескам сначала тяжело.

Но, немного спустив колеса, поперли по пескам словно на «плюсовиках».

Эх, одно дело — торопиться на электричку в сторону Москвы, где-то под Волоколамском. Совсем другое дело — валить на ночной экспресс, находясь в 700 км от дома.

Последний вечер поездки удался на славу!

Стих ветер, везде цвел бессмертник, в воздухе кружили стрекозы, из-под колес то и дело взлетали куропатки.Аня подняла зайку, который быстро убежал от нас в лес.

Солнце заходило за горизонт. Такая безмятежность, покой царят в этих местах.

Последние километры мы ехали уже в сумерках. Очень пригодились налобные фонари. Новониколаевский встретил нас уже полной темнотой, но благо дороги были совсем пустые без машин.

Закупив воды в дорогу, сразу поехали на вокзал.

Поезд здесь стоит всего 2 минуты. А за 3-4 минуты до приезда приходит еще один поезд из Ленинграда, который ловко отсекает нужный второй путь тем, кто хочет уехать в Москву. Таким образом легко можно остаться на перроне. Кассы, естественно, не работают.

Наш поезд опоздал на 8 минут и в итоге стоял на платформе всего 1 минуту. Как мы успели погрузиться — ума не приложу! Молодая женщина с сыном запрыгивали в поезд уже на ходу. Так что, видимо, нам стоило ехать до станции Поворино, где волгоградский поезд стоит более 20 минут. Тем, кто планирует повторить наш путь, это стоит обязательно учесть.

Ну, а мы, довольные, уставшие и загоревшие, разместили велосипеды в нерабочем тамбуре, легли спать и утром были уже в Москве. Поездка удалась на славу. Места очень понравились, и мы обязательно продолжим исследования данной местности в новом 2021 году. Главное — избежать сильной жары; с другой стороны — жару мы любим, ведь наша родная средняя полоса хорошей погодой балует нас не часто.