Осень — самое удивительное время года. Чтобы хорошо проехать тот или иной марафон в это время года, надо оторвать свою пятую точку затемно. Быстро принять прохладный душ, одеть термобелье Odlo или Icebreaker на сонное тело. И это хорошо, если перед тем, как встать около 4 часов утра, ты немного выспался.
Это хорошо, когда ты живешь за городом в 70 км от Москвы, и до железнодорожной станции тебе всего 5-6 минут на Cannondale, и тебе не надо ехать лишний час на электричке. А бывает и так — минула еще одна бессонная ночь, свет бьет в глаза и кофе кипит в кофеварке. Хочется спать, но жребий брошен, и ты готов хоть на один день убежать из московского зоопарка.
Впрочем, 19 октября в среду день пошел по сценарию номер 1. На приглашение на «оранжевом» форуме откликнулся только один человек, причем какой! Мой однокашник Коля. Вот он довольный стоит на пл. Суходрев в 8 часов утра. Ежится от мороза и готов в путь.
Вообще, чем дальше лето, тем меньше людей садится на велосипеды. И ведь правда, много водки на морозе не выпьешь, шашлыки особо не пожаришь, голышом не покупаешься, в палатке не поспишь.
Форумы пестрят яркими объявлениями о закрытии велосипедного сезона. Руководители различных групп лирично описывают велосипедные оргазмы прошедшего сезона и приглашают участников в свои последние походы.
У кого-то сезон удался, кто-то ждал чего-то большего от него, а у нас он только начинается.
Старт в темноте и финиш тоже в темноте, и порой последние 20-30 км в темноте. Кажется порой, что вся жизнь в России — бесконечная жизнь в темноте и холоде.
В 6 утра 10 минут я подсел к Коле в электричку на пл. Рассудово. Ехали мы молча, говорили мало — говорить было слишком темно. Светать стало только за Обнинском, когда пошли контролеры и стали поднимать с насиженных теплых мест безбилетников. Электрички в сторону Москвы шли набитыми одна за другой. Мы же дремали и с совершенным безразличием смотрели на все вокруг. Но вот наша станция, и мы оказываемся на свежем воздухе. Кислород бодрит и отлично приводит в чувство. Спускаемся с платформы и проверяем наши велосипеды перед началом пути. Если посмотреть вокруг, то сразу понимаешь, что ты живешь в России.
Везде разруха, ямы на дорогах, треснутые стены домов, и это всего в 2 километрах от Киевского шоссе.
Пересекаем Киевку и сразу попадаем на большак. Здесь хорошая, ровная, укатанная дорога. Наш путь лежит к воинскому захоронению подольских курсантов.
В первый день враг штурмовал позиции курсантов одиннадцать раз, бросая в бой тысячи солдат и сотни танков. Каждая атака фашистов заканчивалась провалом. Курсанты, отбивая атаку, сразу переходили в контрнаступление. Ночные попытки захватить позиции курсантов еще дороже обошлись врагу. За двенадцать легендарных дней обороны курсанты выдержали более ста атак, более двухсот бомбежек и обстрелов, но не сдались. Вот это героизм!
Моменты истории ВОВ вечны, и главное — помнить о них. И в этот безветренный осенний день мы вспомнили с Колей погибших героев.
Но жизнь бежит вперед, так и мой Cannondale Furio уже готов отправиться снова в путь по дорогам воинской славы.
Катим дорогами военных лет дальше. И наконец-то нам улыбается яркое солнце. Оно вышло на 10-15 минут, просветило своим еле заметным лучом все вокруг, убаюкало упавшие желтые листья и снова потерялось на сером небе.
В эту поездку мы отправились налегке. Но если вы любите кататься с велорюкзаком и возить с собой массу тяжелых и никому не нужных вещей типа стальных котелков и топоров, то запишите телефон людей, которые готовы везти ваш скарб за весьма небольшую плату.
Тем временем мы сворачиваем с главной дороги на восток. Там есть отличная грунтовка, которая идет через поля и перелески.
И снова голубое небо и мы под ним. Летом его воспринимаешь совершенно обычно, а осенью такое небо — словно награда за покоренные десятки километров пути.
Много у меня было велосипедов. Но Cannondale катит лучше любого титана и карбона. Все просто: 3 звезды спереди и 9 сзади. Не стоить мудрить лишнего и поддаваться на издевки маркетологов.
Позади первые 30 км. Асфальта из них было всего 4 км. Что будет дальше, мы пока не знаем. Останавливаемся на первый перекус. Сегодня я в желтой майке лидера и никак иначе. А для того чтобы велосипед катил, покупайте не то, что нужно, а то, что необходимо.
Вскоре мы почти добрались до Медыни. План ехать по асфальту отвергли сразу, и оказались в окрестных лесах и полях.
Там есть и дороги. Дороги нам эти дороги в тихий осенний день. Ни ветерка, такая тишина, что диву даешься. Нигде такой тишины не слыхал.
Градусник на финских часах Polar показывает плюс 2 градуса тепла. Ноги мерзнут. Чтобы их согреть, время от времени идем пешком.
На оперативном просторе врага нет. А значит стремительно направляем наши танки в сторону реки Никулина.
Любые водные преграды для нас не помеха. Что может быть лучше брода в ноябре? Мы очень любим маленькие речки.
Однако здесь оказался небольшой мост.
За мостом дорога и лес.
Дальше был еще один брод через реку Мисида. Но техника отказала — батарея умерла на морозе. Значит, надо ее отогреть. Разводим костер.
Пьем виски и чай. Пасмурно, холодно, но через пару минут приходит понимание, что виски — это сжиженный солнечный свет.
В лесу запахло пловом. Заботливо разогреваем его на кусочке фольги.
Обед окончен. Часть сил уже не вернуть, но кое-что восстановлено. Снова лес и бездорожье.
Деревья уже спят. Мы это видели. До последних минут дуб удерживал листья — засохшие, сморщенные, но еще живые. До последних минут он ждал людей. Нельзя бросить ворох желтых листьев на произвол судьбы, в грязь. До последних минут он ждал, борясь с осенью, — и дождался… Мы первые, кто проехал тут за эту осень.
Признаться, Smart Sam хреново отрабатывает на подобного рода дорогах. Как у людей с «Веломании» язык поднимается называть это «говнами» не понять. Может быть, это грунты? Нет, это просто гуща земли русской.
И снова речка. На сей раз Лужа. Природа смилостивилась над нами, и раздеваться на сей раз нам не пришлось.
Мои велоботинки безбожно скользят на сырых бревнах. Не упасть бы в Лужу!
Первые дома за пару часов бесконечных грунтовых дорог, но здесь никто не живет.
Быстрее покинуть бы эти безлюдные места, быстрее отсюда в поля и луга!
Только в России обочина может быть ровнее дороги.
Деревья — как люди. Весной — рождение листьев, жизни, летом — расцвет и радость, осенью — сон угрюмый и ностальгический, и изредка — прощальный солнечный луч, последняя радость, а после нее не жалко покидать оболочку и лететь, лететь в неизвестность.
Пока кружится желтый лист, пронзая хрусталь осенней чистоты, мы подъехали к храму. Боболи. Церковь Николая Чудотворца.
Прежде Боболи были торговым селом Боровского уезда. В нем проходили крупные ярмарки. Богослужения в храме совершались до 1969 года — в этом году он был закрыт и разграблен. Без ремонта он начал постепенно разрушаться. В 1997 году во время грозы обрушился купол с крестами.
Свято место пусто не бывает, и с новыми силами мы отправились распахивать землю дальше.
Хватило нас всего на 12 км. После чего я упал с велосипеда на холодную и сырую землю без сил. GPS-приемник разрядился, и ехать нам предстояло теперь по айфону.
На ай-фоне к любому бездорожью теперь прилагается своя дорожная карта. Лучший в мире телефон! Едем дальше!
И вот, как говорят «оранжевые», грейдер. Но это большак. Больша́к — в старину: широкая, наезженная дорога. По ней мы летим в сумерки еще одного уходящего осеннего дня жизни.
А вечером — звезды, а вечером — небо: не черное, но другого цвета. И цвет неба за день меняется, как времена года. Утром он был светло-голубым, днем — ослепительно серым, а вечером — темно-синим с розовой каймой, как чаша на западе где-то там за горизонтом.
Ну, а это уже не дорога, это — Путь.
В Китае говорят, что рыбы устраивают свою жизнь в воде, а люди устраивают свою жизнь в Пути. Для тех, кто устраивает свою жизнь в воде, достаточно вырыть пруд. А для тех, кто устраивает свою жизнь в Пути, достаточно отрешиться от дел. И чтобы этот путь обрести, мы каждую неделю отрешаемся и предаемся бесконечной памяти дорог, грунтовок и направлений. Пишите на почту и присоединяйтесь, дорогие друзья!
Ну а дальше стремительно стемнело, и мы включили наши налобные фонари. Zebra оказалась фонарем гораздо лучше, чем я даже мог ожидать. В темноте мы ехали по рваным большакам, темным дабл-трекам, пересекали мосты, поля, перелески. Свет из окон редких домов освещал нам Путь. И ровно в 20:48 мы оказались в Малоярославце, а через минуту пришел и наш паровоз. Велосипеды отправились на полки для багажа.
А мы без сил рухнули на сидения в электропоезде. Получилось на сей раз ровно сто верст, чем мы оказались весьма довольны. Сто верст на 120 минут сна.
Конечно, читая данный рассказ, некоторые могут подумать, что все очень легко, но в реальности мало кто понимает, каково это все дается, когда почти нет асфальта, а вместо укатанных дорог — постоянная мокрая почва вперемешку с мокрыми листьями под ногами.
Ловите мгновение, пока спит время, друзья, катайтесь вместе с нами.
Искренне Ваш, Владимир Кулигин
М-да. Суровая экспедиция. Такая осень очень очаровательна своим тяжелым настроением, но вот было бы немного потеплее… Здорово, красиво, интересно. Спасибо.
Невероятно классно написано! Подпишусь. Был бы рад прокатиться в компании ребят, но боюсь не сжюжу. Впрочем, Когда следующий выезд?
Спасибо мой дорогой друг. Мы всегда рады новым людям. Бояться тебе нечего мы не лоси. До «Красного востока» (480км за 60 часов) нам очень далеко. Поэтому все познается в сравнении. Едем мы неспешно, наслаждаясь природой. Поэтому почему бы не попробовать. Контакты есть в меню «о сайте». Пишите на почту или звоните. У нас не просто компания для покатушек, а компания друзей, которые друг на друга опираются в любых ситуациях. Ну а новым людям мы всегда рады, особенно если они разделяют наши ценности.
Если компания сложится то можно и в дальний поход отправиться.
Ужасно интересно, что за нищуки и с каких именно велофорумов мне завидуют? Я вроде как ни на каких форумах о своих поездках особо не жужжу.
Ссылки на вышеозначенные форумы в студию, пожалуйста. А то живешь тут, как в лесу, и ничего не знаешь, что вокруг делается.
Мой друг говорит, что цепляет вел в вагоне цепью, а сам бегает от контры. Я же сомневаюсь, что это хорошая идея.
Да, романтику можно найти даже в кажущемся сером унынии глубокой осени. И даже под давлением бесконечно серого неба…
Айфон — лучший? это сильно. Карты — это же не телефон, а всего лишь опция для ПО.
То ты пишешь, что карбон летает несравненно, то теперь люминь катит лучше. Уж определись. А то в угоду образности ты сам себе оо-очень часто противоречишь. Возможно, не замечая. Типичный журналист =)
Старая топовая алюминиевая американская рама накатывает не хуже карбона. Это правда так.
Молодцы парни, а вот у меня эта осень ну просто провальная в плане ПВД — обстоятельства, что тут поделаешь. Компенсирую частыми поездками дом-работа-дом.
Мое восхищение парни, рада что есть не равнодушные молодые люди. Я больше не отложу покупку велосипеда (мой старый не выдержит такого бездорожья), и обязательно обследую на нем наши уфимские окрестности. С удовольствием прогулялась с вами. Спасибо
Тематический вопрос. Раз уж рассказ был про калужскую область.
Катал ли кто либо от Калуги по Угре в сторону Никола-Ленивца? Там еще фестиваль Архистояние проходит. Хотя шумность и многолюдность меня в большей степени всегда отталкивает, но с другой стороны публика необычная, один раз съездить стоит.
Ездил я туда всегда на машине. Один раз ездили с лодкой и сплавлялись на ней по Угре. Замечательные места. Но на велосипеде не приходилось еще. Есть ли смелые, добрые, умелые, которых джунгли уже позвали?
Я катал практически всю Угру 2 раза. Отчет кстати тут один лежит в разделе репортажи.
А фестивале там уж очень много народу. Нереально много.
Вопрос к автору. С вами ехал человек на гибриде с поркышками где то 1,5-1,6 как у него получалось не отсавать о вас на аткой дороге?