[начало тут]
Воложинский район – родина Семена Перского, который в 30-е годы прошлого века уехал с родителями в Израиль Палестину (не было тогда еще Израиля). Впрочем, и района тоже не было – был польский повят. И вывезли Семена вовремя, иначе он бы не избежал холокоста и не вырос в политика, известного как Шимон Перес.
Все это мне предстоит узнать полутора годами позже. А пока, собрав палатку, выбираюсь из травы на грунтовку и наблюдаю вот такие цветочки:
Местность вокруг становится всхолмленной, более интересной.
Райцентр Воложин (~10 тыс.душ). Растяжка на первом же универмаге как бы намекает, что Беларусь состоит из комбайнов и колхозников…
И у библиотеки, и у ДК ступени выкрашены в редкий цвет, похожий на сиреневый. Видно, это такая фишка в городе. Хотя… Физиономия на плакате выше — такого же цвета, ну, вы поняли. =)
.
Как и Браслав, Воложин, возможно, каким-то образом связан с ZOG, о чем свидетельствует изображение на костеле Иосифа. =)
А вот бывшая воложинская иешива (религиозная школа иудеев) оказывается обычным неприметным домом с двускатной крышей.
На этом прерываю осмотр, ибо нужно пополнить съестные припасы. Но у ларька минут на 40, а то и больше, завязывается разговор с местным мужичком (фоткаться он не захотел). Интерес у него вызвал «кошель» – моя подрамная сумка. Нигде, говорит, таких не видел.
Парка, как такового, в городе нет. Его функции выполняет прогулочная зона вокруг пруда, с одной стороны которого на столбах освещения висят «матюгальники», и из них раздается ободряющий белорусский музон. Видимо, чтоб лучше работалось – ведь на дворе вторник, и народу на улицах очень мало.
На рынок мне попасть не удалось: во-первых, сегодня у него выходной, а во-вторых – его часы работы 5:00-14:00 (СБ и ВС – с 7:00). С пяти утра! Это что-то.
Потом я куда-то не туда заехал, зато открылся вид на город.
От Бобровичей решаю ехать проселком, но он оказывается вымощенным камнями! Это продолжается несколько км до Лещатки, дальше уже асфальт.
Отъезжаю от дороги вбок — открывается вид на плоскую Налибокскую пущу.
.
Шоссе на поселок Ивенец проходит через эту самую Налибокскую пущу. Ну, это обычный смешанный лес, ничего особенного, видел и покрасивее. Хотя сосны, конечно, радуют. Попал я неудачно – идет ремонт дорожного полотна. Из-под колес летят противные липкие камешки, и без крыльев мне пришлось бы туго. То древняя мостовая, а теперь ЭТО. (для fullHD жмите «скачать»)
Мне было заранее известно о радиоактивном пятне, образовавшемся в Пуще после апрельских дождей 1986 года. Подтверждения не заставили себя ждать.
Ивенец – поселок небольшой (~4 тыс.), но относительно известный благодаря культовым памятникам архитектуры, их здесь три.
.
.
Недалеко от Ивенца родился Ф.Э.Дзержинский, в поселке его установлен памятник, а также есть музей (по совместительству – традиционной культуры).
Дальше на юг ведут две дороги, я выбираю менее загруженную.
За Пущей явно прослеживаются изменения на местности. Сосны стали кривее, на березах меньше мхов и лишайников, чаще встречаются дубы. И, в целом, стало суше. Изменения видны и в хозяйстве – здесь появляются этакие приземистые сараи, раньше их не было. Можно считать, что северо-запад кончился и начался юго-запад.
На ночь устроился на краю леса в 1,5 км от деревни Довнары.
Накат 81 км (12:30-22:30), Бурмаки ~ Воложин ~ Бобровичи ~ Першаи ~ Ивенец ~ Дявги.
День 16: Столбцы
На краю леса встал просто замечательно: сухо, и утром прилетел только один комар. Вечером они были, но немного; относительно предыдущих дней это халява. Вокруг растет ежевика, но почему-то горькая (радиация?); земляники маловато, зато есть можжевельник, но его не поешь.
Не припомню тонкости моего долгого заседания, но стартую я почти в полчетвертого.
Культурная программа дня начинается уже через 5 км в деревне Рубежевичи. И главной примечательностью для меня становится даже не костел, а сад камней возле него. На камнях высечены названия близлежащих селений.
Следующая деревня – Засулье. Перед ней у дороги есть пруд, но плескаться мне рановато.
С моста над трассой М1 наблюдаю необычную картину: у автозаправки вращается ветряк и греются солнечные панели, вырабатывая электроэнергию для этой самой АЗС!
Вот и райцентр. Называется он Столбцы (ударение – на любой слог, но в белорусском оно падает на первый). Население 17 тыс. На въезде – приятная выделенная полоса.
Перед дублером трассы М1 вижу указатель расстояний на русском. Отвык уже от таких. А еще первый раз замечаю знак «обгон запрещен».
Ну что сказать про Столбцы… Несмотря на близость к Минску и расположение рядом с трассой на более западные Европы и ЖД Минск-Брест, город мне показался очень серым и захолустным. Ну, по белорусским меркам, конечно. Туи и цветочки здесь есть, но относительно немного. Половина дорог – старые, с заплатами и песком.
Тем не менее, здесь есть, что посмотреть. Вот мозаика советских времен. В наше время они практически не культивируются, а зря, ведь это – одна из форм живописи, можно сказать.
Как ни относись к религии, но ее непосредственная ценность заключается в памятниках архитектуры, украшающих местность.
Даже простые деревенские дома могут стать таким украшением, и для этого не так уж и много надо. Но опять эти повсеместные пластиковые окна… Кто-то возразит, что эпоха диктует свои нравы; но по мне, из-за этого теряется дух времени.
Когда-то, в те самые времена, массово сносили храмы, недооценивая их культурную и историческую ценность. По этим же причинам не следует сносить памятники Ленину.
«Его правая рука двусмысленно указывает на бар. Ленин говорит: «Зайди и выпей!» — шутят местные жители.» (цитата из Wikimapia)
С другой стороны площади Ленина стоит необычный кинотеатр.
По сторонам «новой» части города возведены новоделы — небезынтересный храм и брутальный костел.
В 1918-1939 годах Столбцы были приграничной польской территорией, и по бывшей в те года польской территории я еду, начиная еще с Браслава. Трудно судить историю, но, по-моему, белорусам лучше жить в Беларуси, а не в Польше. К сожалению, и до сих пор прослеживается такой устой, что не государства существуют для народа, а народ – для государства. Как в дикой природе: есть альфа-самцы [члены правительств], цель которых – тупо расширить свои владения. Примитивное мышление на высоком уровне…
Продолжаю путь на юг через деревню Новый Свержень. Была у меня мысль заехать в известный городок Мир, но передумал. Оставлю на потом. Не хочется мне еще два раза пересекать «ветки» М1.
Дорога продолжает радовать полями и легкими холмиками, изредка проходя через участки леса.
.
Старые Новоселки – это звучит! А в стороне от них имеются Новые Новоселки.
Дальше уже город Несвиж. Перед ним шоссе идет через лесной массив. Сворачиваю на лесную грунтовку, но ведет она к песчаному карьеру. Вот ведь незадача… Но куда деваться. Поднимаюсь мимо отворота к карьеру до края леса. Но не хочу ставиться в высокой траве. Вскоре нашлась подходящая лесная поляна в низинке (возможно, старый заросший карьер). С комарами и в 200 м от действующего карьера, но выбор невелик. Утро, как говорится, вечера мудренее. А, тем более, ночи.
Накат 78 км (15:30-23ч), Рубежевичи ~ Яченка ~ Столбцы ~ Вишневец ~ Старые Новоселки.
День 17: Несвиж
Утром зашумел карьер. Ехать мимо него обратно мне не хочется, поэтому двигаюсь к деревне Завитая у параллельного шоссе. Около километра пришлось пешкодрать по полю, но на этом все неудобства закончились, и я выезжаю на шикарную трассу с вело-полосой, а еще через километр начинается эпичный Несвиж – и райцентр, и турцентр.
Несвиж – это вам не Столбцы! Сразу виден туристический уклад. Много авто с номерами РФ, особенно московскими. Также заметил Вологду, Ярославль, Мурманск и даже Сибирь. Кстати, население города всего 15 тыс., но выглядит он на все 50.
На одном из пешеходных переходов под светофором висит табличка: «служите примером своему ребенку!» А клумба напротив напомнила мне Полоцк, где я впервые увидел такую пышность.
Ну а центр завлекает своей архитектурной изюминкой.
.
.
По ту сторону пруда меня ждут парки и замок Радзивиллов.
Но перед этим покатаюсь по центральным улицам.
.
.
.
Было у меня опасение, что в парковую зону (или ее часть) нет доступа на байках. Однако путь открыт без всяких условий.
Башни отреставрированного замка выполнены в том же стиле, что и ратуша. Сам замок меня впечатлил – очень красиво! А особенно вот отсюда:
Внутрь я заходить не стал. Не потому, что надо платить какие-то копейки. Все-таки музеи надо осматривать пешком, и вдвоем-втроем. А погода уже четвертый день радует по-настоящему июльским теплом без дождей, так что я неспешно покатил по паркам.
.
В дальней части парковой зоны были замечены гости из западных Европ, судя по тому, что общались они на Deutsch.
Дворцово-парковый Несвиж мне очень понравился, напомнив предместья Питера. Когда-нибудь мне сюда надо вернуться. И лучше, чтобы не в одиночку.
А вот разливной квас здесь снова невкусный. В общем, если найдете в Беларуси годный квас из бочек – считайте, что повезло. Чего не скажешь о темном хлебе, он почти всегда хорош. А еще я не смог найти в Несвиже полюбившуюся мне сгущенку с какао в мягкой упаковке. Печалька.
Несвиж – последний из городов на моем пути, бывших под властью Польши в 1918-1939 годах. Я покидаю белорусский запад – бывшие «кресы всходние«, и поворачиваю на восток, словно направляясь домой.
Совершенно пустое шоссе на Копыль радует глаз аграрными пейзажами. Пусть облаков и немного, но я все равно распеваю задушевную песенку из детства «По дороге с облаками«, с такими трогательными и подходящими словами…
.
.
На ночевку встаю в 4 км не доезжая Копыля, на краю леса.
Накат 57 км (12:30-22ч), Завитая ~ Несвиж ~ Качановичи ~ Потейки.
Продолжение: Копыль и Слуцк.
Думая все же ленинов нужно снести всех.
Не понял… Вроде как выше я обосновал, почему НЕ нужно сносить то, что УЖЕ есть.
Я понял почему ты за то, чтобы памятнику ему оставить, но я то все равно считаю, что их все нужно уничтожить. Для меня этот человек воплощение зла. И та роль, что он сыграл в судьбе нашей страны заслуживает полное стирание памяти о нем.
Что ж, ясно.
Одно дело — улицы и прочие названия, их надо вернуть на исторические (коли были таковые до). Другое дело — памятники. Всё ж искусство (ну, не все, а некоторые из них). И историю нельзя стирать — ее нужно помнить, чтобы делать выводы на будущее. Памятники (помнiкi) — на то есть, чтобы помнить…
Сначала посносили храмы, потом сталинов, теперь ленинов… а потом путинов? Ох, как мне это всё напоминает одну из серий замечательного флэш-мульта «Магазинчик БО!»