Июль, или, по-славянски, Липень – макушка лета в нашем континентальном климате. Для многих он тождественен поре отпусков, отдыху на южных курортах. Приятно, конечно, поплескаться в теплых морях, но для этого лучше подходит сентябрь, по разным причинам недоступный большинству. Поэтому, изнывая от полуденной жары, им придется прятаться под зонтами или в номерах, а вечером искать место под солнцем на переполненном пляже…
Так вот, – макушка лета. Тепла достаточно и на наших широтах; мошкара идет на убыль, а реки и озера уже успели прогреться. Самое время расширить географию поездок. Вопрос «куда податься» для меня решается быстро: еще весной мне захотелось посетить Беларусь, особенно на фоне украинских событий. К тому же, отзывы на вело-форумах так и пестрят словами о туристической привлекательности страны Лукашенко – мол, и недорого, и спокойно, дороги хороши, а примечательностей не счесть. Вот я и решил проверить это на собственном опыте, а прогнозы погоды окончательно задали мне направление.
«Мы не ищем легких путей», и я не поеду прямиком в Минск или Брест, как предпочитает кто-то. Не охота мне проводить ночь в поезде, которая может стать бессонной. А вот появившиеся недавно недорогие скоростные поезда «Ласточка» мне вполне подходят – их запустили и в Смоленск.
Листая интернеты, не обделил вниманием и сайт Валентина Гвоздева. В 2006 году он вел группу из Беларуси в Можайск, и мой предполагаемый путь отчасти совпадает с их пройденным – и Смоленщину посмотрю, и границу своим ходом пересеку.
Однако не в моих это привычаях и обычках – начинать поездку с крупного города. Перед Смоленском «Ласточка» делает остановку в Ярцево, и это мне в самый раз. Покупаю билет через сайт и через час-другой направляюсь из дома к Белорусскому вокзалу.
На вокзале пришлось побегать. Нет, не в багажную кассу – тогда еще не брали мзду за бицикл. Дело в том, что «Ласточку» неожиданно подали на крайнюю платформу пригородных электричек. Доупаковывать байк пришлось уже внутри. Довольно адекватные проводницы разрешили мне облокотить его на противоположную дверь.
Тронулись. До станции Ярцево – около 360 км, поезд преодолевает их за 4 часа с тремя остановками. Не так уж и быстро. Впрочем, конструктивная скорость в 160 км/ч не далеко ушла от таковой у «обычных» электричек (130 км/ч), так что сойдет.
(все фотки можно увеличить нажатием, удобно на ПК)
Осматриваюсь. Пусть внешний вид ЭС1 мне не нравится, но внутри все неплохо продумано. В составе из пяти вагонов есть две большущие чистые уборные. Разумеется, есть и кондиционер, но работает он «по-русски» – на полную катушку. За бортом +27, а в салоне по ощущениям – ниже +20. Автоинформатор тоже есть, причем двуязычный. Названия станций на инглише звучат с расовым акцентом, и после объявления «…Виазма» по вагону прошел смешок.
Едем. Мелькают станции. Здание вокзала Бородино, откуда в 2011 году мы с Володей начинали двудневку, перекрасили из нежно-бежевого в насыщенно-желтый цвет. То же и на ст. Гагарин, включая все станционные здания.
Мужик в ярко-зеленой майке глушил из стаканчика водку, за что ему сделала выговор соседка. Он начал бузить, но как-то все рассосалось.
За окном формируются причудливые облака. А еще растет много чего-то сиренево-фиолетового — то ли иван-чая, то ли люпинов.
Первая остановка поезда – Вязьма. Это станция стыкования родов тяги: на Москву – постоянный ток 3 кВ, на Брест – переменный 25 кВ. «Ласточка» ЭС1 – двухсистемная; на контактную подвеску подают другой ток, и, переключив двигатель, можно следовать дальше.
Вот и Ярцево. Время 19:30, у меня есть 3 часа до заката, который здесь позже, чем в Москве (еще действовало летнее время). И чем дальше на запад, тем позже.
Быстро собираю байк и кручу на выезд. По дороге слышу г’экающую речь. И вижу первый артефакт:
Шоссе Ярцево-Духовщина радует слабым трафиком и запахом лесной свежести. Но на вид леса тут скучные, а вдоль дорог (и не только) часто растут ивовые кусты, которые стали массово появляться еще за Можайском. Так я их и прозвал «смоленским» ивняком.
Первые 20 км проезжаю за час. На моем пути – город Духовщи́на, райцентр всего в 4 тыс. жителей. Знак, как и при въезде в район, слегка ржавый.
Как ни странно, городок весьма ухоженный, а дороги в нем гладкие. Даже элементы ландшафтного украшательства присутствуют. При этом местами остаются заброшенные строения. Почти все кучкуется у центральной площади, в том числе обновленное захоронение падших в ВОВ – не только города, но и всех окрестных деревень.
.
.
.
Вечерний фото-променад занял всего 40 минут, и на выезде из городка начинается «улучшенная (профилированная) грунтовая дорога», которую в народе неправильно называют «грэйдэр». С этого дня даю сиим дорогам кликуху «трясёнка». Во веки веков. Админь!
За час по этой расчудесной трясенке проехал уже не 20, а только 16 км. Солнце зашло, а тут указатели интересные – на усадьбу Потемкина, памятник которому есть в Духовщине, а далее и на некий «царский колодец».
Поздно уже, что поделать. Так что покатил я дальше. А приглядных мест все нет и нет, на вид все влажно и противно. И вот после болотистого леса открывается долинка небольшой речки. Рыскаю глазами вокруг. Мимо проезжают три авто, прячусь ото всех в траве высотой почти в рост. В ней же и ставлю палатку недалеко от дороги.
Комаров жесть как много. Мошки почти нет. Сети тоже нет. Чуть-чуть словило Билайн и Tele2 (как назло), а теперь вообще ничего нет – ни сигнала, ни операторов. Дикий Запад! Но местность, вроде, спокойная.
Накат 46 км (19:30-23ч), Ярцево ~ Третьяково ~ Духовщина ~ Закуп ~ ур.Никулинка. Спать лег около двух.
День 2: Демидов и Велиж
Проснулся в 9:15. Не выспался. Вечером донимали комары, а утром – оводы и слепни. Разнообразие же! А в остальном, как водится, с утреца местечко видится не таким уж и унылым. Цветущий иван-чай и вездесущие ивы прилагаются.
Возвращаюсь-таки 4 км назад к еле живой деревне Чижево наперегонки с оводами.
«Царский колодец», однако, — штука ухоженная, и родник есть оборудованный.
А от усадьбы князя Потемкина остался только памятный камень и развалины храма.
«Находившаяся в церкви усыпальница Энгельгардтов разорена.» Не мудрено…
Через какое-то время на моей трясенке появляются первые признаки асфальта. Например, на мосту над речкой с дюже дивным названием Жереспея.
За речкой – деревня Петрищево, в которой заброшен даже Сбербанк.
Деревня Донец. На этом дивном перекрестке 8 лет назад группа Гвоздева повернула на юг.
Ну а мне – на запад, по их давно исчезнувшим следам. Так что Смоленщина дополняется Гвоздевщиной.
Встречаются придорожные памятники ВОВ. «Аист на крыше – мир на Земле…»
Искупался под мостом в прозрачной речке Дивица.
Смоленские ивы тоже бывают красивы. Как будто не лес, а ландшафтный парк.
Да и леса, пусть и сплошь лиственные с редкими елями, но богатые на породы. И деревья чуть иные на вид.
На подъезде к Демидову влажные мелколиственные чащи наконец-то сменяет полноценный смешанный лес – высокий, с соснами и елями. Правда, ненадолго.
Демидов имеет население около 8 тысяч, что дважды больше Духовщины. До революции он звался Поречье, и был переименован в честь героически погибшего большевика.
А еще тут в 1921-1925 жил Юрий Никулин.
.
.
.
Закупившись в «Дикси», вскоре обнаруживаю новенький «Магнит». А лучше бы заглянул в столовую.
На окраине зарастают ивами и березами заброшенные заводы льна и ЖБИ…
Далее сворачиваю на Невель, до которого мне пилить по шоссе около 130 км. Покрытие где-то хорошее, а где-то не очень. То же самое и с видами. Вдоль дороги появились борщевики, но в кадр не попали.
Как и вчера, к вечеру по небу завертелись тучи. Пока обходится без осадков.
.
Но концы, как известно, — в воду. Очередной райцентр – город Велиж. Как и Демидов, 7-8 тысяч населения.
.
Тут есть большой мемориал на холме, но как-то я его мимо проехал. Зато в «Магните» заценил вкусный и густой гомельский кефир, в жизни такой не пил! Надо было еще купить.
Городок разделен надвое рекой Западная Двина – с ней я еще встречусь. А сама река так же уныла, как и Велиж – это вам не Дон.
…Гвоздев, дескать, не ездит по загруженным дорогам. Ага. С литовско-белорусско-латвийско-брянскими фурами. По этой трассе они, видимо, объезжают Беларусь, вдоль границ которой она и проходит. Впрочем, трафик слабый, и встречка всегда свободна на обгон. А фуры иногда приветливо сигналят, и в кабинах мне машут водители. Правда, не всегда это замечаешь.
Сворачиваю на деревню Пушка. Опять везде трава по шею. Что поделать, приминаю полянку и морально готовлюсь к укусам. Но фиг бы с ними, с комарами; здесь еще и мошка налетела и устроила мне натуральный «мошкарАД»…
Разъедаться много не стал, хочу компенсировать недосып. Лег около 0ч.
Накат 118 км (12-22ч), Чижево ~ Петрищево ~ Холм ~ Демидов ~ Велиж. Все фото дня — на Я.Фотках.
День 3: Усвяты и Невель
Проснулся в 8:45. К утру поднялся неслабый ветер, и это хорошо, поскольку сдувает всех кровососов.
Чтобы взбодриться, припасены у меня с собой пакетики растворимых напитков со стремными названиями «Адаптон» и «Адаптофит». Это другу какие-то знакомые силовики отдали, ибо сроки хранения истекают. Вот самое время их заценить после вчерашней «кровопотери». – Однако вштыривает слабо и ненадолго. Но тема вкусная и без лишних веществ.
Через 10 км Смоленщина сменяется Псковщиной. Скажем так – Великолукской полуобластью Псковской области. Состояние указателя как бы намекает, что это – совсем глухое замкадье, и жизни тут нет.
По обочинам много небольших памятников ВОВ.
От деревни Кивалы осталась только Удвяча.
«Несмотря на то, что располагается вдоль крупного шоссе, деревня фактически полностью вымерла, за исключением трёх-пяти жилых домов (когда-то их было 40). Сейчас представляет грустное зрелище: некоторые дома брошены настолько давно, что почернели и покосились. В некоторых ещё можно найти вещи домашнего обихода. По словам местной жительницы, в советское время население всей деревни работало на ферме; с развалом Союза население лишилось работы и стало разъезжаться и вымирать.» – Wikimapia.
Хмурое небо так и норовит заплакать. Горизонт потемнел со всех сторон. И вообще, такое ощущение, что тут всегда пасмурно.
Вроде как въезжаю в край озер, но где же сосны?.. Дайте мне сосны. Или у меня начнется Упячка!
От поселка Усвяты и до Невеля шоссе становится платным. Но на циклистов это не распространяется.
Райцентр Усвяты населением менее 3000 жителей еще более уныл, чем Велиж. Однако у облезлого здания администрации недешевые машинки припаркованы. Интересно, подали ли их владельцы декларацию о доходах, к чему призывает плакатец на «торговом центре»?
Впрочем, не все так плохо. «Автостанция» оформлена цветочками, а сельсовет аккуратно покрашен.
…Проехал очередное озеро, а сосен все нет и нет.
Считаю километры до Невеля – скучная трасса мне окончательно надоела, хотя для шоссеров тут рай – трафик слабый, а покрытие терпимое. Граница Беларуси в одном из мест проходит почти вплотную к шоссе, и у меня возникает соблазн ее пересечения в неположенном месте. Терпеть не могу все эти границы…
Между тем, дождик все же собрался, и какое-то время я пережидал под крышей остановки. Торопиться мне некуда, и по мокрому асфальту я еду не быстрее 15 км/ч, чтобы не забрызгаться. Крылья-то есть, но они не полноразмерные, и защищают от брызг чуть более чем наполовину. Главное их назначение – останавливать камушки и песчинки.
Следующий по курсу дорожный знак меня немножко ошарашил…
Но люди-то живут – значит, для человеков не опасно. Хотя, кое-где уже и не живут.
.
Еще одно пасмурное озеро, и за ним начинается Невель. Где-то перед ним наконец-то появились массовые сосны.
На часах полвосьмого, и задерживаться в городе я не планирую. В любом случае, все основные объекты здесь сконцентрированы вдоль главных улиц – Ленина, Комсомольской, Энгельса и, внезапно, Маншук Маметовой.
В 15-тысячном Невеле не менее пяти памятников ВОВ. Что вполне понятно, ведь это западные рубежи…
А так, городок какой-то мрачный, а местами даже готичный.
.
.
.
У Ленина свисают «усы» из птичьего помета, а дымовая труба приспособлена под ретранслятор.
Такой вот он, юг Псковской области. Невель я проскочил за полчаса, остальные фотки дня можно найти на Я.Фотках.
Далее сворачиваю на юго-запад, вдоль ЖД ветки на Полоцк. В деревне Плиссы увидел вот такое:
Странное дело: вроде выспался, и совсем не жарко было, но в середине дня как-то не ехалось. Думаю, не обошлось без заслуги ветра – до Невеля он дул справа, а после стал попутным.
Между тем, местность стала гораздо интереснее, а асфальт, пусть и побитый, зато совсем пустой. Примерно через 10 км съезжаю к озеру Укрыто с отличным подходом к воде. Как вовремя! А вода-то теплее воздуха, круто! Народу нет, вода прозрачная, дно песчаное. Здесь был Гвоздев, инфа 99%.
За деревней Новохованск начались изумительные боры – в них я и решаю заночевать, между ЖД и автодорогой.
До границы десятка два км. Кругом мхи, лишайники и черника. Мхи мокрые после дождя, и приходится расчищать от них место для палатки.
Снова атакует мошка. Ладно бы только комары… Но этот вечер хотя бы поменьше по сравнению со вчерашним адом среди конюши́ны aka clover.
Накат 120 км (12:30-22ч), асфальт 98%, Михайленки ~ Усвяты ~ Лехово ~ Невель ~ Новохованск.
Продолжение: граница и Полоцк.
Наонец-то посмотрел реальные фото Духовщины! Мечтал там побывать давно, особенно после прочтения «Ваньки ротного»
http://nik-shumilin.narod.ru/43/r_31.html
Половины снимков здесь нет, есть на ЯФ.
И да, не советую ходить по ссылке выше всем, кому не нравятся детальные описания из разряда «трупы-рвота-кровь-кишки-распи****ло». (Впрочем, знаю таких, кому это очень нравится, и после этого хочется есть.)