Не так давно, изучая отзывы о дисковых гидравлических тормозах Shimano, я наткнулся на следующий отзыв: «Отличные тормоза, только вот гидролиния очень длинная и болтается при езде». Для кого-то это может показаться смешным, но в мастерской или поездках с незнакомыми мне людьми я часто вижу слишком длинные гидролинии дискового тормоза. У кого-то они просто болтаются, а кто-то собирает их в пучок с помощью пластиковых хомутов или изоленты.
Ездить с подобного рода недоразумением можно, но совершенно не нужно. Во-первых, если гидролиния слишком длинная, она имеет противное свойство цепляться за ветки, сучки, деревья, ручки дверей или другие велосипеды на стоянке; во-вторых, слишком длинная гидролиния тормоза выглядит очень неаккуратно; в-третьих, гидролинию излишней длины легко повредить, когда, перетаскиваешь велосипед сквозь лесные заросли.
Итак, мы имеем тормоза Shimano XTR 9000, которые необходимо установить на велосипед. При виде этих тормозов мне сразу вспоминается история 2014 года, когда ко мне обратился человек с целью профилактики велосипеда, которому в одной из московских мастерских установили эти тормоза предыдущей 985 серии, не обрезав гидролинию до необходимой длины. И человек проездил с этими тормозами больше сезона. И поскольку в велосипедах он разбирался неважно, знать о том, что гидролинию тормоза надо подгонять по длине, он не мог.
Инструмент для укорачивания гидролинии тормозов
Гидролинию тормоза можно обрезать острым ножом, правда, это не столь удобно. Поэтому для подобной процедуры я использую специальный инструмент от компании Jagwire. Внизу на фото слева направо вы видите очень удобный инструмент для прессования штуцера в гидролинии, резак для гидролиний и обычный рожковый ключ на 8 мм.
Не забываем также про оливку и штуцер.
Обычно оливка и штуцер идут в комплекте с тормозами. Встречаются также комплектации тормозов, где их нет, в этом случае оливка и штуцер покупаются отдельно. Частенько недобросовестные продавцы частных лавок вынимает столь нужные мелочи из коробки с тормозами и продают их отдельно.
Отмечу, что для разных марок, а иногда и моделей тормозов требуется различные виды оливок и штуцеров. Например, поставить штуцер от Hayes в Shimano или Avid никак не получится. Мало того, неправильный подбор оливки или штуцера может стать причиной поломки ручки гидравлического тормоза. Пару раз в своей биографии механика я сталкивался с течью тормозной жидкости из ручки и причиной тому была как раз неправильно подобранная по диаметру оливка, которая при опрессовке сорвала резьбу на ручке тормоза. В первом случае я заказывал из-за рубежа новую тормозную ручку, а во втором обошелся футоркой и довольно тонкой процедурой ремонта. Понадобится также и шприц, в который заправлено минеральное масло и удален весь воздух.
Подгонка гидролинии тормоза по длине
Перед тем как обрезать гидролинию тормоза, необходимо подобрать ее оптимальную длину. Оптимальная длина нам обеспечит: минимальный излом, безопасность, снижение сопротивления рулению, уменьшение механического воздействия гидролинии на раму и эстетичность. Для того чтобы понять, на сколько нам нужно укоротить гидролинию тормоза, необходимо установить тормоза на велосипед. Помимо установки калиперов и ручек тормозов не лишним также будет установка манеток, грипс и даже рогов, если таковые имеются.
После того как тормоза установлены, мы закрепляем гидролинию к раме с помощью пластиковых хомутов или другого вида крепежа, предназначенного для данной рамы. Теперь, когда гидролиния закреплена, мы точно отмеряем ее длину и отмечаем маркером или изолентой место, где будет срез.
Отрезание гидролинии тормоза
Крепим ручку тормоза таким образом, чтобы тормозная жидкость не могла из нее вытечь. Иными словами, конец ручки тормоза должен смотреть вверх. Берем рожковый ключ и откручиваем прессовочный болт-гайку гидролинии от ручки. После того как гидролиния тормоза откручена, стараемся держать ее вверх, чтобы предотвратить из неё течь масла. Не забываем также о резиновом пыльнике, прессовочной болт-гайке, которые должны остаться на шланге тормоза. Берем инструмент для отрезания и быстрым движением режем гидролинию, после чего одеваем на нее оливку.
Прессовка штуцера в гидролинию тормоза
После того как пыльник ручки тормоза, прессовочная болт-гайка и оливка одеты, переходим к процедуре запрессовки штуцера в гидролинию. Некоторые пользуются молотком или другими подручными средствами, мы же возьмем очень удобный инструмент от компании Jagwire. Продолжаем держать уже укороченную гидролинию вертикально и вручную насаживаем на ее конец штуцер. Не забываем, что оливка и крепежная гайка должны находиться ниже штуцера в указанном порядке (как на фото ниже).
Прессуем штуцер в гидролинию.
После этой процедуры берем шприц с маслом и доливаем немного масла в ручку и гидролинию.
Опрессовка оливки гидролинии тормоза
Подвигаем оливку на расстояние 2-3 мм от конца гидролинии и опрессовываем ее с помощью болта-гайки на ручку. Крутим очень аккуратно, чтобы не сорвать резьбу в ручке. Новичкам крайне рекомендую использовать динамометрический ключ и напомню, что усилие затяжки опрессовочного болта-гайки с помощью динамометрического ключа 5 N·m.
После этого настраиваем ручку тормоза под руку, снова проверяем длину гидролинии и устанавливаем колесо или специальную пластиковую проставку между колодок тормоза и проверяем его работоспособность. После 3-4 нажатий на ручку тормоз должен хватать «как влитой».
Если вдруг ручка проваливается, то, скорее всего, вы упустили жидкость, которая вытекла из ручки тормоза или гидролинии, а значит, вам требуется прокачка тормоза. С другой стороны, по просьбам обратившихся после процедуры укорачивания гидролинии, я обычно сразу меняю шимановскую жидкость в системе на более качественную, долговечную и морозостойкую от европейских лидеров авторынка. Но тема прокачки тормозов — это уже тема другой отдельной статьи, о которой я обязательно еще напишу.
Спасибо за статью — самое время заняться укорачиванием — сегодня был установлен уже 3 по счету тормоз с избыточной длиной, а рекомендованный тобой комплект для прокачки уже лежит на полке и ждет своего часа.
Вот только с жидкостью осталось определиться — родного шимановского масла все равно нет и надо что-то покупать. Взять зеленый (минеральный, новый оранжевый синтетический) LDS для гидроподвесок старых ситроенов? Или что-то другое?
Отзывы о шимановском масле противоречивые. Кому-то нравится кому-то нет. Лично я давно перешел на автомобильные масла для гидравлических систем. Синтетическое масло, я бы не брал. А вот LHM+ вполне себе подойдет. Можно еще взять для коробок передач для Mersedez — тоже очень качественное масло. Смотри чтобы страна производитель была европейская. Как-то из одной довольно известной мастерской человек мне предлагал купить вскладчину канистру отечественной дешевой минералки, но это для меня излишне, так как объемы ремонта ничтожно малы, да и выдавать отечественное г…но за оригинальное шимановское масло и лить это в дорогие тормоза некрасиво да и неправильно, хотя многие так делают, где ремонт велосипедов поставлен на коммерческий поток.
Про жидкости неплохо было бы написать отдельно. Как-то отдавал вел в ремонт, и мне какое-то г. залили, тормоза через неделю стали плохо работать. Сам потом прокачивал и все маслом засрал. За статью спасибо, все очень наглядно. Я когда тормоза ставил, ничего не укарачивал, так как брал б/у, а они уже были обрезаны. Что сейчас хорошего из тормозов можешь посоветовать. Может avid db? Как они?
Прокачка и укорачивание процедура в общем-то не сложная, но для того чтобы не запачкать маслом и тормозухой все вокруг требуется все-таки определенный навык. По жидкостям обязательно напишу, есть такая идея.
Насчет тормозов avid db, то скоро буде ставить их на один байк. В целом понравились, правда вес запредельный. Ну и судя по отзывам из США это уровень шимановских аливио-деор.
Про прокачку так и не написали…