Сезон 2016 года, как и все предыдущие в моей небольшой мастерской, был богат на различные велосипедные проекты — в частности, сборка велосипедов на заказ. Еще в декабре 2015 года ко мне обратился мой очень хороший приятель, а теперь уже и друг Дмитрий с просьбой помочь ему собрать велосипед для туризма, путешествий и городской езды, и я с радостью откликнулся на его интересную просьбу, и вот что из этого вышло.
Передо мной была поставлена задача — не просто прикрутить детали к раме, а подойти к проблеме рационально: при покупке всех деталей для сборки учесть совместимость компонентов, так как некоторые из них были у заказчика в наличии, уложиться в определенную сумму денег, в процессе сборки велосипеда рассказать и показать Дмитрию, как все настраивается, устанавливается и эксплуатируется. В общем, Дмитрий хотел проконтролировать и изучить процесс со стороны, а а также ему было очень интересно познать азы велосипедной сборки и настройки оборудования.
Началось все, как всегда, с поисков рамы. Карбоновые отпали сами по себе — они совсем не для туризма, да и карбоновый Scott spark уже и так имеется в гараже. Стальных рам под 26-ые колеса рынок нам не предлагал, титановые рамы в том же «Тритоне» стоили более 70 000 руб., а в «Рапиде» более 40 тысяч. Поэтому решили остановиться на банальном надежном и простом алюминии в его топовых для туризма версиях, а именно рамы от Scott, Canonndale, Trek, Specialized и прочих классиков мирового велостроения.
Время шло, но найти хорошую раму под 26» колеса и под рост Дмитрия было не так уж просто. Одни были сильно б\у, другие необоснованно дорогими, третьи не подходили по росту и геометрии.
Однако спешка, как говорится, нужна только при ловле блох, но никак не в таком важном деле как сборка велосипеда и поиск хорошей рамы. И однажды одним холодным зимним вечером на велосипедной барахолке мой взор упал на титановую раму, по весьма приемлемой цене — около 30 000 руб. Рама подходила нам полностью по всем параметрам: материал, рост, геометрия, состояние.
В общем, я настоятельно рекомендовал ее к покупке Дмитрию. Он, признаться, кое-какое время поколебался, но под моим настойчивым нажимом все-таки раму купил.
Рама оказалась на высоте: без следов эксплуатации, практически как с витрины магазина. Да и бренд рамы не мог не радовать. Настоящий оригинальный Titus. К слову, новая такая рама даже с самой большой скидкой будет стоить не менее 900 долларов США, а ходовые ростовки подобных рам обычно переваливают за 1400 баксов. Конечно, некоторые российские производители утверждают в частных беседах, что «забугорный титан» кривой, необоснованно дорогой и не катит, но поверьте, что это не так. О качестве исполнения рамы можете судить по фотографиям ниже.
Когда рама в наличии — это уже полдела! Да и другие некоторые запчасти неплохого уровня уже были у Дмитрия. Пять-шесть дней ушло на неспешное изучение форумов и ассортимента московских и зарубежных интернет-магазинов.
Очень кстати один знакомый из Тульского велоклуба предложил титановую вилку по неплохой цене. Из Германии были заказаны обода Mavic 719, втулки XT, а также и спицы нужной длины. Как только немецкий заказ добрался до порога моей мастерской, я неспешно собрал пару отличных надежных колес. Дима подвез ободные ленты и покрышки, и все это было сразу одето но новые колеса.
Обратите внимание, что сама по себе ободная лента вещь вроде бы незаметная, но очень важная. Некачественная лента может доставить множество проблем с проколами и оторванными ниппелями камер незадачливым велосипедистам.
Сфотографировали покрышки. Наш выбор на лучшую резину последних лет от концерна Сontinental. Ее обзор уже есть на моем сайте.
При установке новых покрышек и камер настоятельно всем рекомендую использовать тальк, который уменьшает трение между камерой и покрышкой и предотвращает прилипание одной к другой.
Заправляем покрышку в обод и накачиваем колесо для нужного давления.
Можно использовать обычный насос, но я частенько использую компрессор Metabo.
После того как резина одета на колеса, устанавливаем кассету. Используем для этого динамометрический ключ.
Далее на очереди роторы.
Вот мы и подготовили колеса к установке на велосипед. На очереди вилка. Ее можно отпилить по направляющей, но я использую для этой манипуляции труборез, после резки штока надо немного подшлифовать торец штока.
Далее идет установка якоря в шток вилки. Без хорошего ударного и специализированного инструмента тут не обойтись.
Якорь улыбается из штока, все готово!
Далее устанавливаем вынос руля. Одеваем его на шток вилки. Выдерживаем расстояние 2-3 мм, на которое конец выноса должен возвышаться над концом штока вилки.
Прикручиваем к выносу руль. Не забываем смазать посадочное место специальной смазкой для сопряжения карбона с металлом. Руль у нас карбоновый оригинальный Race Face. Я очень люблю компоненты данной марки.
Далее беремся за установку системы шатунов и педалей. Систему со своего старого велосипеда Дмитрий демонтировал сам. Шатуны Shimano XT имеют превосходную жесткость, низкий вес и сверхдолгий срок службы.
Педали также демонтированы со старого велосипеда. Это магниевые Wellgo. Правда, через месяц Дмитрий все-таки, поддавшись на мои уговоры, поставил себе контактные педали и обзавелся велообувью. При установке педалей очень важно смазать их оси, а также не перепутать левую педаль с правой. К сожалению, за последние пару лет мне много раз приходилось ремонтировать сорванную педальную резьбу в шатунах.
После педалей переходим к процедуре установки дисковых гидравлических тормозов и подгонке гидролиний по длине. Чуть позже я напишу на эту тему более развернутую отдельную статью.
Тормоза я порекомендовал Shimano XT 785. Они имеют превосходное качество и весьма демократичную при этом качестве цену.
Сначала прикручиваем переходники для тормоза.
Затем одеваем ручки тормоза и заодно сразу манетки и грипсы. Манетки у нас SRAM Rocket. Их выбор обусловлен отличным качеством изготовления, полностью алюминиевой конструкцией, долговечностью, а также наличием у Дмитрия кассеты и цепи и заднего переключателя на 27 скоростей.
Крепим калипер дискового гидравлического тормоза.
Далее отмеряем необходимую длину для гидролиний. Гидролиния тормоза не должна быть излишне длинной, а также излишне короткой. После просчета длины гидролинии переводим ручку в горизонтальное положение и начинаем процедуру укорачивания.
После того как гидролинии укорочены, обязательно проверяем тормоза на предмет наличия воздуха в системе. Если ручка проваливается, переходим к процедуре удаления воздуха из закрытой системы. В нашем случае все прошло великолепно, поэтому прокачка не требуется.
Далее монтируем цепь, устанавливаем переключатели скоростей. Спереди у нас sram x-9. Мотив его покупки — неубиваемость и сверхнадежность в любых режимах работы. При выборе и особенно покупке переднего переключателя обратите внимание на расположение (низ/верх) и диаметр его хомута, а также тягу, которая может быть нижней или верхней. Очень часто в своей практике при замене именно передних переключателей мне приходилось сталкиваться с тем, что человек купил на замену совсем не тот тип переключателя, который нужен для его велосипеда.
После установки переключателей переходим к проводке рубашек переключения. Используем точило, для того чтобы конец рубашки был ровным и не возникало никакого трения при хождении троса в ходе работы переключателей.
Устанавливаем колеса на велосипед и подводим тросики от манеток к переключателям, после чего переходим к манипуляциям по настройке переднего и заднего дерайлеров.
Регулируем также и тормоза. Диск ни в коем случае не должен касаться ни одной из колодок.
Для исключительно ровной установки и регулировки седла используем обычный уровень.
Протягиваем все болтовые соединения динамометрическим ключом.
Обрезаем стяжки, которые крепят рубашки и гидролинии к раме велосипеда.
После сборки взвешиваем велосипед на профессиональных велосипедных весах. Как мы видим на фото ниже, вес остановился на отметке 10610 г. Это неплохой и очень рабочий вес надежного туристического велосипеда. Конечно, можно было бы собрать велосипед и легче, но во-первых, такая задача не ставилась, а во-вторых, как известно, чем ниже вес, тем меньше надежность, в-третьих, чем дальше в лес, тем меньше спиц. А забегая вперед, скажу, что к моменту написания данной статьи велосипед уже успел побывать в массе покатушек и походов, в том числе Крымском, и ни разу не подвел Дмитрия.
Несколько фотографий велосипеда.
А это фотографии из места обитания велосипеда. Как мы видим, после первого выезда Дмитрий заменил установленное при сборке седло на Brooks, которое несколько задержалось на российской почте.
От общения с Дмитрием и данного проекта я получил исключительно положительные эмоции. После небольшого тестирования велосипеда я также помог Диме подобрать качественное туристическое снаряжение, и отправились мы с ним сначала на речку Тьма, а чуть позже и в Завидово съездили. В особенности мне было приятно, что мы грамотно подобрали высоту руля, когда пилили шток вилки, а также длину выноса. Сидеть на велосипеде Диме очень удобно. Не болит спина, не затекают руки, не ноет шея.
Также был и Крымский небольшой поход, но отчета по его итогам я пока не сделал. Вот так велосипед чувствует себя в условиях, для которых он и был собран в моей небольшой уютной мастерской.
В общем, чтобы не стареть душой и телом, надо заниматься лишь любимым делом, чего я всем вам желаю.
Искренне Ваш, Владимир Кулигин
Замечательно. После такого подробного и красивого описания самому захотелось что-нибудь собрать или хотя бы просто повозиться с велом. Да даже просто цепь смазать)
Красиво! Толково! Отличная работа! Думаю получился долговечный велосипед, который послужит и внукам Дмитрия!
Присоединяюсь к поздравлениям с отличным результатом! Только вот почему решили обойтись без крыльев? В горных условиях их и не надо, но по грязи-то как без них?
Велосипед не для бедных, иногда любящих выехать недалеко в лес на пикник(в сопровождении охраны конечно:)))). Для для покорителей дальних дистанций, проводящих 90% времени на асфальте такая резина и форма руля не годится. Система в три звезды для туринга весьма сомнительный на мой взгляд вариант. Да и вообще компоненты шимано меня не прельщают, но это сугубо мое личное мнение. Титановые рамы, считаю, заказывают либо фанатики (среди которых как ни странно довольно много нищебродов) либо мажоры. Итак, вел более чем достойный, но за такие деньги я бы скорее всего взял такой
http://www.wiggle.ru/kona-sutra-ltd-2017-touring-bike/
Велосипед собирался вторым байком к карбоновому подвесу. Поэтому была выбрана жесткая вилка. Покрышки на колесах легко меняются, а руль, у Димы уже был в наличии, как и некоторые другие компоненты. Бюджет получился сравнительно небольшим. Сам езжу на титане и старом американском кадейле, велики недешевые, конечно, однако, полностью себя оправдывают. Скоро выложу еще несколько подобных отчетов. Там как раз рамы от Тритона и топовые компоненты xtr.
Признаться, было сильно влом переться за рамой по заснеженных дорогам в Балашиху и проект чуть было не сорвался, но буквально на следующий день оказался там по служебным делам – судьба. И не разу не пожал. Раму, кстати узнал на майском велопараде первых ее хозяин и доказал свои слова назвав где я ее купил и у кого)) Велосипед понравился уже на начальном этапе сборки и не разочаровал до сих пор, катался на нем не далее, как вчера. Вот прямо не могу толком объяснить, чем нравится. Да, наверное, всем! За сезон велосипед проехал чуть более двух тысяч километров. Обстоятельства сложились так, что из них по назначению только 500 (с багажником и велоштанами), да и то только двух днёвки и пвд. Остальное время просто катался на нем с чувством, что занят важнейшим делом – прикатываю брукс))), а более пригодный для нашего замкадья подвес в это время стоял.
Относительно компонентов, то на момент покупки рамы практически все у меня уже пылились в коробке, так что размышления о причине их выбора бессмысленны – они остались от былых апгрейдов. Про «можористость» — Недавно владелец продвинутого ашан-байка посоветовал поставить «мягкую» вилку со временем, конечно. Так что народ особо не раздражает и вполне можно обойтись без охраны. А безвозвратно потерять во время похода, предполагаю, обидно любой велосипед, без велосипеда велопоход продолжать будет не просто.
И подводя итог: если Володя говорит вам что надо ехать и что-то купить для велосипеда – не сомневайтесь.
Честно говоря, я уже сам был готов ехать за этой рамой. Ну и реально хорошо, что ты ее все-таки купил. Когда долго варишься в какой-то теме уже пятой точкой чувствуешь, что к чему. Ну и бюджет у нас все-таки какой никакой был. Обидно, что так и не сгоняли в большой поход с тобой в этом году…
Да с рамой подфортило) У тритонов такая от 75 тыс))
В целом иногда на вторичном рынке можно взять титан и дешевле. Однако, это уже рамы как правило сваренные по чей-либо геометрии, под конкретного человека. В случае описанном выше, Диме рама просто идеально подошла по всем параметрам. Такое бывает нечасто.
Что касается фирмы тритон в скором времени я выложу два подробных рассказа о сборке велосипедов на основе их рам. Сам же подумываю заказать раму для велокросса, но это пока лишь задумки.
Я молюсь на любой велосипед, даже на стелс. Неважно на чем катается человек, важно то, как он катаетсят и каков сам этот человек. Другое дело, что если есть определенный бюджет, то почему бы не вложиться в любимое хобби.
10,6 для сборки на жесткой вилке это конечно многовато, но брукс сделал своё дело
Обода мавик 719, очень жесткие, но не самые легкие, резина с защитой от проколов, установленная камерно, тоже весит прилично. брукс дает более 0,5 кг. В общем снизить вес задача никак не ставилась.
Поздравляю с новым титановым другом. Слава, я думаю Дима не тот человек, чтобы без присмотра свой велик оставлять.
я думаю, что скорее недостаток: не надо иметь большого ума, чтобы усомниться в моральности окружающих. другое дело если вы альтруист или хуже того — фаталист.
Оставляю в тамбурах Магнитов уездных. Десятки раз, может, сотню. Всё ок. Везёт, значит. И из снаряги не спёрли что-либо. Конечно, надо бы тросом переднее к раме. Тогда +.
Хм, а зачем задний ХТ, он же хрупки-нежны, мой опыт показал тогда, и был сменён на LX.
И да, моя титан-рама составляет одно целое с «петухом», толщина — хрен погнёшь, только с рамой если. Я вот не понимаю, ну ПОЧЕМУ так не делать ВЕЗДЕ?.. Зачем петухи делают отдельными?
…
У мя вот тоже похожая история была. Сначала On-One стальной собирал мне Володя, через год на барахолке обнаружился титан за 9500р, пусть и покоцанный, но USAтый. Вот на нём и езжу с 2012 года, и пока всё путём, не считая плановых износов обвеса. А подседел, рулевая, вилка, колеса — то, что должно служить долго — это в порядке. Стало быть, собрано на совесть. Рекомендую.
А по мои поездки можно почитать в разделе «Блоги» — Дмитрий Ховрин. Там есть и таблица дальняков. Надо бы её скоро обновить, добавив рассказы-2016.
А информации о том сколько весит сама рама я так и не увидел.
Рама совсем легкая, китайский электронный бизмен показал 1560, вилка 760
Дим, алюминий не такой пластичный как сталь или тем более титан; алюминий просто лопается и всё и очень уж капризен в плане ремонта(сварка в среде аргона, сварщик хороший); вот и сделали рамы со сменными петухами. Уж лучше петух сломать и поставить новый, чем потом ремонтировать раму. Вот как-то так. Кстати, тут я собрал месяца полтора назад дочке велосипед и мне попалась новая алюминиевая рама Джамис 2004 года выпуска, так вот на ней петух единое целое с рамой, как на титановой или хромолевой. Немного волнуюсь за него, но Настёна моя девочка аккуратная, да и цена рамы была ну очень вкусной.
Кстати в этом году, за неделю перед майскими, я сломал первый раз в жизни петух. Самое страшное, что не было запасного(первое ПВД на кастомном Комменсале) петуха, поэтому и ехал потом 70км на одной скорости, отчасти задерживая группу. Через неделю поход по Дивногорью, рама в нашей Пензе ну очень редкая — расстроился по началу очень я, но пошел в Триал и — СЛАВА ВСЕМ ВЕЛОБОГАМ!!! Оказывается, у меня петух одинаков с петухом велосипеда Норко года эдак 2010го и стоит всего 200 с копейками. Купил все петухи, что у них были(4шт.).
Спасибо за толковые статьи, за труды! Часто бываю в велопоходах, снаряга в 100л. штаны не влазит вся ), а допом к рулю своего МТБ герму прикручивать надоело ). Понял что нужен ригид с двумя мощными багажниками. Смотрю на хромоле все дорогое, и у меня вопрос , можно ли на алюминиевый ригид вилку железную или титановую поставить, в смысле гашения вибраций, это поможет? Или велик нужно полностью железный? Катаю 3-10 дней , 20% асфальт, остальное лесное бездорожье и грунтовки. Может что посоветуете? С уважением..
Вам нужна вилка из хромолибденовая вилка. Присмотритесь к фирма salsa / surly
Подскажите. Хотел собрать под себя вел. в пределах 50-50 т. р. Рост 160 вес 65. Катание с детьми по лесу. Легкий на жесткой вилке. У нас в Челябинске велов нет вообще! Есть новая рама ВЕЛЛЕР БАДИ. Сам не велосипедист. Занимался спорт. гимнастикой.
Надеюсь на понимание.
Есть женский specialized такой, но бюджет там больше выходит.