Большинство велосипедистов катаются все-таки в теплый сезон, и как только наступает холодная дождливая осень, приходит время убирать велосипед на долгое зимнее хранение. В этом случае нужна консервация велосипеда на зиму, или, другими словами, подготовка велосипеда к зимнему хранению. Кто-то удивится, при чем здесь зима, и зачем готовить велосипед для зимовки, когда обычно велосипед, наоборот, готовят к теплому сезону поездок и покатушек. И зачем вообще готовить велосипед к зимовке?
Приведу пример. У меня в наличии несколько велосипедов. На двух я езжу исключительно в теплое время года, а на третьем, более простом и дешевом, зимой. Его, конечно, я обслуживаю, но не так детально, как свои другие «летние» велосипеды. После окончания сезона, где-то в ноябре, я всегда делаю своим двум велосипедам полную химчистку, мойку и техническое обслуживание, исходя из того, какие узлы этого требуют. Проверяю подшипники в каретке, втулках и рулевой колонке, отмываю от грязи и излишек масла передние и задние звезды, мою цепь.
Так было и в этом году. После подобных процедур велосипеды отправляются на кронштейн, где их ждет уютное и теплое зимнее хранение.
Перед сезоном 2016 года я помог моему другу Диме Сычеву проапгрейдить его карбоновый двухподвес Scott: установил оборудование Shimano XT 8000, заменил вмятый обод и провел все другие необходимые работы.
Весь сезон с велосипедом у Димы не возникало никаких проблем. И только поздней осенью он наконец-то добрался до моей мастерской, чтобы сделать велосипеду дружеское гарантийное техническое обслуживание. Я осмотрел велосипед, спросил, собирается ли Дима кататься на нем зимой и сразу предложил ему провести мойку, химчистку, смазку велосипеда и последующее техническое обслуживание. Дима согласился, и вот что из этого получилось.
Перед началом процедур велосипед находился в не самом чистом состоянии. Шатуны на фотографии ниже чистотой не отличаются.
Ротор немного испачкан маслом, на корпусе втулки следы от ноябрьской грязевой поездки по Новогорскому лесу.
Все бы ничего, но вот цепь Дима смазывал слишком жирно, и она набрала в себя порядочно грязи, которая вдобавок смешалось с маслом.
Подобного вида цепь имеет эффект наждачной бумаги. Черная липкая масса, смешиваясь с песком, превосходно стачивает звезды, да и сама цепь вытягивается в этом случае гораздо быстрее.
Кассета задних звезд совсем не блестит и не сверкает.
Передний переключатель негодует под слоем грязи. Пружина, которая толкает рамку переключателя с одной звезды на другую и обратно, будучи в грязном состоянии, потихоньку корродирует, и при ее работе образуются никому не нужные люфты, влияющие отрицательно на переключение передач. То же самое и с задней перекидкой.
Ролики совсем в ужасном состоянии, наелись «шоколадной пасты» из грязи и масла по полной программе. Вся эта грязь потихоньку подтачивает рамку переключателя, кассету и цепь.
Вокруг ниппелей также скопилась грязь. В целом это не страшно, однако для долгого зимнего хранения все лучше отмыть.
Для химчистки и мойки велосипеда я обычно использую специальные средства, которые дружелюбны к пластику, карбону и резине. Если кому надо из друзей, скажу, где выгодной взять по неплохой цене.
Все запчасти демонтируются с велосипеда и погружаются на некоторое время в специальный раствор. Обода брызгаются очистителем и просто моются под небольшим напором воды. Делаю я это, естественно, в специализированной мойке. После пары часов работ результат налицо!
11-скоростная кассета задних звезд блестит.
Передний переключатель снова как из магазина, а шатуны XT 800 сверкают глянцем как на параде новых запчастей из каталога.
Звезды системы шатунов Shimano XT 800 также отмыты и очищены до блеска.
Цепь вполне может сойти за новую.
Особое внимание я уделил сальникам вилки, а также чистоте гориллы, откуда трудно смыть любую грязь.
В самом конце полировка, и велосипед засверкал новыми красками!
Послесезонное обслуживание велосипеда
После того как все отмыто, я принялся за техническое обслуживание велосипеда. Проверил подшипники рулевой колонки, каретки и втулок — грязи там не было. Смазал оплетки тросиков, ролики и пружины переключателей. И принялся за колеса. Здесь как раз подоспел застрявший в пробке Дима и немного запечатлел процесс на фотоаппарат.
Для того чтобы проверить колеса на неровности, нужно обязательно снять покрышку. А там ободная лента. Клей там рассохся, а значит, появилась и грязь.
Выбрасываем ленту, продуваем обод компрессором и ставим другую новую ленту, а сами принимаемся за балансировку колес. В помощь нам профессиональный станок Park Tool ts 2.2 и фрезерованный спицевой ключ, который точили мне под заказ.
После того как небольшие яйца и восьмерки устранены, сверим натяжение всех спиц по показаниям тензометра.
Далее установим колеса и примемся за настройку скоростей.
Не забудем смазать цепь смазкой на основе парафина, которая в принципе работает лучше любой другой смазки, оставляя цепь в чистоте. Со смазкой на парафиновой основе вы не испачкаете салон автомобиля при погрузке туда велосипеда, да и сама ходовая часть прослужит вам в разы дольше.
Проверим также цепь на износ. В нашем случае он не существенен, и можно еще поездить.
После всех манипуляций Дима получил полностью чистый, отмытый и подготовленный к зимнему хранению велосипед.
Но самое главное и основное, что велосипед также готов и летнему сезону 2017 года. Диме будет необходимо лишь накачать и установить колеса на велосипед, и можно ехать куда глаза глядят.
Вердикт «Велосипедных Форм Жизни» и Владимира Кулигина: послесезонная мойка и химчистка велосипеда и последующее техническое обслуживание — весьма нужные и полезные манипуляции для тех велосипедистов, которые не катаются в зимнее время. Велосипед хранится чистым всю зиму, детали меньше подвержены воздействию грязевой среды. И самое главное: вам нет необходимости стоять весной в очереди на техническое обслуживание, так как все уже сделано и подготовлено заранее. Готовь, как говорится, сани летом, а велосипед поздней осенью или зимой.
Обслуживание, как и всегда, на высоте! Про парафиновую смазку по подробнее бы рассказать.
Ну высоких технологий здесь нет, но отдраил байк весьма качественно без халтуры. Про смазку обязательно напишу в скором времени.
Вообще желательно такую процедуру проводить после каждой грязной покатушки. Цепь я мою и заново смазываю через каждые 150-200 км. И Дэн прав. Про парафиновую смазку хочется подробней, задолбало постоянно мыть цепь.
Кто не упарывается варкой, те используют смазки типа такой https://www.bike-components.de/en/squirt/Dry-Lube-Chain-Wax-p44658/universal-120-ml-o10778/
Я поначалу варил, но процесс скажем не самый быстрый. А потом стал использовать именно эту смазку. Доволен дико!
Спасибо за ссылку. Надо заказывать!
Было очень приятно забирать обратно сверкающий велосипед. Своевременное ТО дело нужное и для техники чрезвычайно полезное. На машине вот тоже, не когда все лампочки снаружи погаснут, а на сигнальной панели загорятся) Да что там машина, лыжам/сноуборду после сезона тоже ТО очень желательно. Но с моим раздолбайством это происходит крайне редко. Володя, спасибо что все таки вытащил и за прекрасную работу, разумеется.
А вот есть такая штука- жидкость для розжига костров, вроде как на парафиновой основе. К примеру в случае острой нужды можно ли ею смазать цепь?