Восточный Крым 2012. Начало: Арабатка и Казантип — BikeLifeForms

1 ноября 201522:44

Восточный Крым 2012. Начало: Арабатка и Казантип

После неоднозначного велопохода на Угру с Серегой, на следующий же день сваливаю в Крым с Вованом. Этакий нон-стоп получился.
Собрался практически впритык. У Каланчевской перехватил Вована, и мы в легкой спешке покрутили к Курскому вокзалу. После недавнего дождя светило солнце, было прохладно и свежо… Необычное зрелище — Садовое кольцо без машин! ибо 9 мая. Мы все же ехали по тротуару — мало ли. Закупившись на дорогу, мы пошли печатать билеты, купленные через Сеть с праздничной скидкой 50%.

Упаковали велы, загрузились в плацкартный вагон УЗ (це моя первая дальняя поездка в плаце за много-много лет). Велы положили на третьи полки. Соседки выразили опасение, что они рухнут на них; но потом успокоились, и разговорились с нами обо всем подряд. В общем, повезло с соседями. Меня даже чуть не сосватали на чьей-то дочке. -)

билет Мск-Новоалексеевка.jpg

Выбрав в заказе второй с конца вагон, не прогадал: он оказался предпоследним, и я осуществил небольшую мечту — проехал на задней «обзорной» площадке последнего вагона (проводник был не против). Любовался предзакатными видами на тульском участке Скуратово-Выползово-Чернь. Жаль, не захватил фотик. Интересный обман зрения: кажется, что поезд едет под горку, а на самом деле участок там равнинный.
Орел, город «первого салюта», проезжали около 22:30. По вокзалу из динамиков разносились песни в честь дня Победы.

Спал урывками, не больше двух часов. В Белгороде — погран-контроль, выдали миграционные листы. И возмущались, когда их запарывали, так как лишних почти не было. Перепутав поле, запорол и я, причем дважды. — Выкрутился двумя половинками разных листков (все равно их половинят на «той» стороне). А вокруг нас ехали сплошь граждане Украины.
Дальше пытаться спать было бессмысленно, ибо через час, в Харькове — потусторонний face-control. Вглядываясь в полутьму, пытался «поймать» пересечение границы. Но, кроме торчащих «южных» тополей, трудно было что-то различить.
Обе проверки прошли спокойно. Но у Мелитополя по вагону пошла транспортная милиция. Внезапно. Потребовали выложить содержимое моей жилетки и поясной сумки Вована. Обнаружив швейцарские ножи, сказали, что такое надо класть в глубину багажа, от греха. Ничего не забрали.
В остальное время трепались с украинскими соседками, я же часто крутил головой по сторонам, созерцая окружающие степные ландшафты. Меня будоражил сладкий запах цветенья снаружи. Поначалу решил, что это — вид черемухи. Но соседки поправили — это белая акация [уточнение от 2015 г. – робиния лжеакация]. Цветущая лжеакация на пару с каштанами встречалась нам на всем пути, особенно в населенных пунктах. С этих пор обожаю эти запахи!! И мёд. А вот в Запорожье сильно несло техногеном.

Обычно перед любыми неближними поездками детально изучаю предстоящий путь на ГИС-ресурсах типа Wikimapia, Veloradar и других. На этот раз времени не хватило, и поездка получилась в чем-то «загадочная». О чем особо не жалею!

После Запорожья поезд ехал вдоль берега Каховского вдхр. — т.н. Запорожского моря. Любовался и снимал через стекло на задней площадке.

слева - Каховское вдхр., справа - река Конка меж прудов. Вид через окно поезда

слева — Каховское вдхр., справа — река Конка меж прудов

Небольшое видео: https://yadi.sk/d/m4a6cQBIfnBpj

Вторая соседка по отсеку вышла раньше нас, и в Мелитополе подсел степенный парень в наушниках, едущий до Симферополя. С ним тоже о чем-то успели потрепаться… А основная собеседница средних лет выходила с нами, но ей надо было в противоположную от нас сторону заповедника Аскания-Нова.

Арабатка

день 1

В Новоалексеевке поезд стоял долго, около получаса. Мы как раз собрали и нагрузили велы за это время, и, помахав отходящему составу, двинулись в сторону Геническа.

станция Новоалексеевка, вид на СВ

станция Новоалексеевка

станция Новоалексеевка. Здание вокзала и кусок эл-ки

После московских +15*С тут было +25 (это в тени). Перед стартом мы одели рубашки и подняли воротники, чтоб не обгорели шеи. Шляпа-панамка не помешала бы, но у нас лишь кепки.

13 км асфальта до Геническа мы ехали целый час — дул сильный мордник со стороны моря. Да и, в отличие от меня, напарник был не в лучшей форме после болезни, он с осени не катался.

указатель на пути к Геническу

на пути к Геническу

Наслаждаюсь новыми для меня пейзажами и обстановкой вообще. По прошествии времени это чувство окружающей новизны притупляется — к отъезду как-то все привычно стало. Солнце сразу показалось более ярким, чем в Мос.области. Причем намного. Меняю прозрачные стекла защитных очков на темные. Никогда не носил темные, а тут — пришлось! Снимал только к вечеру.

Вдоль шоссе к Геническу в качестве лесополосы растут низкорослые сосны с примесью лиственных деревьев, в том числе — «Бл…!! Березы!!!» — возглас Вована. Уехав на юг от цветения берез, от аллергии, он не ожидал такой подставы! Впрочем, их было немного, да и отцвели они тут раньше. Дальше берез замечено не было.

на пути к Геническу. Лесополоса между ЖД и автодорогой

"це мент" на окраине станции Геническ

ЦЕ МЕНТ на окраине станции Геническ

Райцентр Геническ — прибрежный городок в 20 тыс.чел., больше похожий на крупный поселок. Нам нужно было обменять деньги, затариться продуктами и местной SIM-картой. Я чувствовал себя неуверенно, поэтому охранял велы, пока Вован ходил по банкам-аптекам-магазам. А в салон связи пошел-таки я, на мой запрос продали симку life (несмотря на дешевизну, в последствии не раз жалели — на некоторых «отшибах» телефоном находился лишь МТС).

тариф life.jpg

Думали дозакупиться на местном рынке, но он был почти пуст — лишь несколько бабок торговали вяленой-копченой рыбой. Что ж, докупили приправы в магазе и направились к выезду из города, к косе Арабатская стрелка.

На северной части косы находятся многочисленные базы отдыха, лагеря и пансионаты. Добрых 35-40 км мимо них ехали, и только потом цивилизация обрывается. До выезда в «дикие» степи нам надо было набрать воды.
С водой в сухих степях Крыма напряженка. Есть артезианские скважины, но далеко не все из них — питьевые. Особенно на Арабатке. Поскольку я не успел «покурить» карты перед отъездом, то мы решили набрать воды пораньше и побольше. Первые 10 км стрелки мы высматривали источники воды вдоль дороги, в открытом доступе, но не нашли. В Счастливцево, увидев орошаемый огород, попытали счастья. Пожилая хозяйка дома разрешила набрать вполне годной воды. Залили по полной — оба бурдюка 6+10 л. Между делом, Вован расспросил о ценах на съем жилья. Оказалось 120 rur в сутки не в сезон и 140-150 в сезон. Вот это да!

Счастливцево. Здесь бабуся разрешила нам набрать воды

Довольные, мы поехали дальше. Тут Вован изъявляет желание принять горячую ванну в соленом радоновом(?) источнике по пути. Спросив у прохожих, место нашли быстро. Вода оказалась очень горячей. Вован улегся по пояс почти сразу, а я не смог. Смог только в дальней от трубы стороны. После почти бессонной ночи и палящего солнца меня «повело», но вскоре привык и отлежал-таки 15 минут. А отдельные фанаты сидели и «варились» прям около трубы! …Попытался лечь на воду, расслабиться. — Вода меня не держала. Надо было позже в Сиваше попробовать, но как-то не срослось.

прудик с горячим источником южнее Счастливцево

Еще несколько км прекрасной «бетонки» — и началась арабатская грунтовка à la стиральная доска. По ощущениям, из общих 80 км (до Соляного) 15-20 км — безальтернативны, на остальных же можно ехать по нетряским участкам.

север Арабатской стрелки. Бетонка мимо баз отдыха

В первый день проехали 60 км. Отъехав 2-3 км южнее вереницы д/о, устроили привал на ракушечном берегу Азовского моря. Дорога осталась на возвышении, с которого нас почти не было видно. К тому же, Арабатка славится своими комарами, а ветер, дующий обычно с моря, на пляж их «не пускает». Но! на этот раз ветра почти не было, и нас покусали знатно. В конце концов, мы заныкались в палатке, из которой резко высовывали руки за чем-либо, потом быстро застегивали вход. Жесть.
На берегу большого открытого водоема до этого был лишь на Ладоге, в 2010 и 2011 (Юрмалу в раннем детстве не считаю). Ладога имеет свое очарование; но она темнее, волны и ветер там обычно сильнее, а комаров — не меньше! В общем, совсем не так приветлива, как Азовское море, которое мне очень понравилось.

день 2

Второй день начался с пересечения границы АР Крым перед страусовой фермой, которую мы проехали без остановки.

Арабатка. Граница Крыма и Херсонской области

При каждой возможности мы останавливались в тени перевести дух от пекла. (Я быстро привык к новым условиям, для меня они были вполне комфортными — даже очень. А Вован был ослаблен болячкой и аллергией.) Очередная остановка — «последнее дерево Арабатки». На нижних ветвях — много ленточек. Попили-перекусили, а я совершил залаз. Надеюсь, это тутовое(?) дерево еще долго будет радовать путников.

"Последнее дерево Арабатки". Вроде, шелковица

Последнее дерево Арабатки. Вроде, шелковица

Выбирая лучшую дорогу, мы местами жались к Сивашу, ощущая его сероводородное дыхание. А местами приходилось идти пешком. Но бывало, что дорога приятно радовала.

сквозь степь Арабатки

Отметили интересный обман зрения: ехали мы по совершенной равнине, но горизонт всегда был немного задран вверх, как будто чуток в горку. Массаракш…

сквозь степь Арабатки. "Колейность"

сквозь степь Арабатки. Колейность

Следующую остановку на перекус мы сделали в тени странного берегового знака.

...и снова непонятный знак на Азовском берегу Арабатской косы

Тем временем вечерело, нужно было думать о месте для привала. Вариант снять хату в Соляном мы откинули, ибо поздно и все такое. Так что, пометавшись «меж двух морей», закрепились на соленом и попахивающем берегу Сиваша, подальше от авто-колеи. И почти без комаров. Село Соляное виднелось на горизонте. В темноте вдоль Азова проехало несколько машин, но никто в нашу сторону не свернул. На том и заснули, проехав 65 нелегких км.

день 3

Обнаружил присосавшегося клеща на 3-ий день, пришлось выковыривать. Вроде обошлось без последствий.

утро у Сиваша. Смазка цепей, местами покрывшихся ржавчиной

Тряская дорожка Соляное-Каменское казалась почти белой на ярком солнце.

Арабатка. Соляное -> Каменское. Маки на обочине

Вован проник в Ак-Монайские каменоломни с целью набрать воды из подземного источника. Мне стало стремно — вдруг заплутает там во тьме? фонарик сядет? породы обвалятся? жуть. Воды-таки он набрал, но больше лезть желания не было!

Ак-Монайские каменоломни. Один из входов

Бирюзовое Азовское море предстало во всей красе.

берег Азовского моря восточнее Каменского

Азовское побережье. Каменское -> Заводское. Украинская палатка, старый автомобиль, да одинокий велосипедист

желто-голубая палатка, старый автомобиль, да одинокий велосипедист

У очередного оврага с подходом к воде решили встать после 25 разгрузочных км. Но не в самом овраге (там было кострище), а за ним. Купаться спускались вниз. А позже к кострищу подкатили «Жигули». Вот так.

Слоистый утес на Азовском побережье. Каменское -> Заводское

слоистый утес на Азовском побережье

фильтруем воду из каменоломен. Конец третьего дня

фильтруем воду из каменоломен

Уже в темноте к нашей палатке подошли двое: «о, а мы из Геническа тут рыбачим, водку будете?» — «не, пива если только.» — «ну, скоро придем.» После этого мы записали номера «шестерки» на всякий. Но никто так и не пришел.

серебристая гладь Азовского моря

Все фото этих дней — я.фотки.

день 4

Вован созвонился со старым знакомым, и мы назначили встречу в Заводском на остановке.

утро дня 4 на высоком азовском берегу

берег Заводского залива

вдоль берега залива

Казантип

Встреча была теплой, после 10 с лишним лет. Наши велы привязали-погрузили в авто-прицеп. И повезли нас в супер-место. (Или вроде того.) В Щелкино затоварились в АТБ, положили на лайф, снова поехали. Таки на Казантип. Приятель Вована лихо выкручивал по каменистым тропам, я все смотрел на прыгающие велы на прицепе.

Казантип. Вид на Щелкино с севера

Казантип. Наши велы на прицепе

Казантип. Сторожка егерей у бухты Шелковица Русская

Наконец, повиляв, выгрузились. На самую эпичную бухту Казантипа. На память на руле остались царапки. Сделали снимки на память и распрощались.
Таким образом, пробег дня составил смешные 12 км. Оказавшись в заповедном безлюдье, мы оставили лагерь и принялись бродить по прибрежным склонам и камням. Жить — хорошо!

Казантип. Сенькина бухта. Вечер 4-го дня. Гуляем по берегу

Казантип. Сенькина бухта

Казантип. Западная часть. Береговой каменистый склон с кустарниками

Казантип. Азовское море на закате

Азовское море на закате

В довершение, после заката «нам» салютовали со стороны Щелкино!

день 5

Казантип. Утро. Собираемся

Собравшись, двинули на выезд с мыса. Через нефтебазу. Не очень приятно, конечно.

"Чаша" Казантипа с нефтебазой посредине

«Чаша» Казантипа с нефтебазой посредине

Путь я проложил не сразу по берегу, а через Щелкино и мимо остатков недостроенной АЭС, так как из автомобиля вид был «не тот». Сам город произвел впечатление. Несостоявшийся советский атом-град, поневоле ставший курортом…

въезжаем в Щелкино со стороны Мысового

На АЭС просто посмотрели издали. На «экскурсию» решили не напрашиваться.

недостроенная Крымская АЭС, вид с востока

недостроенная Крымская АЭС

Далее были различные ветряки, заброшки и вездесущие «акации», как же без них.

ветряки у Акташского озера. Не крутились

два работающих ветряка на территории бывшей гелиостанции к ЮВ от Щелкино

а эти работали (на территории бывшей гелиостанции)

Между ветряками и Азовским предстояло проехать под ЛЭП с неистовым треском! В жизни такого треска не слышал. Мы тормознули, переглянулись, Вован спросил: «а не долбанет?» Логика подсказывает, что нет. Но — стремно: висит низко и трещит, зараза! Решаю разогнаться и проехать под ЛЭП, держась за металлические части вела. Не долбануло. Вован поехал следом.

Потом несколько км был прибрежный сосняк и пески. Прямо «Мещёра» местная! Понравились столики со скамейками и табличкой «место для отдыха».

Щелкино -> Нижнезаморское. Посадки крымской сосны

посадки крымской сосны за Щелкино

Щелкино -> Нижнезаморское. Посадки крымской сосны. Едем дальше

едем дальше между морем и соснами

После этого нас ожидал лиственный лес — небольшой, но высокий, однако! Хвала тем, кто внес это разнообразие в степные ландшафты.

западнее Нижнезаморского. Наверное, самый высокий "лес" за все путешествие! здорово и необычно там.

наверное, самый высокий лес за всю поездку! здорово и необычно там

Вскоре въезжали в Новоотрадное, где Вован жил каждое лето когда-то давно. Где-то там остался фундамент недостроенной дачи, которая теперь за границей…

въезд в Новоотрадное с запада

Каралар

Набрав воды, покрутили дальше вдоль берега. Вован перегрелся, ехал тяжко. А я сдуру снял майку — была облачная дымка. Обгорел через сетчатую жилетку, да так, что к концу дня получил недомогание.

в горочку к Золотому. Вова упарился

крутим в горочку к Золотому. Вова упарился

цветущий луг близ Золотого. Тут начинается Караларская степь (узнали при выезде)

цветущее поле близ Золотого

У магаза в Золотом перевели дух, нацелились на привал через 2-3 км.

Красивое Место (капитан Очевидность, однако). Тупик, по берегу не объехать

воистину «Красивое Место»

вся Караларская степь - сплошь Красивое Место, это лишь начало

вся Караларская степь — сплошь Красивое Место, это лишь начало

Место у живописной бухты было найдено быстро. 49 км ощущались на все 100.

каменистый холмик

отпадный берег!

красотища!

нашли кострище, затусили привал. Кирпич "1976"

нашли кострище, запилили привал. Кирпич «1976»

Над морем скапливалась облачность, но ответ Вована «здесь всегда так» успокоил, и дождя ночью не было.

Все фото этих дней — я.фотки.

Продолжение: Каралар и Керчь.