Заокские просторы ‘2015. Окончание — BikeLifeForms
 
26 ноября 201519:15

Заокские просторы ‘2015. Окончание

[начало тут]

Как только я принимаюсь завтракать (ну или сегоднякать), опять что-то шелестит за деревом, прямо как вчера утром. Может быть, некая живность, которая вечером пыталась меня пугать. Но то были, скорее, ящерицы или птицы с гнездами в траве. А тут смотрю – вислоухий спаниЭль. Эти обычно просто так не гуляют. За ним показывается охотник с ружьем наперевес и отзывает собаку: «Джэрри, Джерри»! Молча обходит палатку углом по полю и вскоре исчезает в ложбине. (его силуэт едва различим на оригинале первого фото)

 

овсяное поле

овсяное поле

 

Воздух ночью охладился до +5, и ступни моих нижних лап подмерзали. Бывает у мня такое – кровоток сбоит, сколько бы носков не надевал. Чтоб этого избежать, нужен теплый спальник, а не летний 0,8 кг. Но не беда – солнце этим утром хорошо пригревает.

 

Доедаю начатый вечером образцовый тульский творог с медом и соком, и эта вкуснятина помогает мне окончательно воспрянуть духом после вчерашних неудач – вперед, к новым горизонтам!

 

правильный и вкусный творог

правильный и вкусный творог

.

поля и перелески Щекинского уезда

поля и перелески Щекинского уезда

 

Прежде всего, мне нужна вода, и держу путь на куст из трех деревень во главе с селом Кутьма – авось, хотя бы один колодец найдется. Но не тут-то было: все 4 селения на поверку оказались вымирающими, и осталось в каждом от н0ля до двух жителей. Замечаю всего одно более-менее развитое хозяйство при доме.

Как же так? Вокруг – плодородные земли, а села и деревни вымирают…

С колодцами, понятное дело, облом. В таком случае буду спускаться в Малынь, а оттуда уже заверну на Крапивну вдоль реки Плава, очередного притока реки Упá.

 

поля и перелески Щекинского уезда

поля и перелески Щекинского уезда

.

пологий спуск к реке Плава

плавный спуск к реке Плава

 

Вот и второй брод на моем пути. Преломление света обманывает зрение: вместо кажущихся 20 см глубина на самом деле около полуметра, и при переходе брода чуток замочил самый низ вело-рюкзака, зато вымыл байк.

Несмотря на то, что на Плаве выше по течению стоит город Плавск, река – прозрачная, как родник.

 

брод через реку Плава у деревни Даниловка

брод через реку Плава у деревни Даниловка

 

Чтобы запить пищу, снова пробую воду прямо из реки чуть выше брода – она практически без вкуса! А три дня назад пробовал речку Рыхотку, приток Дона, где был тульско-липецкий брод – там ощущался небольшой привкус тины, но пить можно. Что характерно – ни та, ни другая вода не вызвала у меня побочных эффектов, в отличие от слив. (Тут мне повезло. Повторять такое не стОит.)

На берегу Плавы виднеются несколько деревенских домов, но меня из них не так уж и видно. В очередной раз окунаюсь голышом. Эх, хороша речка… Но «труба зовет»: надо ехать дальше и набрать воды.

 

долина реки Плава у деревни Даниловка и села Малынь

долина реки Плава у деревни Даниловка и села Малынь

 

Однако через сотню метров замечаю отдельные небольшие яблони на лугу – несколько яблок точно будет. По траве ступаю разборчиво, а то достали степные липучки – семена на длинных стеблях. Но все ж лучше, чем колючки – это еще прошлогодний «Дон.басс» показал.

 

Село Крапивна населением в тысячу жителей когда-то было уездным городом, и в нем остались артефакты тех времен. Например, здесь аж три храма: действующий, восстанавливаемый и заросший.

 

заросший храм при кладбище в селе Крапивна

заросший храм при кладбище

храм (собор) Николая в селе Крапивна

 

Двинувшись на выезд, чуть не забываю набрать воды. Благо, в центре села есть общественная колонка.

На этом окончательно покидаю старинную, но неухоженную Крапивну. Следующая веха – это Большая засечная черта, а именно – тульские засеки, несколько верст которых мне предстоит преодолеть по шоссе.

Сразу за Крапивной река Плава впадает в Упу, и какое-то время я собираюсь продвигаться на север параллельно ее верхнему течению.

 

Изюминка поездки – это яблоки и, особенно, сливы. В километре от Крапивны, между Упой и засеками есть деревня Орлово, где я снова вижу вдоль дороги множество спелых слив. Но, наученный горьким колким опытом, съедаю штук 10-15, и хватит.

 

Почему же их не собирают? Е-мое, ведь падают, устилают землю, гниют, или киснут прямо на ветках. В этом году урожай такой, что с одного куста можно собрать десятки кг! Что за бесхозяйственность?! А в сетевых магазинах продаются заморские! Люди зажрались, что ли, я не понимаю? Трудно наладить сбор и доставку своих слив, ну хотя бы в сезон? Причем они вкуснее тех же турецких.

 

Что ж, еду мимо засек по узковатому шоссе. Обычный широколиственный лес, с виду ничего особенного.

 

асфальт сквозь тульские засеки

асфальт сквозь тульские засеки

 

Выехав из леса, покидаю асфальт, и несколько км трясусь по щебнистому большаку. Сегодня тепло, и я снял кепку, чтобы немножко загорел лоб. Кепка удобна для ношения на ее козырьке защитных очков в то время, когда они не нужны. Иначе их приходится куда-то запихивать. На этот раз (не первый, кстати) я забыл очки сверху вело-рюкзака на очередной остановке. Привычным движением протягиваю руку к голове и понимаю – чего-то не хватает! Оборачиваюсь – нету. Со смачной руганью поворачиваю назад и гоню по большаку-трясенке, высматривая на нем мои темные очки Uvex i-vo, купленные взамен посеянных в июне Cébé. На мою удачу, они обнаруживаются всего через километр, но внешнее защитное покрытие не выдержало прямого удара о щебень – появилась необратимая царапина. Ничего, жить будут. Хорошо, что спохватился…

 

По Упе, видимо, проходит граница почвенных зон – к северу от засек уже не черноземы. Однако пылеватость никуда не девается – напротив, эрозия тут еще хлеще. Свернув с большака на такие грунтовки, некоторое время пытаюсь катить медленно и огибать слой пыли, но позже мне это надоедает – фиг с ним, отряхнусь, ведь дождей пока не обещают.

 

поле и лес на границе Щекинского и Дубенского уездов

поле и лес на границе Щекинского и Дубенского уездов

 

Вскоре леса и перелески отступают, и взору открывается широкий дол. Там, внизу, сливаются воедино две реки – Упа принимает Колодню. У их слияния раскинулось село Воскресенское.

 

спуск в долину рек Колодня и Упа

 

В селе имеется заброшенный усадебный дом, по которому наверняка любит лазать местная школота. Да я и сам не прочь вспомнить детство – было бы с кем!

 

остатки имения-усадьбы Урусова

остатки имения-усадьбы Урусова

 

Мне же пора двигать дальше. На север от села ведет необычная дорога, очень красивая в лучах предзакатного солнца.

 

березовая аллея

березовая аллея

 

Возможно, здесь проходило ответвление от разобранной в 90-х годах линии УЖД Тула-Лихвин. От самой линии остались только извилистые лесополосы.

 

Световой день подходит к концу. Очередной раз свернув «не туда», поплутал в деревне Веригино. Выбравшись оттуда, принимаюсь изучать спутниковые снимки. Палатку ставлю в лесополосе на возвышении, южнее села Опочня. Надо завтра разведать, осталось ли что от станции Опочня.

 

Наконец-то я съел рассольник в стеклянной пол-литровой банке, который таскал дня три или четыре, почти с самого начала. Не стал я его кипятить, а просто разбавил кипятком. М-да, картошка картошкой – тоже мне, рассольник! Немного перловки и ошметки соленых огурцов. Скорее, похлебка. Но ничего, съедобно, и даже слегка вкусно. В прошлой поездке был действительно расовый рассольник, и тогда я его кипятил в чайнике, пусть и пришлось после этого отмывать жирный налет на стенках.

 

Накат 60 км (10:30-19:30), ур. Казачьи Выселки ~ Кутьма ~ Малынь ~ Крапивна ~ Воскресенское ~ Веригино.

Третий день кряду мой пробег не дотягивает даже до 70 км – с этим расслабоном завтра надо что-нибудь сделать.

 

Все фото дня — на Я.Фотках.


 

День 7

 

Есть коррозия металла, а у меня тут — эрозия «серозема». Тоже ведь хорошо звучит! =)

[UPD: выразился некорректно; серозем и серые лесные почвы — совсем не одно и то же]

Карта говорит, что сегодня грунтовый беспредел должен смениться асфальтовым пределом финишной кривой. При условии, если проеду больше, чем вчера.

 

После не вполне удачной прошлой ночевки это место явно удалось, и можно вдоволь налюбоваться солнечной долиной Упы, представшей утром во всей красе. Обожаю пологие холмы, западины и овражистые перелески. Именно такая местность мне больше всего по душе – не гористая, но и не плоская.

 

привал-ночевка №6 в лесополосе выше реки Упа

привал-ночевка №6 в лесополосе выше реки Упа

.

долина реки Упа близ села Опочня

долина реки Упа близ села Опочня

 

Ночью вдалеке от меня горели огни известнякового карьера, и раздавался приглушенный грохот, который, впрочем, не сильно напрягал.

 

…От бывшей станции Опочня не осталось и намека. Неудивительно, ведь то была всего лишь УЖД – этот факт тоже был мной упущен.

 

Далее несколько км еду по белесому от известняка асфальту. Пару раз приходится уворачиваться от пылящих грузовиков. Тут же, у карьера, находится и завод, и рабочий поселок Поречье, и станция Упа на линии Тула-Сухиничи.

 

Следующая моя остановка – деревня Бабошино, в которой все заброшено. На самом деле это не так – просто мой путь лежал через ее глухую часть.

 

в деревне Бабошино

 

 

Долина Упы становится более широкой и пологой. Окрестности облюбовали «эко-поселенцы». Поля и луга уже не такие яркие, как в начале поездки. К северу от засечной черты лесостепь уступила место узкой зоне широколиственных лесов.

 

в долине реки Упа

в долине реки Упа

 

В очередной раз пересекаю Упу — по мосту у деревни Мерлиновка. За ней следует противно-трясучий подъем – бывший асфальт, разбитый в крошево. Выводит он, однако, на гладкое «дубенское» шоссе, но через пару км я снова ухожу на проселки.

 

храм в селе Першино

храм в селе Першино

.

бетонная колея и кудрявые ивы

бетонная колея и кудрявые ивы

.

цветущий луг

цветущий луг

 

В деревне Малышево – снова сливы, тысячи их! Съедаю штук 15-20 и некоторое количество кладу с собой, но так, чтобы они лежали свободно.

 

и снова сливы, тысячи их!

и снова сливы, тысячи их!

 

В этой же деревни приходится распрощаться с Упой – ей на восток к Туле (точнее, с востока), а мне на север в Спас-Конино.

Поначалу дорога радует приемлемым покрытием, пусть местами и дырявым. И виды тоже хороши.

 

яблоня, березки и типа асфальт

яблоня, березки и типа асфальт

.

поля и перелески Алексинского уезда

поля и перелески Алексинского уезда

 

Но радость длится недолго – более-менее целый асфальт сменяется его подобием, а потом и вовсе зубодробильным крошевом, которое с переменным успехом тянется около 15 км.

 

щебнистый большак Алексинского уезда

щебнистый большак Алексинского уезда

 

Ровно посередине этой трясенки и располагается село Спас-Конино. На его окраине глазеют на мир пустыми окнами остатки недостроенного коммунизма.

 

недострой в селе Спас-Конино

недострой в селе Спас-Конино

 

В этом селе во влажной низине впервые за поездку увидел заросли борщевика Сосновского; ранее его замечено не было.

 

Странный какой-то вечер: то в горку залетаю, то под горку трудно ехать. Градиенты давления или ветра, что ли. Но, как ни крути, места вокруг замечательные. И даже убитая дорога добавляет свой колорит.

 

поля и перелески Алексинского уезда

поля и перелески Алексинского уезда

 

За деревней Даниловка я покидаю эту дорогу, направляясь к Алексину в объезд шоссе.

К сожалению, у меня нет времени на осмотр исторической части города на высоком берегу Оки.

 

После краткого километра панельной окраины и еще 700 метров трафика сворачиваю на север, в приокские сосново-широколиственные леса.

Тут начинается череда всяких баз отдыха и пансионатов, советских вперемежку с современными, поэтому проложен идеальный асфальт, которого я не ожидал. Мажорские постройки и авто с понтовыми номерами – все это тоже есть. А Ока здесь уже судоходна – видел большегрузную баржу. Как только вереница баз заканчивается – шоссе становится более шероховатым, но вполне годным.

 

красное солнце над заброшенной фермой

красное солнце над заброшенной фермой

 

Бодро вкручивая по вечернему асфальту, сбавляю скорость, чтобы проводить взглядом заходящее солнце. Еще три километра, и шоссе обрывается, переходя в лесную просеку, а вбок уходит грунтовая дорога. Вблизи нее после недолгих исканий я и остановился на ночь на краю леса. По грунтовке за вечер проехало с десяток авто, высвечивая себе путь — наверное, это рыбаки возвращались с поймы.

 

Пусть на поляне присутствует свежее кострище и некоторое количество мусора, зато она на небольшом возвышении. Не хочется мне последнюю ночь провести в тумане и проснуться в мокрой палатке.

 

Накат 90 км (11-19:30), Опочня ~ Бабошино ~ Мерлиновка ~ Першино ~ Малышево ~ Спас-Конино ~ Даниловка ~ Алексин ~ Егнышевка.

 

Все фото дня — на Я.Фотках.


 

День 8

 

Дышу-не-надышусь – какой тут запах!! Словами не передать. И видов никаких не нужно. Недаром вокруг кучкуются десятки пансионатов и домов отдыха. Рядом с моей палаткой растут липы, дубы, клены, березы, сосны… чего только нет в этом замечательном лесу! Несмотря на окружающую людность и некоторое количество мусора, я сюда хочу вернуться. Место, конечно, обитаемое – есть кострище, бревнышко. Тем не менее, в будние дни тут хорошо. При этом пренебрежительно мало комаров. А сейчас, к сожалению, пора уезжать…

 

на привал-ночевке №7, в приокском лесу

на привал-ночевке №7, в приокском лесу

на привал-ночевке №7, в приокском лесу

 

В знак благодарения хочу собрать мусор вокруг поляны в одну кучу, но его оказывается не так уж и мало, особенно на склоне к пойме.

 

Вот я и готов отчалить. Но какое-то время продолжаю наслаждаться лесным воздухом. Ровно в 10 часов я прощаюсь с лесной поляной… точнее, говорю «до свидания!»

 

Судя по картам, я стоял на границе Заокского и Алексинского районов со стороны первого. И мест лучше, чем это, так и не приметил с дороги ни вчера, ни сегодня.

 

Ночь была теплая и без тумана, +12…+14. Выхолаживанию препятствовали Ока и плотные облака, принесенные вчерашним западным ветром. Сегодня он развернется на попутно-боковой юго-западный, ускоряя приход циклона.

 

колея в пойме Оки

колея в пойме Оки

 

Последняя грунтовая «перемычка» выводит меня к пляжу «Велегож». Но купаться здесь я бы не советовал — находящийся выше по течению Алексин сбрасывает в реку немало промышленных стоков.

 

пляж "Велегож" и красная трава

пляж «Велегож» и красная трава

 

Здесь находятся пансионат и санаторий, а их работники живут примерно в таких домах:

 

необычная пятиэтажка

необычная пятиэтажка

 

Не поленился я спуститься к сельскому храму.

 

храм в селе Велегож

храм в селе Велегож

 

Усадьба Поленово, в которую мне хотелось заглянуть, оказывается закрытой территорией с КПП. Мне это не по душе – оставлю на потом, так что продолжаю неспешное движение по петляющему вокруг пригорков незагруженному асфальту.

 

Занятные названия имеют окрестные селения: Велегож, Искань, Выдумки, Темьянь. А свободная от леса земля продолжает застраиваться богатыми дворцами и дачами.

 

Попытался собраться дождик – я почувствовал несколько малюсеньких капель, и на этом небеса успокоились. Погода прохладная, но иногда из-за облаков пригревает солнце – типичное начало осени…

 

тучи сгущаются над Окой

тучи сгущаются над Окой

 

Ланьшино. Вот я и вернулся в Московскую область, о чем мне сообщает в SMS сотовый оператор. Несколько километров дорога виляет вверх-вниз через густой лес, где все сильнее чувствуются нотки осени. Те деревья, что на открытых местах все еще зеленые, в лесу уже желтеют – сказывается недостаток света.

 

красивый лес

 

Подмоклово – последнее село на моем пути. Еще остается запас времени до обратной электрички, и делаю радиалку к храму. И не зря: его красивый облик на фоне тучных прибрежных лугов становится достойным завершением пути!

 

храм в селе Подмоклово

храм в селе Подмоклово

храм в селе Подмоклово

 

Вот и подходит к концу моя Заокская неделя без единого дождя. Несмотря на мелкие накладки в середине пути, все вышло более чем хорошо! Разноцветные поля, голубое небо, чистые реки и тихие дороги в очередной раз очистили меня от скверны. К тому же, по опыту сей поездки у мня появилось вот такое мнение: чем проще и незатейливей питание — там ярче и насыщенней остаются впечатления об ушедшем.

Но, выполнив «обет», можно немного и разговеться – побаловать себя «Русским» пивом и хрустящим картофелем, купленными в уДачном придорожном ларьке не доезжая конечного пункта – платформы 107 км Курского направления МЖД, где в 2012 году начиналась моя первая заокская.

 

платформа 107 км Мск ЖД

вид на Серпухов

 

Однако на платформу я прибываю за 7 минут до электрички, и полакомиться не успеваю. Но в вагоне распивать как-то не комильфо, пусть людей и немного. Взяв билет до Красного Строителя у тетки с эпичной фамилией Родина, ограничиваюсь поглощением оставшихся запасов еды. А для распития больше подходит пустая эл-ка на Рижское направление, на которую пересаживаюсь в Текстильщиках, овеянный свежестью после прошедшего дождя.

 

Накат 49 км (10-14:30), Велегож ~ Страхово ~ Бехово ~ Веселево ~ Подмоклово ~ пл. 107 км.

Все фото этого дня, как обычно, доступны на Я.Фотках.

 

(трэк полностью не писался, только малыми кусочками, но суть пути отражает)

 

 

Добавив к этому 12 км «домашних», в итоге получаю 613 км за 8 дней (7 полных суток). А 12 км вместо восьми вышло потому, что по дороге домой я заглянул к другу и продуктовые ряды на «Водном». Покупаю там сухофрукты, и соседний продавец-кавказец, глядя на мой байк и снарягу, задает вопросы о том да о сем. Пришлось устроить небольшую лекцию, которую с интересом слушали и другие продавцы. =)

 

Новые покрышки Schwalbe Marathon Mondial, заказанные за бугром через Володю, показали себя отлично – и накатом, и антипрокольностью, и сцеплением. Для твердых уверенных дорог – самое то. Один лишь недостаток – дороговизна, особенно ощутимая после «обвала» конца 2014 года.

И в остальном байк сбоев не давал. Разболтавшаяся в июле старая задняя втулка LX была, насколько возможно, подтянута Володей. Остался слабый неустранимый люфт, но с учетом почтенного пробега заднего колеса это в порядке вещей. Поменяю к следующему сезону.

 

На этом разрешите откланяться. Мира вам и процветания. И – берегите Природу!

 

Дмитрий Ховрин


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Рустам Бердаев:

    Дмитрий, спасибо тебе огромное за твой очень интересный отчет. Честно говоря, писать комментарии мне всегда было лень. Но день за днем, мое каждое утро на работе в офисе начиналось с прочтения твоего рассказа о велопоездке. Прочитав твой отчет ( я его случайно нашел через поисковик, когда читал отзывы о палатке msr, которую хочу приобрести для рыбалки) я загорелся непреодолимым желанием приобрести себе велосипед для путешествий и подобного рода выездов. Это очень классно! Это сама жизнь. Это то, о чем я всегда мечтал. Обязательно пиши еще!

    1. И Тебе спасибо за отзыв! Такие слова и меня вдохновляют на свежие строки и новые свершения! Делиться впечатлениями и опытом — это неотъемлемая часть каждой поездки, без этого все мои затеи станут пустыми. Обмен информацией — одна из главных задач любой цивилизации.

  2. Дима Красавин:

    Присоединяюсь к предыдущему отзыву. Очень приятно читать по одной страничке за день, будто и сам там проехал. Места у Искани и Велегожа знакомые, катаюсь туда на авто регулярно.

    1. Да и сам я, когда пишу, как будто заново проезжаю свой путь.

  3. Алексей:

    Когда читаю части — открываю карту и одновременно чтению отслеживаю путь автора по карте. Так интересней. Прочитал все отчеты — больно ровные и безмятежные. Надо добавить как у Славика-Байкера в опусах литературноой живинки. Только своего розлива.

    1. Когда в пути случаются приключения или что-то из ряда вон — то да, пишу соответственно. Ну, как уж получается. Подмечено правильно — ровные и безмятежные. Ведь ради этого, по сути, и выбираюсь из дома. 😉 Приключения — это хорошо, но если они не выбивают из колеи.

    2. А вообще конструктивная критика — это хорошо. Век живи — век учись!

  4. Владимир Кулигин:

    У каждого свой стиль. Слава-байкера ждем в этой передаче
    http://russia.tv/brand/show/brand_id/59920/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост