16 ноября 201520:44

Заокские просторы ‘2015. Начало

поворот на Зарайск

Тот август меня порядком утомил… Вернувшись в его начале из очередной дальней поездки, я почему-то стал особенно остро ощущать перекошенность московской жизни, и за полмесяца во мне накопилось какое-то небывалое напряжение. Чего мне не хватало в восточной поездке, так это открытых пространств. Стало быть, надо заполнить этот пробел. При этом углубляясь не особо далеко.

 

Итак, у меня две идеи – побольше и поменьше. Первая – проехать вдоль течения Быстрой Сосны, притока Дона, ну и сам верхний Дон захватить. Но мне сильно не хочется ехать на ПДС, да и свободных дней все меньше, ведь на носу новый год (первое сентября). Тянуть «резину» – дело нехитрое, и вот остается всего одна свободная неделя. С хорошей погодой! А для меня погода – это залог настроения.

В общем, скрестив куски обеих моих идей, наметил первую половину пути. А там уж как получится – offline-карты Maps.Me и Nokia мне в помощь. Благо, на этот раз у меня нет желания специально выискивать всякие объекты. Просто свобода – вот и все, что мне нужно, чтобы очистить мозг. А чтобы и тело подчистить, решаю соблюдать разгрузочную диету.

 

…Как у меня это часто бывает, выхожу из дома в самый притык. Но благодаря ветру и новым покрышкам Schwalbe Marathon Mondial мне удается успеть на электричку в Ховрино. Настроение – ни к черту, и снова действует правило «притяжения»: сначала глухо падает мой байк в тамбуре, а потом кто-то на меня огрызается.

Кратчайший путь от Ленинградского вокзала до Павелецкого проходит по Садовому кольцу. Но, по моему мнению, это кольцо даже опаснее, чем МКАД. Посему я заранее решил объехать его по Бульварному. И снова ветер меня подгоняет так, что прибываю с запасом и спокойно беру билет.

 

На станции Богатищево электричка планово встала на 10 минут для пропуска ПДС, перегородив при этом пешеходный настил через пути – платформа-то короткая. Что ж, иду в обход.

 

станция Богатищево Мск ЖД. Вокзал и ЭД4М

станция Богатищево Мск ЖД. Вокзал и ЭД4М

 

Выбираюсь на дорогу. И тут настроение резко идет в гору – вот они, манящие просторы! Сразу вспоминаю Ростовскую область. Хотя тут у нас, конечно, по-другому. Но, как же мало надо: всего-то отъехать сотню км от Москвы и – вот она, радость!

 

поворот на Зарайск

 

Через какое-то время делаю перекус в лесополосе берез у тихой дороги. Хрустящие хлебцы, остатки томатного сока и пара яиц из дома. Хлебцов я набрал на несколько дней; в рамках «разгрузки» хочу обойтись без дрожжевого хлеба. А еще без спиртного, мясного, сырного, уксусного… Вот только финики бы докупить, а то мало осталось.

 

платформа 146 км

лесополоса и платформа 146 км

.

храм, Мягкое

 

Воздух прогрелся достаточно, чтобы ехать без верхней одежды вплоть до вечерних Серебряных Прудов. Три года назад тут проходил путь первой моей одиночной трехдневки. На этот раз не пожалею полчаса и прокачусь по главным улицам самого южного ПГТ Мос.области.

 

'велодорожка'

‘велодорожка’

.

храм

храм

.

г-ца и храм

г-ца и храм

.

ВОВ

жертвам ВОВ

.

здание вокзала станции

вокзал

 

Итог: я доволен, городок – очень даже неплох.

Не менее довольные птицы массово расселись на проводах, символизируя крайний север черноземья.

 

птицы на ЛЭП

птицы на ЛЭП

.

цветущая стелющаяся трава

цветущая стелющаяся трава

 

Ночевать я поехал за границу.

 

каменистая колея под растущей Луной

каменистая колея под растущей Луной

 

Проскочив какие-то неприглядные карьерчики, устроился под деревом в стороне от дороги. Судя по Wikimapia, рядом с бывшей рязанской деревней Карамышево.

 

Накат 57 км (16-20:30), Богатищево ~ Крутое ~ Новоселки ~ Мягкое ~ С.Пруды ~ Митякино, и 8 км «домашних».

 

Все фото дня — на я.фотках.


 

День 2

 

Хорошее выдалось утро, правда, прохладное. Вчера вечером лишь одного комара прихлопнул. Приютила меня старая, но все еще пышная ива, под которой я ставился уже в темноте.

Продолжает радовать попутный северный ветер, который и принес под конец августа эту теплую погоду в виде скандинавского антициклона. — Редкий случай, когда потепление приходит с севера.

 

Мой ходовой день начинается с грунтового раздолья среди полей, мимо оврагов и пары-тройки давно покинутых деревень. Черноземы иногда уступают место более светлым почвам, и в итоге окончательно берут верх.

 

моя палатка под старой ивой

моя палатка под старой ивой

.

поля и перелески Михайловского уезда

поля и перелески Михайловского уезда

.

поля и перелески Михайловского уезда

 

На пути в Михайлов закладываю крюк через Виленку, зато ни метра не еду по трассе «Каспий» и даже по объездной Р-132.

 

село Виленка. Храм

село Виленка. Храм

.

'Люблю тебя, Виленка!'

‘Люблю тебя, Виленка!’

 

Раз уж на моем пути райцентр, надо по нему слегка поколесить. Без фанатизма. Но даже это затягивается на добрых полтора-два часа. Городок имеет население чуть более 10 тысяч. Дороги, в целом, неплохие. Есть ветхие здания, но их помаленьку ремонтируют. Рязанщина медленно, но верно поднимается из былой разрухи.

 

админская города

админская города Михайлов

.

таджиков не замечено

таджиков не замечено

.

больница

больница

 

«Спасая этот трактор (а заодно и урожай) от пожара, погиб работавший на нём механизатор совхоза им. Чапаева А. А. Мерзлов.» Стоил ли урожай 1972 года такой жертвы?..

 

трактор Мерзлова

трактор Мерзлова

 

Другое дело, если б то был урожай сороковых…

 

. . . . ~~~~~~~~~~~~~~~~ . . . .

 

Когда-то, в августе далекого 2004 года мы с другом проезжали Михайлов, направляясь в село Рачатники, в котором Лёня хотел купить дом для своего непутевого отца. Стоили тогда дома с участками от 20 тыс.руб., такие были времена. Однако интернеты в стране только начинали развиваться, посему приходилось шерстить «Из рук в руки» и живьем ездить на смотрины – какие уж там фотографии… И у меня не было ни мобильника, ни компа, а только старая пленочная мыльница «ЛОМО Смена-8М».

 

Полуразвалившийся дом за 1000 $ – даже тогда это было слишком. На полу среди мусора валялись шприцы…

 

немудрено, что у Лени заболел зуб...

немудрено, что у Лени заболел зуб…

.

 

Не солоно хлебавши, поплелись мы на шоссе ловить авто. На протянутую руку Лени никто не реагировал. Первый раз в жизни я принялся «голосовать», и уже через пару минут нас за 100 рублей согласились подбросить 60 км до Рязани, где мы трусцой успели на последнюю электричку. Иначе ночевать бы нам в чистом поле и без теплой одежды…

 

. . . . ~~~~~~~~~~~~~~~~ . . . .

 

Но ныне в моей памяти не осталось и следа от того Михайлова 11-летней давности, так что открываю для себя город заново.

 

типа парк

благоустраиваемый склон и родник

 

Принципиально игнорируя всякие «Магниты», направляюсь на рынок частников, где покупаю кг [черно]слив за 50р, ведро яблок (~2 кг) за 80р и баночку меда. Мне до кучи предлагают зеленые сливы; пробую – да, вкусные. Но у меня остается только 30р мелочью, а 1000р менять не хочется. Еще есть 10€ и карточка, но бабки-дедки их не принимают. =)

Список яств пополняет михайловский кефир 0,5 л, купленный уже в селе за городом. Жидковат, но вкус интересный. Хранится 5 суток, но от «Избенки» кефир все же вкуснее.

 

вокзал такой же, как в Прудах

вокзал такой же, как в Прудах

.

и еще храм

и еще храм

 

Пустое безымянное шоссе на Чернаву мне сразу понравиЛось.

Где-то тут вижу «Копейку» с дважды старыми номерами **-** РЯЧ, белые символы на ч0рном фоне. Очень большая редкость в наше время. Как призрак прошлого…

 

поле Мерзлова

поле того самого Мерзлова…

Upd: вот статья в ЖЖ про того парня. Даже и не знаю, тут не сделаешь однозначный вывод…

Сам я из тех, кто привык все «взвешивать» — типичный рационалист (не в плане денег). А в 18 лет я мало что соображал в вопросах жизни, хотя и пришлось зарабатывать на хлеб с 15-ти…

 

поля и перелески Михайловского уезда

поля и перелески Михайловского уезда

.

пушистые ивы

пушистые ивы во влажных низинах

 

С купленными сливами вскоре происходит нестыковочка. Точнее, наоборот – полная стыковочка! Они все полопались в пакете и дали течь. Обнаруживаю это в селе Голдино, присев на перекус у памятника ВОВ. После трех яблок приходится уплетать весь этот килограмм слив! Ну, за вычетом косточек. Часть слив оказалась кислой, ну а так – сливы как сливы. Но вот животу моему это не очень понравилось, и он поныл часок-другой. Но не лопнул.

 

храм в селе Голдино

храм в селе Голдино

 

На «чернавском тракте» много заброшенных храмов — больше, чем действующих. У одного из них оборудован колодец, из которого мне, даже полураздетому, не грех набрать воды.

 

храм в бывшем Половнево

храм в бывшем селе Половнево

 

А виды продолжают радовать.

 

поля и перелески Михайловского уезда

поля и перелески Михайловского уезда

 

Вот и следующий район – Скопинский.

Попадаются «украинские» дома в селениях. И, начиная примерно с этих мест, прекращают встречаться московские дачи.

 

'украинский' дом и сухое дерево

‘украинский’ дом и сухое дерево

.

заросший храм, село Богослово

заросший храм, село Богослово

 

Где-то тут проходит водораздел бассейнов Оки (Волги) и Дона. Стало быть, достигаю самой высокой отметки дня.

 

поля и перелески Скопинского уезда

поля и перелески Скопинского уезда

 

А время уже 6 вечера. Прикидываю, сколько мне еще пилить до Чернавы – 30 км. Через полтора часа начнет смеркаться. Но я делаю ставку на ветер и сброс высоты, и включаю третью скорость в надежде проскочить Чернаву дотемна.

Давненько я не видел «кукурузников» над полями, еще с Краснодара в 2013 году. Пытаюсь заснять, но получается мелко, посему здесь приводить не буду.

А вот дачи ни фига не кончились! В селе Липяги замечаю характерные дома и московские авто. Охота ведь народу за 250-300 км мотаться и жечь топливо…

Мне же остается упорно крутить педали, сжигая «сливовые» калории. Вроде как едешь 25-30 км/ч, но пара горочек и пара остановок – и средняя получается всего 20.

 

Как ни крути, зачетная эта «чернавская дорога» – трафик тут слабый, а покрытие и виды – весьма неплохие. Шоссейникам бы понравилось. И даже Валентину Гвоздеву. Я же решаю эти 75 пустынных км в будущем как-нибудь повторить. Можно и вперемежку с соседними грунтовками.

 

Ровно перед закатом пересекаю мост через речку Паника и достигаю центра Чернавы. Теперь можно чуток пошариться по главной улице, а потом ехать ночевать в сторону Дона и границы областей.

 

Делаю очередной снимок, и тут меня обгоняет немолодой велосипедист на советском веле, дополненном планетаркой и обвешанном всем-чем-только-можно, конкретный такой колхоз. На руль присобачен приемник или мафон, из которого довольно громко звучит попса. А сзади торчит антенна, как у таксистов. Жаль, что сфоткать это чудо мешают сумерки. Крутит он бодро, причем в мою же сторону от села. Я же качу следом и понемногу увеличиваю отрыв, а потом ухожу вбок на грунты.

 

Накат 132 км (9:30-20:30), Полыновка ~ Виленка ~ Михайлов ~ Голдино ~ Горлово ~ Чернава.

 

Если прошлым вечером остановился на ночь недалеко от границы Московской и Рязанской областей, то на этот раз – граница Рязанской и Липецкой. Причем лесополоса, под которой я расположился, и является этой самой границей. Так что трудно сказать, в какой области я сижу. Предположительно, в Липецкой, в полуметре от границы. =)

Место вроде как неплохое. Заходит желтая растущая Луна, хорошо виден Млечный путь – засветки тут почти нет.

Наедине со звездами я ужинаю пшенными хлопьями с медом и кефиром, запиваю зеленым чаем с хлебцами и «глотком» пыльцы, которую взял из вчерашней Москвы.

 

Все фото дня — на я.фотках.


 

День 3

 

Место себя оправдало тишиной и спокойствием. Палатка стояла в 200 м чуть ниже грунтовки, по которой, судя по всему, так никто и не проехал. Было всего несколько маленьких комариков, да и то они не на меня лезли, а бились внутри палатки об стену. =)

МТС замечен не был, а МегаФон ловил только на одну «палку», но мне этого вполне хватило. С недавних пор мне перепала и SIM’ка Beeline, так что вся «большая тройка» теперь у меня в кармане.

 

привал-ночевка №2, под дубовой полосой

привал-ночевка №2, под дубовой полосой

привал-ночевка №2, под дубовой полосой

 

День начинается маленькими облачками – красиво. Веселее, чем просто ясное небо. Впереди – кусок Липецкой области с Доном, а потом Тульская.

 

приграничные рязанские поля

приграничные рязанские поля

 

Пересекаю Дон по каменистому мосту, который станет самым южным пунктом поездки, и какое-то время еду по прибрежной грунтовке. Проезжаю мимо авто-палаточников. Внезапно колея выводит на крутой склон – приходится карабкаться, не покладая лап.

 

крутой подъем у Дона

крутой подъем у Дона

 

Конечно же, в награду получаю живописный обзор долины.

 

донская долина на стыке трех областей

донская долина на стыке трех областей

донская долина на стыке трех областей

 

Попадаются заросли терна. Поначалу я их не опознал, а потом дошло – те же сливы, только хуже. Пробовать не стал. =)

Продолжаю движение то верхом, то низом.

 

у Дона с липецкой стороны

у Дона с липецкой стороны

 

Хотя по прогнозам ветру надлежит стать более восточным, он упорно остается северным. Но после вчерашних 132 км гнать мне не к спеху. Ну, если только на спусках.

 

красивый спуск к Бегичево

красивый спуск к Бегичево

 

Небольшой кусочек Данковского района заканчивается, и на тульской стороне я наблюдаю эпический экспонат в рабочем состоянии, а также среднюю общеобразовательную школу длиной 15 метров.

 

мотоцикл с коляской "Иж" и товары повседневного спроса

мотоцикл с коляской «Иж» и товары повседневного спроса

.

средняя школа (!) и ВОВ в Грибоедово

средняя школа (!) и памятник ВОВ в Грибоедово

 

По указателю на шоссе к некоему «прощенному колодцу» спускаться мне совершенно лениво, наберу воды и позже. Километрами позже какой-то автомобилист меня спросил, как к этому колодцу ехать. Стало понятно, что то место связано с Куликовской битвой. Более того, судя по Wikimapia, место там трижды православное.

 

Вот и Куликово Поле. А точнее, его Красный Холм. Не доезжая комплекса расположено необычное заведение – его строения мне напомнили скульптуры «АрхСтояния».

 

кафЭ 'Куликово поле'

кафЭ ‘Куликово поле’

 

Храм-памятник меня впечатлил, хотя он воссоздан по подобию в 20-м веке. В самих его чертах и формах чувствуется та еще древность, когда разница между крепостью и храмом только начинала вырисовываться. И этот храм выглядит очень функционально – почти ничего лишнего, не считая куполов-украшений.

 

храм-памятник Сереги Радонежского

храм-памятник Сереги Радонежского

храм-памятник Сереги Радонежского

 

Вторым объектом является колонна – фаллический символ Дмитрия Донского. Кроме своего размера и «византийского» полумесяца в основании креста, сий столп ничем сходу не выделяется. Ну, разве что буковки древнерусские наличествуют. Впрочем, мне как Дмитрию и любителю Дона можно и причаститься. =)

 

колонна в честь Дмитрия Донского

колонна в честь Дмитрия Донского

 

Третьим объектом комплекса можно назвать смотровую площадку, но никакого дополнительного возвышения там нет, тусит народ, да и вид скромный. У меня по пути на каждом пригорке такая смотровуха. =)

Поэтому нахожу уютную лавочку под деревом для передыха. Рядом растут яблони, и некоторые яблоки весьма недурны на вкус. Несколько штук беру с собой в дополнение к купленным на рынке.

 

Вроде и смотреть особо нечего, а проторчал я тут больше часа. Продолжаю движение на запад.

 

Красноубийцы... Краснобуйцы!

Красноубийцы… Краснобуйцы!

.

в селе Красные Буйцы. Как ни странно, это храм

в селе Красные Буйцы. Как ни странно, это — храм

 

Лихо спустившись с высокого берега, упираюсь в бродик через р. Сури (странное название). Но мыться пока надобности нет, да и рядом, опять же, есть авто-мостик.

 

брод через р. Сури

брод через р. Сури

.

предзакатное поле с пылью от грузовика

предзакатное поле с пылью от грузовика

 

Пыльный большак через предзакатные поля выводит в Бахметьево, село с элементами «агрогородка». Вечер субботы, и я спешу побыстрее проскочить мимо злачных мест, скрывшись за рощей. Поплутав немного по полям, выезжаю на слабо наезженную колею. Вдоль нее растут нечастые березы – такое редколесье мне подходит, и я завершаю этот день более-менее засветло.

 

Накат 77 км (10:30-20), Катараево ~ Грибоедово ~ Ивановка ~ Кичевский ~ Бахметьево.

 

Все фото дня — на Я.Фотках.

 

Продолжение похода ==>


remont_velosipedov

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост