10 ноября 201523:45

Дон и Красивая Меча ‘2014. Окончание

привал-ночевка №10, в поле близ пл. 313 км

[начало тут]

 

Лес, где я ночевал, для меня необычный – вроде сосны, березы и все такое, а в богатом подлеске желтеет цветущая акация карагана. Где-то весьма рядом визжит бензопила, и падают деревья. Хорошо, что не на меня.

 


в лесу перед Задонском у привал-ночевки №7

 

17 мая, день 8 – Задонск и Галичья Гора

 

Городок мне сразу понравился, уютно здесь. А население всего 10 тыс.

 

кафе 'Велосипед'

кафе ‘Велосипед’

.

площадь на пересечении Крупской и Советской

на пересечении Крупской и Советской

 

Тут меня какой-то мужчина принял за местного, спросив что-то. В этом есть доля правды, часть моих корней – тульско-липецкие. А в кафЭ «Велосипед» я не заходил, это неспортивно. Продолжил осмотр улиц.

 

Шесть этажей – это больше пяти! В народе этот дом называется “Титаник”.

 

разливное пиво и дом-'Титаник'

 

Соседняя забегаловка с разливным пивом меня все же соблазнила, только вот зря купил целый литр, хватило бы и половины. В «Магнит» не пошел из-за отсутствия удобного места для байка, так что отоварился в РайПО. Прикупив, конечно, полторашку липецкой минералки. «Вам с Петром, или такую?» – спрашивает продавщица. Мужик рядом подсказывает: «Эта вкуснее». И действительно, вкуснее! А “с Петром”, купленная днем позже, оказалась отстойной.

 

В городке есть и компутэры в службе быта, и заброшка у сверкающего монастыря.

 

монастырь и брошенный дом

монастырь и брошенный дом

 

Приятный, в общем, городок. Хотя через него проходит бесплатный дублер М4, но дороги хорошие, фуры ездят тихо и через улицу их уже не слышно.

Мне уже охота пива с сушками погрызть, добрых два часа по Задонску колесил. Перед выездом заглянул в лавку местного хлебозавода, а там вся выпечка – с “веществами”. Ну и обойдусь. Проезжаю мимо еще трех храмов и вижу удобную автобусную остановку для “пивного возлияния”, как любит выражаться некто Слава-байкер.

 

монастырь в селе Тюнино

монастырь в селе Тюнино

.

остановка в селе Тюнино

 

Целый литр… Упьюсь ведь на жаре, а потом в женский монастырь! А пиво попалось очень вкусное. Темное «Münker», Дзержинского пивзавода.

 

На монастыре череда “задонских” храмов закончилась, и эту характерную архитектуру колоколен я стал называть “задонским типом”.

Хотя не, еще не закончилась, Кашары тоже рядом.

 

храмы в селе Кашары

 

Лесопосадки – это хорошо, но многие березы не выдерживают сухой жары и на этой широте.

 

дохлые березы

дохлые березы

дохлые березы

 

Особенно настораживает сухостой под ЛЭП – одной молнии хватит поджечь эти “спички”…

 

Заповедник «Галичья Гора» состоит из нескольких небольших участков. На одном из них располагается хозяйство, админы, музей природы и пугливые хищные птицы на привязи…

 

в усадьбе заповедника 'Галичья гора'


Дневное пекло в этот день достигало +33 в тени, и сильный боковой мордник, хоть и снижал мою скорость, но дул во благо. И вот, под конец дня наслаждаюсь вечерней прохладой и тихим пустым шоссЭ.

После Задонска часто замечаю московские номера, а в Воронежской области видел только две 190rus. Тульских, однако, пока ни одного. А еще до сих пор встречаются укро-домики с маленькими окнами и сине-голубыми рамами.

 

После Скорняково вообще тишь да гладь, один мобиль раз в 5-10 минут проезжает.

 

кайфовый пустой асфальт

 

За час до заката мне приглянулась красивая долина, где и остановился на ночь в соснах.

 

сухая долина

сухая долина

 

Пока искал место для палатки, совсем близко пробежала косуля или лань. Вокруг меня целый птичий хор, и совы ухают. С приходом темноты долго кричала лиса – то оттуда, то отсюда. Поставился я близко от ее норы, посягнув на ее территорию, вот и бегала кругами. А ниже, в русле запруженного ручья устроили концерт лягушки. И ни души, как в заповедной глуши…
А то, что принял за засветку от Липецка, оказалось заревом восходящей Луны.

Накат 79 км (13:00-20:50).

 

Больше фотографий — на я.фотках.

 

 

18 мая, день 9 – Троекурово и лосизм

 

Место привала, без сомнения, удалось. Да, без завораживающих видов и красот, но и без кровососов. С благоухающими соснами. И вообще – душевное место!

 

привал-ночевка №8, в соснах близ Докторово

привал-ночевка №8, в соснах близ Докторово

'цветущие' сосны на привал-ночевке №8

 

Но как же без «ложки дегтя» – от друга приходит сообщение о том, что мне надо быть на работе через два дня. Поворачивать в Елец и ехать оттуда на ПДС нет желания, так что придется лосить в Ефремов… Что ж, ветер сегодня восточный, и не менее сильный, чем вчера. До устья Красивой Мечи осталось всего 15 км, а там он уже попутный будет.

 

Впереди маячит какое-то «квазибуржуйское» предприятие. Выглядит опрятно, цивильно, флаги висят. Оно, конечно, понятно, что полстраны “скупил” Запад. Но это ж делается не для людей, а для наращивания капитала… Например, расположенный неподалеку Лебедянский завод (известен по сокам “Тонус”) купило PepsiCo, и сразу вкус этих соков ухудшился.

 

deutsche-инвест

deutsche-инвест

 

Впрочем, прилегающее село Докторово тоже цивильно и опрятно.

 

Ленин и админская сельсовета

Ленин и сельсовет

 

Полтора храма прилагаются.

 

два храма

.

храм из серии 'слава роботам!'

храм из серии ‘слава роботам!’

 

Впереди последний мост через Дон на моем пути (ниже устья Красивой Мечи). Вода мутновата, но пот смыть сойдет. (Из-за малоснежной зимы даже в среднем течении Красивой Мечи вода была мутная.)

 

мост через Дон у села Вторая Куликовка

мост через Дон у села Вторая Куликовка

 

Пересекаю Дон и ЖД. У села Тютчево – устье Красивой Мечи, но проезжаю мимо — мало времени…

 

Дорога дальше замечательная.

 

годная дорога!

 

Село Троекурово – это яблоки и монастырь.

 

яблоки и монастырь в селе Троекурово

монастырь в селе Троекурово

 

А еще тут есть остатки плотины и малой ГЭС.

 

плотина бывшей ГЭС у села Троекурово

бывшая ГЭС у села Троекурово

 

Продолжаю лосить по грунтам вдоль Красивой Мечи.

Зачастую колеи настолько каменистые и трясучие, что по ним лучше гонять налегке на двухподвесе. С поклажей надо выбирать что-то поровнее.

 

трясучая колея вдоль Красивой Мечи

 

А вообще, по возможности лучше ехать по высокому берегу, чем низом. Сверху виды намного красивее.

 

Красивая Меча у урочища Кузьминки

Красивая Меча у урочища Кузьминки

 

Очередной храм – гибрид “задонского стиля” и серии ”слава роботам!”.

 

храм в урочище Кузьминки

храм в урочище Кузьминки

 

По сравнению со вчерашней жара немного спала, в тени не выше +30. Подъехал к броду с перекатами обмыться.

 

Вот уже и Тульская область.

 

ковыль на границе областей

ковыль на границе областей

.

безбашенный храм в селе Хомяково

безбашенный храм в селе Хомяково

 

Небо некстати стало заволакивать тучами, и где-то локально дождило. Но меня сия участь миновала.

 

Но конец дня я себе все-таки подпортил, купившись на тропу-колею вдоль берега. При попытке расчистить место для палатки среди кочек и груше-подобных кустов внезапно обнаружил на ногах аж двух клещей, еще не успевших присосаться!

 

красивые заросли, но много клещей

 

Несмотря на сгущающиеся сумерки, повалил я оттуда подальше. Пролосил еще 5 км и встал сразу за деревней Дубики, так как уже почти стемнело.

Так что, граждане-товарищи, лосизм ни к чему хорошему не приведет. Весь день прошел как-то наперекосяк, а в довершение всего пролил в палатке горячий напиток из цикория. В который раз подтверждается правило, что неприятности цепляются одна за другую, и многое в пути зависит от настроя. К тому же, этим вечером выясниЛось, что гнал я напрасно, срочных дел на работе таки нет! Эх, ежкин кот, надо было утром созвониться…

Кстати, по поводу связи (с поправкой на 2014 год, конечно). GSM-3G модуль мобильника я обычно включал вечером-ночью на привалах. И несколько раз МТС не ловило. У BeeLine в Черноземье покрытие лучше, он был почти всегда. А этим вечером в одной из точек нашлось все, кроме МТС – BeeLine, МегаФон, Tele2, причем у кого-то из них 3,5G.

 

Накат 104 км (12:30-22:00). Да-да, средняя всего 11, и ветер попутно-боковой, но это был лосизм! Ибо +30*С, грунты разного качества, остановки на помыться, попитаться и на фото.

 

 

19 мая, день 10 – Ишутино городище и ‘старые’ места

 

Несмотря на близость деревни, место, которое я выбрал вчера впопыхах и в потемках, оказалось очень даже ничего. А рядом так вообще красотень!

 

привал-ночевка №9, за деревней Дубики

 

живописный овраг и лес у привал-ночевки №9, за деревней Дубики

живописный овраг и лес

 

Раз уж мне некуда торопиться, сделаю разгрузочный день. С петлей на Ишутино городище и концовкой где-нибудь у платформы Непрядва севернее Ефремова.

 

Само городище – это поросшие валы на высоком берегу, раскопов там нету. Фишка не в этом, а в живописном обзоре. Ну, и плотине с перекатами.

 

известняковый холм и путь-дорога у Ишутина городища

известняковый холм и путь-дорога

.

Красивая Меча у Ишутина городища

Красивая Меча у Ишутина городища

 

Ветрище сверху такое, что перекусить за столиком удалось с трудом – сдувает хавчик-то!

 

столик на вершине холма у Ишутина городища

 

При этом продолжается нетипичная для мая жара. А небо сегодня безоблачное.

 

Дальше предстоял знакомый по прошлому 2013 году путь через село Солдатское, только в обратном направлении. “Покрытие” там со множеством ям и дробленкой. Короче, даже для велосипеда там жесть. Много, однако, зависит от местного самоуправления – с такими дорогами тульские деревни и села обречены на вымирание и урбанизацию. В магазине Солдатского выбор продуктов небольшой, а где-то магазов вообще нет – неохота людям трястись по таким дорогам и убивать подвеску.

Еще иногда замечал триколоры, развешенные на частных домах, сараях и вообще. В липецких селах такого не видел. Что это – гордость за свою разруху?..

 

В природном же плане места здесь замечательные – Красивая Меча более чем оправдывает свое название. Как и прошлый раз, путь мой снова лежит мимо Конь-камня и села Козье, где мы с Вованом прятались от шквалистого ливня под крышей навозохранилища.

 

Красивомечье у села Козье. Пушистые холмы и пятнистые луга

Красивомечье у села Козье. Пушистые холмы и пятнистые луга

.

Красивомечье у села Козье. Впереди - Конь-камень

впереди — Конь-камень

 

А самая-самая Красивая Меча – у Красной горы, где нагромождения валунов.

 

Красивая Меча у села Козье. Пятнистые луга и пушистые холмы

пятнистые луга и пушистые холмы…

.

поворот Красивой Мечи у Красной горы. Пушистые холмы и пятнистые луга

 

Снова еду мимо полуразрушенного храма. Замечаю тут гадюку.

 

кладбище и взорванный в 1930-х храм близ Кочергинки

кладбище и взорванный в 1930-х храм близ Кочергинки

 

Колея вдоль берега здесь тоже камениста, ехать надо внимательно.

 

Красивая Меча близ Кочергинки

Красивая Меча близ Кочергинки

 

Что ж, скоро я покину берег, поэтому останавливаюсь в “прошлогоднем” месте и полностью окунаюсь голышом, пусть вода и мутноватая.

 

Вот теперь можно сказать Красивой Мече «до свиданья!»

 

полевая дорога на Большие Плоты

полевая дорога на Большие Плоты

 

Выровненная грейдером черноземная дорога с видом на предзакатное солнце – прекрасное завершение дня, да и поездки в целом.

Правда, мне надо проехать чуть дальше.

 

Пересекаю платный участок М4, от которой до платформы Непрядва остается всего 6 км. План простой: последняя ночь в палатке, и завтра уезжаю на пригородном поезде в 12:17.

По пути к ЖД вижу карьер, красиво подсвечиваемый солнцем. Но нет, в нем ночевать я не буду. =)

 

карьер близ пл. Непрядва

 

Сворачиваю на грунты, проезжаю краем полуживой деревни Екатериновка и по исчезающей в поле колее качу вниз до того, пока деревню не скрывает холм. Так на склоне поля с видом на ЖД и остался ночевать, закрывшись одиноким деревом. Казалось бы, кто меня здесь побеспокоит?..

 

Накат 76 км (12:20-20:40).

За 10 дней получилось 797 км. Но впереди еще 300 на пригородных.

Все фото дня — я.фотки.

 

 

20 мая, день 11 — путь домой. РА2 и ЭМ2

 

Конечно, можно бы ехать и дальше на север, но гаджеты мои планово разрядились, и даже газа в баллоне хватило вточняк. Так что пора домой!

 

Впервые за поездку просыпаюсь по будильнику, и вдруг в 8:45 с закрытой деревом стороны рисуется внедорожник. Проехав чуть дальше, таки замечает меня и сдает назад. Высовывается усатый местный, похожий на прокурора агронома, и начинает допрашивать: «откуда едешь? (…) Из Россоши? прямо в Москву? а документы есть? что тут так встал? а навигатор есть? А как ты сюда попал? – тут дороги нет!» (как он сам тогда проехал, интересно?) К счастью, документы он не попросил и не вернулся. За кого ж он меня принял? За украинского беженца? Или бомжа. На титановом байке…

 

Как бы то ни было, сие событие сильно ускорило сворачивание моего лагеря. Вспомнилось «в траве сидел кузнечик … не трогал и козявку».

 

привал-ночевка №10, в поле близ пл. 313 км

привал-ночевка №10, в поле близ пл. 313 км

 

(перед установкой палатки пришлось разравнивать-утаптывать комковатый чернозем; для удобства вход застелил сухой травой, благо она рядом была)

 

В сторону Ефремова прополз дизель-поезд, на котором я и поеду обратно.

 

РА2 едет в Ефремов на участке Турдей-Непрядва

РА2 едет в Ефремов на участке Турдей-Непрядва

 

Выдвинулся я вовремя – только забираюсь на соседний склон, как внизу оврага материализуется УАЗик и пылит к “моему” дереву.

 

овраг близ пл. 313 км

 

К платформе 313 км пробраться не удалось, но в запасе достаточно времени, чтоб и до следующей станции Турдей докрутить.

Заснял на видео поезд «Лугань»… (для просмотра fullHD жмите «скачать»)

 

В “лучших” тульских традициях дорога у переезда состоит из крошева и колдобин. А у меня еще полчаса, за которые успеваю зайти в магаз, набрать воды из колонки и попытаться купить билет. Последнее успехом не увенчалось – вроде бы не мелкая станция, а касса тут не работает.

 

Накрутив от привала до станции 7,5 км, благополучно загружаюсь в подошедший “рельсовый автобус” РА2-095, в таковых дизель-поездах я еще ни разу не катался. Народу ехало совсем мало, так что байк расположил достаточно удобно.

 

В Узловой-1 выяснилось, что после стоянки в 27 минут этот же состав едет на Ожерелье. Такое происходит из-за идиотизма оао pid, решившего сократить максимальное расстояние пригорода до 200 км, и приходится “разрывать” маршруты. Вылезать с поклажей мне было лень, а оставлять надолго без присмотра стремно, поэтому взял билет у кондукторов с наценкой 50р. Впрочем, за провоз вело они не взяли, как и бригада предыдущего участка.

 

Что примечательно, уехал я 9 мая, а возвращался на «поезде Памяти». Этакий Победный велопробег получился.

 

РА2 на станции Узловая-1 Мск ЖД

РА2 на станции Узловая-1 Мск ЖД

 

Крайние вагоны РА2 при разгоне шумят моторами и вибрируют, поэтому перебазировался в средний. Благо, он тут есть, ведь сцепка возможна и только из двух “голов”.

 

в салоне РА2

в салоне РА2

 

В целом, творение Метровагонмаша мне понравилось. И скорость неплохая — на одном участке гнал под 100. Но с учетом кривизны путей и остановок общая средняя выходит не больше 50 км/ч. А вот жестковатая подвеска колесных пар и громкие пневматические “тссссфф” к концу 4,5-часовой езды порядком надоели. (для просмотра fullHD жмите «скачать»)

 

Заценил и уборную.

 

туалет РА2

 

Не доезжая Венева открылся настолько красивый вид, что сразу захотелось там побывать.

 

живописное место южнее Венева

живописное место южнее Венева

 

На видео (выше по тексту) заметен пожилой мужчина, пытающийся успеть. Таки он успел, причем уселся возле меня, и у нас завязалась беседа. Стал он рассказывать о своем советском прошлом и командировках по Союзу. Позитивный такой мужичок, но любит [неоправданную] охоту, о чем мы спорили вплоть до самого Ожерелья.

 

В Ожерелье я неудачно подхватил байк при спуске на низкую платформу и поранился. Пока клеился, прошло минут 7, а у меня была идея: вместо получасового ожидания электрички вкрутить до Тесны – это следующая платформа на Мск, да и платить на зону меньше. Доехал впритык – эти 8,5 км были лютым лосизмом с ориентированием на ходу! Люблю же я искать приключения на свою ЖЖ.

 

пл. Тесна Мск ЖД

 

Прибывшая ЭМ2 (откапиталенная ЭР2) – форменная «духовка», в которой открываются лишь половина форточек, и то под углом. Душно до безобразия, жара ведь. Чтобы охладиться, взял бутылку с водой и вымылся прямо в тамбуре. Позже взял у контры билет до Домодедово, хватит с них и этого. (Весь обратный проезд в конечном счете вышел даже чуть дороже, чем поезд до Лисок.)

Сам же вылез на М-Товарной-Павелецкой и за 20 минут был на М-Товарной-Курской, откуда уехал на Рижское направление. Все, моя вторая в жизни одиночная вело-многодневка была завершена!

 

Благодарю за внимание! Счастливых вам походов!

 

Все фото последнего дня на я.фотках.

 

Дмитрий Ховрин

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Как и годом ранее — ни проколов, ни поломок. Это во многом благодаря Володе — он мне заказал за бугром покрышки Schwalbe Marathon Extreme (увы, такие больше не производят), а также принимал активное участие в сборке байка в 2012 году и в замене запчастей по мере износа.
    И да — не ведитесь на уловки по замене цепей каждые 1-2 тыс.км! У меня цепи без замены ходят до 10 тысяч. И без дополнительного обслуживания.

  2. Дима Красавин:

    Лось! 🙂
    Респект и уважуха, шикарный маршрут, красивые фото, текст тоже не подкачал.
    А вот история с мужиком на УАЗе не порадовала. Не там террористов ищут, шакалы.

    1. =)
      А на УАЗе ехал уже кто-то другой. Тот-то был на иномарке. Впрочем, не важно, главное — без последствий.
      Благодарю за отзыв, буду стараться дальше, пока есть «порох в пороховнице»!

  3. Натка-Тайга:

    Шикарный отчёт — прочла на одном дыхании. Спасибо, что не ленитесь снимать и описывать!
    Собираемся этим летом в Ворголы отправиться и захватить немного Липецкой-Тульской обл.
    В Дивногорье бывали 2 раза — так и манит туда возвращаться.
    Пару раз ночевали в палатке, если честно — страшно, столько звуков природы вокруг, всё шуршит и шелестит, а тишина усиливает звуки, непривычные московскому уху))))
    Мы на авто.
    Удачных вам поездок!

    1. Благодарю душевно! Хотя, вот перечитываю свои строки сейчас сам — и понимаю, что оно больше похоже на отчет, а не рассказ. Позже я старался добавлять художественности и осмысленности, чтобы и самому приятно было.
      Вспоминаю свой первый опыт палаточный — как-то быстро оказываюсь в «своей стихии». Бояться в наших регионах некого, кроме отдельных двуногих, но от них спрятаться несложно. А вообще, страха быть не должно, а вот меры предосторожности — да.
      На Ворголе так и не был пока. Видимо, после Байкала заеду. 🙂
      Вам тоже всего наилучшего!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост