10 января 20161:57

Беларусь-2014. Часть 7: Копыль и Слуцк

часовня Варвары

[начало тут]
Место на этот раз вышло не таким удачным, как за Ивенцом, но все же. Рядом натоптаны тропинки, но в сухие июльские дни грибников можно не ждать.
Пусть вчера и закончилась западная часть Беларуси, столь любимая туристами, но древние владения Радзивиллов простирались и дальше на восток. К тому же, если все будут ездить только по замкам, кто будет освещать простую глубинку?

 

Райцентр Копыль (~10 тыс.чел.) и является примером простой белорусской глубинки с сельхоз-уклоном. И лица многих местных жителей мне видятся типично провинциальными. Однако архитектурные изыски остались и тут.

 

ряд старых зданий

ряд старых зданий

 

Наряду с этим имеется дом быта и другие отголоски советского прошлого, как же без них.

 

дом быта

дом быта

.

универмаг

универмаг

 

У здания ГАИ заметил велосипед Kross – редкость для таких мест, где большинство ездит на «Аистах».

 

Подходит к концу июль, и потихоньку дозревают ранние сливы и яблоки. В частном секторе на северо-западе Копыля много слив желтых сортов уже попадали на землю. Часть деревьев растут прямо у дороги, и, пользуюсь таким изобилием, я наедаюсь сладких плодов, запив их водой из колонки возле храма. Завидя туриста, кто-то из местных информирует меня о гораздо более благородном источнике под замковой горой. На которую, кстати, и залезть можно. Обожаю смотровушки! Туда мне и дорога.

Сначала обнаруживается часовня, а за ней и родник. Весьма скромные.

 

А вот замковая гора по совместительству является и городищем раннего железного века. С нее открывается вид на пруды, стадион, а также серую и невыразительную 5-этажную застройку.

 

пруд на реке Мажа

пруд на реке Мажа

.

вид с замковой горы

вид с замковой горы

 

Несмотря на маленький размер города, Копыль имеет свою полноценную, замкнутую КАД длиной 10 км. От нее во все стороны лучами расходятся 9 дорог. Несколько кварталов, как и в Минске или Москве, лежат за ее пределами. Ну, а в юго-восточной части город заканчивается раньше кольца, уступая место возделываемым полям.

 

поле, рулоны сена

поле, рулоны сена

 

Бывает, что на дорожных указателях по причине то ли экономии, то ли лени не наносят знак буквы «у краткая», оставляя просто «у». Вот проезжаю мост над рекой Удава. Не сразу до меня дошло, что это была Вдова!

…Один райцентр – хорошо, а два – еще лучше. Главное – успеть. Зря я предпринял попытку объезда загруженного участка шоссе перед Слуцком – не стоило оно потери времени. Да и объехать удалось только половину из 7 км.
Но время еще есть. 60-тысячный Слуцк для меня начинается со станции, на которой останавливаются 9 пар поездов на Солигорск, Осиповичи, Барановичи. В отличие от РЖД, БЧ не сокращает пригородные перевозки. При этом наполненность вагонов очень низкая, и стоимость проезда в 3-4 раза ниже, чем в РФ. Очевидно, БЧ живет на дотациях, особенно учитывая то, что электроэнергия и нефть, по большей части, покупается в РФ.

 

водонапорная башня у ЖД станции

водонапорная башня у ЖД станции

 

Кстати, бензин здесь стоит столько же, как и в РФ. Ну, или совсем чуть-чуть дороже.

 

В отличие от аграрного Копыля, Слуцк – город рабочего класса, промышленный центр. В основном, это пищевое производство – хлеб, сыр, мясо, сахар. Слуцкий сахар часто можно увидеть и на московских прилавках.

 

дом со звездами

дом со звездами

 

А слуцкий хлеб мне попался еще в Несвиже. Причем, чисто ржаной, без пшеницы, и при этом вкусный. Не зря где-то в глубине городского парка стоит «хлебосольная» статуя с караваем.

 

От старого города времен династии Радзивиллов почти ничего не осталось. Даже замковый холм, и тот срыли, построив на месте культурного наследия новый Дом культуры…

 

ДК и стая голубей

ДК и стая голубей

 

Но и в современном Слуцке есть приятные уголки. Больше всего мне понравился сквер у красивой часовни-новодела. Во многом благодаря робинии-лжеакации – ее я вижу впервые за все эти дни.

 

часовня Варвары

часовня Варвары

 

Ну и, конечно, мягкий золотистый свет садящегося солнца немножко преображает все вокруг.

 

ВОВ и доска почета

памятник ВОВ и доска почета

 

Между тем, этот вечер – пятничный. Рабочий народ гуляет и пьет сомнительный разливной квас.

 

Кто – квас, а кто и покрепче. На аллее у доски почета меня спрашивают о целях поездки и посещении этого захолустья. Ну, прямым текстом объясняю им про Викимапию и то, что мне хочется охватить разные части страны. В ответ последовало одобрение и просьба сфоткать их на память, даже несмотря на то, что они не являются неподвижными объектами. =)

 

выпившие граждане

выпившие граждане

 

На этой стороне тоже есть красивое место у памятника слуцким поясам, которые отделывались серебром да золотом, и носили их исключительно аристократы, чтобы подчеркнуть свое ЧСВ величие.

 

Слуцкие пояса

Слуцкие пояса

 

И напоследок можно отметить старейшую школу Беларуси, основанную в 1617 году (хотя в то время на месте РБ была Rzeczpospolita). Ныне это гимназия №1.

 

Направляюсь дальше на восток. После череды деревень асфальт сменяется трясенкой, ведущей мимо подобия леса. У его края растут мои давние знакомые – «смоленские» ивы. Привет, высокая трава, влажность и комары! Я забрался южнее 53-ей параллели, но местность вокруг напоминает север Подмосковья.

Накат 76 км (14-22ч), Котельники ~ Копыль ~ Докторовичи ~ Селище ~ Слуцк ~ Бондари.
Я.Фотки.

 

 

День 19: Осиповичи

 

Ночь прошла в километре от ЖД, но шум редких поездов глушила зеленая стена кукурузы. Вечером ради интереса я посмотрел пригородное расписание в Сети, и меня охватила идея подкараулить и заснять состав на ближайшем переезде.

Благодаря этому я собрался за рекордно короткое время (на тот момент) – немногим больше двух часов, и двинулся из своего не очень уютного укрытия к переезду.

 

Прибываю я на место по расписанию, но пригородный задерживается. Вот и причина задержки – по однопутной линии в сторону станции Слуцк проследовал древний ТЭП60 с шестью пассажирскими вагонами. [для fullHD жмите «скачать»] (Кстати, ТЭП60 продолжают водить составы только в Беларуси, в других местах эти тепловозы списаны.) Это так называемый межрегиональный поезд – длина его маршрута больше, чем у пригородных, но не дотягивает до дальнего следования. В таблицах расписаний на вокзалах БЧ разным типам поездов соответствует свой символ в виде цветка, и это удобно.

Дизель-поезд ДР1П-099 в сторону станции Осиповичи-1 прошел десятью минутами позже.

 

ДР1П-099 отправляется от о.п. Загродье

ДР1П-099 отправляется от о.п. Загродье

 

Удовлетворив свой ЖД интерес, начинаю двигаться в сторону селения Повстынь по насыпной дороге, но пыль от частых грузовиков заставляет передумать. Поэтому решаю ехать южнее ЖД. И правильно – к Мерешино ведет живописная грунтовка, давненько я по таковым не катался!

 

полевая грунтовка

полевая грунтовка

 

Но который уже день нет дождей, и полевые дороги превращаются в пылевые. Запоздало срабатывает неписаное правило: «куда ни поеду, везде засуха».

 

пылища

пылища

 

После Мерешино Слуцкий район заканчивается, сменяясь небольшим участком Любанского в виде поселка Уречье, а потом уже Стародорожским. Основное предприятие Уречья – спиртзавод. Но, несмотря на выходной день, на улицах я заметил только одного пьяного.

 

Второе предприятие – это совхоз, награжденный в 1972 году за ударный труд.

 

почетный СПК

почетный СПК

 

Наряду с привычными «Палессе» трудится на полях и «Дон» производства РФ. Его «ударный» труд отмечен вмятиной на корпусе. =)

 

помятый комбайн

помятый комбайн

 

Сельские магазы дальнего отшиба Стародорожского уезда выглядят примерно так:

 

магаз деревни Аточка

магаз деревни Аточка

 

А в магазе Уречья я решил побаловаться пивом, но вместо темного по ошибке купил крепкое, неправильно поняв слово «моцнае». Выяснилось это на платформе Аточка, где я его и оприходовал.

 

Из наблюдений: иногда красно-зеленый флаг на авто-номерах выцветает, становясь желто-синим. Такой вот спектральный сдвиг. А в деревнях, да и вообще, часто встречаются тарелки «Триколор-ТВ».

 

В целом, по сравнению с западными районами, культурный уровень населения немного упал. Например, замечаю надпись «RAP» на мусорном бачке. А еще впервые за все дни мимо меня пролетел на скорости больше ста км в час какой-то шумахер без глушителя.

 

сосны, березы, поле

сосны, березы, поле

 

У деревни Дражно набираю килограмма три спелых яблок – среди них «белый налив» и какие-то с красным бочком.

 

После Дражно асфальт перешел в такую жестокую трясенку, что я, смачно матерясь, решаю остаток пути в Беларуси ездить только по шоссе. Вроде бы, терпеть всего 5 км, а бесит на все 100. После окончания тряски въезжаю в Могилевскую область, и далее до конца дня мне ждет привычный пустой асфальт. Изредка, у крупных деревень, на шоссе появляются вело-обочины. А местность становится более лесистой.

 

Когда я проезжал по мосту через реку Птичь, с берега какие-то мужики крикнули мне что-то нецензурное…

 

А колонок сегодня так ни одной и не видел. Заезжаю в деревню Мезовичи и нахожу там колодец. Пока набирал, на меня через забор лаял мопс. Хотя, лаем этот вопль жертвы селекции назвать трудно. Словно моська на слона…

 

Но через час последовала уже нешуточная угроза: за несколько км до Осиповичей на шоссе выскакивает свора мелких собак – больше 10 полудиких шавок. Хорошо, что незадолго до этого мужик на встречном веле предупредил меня об этом, и я сразу же надыбал в лесу толстую палку, которой и отмахивался на ходу. Даже сигналы проезжающего авто слабо действуют на стаю. Отстали они только когда я выехал за пределы их территории (видимо, окружения каких-то военных складов). Стычка закончилась ничьей – ни пнуть, ни подбить гадких псин мне не удалось.

 

30-тысячный райцентр Осиповичи живет машиностроением и узловой ЖД станцией, а в лесах вокруг города (да и в нем тоже) разбросаны военные объекты. На поверку это оказывается самый унылый из виденных доселе городов РБ.

 

храм деревянный

храм деревянный

 

В парке у памятника Ленину тусуются чиксы и гопота. А пешеходный мост через ЖД пути не оборудован пандусами! Это позор для узловой станции. Но все равно я лезу на мост, ибо лень делать крюк в 3 км.

 

паровоз Эм 726-23

паровоз Эм 726-23

 

Из города я направляюсь дальше на северо-восток, вдоль реки Свислочь.

 

мне снова прямо

мне снова прямо

 

Через несколько км встаю на краю леса в 300 м от шоссе.

 

Бывают в дальних поездках переломные дни, когда понимаешь, что надо поворачивать домой. Этот день и стал таковым, чему способствовала скучноватая местность и мелкие неприятности. А может, это накапливается усталость. Но сдаваться «без боя» – не мой вариант. Неохота мне возвращаться на ПДС. Посему открытым остается вопрос о дальнейшем пути: через 15 км шоссе упрется в неприступную реку Березина, и с этим надо что-то делать.

 

Накат 117 км (12-22:30), Заградье ~ Уречье ~ Горки ~ Великий Бор ~ Осиповичи ~ Поташня.

Я.Фотки.

 

 

День 20: Друть

 

Ночью мне приснился сон про раздвоение личности, которое из «духовного» превратилось в физическое. И как-то мне стало не по себе. С чего бы это?..

От лирики – к практике. Вариант пути через Березино и далее на Бобр я отбросил – слишком много лесов, скисну. Поеду восточнее, через Белыничи, а для доставки воспользуюсь cheat-кодом – дизель-поездом на Могилев.

 

Вот такой был вид с места ночевки:

 

поле и рулоны сена

поле и рулоны сена

 

Как говорится, – вперед и с песней! А поется мне «Ты – золотое лето, ты радостью вошло в сердца…» (ВИА Веселые Ребята), но при этом «Пора домой…» (Игорь Корнелюк).

 

На пути к станции Елизово проезжаю агрогородок Свислочь, находящийся у впадения одноименной реки в Березину.

 

4етыре ашыпкi

4етыре ашыпкi

.

магаз в старом здании

магаз в старом здании

 

Слияние двух крупных рек образует длинный полуостров с узким «горлышком» – почти идеальное место для крепости. Развалины старого замка еще можно наблюдать на городище-замчище.

 

развалины замка у устья реки Свислочь

развалины замка у устья реки Свислочь

.

слияние рек Свислочь и Березина

слияние рек Свислочь и Березина

 

На станцию приезжаю за 10 минут до поезда. Жилые дома здесь украшают не только бывшие шины и пластиковые бутылки, но и pixel-art! (крупный план доступен на ЯФ)

 

Станция цивильная, обслуживает стеклозавод и лесопилки.

 

На БЧ стоимость провоза бицикла равна полной стоимости проезда. Но даже «двойной» билет не бьет по карману – в сумме все равно получается меньше рубля за километр, что очень дешево.

 

билет елизово-друть

 

В качестве пригородного состава выступает разновидность «котопса»: ДРБ1, толкаемый сзади одной секцией «двойной Машки» – тепловозом 2М62У. Передняя половина головного вагона когда-то была моторной, но после списания оборудования его выпилили, увеличив пассажирский салон. Ну и крышу понизили. Осталась только кабина управления.

 

ДРБ1-08 на станции Елизово БЧ

ДРБ1-08 на станции Елизово

 

В любом случае, на таком я еще не ездил. Однако при посадке случается неприятность: решив, что мне удастся поднять в тамбур вел вместе с поклажей, я прогадал, и начать тупо орать и рычать от злости. Мне помог кто-то из пассажиров, но противный осадок остался. Бывает…

 

Наполненность вагонов составляет не более 10 челов, это менее 10%. Пять вагонов, ведомые тяжелым неэкономичным тепловозом – это поразительное расточительство. Да еще при таких низких ценах!

 

салон прицепного вагона ДРБ1-08

салон прицепного вагона ДРБ1-08

 

И внешне, и внутренне вагоны похожи на секции электричек, но слегка ýже и зачем-то на треть длиннее, из-за чего стук колес на стыках рельсов больше напоминает ПДС.

Автоинформатор – на русском, сочный такой мужской голос, почти как в метро. Его я тоже записал: можно послушать объявление станции и о.п.

На одной из станции сели немного пьяные мужики и стали громко обсуждать личную жизнь, иногда матерясь. Но один из них вскоре воззвал к совести, после чего громкость они убавили и ругаться перестали.

А вот «псковская» остановка, размалеванная бандой «43К». Видимо, сказывается культурная близость РФ.

 

о.п. Ольховка

о.п. Ольховка

.

о.п. Развадово

о.п. Развадово

 

Но вокзалы и пристанционные здания поддерживаются в чистоте и порядке.

 

станция Несята

станция Несята

.

болото зарастает

болото зарастает соснами

 

62 км поезд преодолевает за 1 час 20 минут – с учетом 10 остановок средняя путевая скорость получается около 45 км/ч, что не так уж и плохо, даже с учетом того, что профиль пути по большей части прямой, поворотов мало. Все-таки тепловоз разгоняется медленно, это вам не электричка. [для fullHD жмите «скачать»]

 

Здесь мой путь поворачивает на север вдоль реки Друть по пустым шоссе. Участок дороги до Белыничей – очень лесистый. Дабы не соскучиться, от первой же деревни (Городище) я пытаюсь какое-то время проехать по грунтовкам поближе к реке. В конечном счете это приводит к пешке через поле, и, вернувшись на асфальт, больше подобных попыток не предпринимаю.

 

совхоз Друть

совхоз Друть

 

Леса здесь смешанные, и много сосен, как в Мещере. Но влажного ивняка тоже хватает, особенно по берегам речушек – притоков Друти, в одном из которых я окунаюсь в прохладную прозрачную воду ржавого цвета (наверное, это из-за торфа).

Три дня назад, еще за Несвижем, в деревне Солтановщина я проезжал «банно-прачечный комбинат». Хм, мне бы он сейчас не помешал, но довольствуюсь ополаскиванием в речной воде.

 

Купание прибавило бодрости и настроения. Качу себе и напеваю старую песню молодой Пугачихи: «Счастье — что оно? та же птица: упустишь, и не поймаешь; а в клетке ему томиться — тоже ведь не годится, трудно с ним, понимаешь?..»

 

На полпути к Белыничам находится агрогородок Техтин. Фоткаю я его Дом культуры, и на меня огрызается немолодой вело-колхозник, посчитав, что снимаю газонокосильщика. «Человек работает, а ты хней маешься! Сломаю щяз…» Но, разобравшись, силу он применять не стал. А ДК тут красивый.

 

ДК

ДК

 

На перекрестке рядом с ДК вижу светло-коричневый указатель достопримечательности «Фальварак Крынкi 2 км», но ни черта не понимаю, что это такое. Ну, два км – не проблема, думаю. Однако найти это нечто так и не получилось, зря полчаса потерял. Нашел только МТФ на 900 голов и колонку рядом с колодцем, пей-нехочу.

Фальварак (от Vorwerk из deutsch) – всего лишь «хутор», мелкое поселение до 5 дворов, вот и все дела. Кто ж знал…

 

Окраина Техтина – типичный агрогородок из однотипных двухэтажек.

 

новостройки!

новостройки!

 

Далее меня обгоняет трактор, везущий коров. Пользуюсь случаем, и некоторое время еду за ним в воздушном мешке. Тоже cheat-код, в своем роде.

 

коровы в кузове

коровы на прицепе

 

Так и доехал до развязки с магистралью Минск-Могилев. Основная трасса, идущая в обход Белыничей, огорожена сетчатым забором от лесных обитателей.

 

платная и бесплатная дороги

платная и бесплатная дороги

 

5 км до Белыничей приходится ехать по дублеру трассы, но и тут трафик слабый.

Понравился сквер с табличкой «территория, свободная от курения». Ну а так – обычный малоэтажный поселок, тысячи их.

Затарившись едой на окраине, погнал дальше.

 

Спутниковые снимки показывают, что неплохое место для ночевки должно быть у небольшого леска прямо на границе районов. Можно было залечь и раньше, но этим вечером едется просто замечательно! Меня подгоняет легкий попутный ветер и новый гладкий асфальт на совершенно пустом межрайонном шоссе, а красочный закат над долиной Друти радует глаз. Вспоминается весенний Задонск…

 

березы и солнце

березы и солнце

 

А вот с выбором места дело как-то не пошло. В лесу ставиться не хочу, а у его края растет высокая трава и грунтовка слишком накатана. Рядом между полями есть, вроде как, удобные кусты, но над ними стрекочет ЛЭП 110 кВ. Вот ведь незадача… Деваться некуда, и по вине своей привередливости я впервые ставлю палатку посреди поля. Точнее, луга, сплошь поросшего канюшЫнай. Трава не достаточно высокая – верхушка палатки станет заметна утром. Остается надеяться, что никакой Ясь косить конюшину (и меня) не будет.

 

Накат 24+68 км (13-22:30), Свислочь ~ Елизово, Друть ~ Техтин ~ Белыничи ~ Кордон.

Я.Фотки.

 

И — окончание.


remont_velosipedov

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост