19 августа 201511:57

Байдарочно-рыболовный пленер в Карелию

IMG_0422_1

Как обычно, вскоре после майских праздников возникла извечная проблема — куда податься в отпуск. Надо что-нибудь такое, интересное придумать. А тут еще творческие личности (художественного направления) попросили организовать поход с элементами пленера. Или пленер с элементами похода. Типа, чтобы и ногами пошевелить, и новые места посмотреть, и грибы с ягодами пособирать, да еще и так, чтобы можно было произведения искусства по ходу дела создавать. Ну вот я подумал, и мысль пошла в направлении северной Карелии.

 

Был там уже много раз, очень понравилось, хочу еще. Ехать туда на велосипеде мне почему-то не захотелось. Потому что в этом сезоне количество велоПВД с моим участием уже достигло 40, и велосипеду я откровенно надоел, (хотя он никаких признаков недовольства пока не высказывал).

Душа запросила водной глади и чистого соснового леса. 

— А ничего, если шевелить придется не столько ногами, сколько руками?

— Да все равно. Главное, чтобы виды красивые были вокруг. 

Ну вот мы взяли билеты на Мурманский поезд,сложили в рюкзак старенький Таймень-2, и после недолгих сборов поехали на одно из моих любимых уголков Карелии- озеро Кереть. Озеро все в сосновых лесах и песчаных пляжах. Населённых пунктов по берегам нет. Так что поход получается полностью автономный. Магазинов по пути не предполагается.
Туристов, рыбаков на озере хватает, но и мест для стоянок много на любой вкус. 

 

IMG_0490_1

 

Лето в этом году какое-то не совсем летнее получилось. Сырое и холодное. Соответственно, и комаров оказалось несколько больше, чем обычно. (впрочем, по сравнению с июньской Мещерой в 2013 году кровососов в Карелии было не так, чтобы уж очень много). Ну и какие проблемы, нам ведь никто не мешал делать стоянки на продуваемых мысах и на небольших островах. Да и дым костра упрощал жизнь, до репеллентов дело доходило редко (впрочем, местные комары репеллентов мало пугались). А при необходимости идти в лес сходить за дровами сразу возникала мысль:как хорошо, что я не на велосипеде. В чаще леса комары становились жутко свирепыми и наваливались на меня, как стая голодных волков. 

 

IMG_0461_1

В прошлые годы мы купались каждый день, загорали на пляжах, лопали чернику, голубику, морошку. Ближе к концу августа подходила и брусника.

А сейчас пляжи все оказались под водой (уровень воды в озере поднялся на полметра).
Болота с морошкой, по которым спокойно можно было ходить в ботинках, теперь стали проходимы только в сапогах. Вода стоит между кочками и хлюпает под ногами.

 

В погоду, в общем и в целом, мы вписались. Дождей при нас особых не было. Лило перед нашим приездом, а у нас немножко покапало в первый день, и пару раз дождило, в основном по ночам. Ну а в общем, карельская погода стояла, как и в прошлые годы, в стиле «вся погодная фигня продолжается три дня».

 

Три дня холода, потом жара.

Три дня ветра потом штиль.

Три дня дождит, потом сухо.

 

Купаться не очень хотелось, потому что жарких дней как-то немного было. Особых холодов тоже не было, можно вполне было бы ходить в шортах и футболках, но не давали комары. Были пара жарких дней, когда можно было без проблем помыться. Что мы и сделали. Но полноценного купания и загорания не получилось.

 

Черника созрела ближе к концу похода, (набрали с собой литров пять)
Голубика так и осталась зелёной, мы её не дождались. Про бруснику и думать нечего, она в тех местах по графику только к концу августа покраснеть должна. А тут все на две-три недели позже.
Да что говорить, морошка, которая обычно в начале августа уже оказывается пьяной и сходит, тут начала становиться оранжевой только после 10-го. Мы приехали 2-го, она только-только краснеть начала. А до того стояла зелёная. Все равно, пару раз слазили на болото и компот из неё сварили.

 

IMG_0391_1

 

Стапель сделали в озере Плотичном. Там при сборке лодки произошла неприятность. Сдуру я сорвал заклепки кронштейна, которым крепится фальшборт к шпангоуту. Пришлось доставать ремнабор и привинчивать его винтами. Винтов в ремнаборе, казалось, было достаточно, но прежней прочности вернуть не удалось: не нашёл подходящего по диаметру и длине. То есть, оказалось, все же недостаточно. Дома, конечно, починить все просто, а тут… Ну ладно, как-то закрепил фальшборт, погрузились в лодку и отчалили. 

 

IMG_0381_1

 

Для начала пару дней покатались по Плотичному. Прогулялись пешком на гору Шариваракка (высота аж 192м) Вершинка оказалась залесена, с нее ничего толком не видно. Зато по пути удалось набрать грибов. Моховики и подосиновики, на удивление чистые — приготовим их на ужин. В процессе восхождения подсекли симпатичную грунтовую дорожку, и решили пройтись по ней, посмотреть, куда она выведет. Судя по карте, дорога должна была вести далеко вдоль северного берега озёра. На деле через полкилометра она закончилась на рыбацкой стоянке. То, что продолжалось дальше, дорогой назвать было сложно. Заросшая кустами и заваленная. Ну мы просто вернулись к лодке и продолжили путь по воде, ибо в этих местах так проще и быстрее получается. Да и грибы уже некуда было собирать.

Заночевали на небольшом островке, рядом с о. Ретошуари. 

 

IMG_0383_1

Ну и как тут чалиться-то?

 

На следующий день обогнули мыс Савва-Ниеми, прошли через пролив Опорова Салма, и вошли в озеро Северное. Там слегка поштормило, но не сильно. Денек пересидели на острове (комаров как ветром сдуло, можно было и рисовать, и гулять по острову, собирать грибы с ягодами).

 

IMG_0550-1

 

Потом пошли в дальние заливы, прикрываясь островами и избегали бортовой качки, перекладывая галсы. А к вечеру ветер стих, и навигация упростилась. Зато комары очухались от ветра и продолжили свою кусучую деятельность.

 

Заночевали на острове Гирвас. Удобная стоянка, комаров сдувает, дров много, пляж рядом. Что еще нужно для счастья?

 

IMG_0418_1

Обед на острове Пахтан.

 

На следующий день был штиль, мы добрались до озера Серебряного, пересекли его, и после мыса Шилон попали в озеро Куккуре. Там покатались между островами, наловили окуней на ужин. 

 

Конфуз произошел с островом Эртэн. Этот остров в обычные годы состоит из трех сухих сосновых грив, разделенных подболоченными низинками. А тут, из-за поднявшегося уровня воды, он распался на два независимых острова. (Я сначала подумал, что у меня в глазах двоится — вроде должен быть один остров, а на местности наблюдается аж два!) Хотя с одной его части можно было перейти на другую вброд в сапогах. Ну вот мы решили обнаглеть и проехали по этой низинке на лодке, прямо сквозь остров. 

 

IMG_0435_1

 

Видимо, духи озера остались недовольны этой нашей выходкой. Нормальные мореплаватели, дескать, острова огибают, а не пересекают. И всыпали знатным дождиком. С ветром и волнами. Ну а мы что, мокнуть, что-ли, будем? Загнали лодку в бухту на южном берегу того же Эртэна, накрылись полиэтиленовым тентом и пересидели дождь. Думали, если задождит надолго, то мы на этом острове и заночуем. Но дождь через полчаса перестал, и даже солнце выглянуло, на небе радуга появилась.

 

IMG_0511_1

 

А ветер стих, и тотчас же появились вездесущие комары.

 

Птенец гагары учится летать

 

Так что мы пошли дальше, обогнули мыс Куарнис и взяли курс к острову Вичаны. Это самый большой остров на озере, с ну очень хитрой конфигурацией берегов, со своими внутренними озерами, и даже с своими речками. Правда, с небольшими.

 

Есть на острове и свои горные вершины. Хотя и невысокие, но вид с них открывается знатный. 

 

IMG_0493_1

Вичаны

 

Вот на этом острове, в его длинных и узких заливах, заросших травой, у нас получилась самая удачная рыбалка. Вечером была уха из окуней, утром — жареные щуки. 

 

IMG_0516_1

Жареная щука.

 

Остров этот мы обошли по его западному берегу, потом обогнули мысы Мундиннаволок, Эргиннаволок, и вошли в Пиртозеро. Местные иногда говорят — спиртозеро. Спирта в воде там не оказалось. Да нам и без этого было хорошо.

 

IMG_0531_1

Ну и облака тут у вас…

 

 

Пиртозеро порадовало нас полным штилем и роскошными стоянками на симпатичных островках.

 

IMG_0420_1

Штиль в Пиртозере? Так не бывает. Скорее, это затишье перед бурей.

Там такое открытое пространство, (раздолье для парусника), но для моего судна тамошняя волна могла оказаться не по зубам. Так что мы воспользовались штилем, прокатились через несколько заливов, покидали спиннинг в устье речки Нарвы, (правда, пиртозерские щуки с таким решением не согласились и клевать не стали) и на следующий день поспешили покинуть эти приветливые воды.

 

IMG_0441_1

 

Потому что барометр начал стремительно падать, и это вызывало тревогу. Мы решили не испытывать судьбу, забились в бухту на хорошо знакомом мысу Мундиннаволок, и приготовились к тому, что придётся пережидать непогоду.

 

IMG_0422_1

 

Разгрузили лодку, поставили палатку, начали варить ужин. Тишина, уют. Я пошел за водой для чая. И тут неожиданно рядом с нашей стоянкой в озере что-то громко бултыхнуло. Аж с брызгами. Мы решили выяснить причины этого явления, применив спиннинг. Через пару минут возмутителя спокойствия вытащили на берег. Им оказался приличных размеров окунь. Решил, судя по всему, погонять рыбью пузатую мелочь в опасной близости от нашей стоянки, в результате сам угодил в уху. Больше нас никто не беспокоил.

 

Подозрения относительно погоды оправдались. Не зря накануне облака были на небе подозрительной формы.  Ночью хорошенько вдуло с запада. Было тепло, но комары пропали. Утром дуло и продолжало дуть до вечера. И на следующий день продолжало дуть. И на следующий-тоже.

 


Ну мы там не особо скучали: черники вокруг полно, рисовать есть что. 

 

 IMG_0549-1

 

Да и лодке ремонт небольшой потребовался. Где-то хорошо так приложил ахтерштевнем по камню. (Немудрено — те камушки, которые раньше торчали над водой, теперь стали подводными, а по причине полного штиля они свое присутствие ничем не выдают!) Пришлось подправить. Вроде обошлось, в гараже посмотрю повнимательнее.

 

Остров в Карелии

Остров в проливе

 

А нам (чтобы вовремя вернуться) как-то надо было двигаться дальше, что без знания прогноза погоды было непросто. Барометр то повышался, то понижался, но какой-либо тенденции не просматривалась.
Ни интернета, ни сотовой связи на месте стоянки не было. Я попробовал влезть на горочку, и оттуда с трудом отправил смс, запросил помощь друзей. Друзья откликнулись быстро (Спасибо всем, кто откликнулся), но прогноз погоды оптимизма не внушал. Ветер с порывами до 15 м/с обещал утихнуть только к понедельнику. А сейчас он знатно дул, и эти порывы следовали часто, по две-три штуки за минуту. Волны плюхали в берег, так что погрузить вещи в лодку и отчалить было проблематично. А на открытой воде волны были злые, с пенистыми барашками на загривках.

Мы воспользовались ночным затишьем. В 4 утра было вполне светло(белые ночи), и ветер немножко угомонился. Дуло все равно прилично, но хотя бы волн с барашками не было. И порывы следовали не так часто. Ну мы не стали ждать милостей от природы, погрузили все барахло в лодку, надели спасжилеты и отчалили.

 

Было непросто. Двигаться пришлось галсами, чтобы избегать бортовой качки, заменять её на килевую. При приближении порыва ветра (узнать о приближении можно по характерной ряби на воде) надо было успеть повернуть лодку покруче к ветру.

Ветер дул северо-северо западный, а нам надо было идти почти точно на восток. То есть просто так взять курс на нужную нам точку было опасно-десять километров при галфвинде с бортовой качкой идти не хотелось. Пришлось двигаться другим путём.
Поначалу шли носом против ветра. Потом сменили галс на бейдевинд. Волны шлепали в форштевень лодки и обдавали брызгами матроса. Хорошо ещё, нос лодки в волны не зарывался. А потом мы зашли под защиту острова, там стало тише и не так качало.
Тут можно было переложить курс на восток и грести стало проще. Ветер дул уже не бейдевиндом, а бакштагом, можно было уже не так налегать на весла, скорость и так была довольно высокой. Только надо было постоянно следить за волнами и периодически менять курс на пару рубмов. При перекладывании курса лодка хоть на короткое время, но все же становится бортом к волне, так что надо было выбрать момент, когда волна не сильная, и быстро повернуть судно. Иногда волна успевала сильно хлопнуть лодку в борт, и обдать нас с ног до головы брызгами. При этом холода как-то не ощущалось. Не до того было.
Ну и ещё в островах и мысах не запутаться- озеро требует хороших навыков в навигации. Приходилось довольно часто поглядывать на компас в импровизированном нактоузе, и это при непрерывной совместной работе веслами. Любой судоводитель скажет — корабль управляем, только если он имеет скорость относительно воды. Чуть расслабишься, зазеваешься- ветер норовит развернуть лодку бортом к волне, и гнать ее идиотским лагом.  «Таймень» обладает хорошей курсовой устойчивостью, но при таком ветре все равно приходится постоянно подруливать.

В конце стало совсем хорошо. Я постарался так подобрать галс, чтобы в губу Ногтева войти при полном фордевинде. Получилось. Нас туда просто вдуло, летели как на крыльях. Только сзади я слышал аццкое клокотание волны с барашками, и брызгами меня заплескало в спину до головы.

Когда вошли в залив губы Ногтева, там уже было потише. Только руки у меня к тому времени уже болели, и на ладонях мозоли от весла натерлись.

 

А потом берег… Антистапель… Автомобильная подброска к ЖД станции… Билеты домой, погрузка в поезд… Встреча с друзьями…

 


Все фотографии тут


 Трек — тут

 


 

UPD

 

По просьбам трудящихся, которые не знакомы с морскими терминами, небольшой толковый словарь:

 

Галс — направление движения судна относительно ветра.

 

Фордевинд — попутный ветер.

Бакштаг — попутно-боковой ветер.

Бейдевинд — встречно-боковой ветер.

Галфвинд — боковой ветер.

Вмордувинд — встречный ветер. (другое название — Левентик)

 

Фальшборт — деталь каркаса судна, продолжение бортовой обшивки выше палубы. 

Шпангоут — деталь каркаса судна, поперечное ребро корпуса

Ахтерштевень — деталь каркаса судна, к которой крепится кормовая часть киля.

Форштевень — деталь каркаса судна, к которой крепится носовая часть киля.

 

Румб — морская единица измерения углов, равная 11.25 градуса. (Прямой угол = 8 румбов). На шкалах правильных туристических компасов деления румбов должны быть нанесены.

 

Нактоуз — приспособление на палубе, в котором установлены судовой компас, и все необходимое для навигации. 

DCF 1.0

Обычно нактоуз на байдарке выглядит примерно так (фотография из другого похода)

 

 

 

 

 

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Владимир Кулигин:

    Нереально красивые фотографии. Спасибо Максим за рассказ!

    1. Фотографии, к сожалению, не передают всей полноты картины. Нет на них звуков: шума ветра в кронах сосен, тихого плеска воды под веслом, бултыхания волн, потрескивания костра.
      Нет запахов багульника на болоте, прелой травы на берегу, разогретой сосновой смолы в чаще леса, горячей ухи из окуней.

      И, самое главное, нет того ощущения пространства, которое появляется только на большой воде. Когда берег далеко, лишь на горизонте узкая полоска голубого леса виднеется. Вокруг одна вода; двигайся, куда хочешь. Но тебе надо держать определённый курс, поглядывать на компАс, чтобы попасть в хитрый узкий пролив (его с воды не всегда видно), и пройти в следующее за ним озеро. Велосипедисту, который катится по лесной дорожке, это ощущение, увы, оказывается недоступно.

      Подрастет ваша ребёнка чуток- пошли семьями на воду!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост