Азов-Кавказ 2017. Часть 4: КЧР — BikeLifeForms
 
30 ноября 20170:37

Азов-Кавказ 2017. Часть 4: КЧР

[начало],  [часть 3]

 

Еще в начале этого похода произошла поломка моей палатки MSR – конец одной из трубок, трещину которой я посадил на изоленту, всё же обломился. Осталась только часть от расширения, куда вставляется соседняя, поэтому дуга на крестовине держится на честном слове. Вот вам хвалёный алюминий «высшей пробы»…

 

Старая моя палатка-однослойка с одной дугой из стеклопластика служила несколько сезонов, и ни одна из трубок с массой мелких трещин так и не сломалась.

Простота конструкции делает её надёжнее, пусть и в ущерб удобству.

 

сохнет

 

…В ночь шли дождики и намочили чернозём. К полудню всё подсохло – можно выбираться.

 

Первое селение сегодня – Инжичишхо, аул черкесов. Хозяйства и дома здесь не походят на станичные.

 

фыкъеблагъэ

 

По сторонам дороги – живописная долина с медленным набором высоты.

 

долина р. Б. Зеленчук

 

И снова русское селение – Исправная станица. Надеюсь, что моя снаряга и бицикл останутся не менее исправными. =)

 

 

После скалистого сужения долины мне открывается типичная картина: большое стадо черно-белым многоточьем пасётся на косом лугу.

 

стадо на склоне

 

А хмурь сгущается, и я спешу к ближайшей остановке.

 

дорога вдоль хребта

 

Как только тучи стали отступать, на юге забелела снегом цепь вершин Кавказских гор, подсвеченная солнцем – такую красоту не передать на плоском фото!..

 

снежные вершины

 

Попытка срезать 3-4 км вдоль бурлящей речки привела к потере часа. Поначалу каменистая, грунтовка вскоре превратилась в размазню и свалку.

 

Вернулся на асфальт – выходит солнце и начинает пригревать – долой рубашку!

 

пастбище-газон

 

Станица Зеленчукская. Закат. «Магнит». У входа попрошайничает девка-мелюзга из неславян. «А вот хочу, и мне не стыдно!» – ну что за воспитание?..

А перед этим я облокотил велосипед поклажей на колонку, чтобы набрать воды, и он свалился набок в лужу грязи. Отмыл, но спальник чуточку намок.

Вот почему-то так бывает, когда одно к другому «липнет». Но это мелочи, к ним относиться надо проще.

 

eMule

 

Заночевал на возвышении среди кустов. Над морем ровно километр высоты. Внизу – огни станицы. Только разместился – снова полило, но мне уже не важно…

 

14 мая (день 13), +70 км (12:30-20:30), Инжи-Чишхо ~ Исправная ~ Зеленчукская, итого 767 км.


 

 

Поспал всего 5-6 часов. Как и предполагал, с ранья пришли коровы, ибо вокруг полно лепёшек.

 

 

Слышны призывы из мечети, такие же, как в Татарстане – «Алла, алла-а». И, невзирая на количество станиц, я чувствую себя в гостях у горцев – эта земля была за ними изначально, до расширения влияния России.

 

станица Зеленчукская

 

На высшей точке луга установлен крест, а рядом с ним раскидан мусор. В ста метрах от креста заметна надпись из деревьев в честь Победы.

 

...

 

А небо вновь чернеет, и я кручу вперёд, пока асфальт сухой. Порой мне некоторые водители приветственно сигналят – я отвечаю поднятой рукой. =)

Дорога здесь весьма напряжна – узкие обочины и ощутимый трафик.

 

тёмная серо-синь

 

Перед очередным подъёмом снимаю тучу, льющую совсем недалеко. Пастух чеченской внешности мне говорит: «у нас тут каждый день такая. Пошли пить чай!» – я вежливо даю отказ и продолжаю гнать от туч.

 

каждый день у нас такая туча

 

Но убежать не вышло. Пережидаю ливень кое-как под маленьким навесом – хорошо, хоть он попался!

 

…Горы подступают ближе, и шоссе ведёт через подобие скалистого ущелья. По склонам бродит скот, а по вершинам протянули ЛЭП.

 

стадо сотни ртов

 

Проскакиваю небольшой туннель длиною 200 м у Зеленчукской ГЭС-ГАЭС.

 

туннельчик

 

Вплоть до Карачаевска – почти сплошная населёнка вдоль Кубани. С местным колоритом. К примеру, надпись на заборе: «ПРОДАЮ К’ОЗУЛА». Или магаз «Дешевле не ищите!». Ага – найдёте лишь в «Магните». =)

 

 

Кубань – одно название. Река совсем не та, что на равнине!

 

…Сегодня всё красиво – горы, реки, облака и тучи! Вот только жаль, что льет из них немало. Гляжу на состояние небес и понимаю – быть дождю опять…

 

Кубань и Новый Карачай

 

Любуюсь на кудрявые откосы и заснеженные горы, ставшие совсем близки.

 

 

Коровы топают по встречке на въезде в Карачаевск, но местные привыкли и не замечают. (а молоко не проверяют на СО-СН)

 

 

На окраине Карачаевска после нескольких пробных зарядов, наконец, ливануло по полной. Прижимаюсь к чьим-то воротам с небольшим навесом. И эти ворота становятся самой южной точкой на планете, до которой я пока добрался (43°45′ N).

Как только ливень слабеет – двигаюсь дальше, в сторону Кисловодска. Но недолго: старый побитый асфальт наводнился ручьями, и ехать очень неприятно. Встаю под козырёк дома-гаража и жду…

 

Вдруг подкатывает хозяин гаража Аслан (тюрк. Лев) на старой иномарке и после небольшого разговора с довольно стрёмной историей покупки этой иномарки в Майкопе приглашает переночевать в пустующий дом. Но я всё-таки уповаю на небеса.

Аслан уезжает, но минут через пять возвращается и оставляет мне номер телефона – на всякий случай.

 

Ливень переходит в мелкий дождик, и я покидаю долину верхней Кубани, свернув в сторону перевала Гум-Баши. Его высота – больше 2 км НУМ, и это значит, что мне предстоит набрать 1200 м в ближайшие 30 км! Так высоко мне еще не доводилось быть. Но главное – оттуда Эльбрус видно здорово! Хотя по прямой до него 50 км.

 

«Хорошая дорога – воды на ней немного» – изрекаю вслух, и тут же начинаются лужи! И вообще – надо сделать остановку и оценить обстановку. Особенно погодную.

 

Ручьи, текущие по обочине среди наносов песка, напоминают мне Кубань в миниатюре. Природные процессы и там, и там примерно одинаковы.

 

тоже горный ручей

 

М-да… +16 и дожди, дожди – вот, что меня ждёт. Это в долинах! А что на перевале?

 

…Дождик взял тайм-аут, и зернистый асфальт слегка подсох. Внизу шумит река Марá, а на сочных лугах пасутся коровы и кони. Уклон дороги очень плавный. Редкие машины нарушают тишину. Одна из них остановилась – «хочешь, подвезу?» Но нет! Еще не вечер – я еду в облаках, а небо проясняется!

 

вечерняя долина

 

Не доезжая первого аула на пути – решаю спать. С трудом затаскиваю вел с поклажей по крутой тропинке вверх на два десятка метров. Туда, сюда – с трудом отыскиваю ровную площадку под палатку. По длине – впритык. По высоте – практически равна Ай-Петри.

 

Темнеет бесконечно влажный лес, и кажется, что воздух можно пить. День выдался насыщенный, но слишком мокрый! Пора восполнить недосып…

 

15 мая (день 14), +63 км (11-19:30), Кардоникская ~ Кумыш ~ Карачаевск, итого 830 км.


 

 

Сквозь запах свежести отчетливо пахнет грибами. Запах не из приятных! Он изредка ощущался у лесистых склонов на всём пути от Карачаевска.

Вешаю бурдюк на ветку, чтоб умыться, и вижу – под деревом растёт сморчок. Или строчок. И стало ясно.

 

внутри еще сухо

 

А вот небо ясным не стало – то дождик зарядит, то на краткие минуты выходит солнце и начинает жарить.

Тем не менее, на этой высоте весна сильно запаздывает.

 

горна яблоня цветёт

 

Потихоньку собираюсь. Но не судьба – полило сильно и надолго. Сегодня мне Кисловодска не видать…

Сижу, изучаю расписания поездов и непогоды. По всем фронтам – беспросветные дожди. Под ними ехать настолько не хочется, что звоню Аслану и прошу помочь. Но он говорит, что старая машина не дотянет до вокзала (и обратно), и даёт номер знакомого таксиста. Но тот заломил «два рубля»!

 

В результате выезжаю за три часа до заката – хоть сколько-то проеду. Вопрос – в какую сторону?

Проезжаю весь аул до конца в надежде кого-нибудь застопить. Но все попрятались.

Стою на отметке 1300 м и смотрю на пасмурные горы. Через 2 км там еще аул, трижды крупнее. А потом серпантин.

 

перевал отменяется

 

Но зачем? Эльбрус я не увижу. Более того, наверху может быть густой туман, а это опасно.

Поеду-ка вниз, это быстрее и надёжней.

И покатил обратно. Но я вернусь сюда!..

 

…Километров через 5 торможу у частного хозяйства с вывеской «продаётся мёд». Хочу!

Выходит мужчина и озвучивает 350 р./кг. Протягиваю поллитровку от творога и жду минут 10. Пусть и прошлогодний, зато настоящий горный мёд из первых рук! (И вкусный! растянул надолго, смакуя понемножку, что у меня бывает редко.)

 

И снова долина Кубани. Теперь еду другим берегом на север. (Не-)Погода – пакость.

 

Кубань

 

Начинает темнеть. Выхожу на ставропольскую трассу и пробую «голосовать», но мне быстро надоедает это пустое занятие. Напротив кто-то торговал длинными огурцами и бросил в ящике остатки – по ходу, тоже надоело…

Впереди сосновые посадки – в них и залягу. Но кончается вода. Парадокс – кругом все мокрое, а мне нужна вода!

Проехал до ближайшего села – магазин закрыт, колодцев и колонок не видать. Просить нет настроения. И тут я вспоминаю огурцы – тоже ведь вода!

Отбираю 7 штук. За это время остановилась тачка – «почем огурцы?» Не продаю =)

 

По мокрой тропе поднимаюсь в мокрую рощу и в темноте под мелкой моросью ставлю мокрую палатку и застилаю по периметру одеждой…

 

16 мая (день 15), +47 км (16:30-19:30), Нижняя Мара ~ Хумара ~ Важное, итого 877 км.


 

 

Ночь прошла без дождей, но утром вновь заморосило. Просыпаюсь в шесть – ломить так ломить!

 

теперь ломить на поезд

 

Сначала всё идёт путём – трасса широкая и сухая, морось прекратилась, а ветер в спину и постоянный спуск позволяют держать среднюю 25 км/ч.

 

Первый город на пути – Усть-Джегута, где родился мой ровесник Виктор Белан, который в 2008 году внезапно переименовался в «Дима Билан». А точнее – родился он в посёлке Московский при тепличном комбинате «Южный».

 

Усть-Джегута

 

«Комбинат специализируется на производстве томата, огурца. Всю производимую продукцию реализует в Москве и обеспечивает 30% потребности её жителей в свежих овощах во внесезонное время» – то бишь, гоняет фуры за 1700 км и порожняком обратно? Дико неэкологично. У нас же есть свой посёлок (ныне город) Московский в 10 км от МКАД. Правда, выращивает в основном цветочки и салат. Пока теплицы еще не снесли…

 

Далее – Черкесск, столица КЧР. Несмотря на спешку, немного осмотрел. А строки, выведенные на памятнике Есенину, стали прологом к этому рассказику.

 

 

И тут, зараза, ветер стих и полило! Почти полсотни км под дождём на трассе – такова цена броска.

Защитные полосы иногда прерываются, и тогда на востоке за пеленой дождя рисуются очертания красивых холмов – это правый берег умеряющей свой пыл Кубани.

 

Вот и граница КЧР-Ставрополье – заброшенный пост ДПС.

 

Замечу, что мы во многих словах эллинского (греческого) происхождения ставим неверное ударение. В данном случае – на первый слог. А правильнее – на второй: СтаврОполь (СтаврОполис). При этом, кстати, в названии края ударение не прыгает, а сохраняется.

 

По Ставропольскому краю я проехал всего 20 км, но отличия увидел. Прежде всего – этнические, что проявляется и в архитектуре сельских домов. Второе – это дороги: глубокие трещины на стыках за короткое время успели меня задолбать!

 

...

 

Невинномысск, или, в просторечии, Невинка – становится конечной точкой моего пути. Вовсю дымит завод – крупнейший поставщик российских удобрений, в том числе и за границу. Так почему же на окраине такой трэшак?..

 

трэш

 

Гляжу и удивляюсь – как это краевой центр, до которого лишь 50 км, умудрился занять одно из первых мест в благоустройстве по РФ?..

 

…На поезд я успел почти впритык, нанюхавшись робиний на ходу. Полупустой вагон. Снимаю мокрую одежду. Ломит ноги – это был лосизм, пусть по равнине и умеренный. Расчет был точен, а быстрее я бы не поехал – здоровье жалко.

 

Соседи по отсеку – два кавказца: старый толстый армянин из Армавира и молодой азербайджанец, живущий в Питере. Сидим, болтаем, убиваем время.

Красивая гряда за окнами становится всё ниже и сливается с бескрайними полями…

 

17 мая (день 16), +92 км (8:30-14), Важное ~ Усть-Джегута ~ Черкесск ~ Невинномысск, итого 969 км (средний пробег – 57 км в день).

 

Я.Фотки.

А вот и весёлая фото-подборка от Володи.


 

 

Итог Х-педиции: всю дорогу протаскал небольшой лимон и привёз обратно в Москву. Лимон пережил все передряги, слегка усох, но нисколечко не протух. =)

 

А Кавказ… он покорит любого! Даже если горы не любить – ими нельзя не восхищаться. Они – словно застывшие олицетворения могущества сил Природы.

Для меня эта страница осталась незакончена – такова майская погода. Так что я вернусь и увижу Эльбрус. А там, глядишь, и заберусь на него!

 

Благодарю всех за внимание. Впереди – новые горизонты! (июнь: Мценск-Раненбург)

И вам желаю хотя бы иногда открывать для себя новое. У большинства это в крови. До скорого!..

 

Дмитрий Ховрин

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. сергей:

    Дима, молодец! хорошо слагаешь, хорошо крутишь педали, неимоверной энергии ты человек и живешь прравильно! Всех благ!

    1. Спасибо! живу, правда, не так уж и правильно, но в походах стараюсь больше! =)

  2. Александр:

    С удовольствием прочитал, словно сам на 28 лет назад вернулся. В 89-м там в группе из 4-х товарищей покатался от МинВод через Гумбаши, Зеленчукскую, Бесленей до Армавира. Горы, как и тогда, прекрасны, ну а асфальт тогда был получше. А по пути на перевал все времена года встретелись: внизу жаркое лето, наверху снежная зима, так что Эльбрус видно не было. В Архыз не поехали, неспокойно тогда там было, стреляли…

  3. Компаниец Максим:

    «Еще в начале этого похода произошла поломка моей палатки MSR – конец одной из трубок, трещину которой я посадил на изоленту, всё же обломился.»

    1. Не совсем понял, что там сломалось. Если трубка треснула — Ремнабор для дуг весит немного, но решает проблему быстро и просто. (это всего лишь жестяная трубочка подходящего диаметра, надевается на треснувший участок). Запасные спицы-винтики-гаечки для велосипеда с собой в дальние поездки берем? И тут то же самое.
    А перед походом в горные районы не грех и запасную секцию от дуги захватить. Ветер, на который можно облокотиться — там совсем не редкость.

    2. Алюминиевые дуги тоже бывают разного качества. Те, что получше — они и стоят подороже.

    «Старая моя палатка-однослойка с одной дугой из стеклопластика служила несколько сезонов, и ни одна из трубок с массой мелких трещин так и не сломалась. Простота конструкции делает её надёжнее, пусть и в ущерб удобству.»

    3. Вообще-то все правильно — в простой конструкции ломаться нечему. Но пластиковые дуги ломаются — только в путь. Причем в отличие от алюминиевых (которые обычно даже если и трескаются, то продолжают хоть как-то работать), стеклопластиковые дуги с громким ХРЯСТЬ разваливаются на множество частей. И ладно бы просто разламывались и все. Осколки получаются острыми, как бритва, то есть на сильном ветру в течение нескольких секунд делают из палатки дуршлаг… (Негативный опыт есть, повторять не надо) Воздействие низких температур, ветра, и ультрафиолетового излучения (в горах актуальны все три фактора) сильно ускоряет процесс деградации стеклопластика. Алюминиевые трубки подвержены этой напасти в значительно меньшей степени.

    Впрочем, если палатка в хорошем состоянии, а начали трескаться только ластиковые дуги, то никто не запрещает сходить в магазин тур. снаряжения, и купить полный набор новых дуг. Алюминиевых, и с ремкомплектом, естественно.

    1. 1. Сверху крестовина из пластика, в неё невозможно вставить ремтрубку (с собой).
      2. Эти дуги ВЫСШЕГО качества (Володя подтвердит). Однако — облом.
      3. Я всё это ведаю и учитываю, трубка стеклопласта была замотана изолентой в несколько слоёв.
      И да, потом купил алю-трубки некомплект без шнура, но не нашел отдельно шнур.

      1. «Сверху крестовина из пластика, в неё невозможно вставить ремтрубк»

        То есть сломавшуюся деталь еще и не купить просто так! Минус 10 баллов Гриффиндору(MSR)

        Вообще, пластиковые детали в нагруженных узлах… Это может быть по двум причинам:
        1. Конструктор прогуливал лекции по сопромату.
        2. Запланированное старение, то есть так и задумано производителями. Долговечные и надежные вещи сейчас «не в тренде»

        1. Можно пробить в поиске эту крестовину, в которой одна дуга над другой проходит. Сам пластик прочен, но диаметр там должен быть чуть больше трубки, чтиб пролезла. Поэтому никакая более толстая не пролезет.
          Пластик не подвёл, подвела часть трубки, в которую вставляется соседняя.

  4. Алексей:

    Интересный рассказ, даже самому захотелось поехать в горы, которые всегда меня манили…
    Но вот неясность одна остается: как ходить в магазин и не боятся за вещи?
    Лично я снимаю сумку с багажника и тащу ее в магазин, но получается довольно тяжко (особенно учитывая, что сумка не велосипедная и пристегнута на резинки к велосипеду(но это временно, пока денег на сумку не подкоплю)), а оставлять на велосипеде побаиваюсь.
    Вот я и хочу узнать как поступаете вы?

    1. Уездные «Магниты» часто имеют тамбуры меж входами — вел с поклажей оставляю там, пристегнув колесо к раме. Но это недавно стал пристёгивать, раньше просто оставлял. В общем, десятки раз уже, и ни одной пропажи. Ни следа, что пытались открыть молнии и посмотреть. Воля случая?.. Не знаю. Украсть сумку сложно, проще карманы обчистить. Но самое ценное (деньги-карты, паспорт, смартфон и фотик с данными) — в поясной сумке.
      Иногда (сёла, деревни, тихие городки) у магазов сельпо просто оставляю байк снаружи, когда чувствую, что там спокойно.
      Надо будет это вынести в отдельную статью про быт походный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост