Паломничество вЕликомученика в Брянщину — BikeLifeForms

31 января 20210:55

Паломничество вЕликомученика в Брянщину

…В один из июньских дней, готовясь к походу, стриг я ногти. И перестарался, оторвав вместе с остатком ногтя кусочек плоти на большом пальце правой ноги. Обычно заживает такое быстро, но на этот раз я сильно себе подпортил сезон… Заживало больше двух месяцев!

Но перейду от тела к делу.

Угораздило меня, значит, в самый разгар комариных танцев податься в лесную зону. Да, в южную ее часть, но от этого легче не было. А я, наивный, надеялся, что будет. После прошедших-то дождей!

Ура, ура!

Июнь желает всем добра…

22 июня, день 1

+136 км

Из красивого – долина верховий р. Протва с подвесными мостиками. Где-то там я окончательно потерял свой вело-счетчик, который мне любезно подобрал Володя в нашем прошлом походе… И в утешение я нарвал молодую сныть на ужин. А потом и в Протву окунулся у деревни Вышегород.

Все фотки можно увеличить нажатием (удобно с ПК).

Вышегород Дуброво

После «перелаза» в Калужскую область я решил не испытывать судьбу еще раз (мокро еще все-таки) и погнал в Медынь по шоссе 29К-020. Там иногда ездят фуры и пылят – помогла марлевая маска.

Местность стала унылой, лагерем встать негде, сплошь влажные мелколиственные леса. Останавливаешься – сразу жрут комары.

Доехал я до речки Шаня к 22 часам, но встать всё негде! Пришлось ставить палатку прямо под старым проезжим мостом, никогда такого не было со мной! Ночью сулили дожди, но покапало самую малость. (А вот под Брянском случилась месячная норма, но я об этом тогда не знал…)

Что ж, под мостом мало комаров, защита от дождя, а речка бурлит почти горным потоком. Трава вот только грязноватая после паводков…

Хорошо хоть без гостей обошлось. Утром кто-то приехал мыть повозку, но меня, возможно, не заметил за кустами…

под мостом через Шаню

23 июня, день 2

+90 км

Вчера к шортам прилипла краска от скамейки на остановке, хотя проверял, что сухая. Когда в 21 веке краску нормальную уже будут наносить?..

лепота!..

«Перелаз» в Смоленскую область за д. Ореховня: заросшая колея в высокой траве, потом длинный брод через р. Истра (ага, то другая Истра).

межобластной перелаз

После Тёмкино появились сосны – радость!

...

Но вскоре свернул с асфальта в сторону Угры, тут-то и началось… Грязища и броды. Сандалии мои не просыхали. Не ожидал такого трэша…

грязь-дорожка

И – дичь. Еще на асфальте мышь переходила дорогу, но, испугавшись меня, побежала обратно. Кошка-дурёха вообще шла тупо по шоссе. Лиса, завидев меня, как-то лениво юркнула в траву. Лоси, косуля красная, а в полночь к палатке подошла енотовидная собака непуганая! С трудом прогнал это дерзкое существо и быстро попрятал всю еду.

Но позже, когда я вышел на луг любоваться Юпитером, Сатурном и полночным заревом с серебристыми облаками, это существо объявилось уже с выводком – шесть горящих глаз на грунтовке в пяти шагах от меня! Пошумел гибкой палкой в воздухе – они чуть сдали назад. Но любопытство держало их вблизи от меня еще некоторое время…

24 июня, день 3

+74 км

...

К северо-востоку от деревни Станино я внезапно попал на какой-то полигон силовиков, совмещенный с «понтовым» охотохозяйством (?), не отмеченный на картах. Проехав «избу» с открытой дверью, упёрся в забор с табличками, содержание которых видеть не мог, ибо находился ВНУТРИ. Фоткать как-то не хотелось; за ещё одним ограждением высилась насыпь метров 100 длиной, возле которой замерло (навечно?) нечто вроде БТР. По единственной доступной дороге я спустился к Угре, прошел метров 500 по траве и обнёс глубокий ручей. На этом кончился «велоспецназ», начавшийся за день до этого. Больше я туда ни ногой, ни колесом!!

Долина верхней Угры напоминает верхнюю Волгу. Да, тут южнее: больше дубов, иногда попадаются липы. Но, по большей части, те же осины, березы, ивы. Сосны далеко не везде.

Станино над Угрой река Угра у Знаменки

Село Знаменка, магазин. Финики, абрикосы, бананы, овсяное печенье. Зашел мужик голопузый с корешем за водкой. И мне: «сними маску, она хуже делает, (…), не русский штоле?» (без злости; а еще он не понял, что такое «минимизация пластика») Ха, надо было ответить – я новый русский!..

Перед спуском к д. ЖеланьЯ – памятник павшим, много их тут… Рядом – столик. Перекус. А какой-то мелкий на «Каме» остановился у обочины, упёршись в смартфон. Что за палево? Не выдержал – подхожу – «привет»! А он мне: «тут 4G ловит!» Из Москвы приехал… Вирусы же.

Бывший ПГТ Угра Смоленской области, низложенный до статуса села в 2013, будто застрял в глубоком прошлом, если не учитывать «Магнит-Пятерки» и сотовые вышки. Такое ощущение, что здесь ни хрена не делалось с 25-го съезда КПСС. Единственное, что порадовало – это лесничество на окраине, ухоженное и с фигурками. Кроме леса, здесь делать нечего. Кругом эти комариные леса, выпилить их все и насажать сосен!

трэш-село Угра

Под конец дня я все-таки искупался в Угре, танцуя под комариные песни. А спустя несколько км мне повезло: у впадения речки Ворона — сосновые посадки и поросль в стороне от дороги.

а этот туманный луг был чуть раньше

сосновый привал

25 июня, день 4

+113 км

Снова Калужская область. Спас-Дéменск разительно отличается от села Угра. Фонтаны, скульптуры, приятная улица. По сути, весь городок — одна главная улица. Разрухи вроде немного.

Спас-Дéменск

Сойдешь с большака — налетают кусачИ. Долго не мог найти место для перекуса.

Затем 10 км трассы А-130 — движение редкое, чаще фуры. Пропускал их, свободно уходя на встречку.

Купался дважды: в Мармозинке на границе областей и р. Снопот(ь) на закате, потом никак не мог высмотреть место на ночь, даже на асфальте встаешь — жрут! Ну просто песец! Вот ведь мелкие твари, но вместе – убойная сила…

какая красивая роща!

26 июня, день 5

+107 км

Пританцовывая по понятной причине, собрался, но комары не дали мне кое-куда сходить!

Зловодка, Синявка, а там и граница Брянской области. Однако комаров всё больше!! Хотя леса реально стали лучше – соснóвей и широколиственней.

Вдруг от шоссе отворот на карьерный пруд. Пески, пляж, народ. Но не тут-то было: в кустах к комарам добавились слепни, оводы и муравьи!!..

Шесть раз за день пересек реку со зловещей кличкой Ветьма. И мне удалось-таки покорить Ветьму под мостом. Налетели не сразу, и то хорошо. Но когда я залез в воду, надо моей головой закружился рой!..

Вот тебе и ЖУковский район, на гербе которого изображён велосипед. В Жуковке находится один из заводов «Веломоторс», где собирают Stels’ы (в т.ч. мотики).

коровы Мираторга

Вечер я себе запорол, решив ехать не по шоссе (со слабым, кстати, движением), а по подвесному мостику через Десну. Ну-у… Тупой взгляд гопника на дороге, вонь тухлой воды Десны, по которой плывут масляные пятна. Где-то в лесу орёт компания. Мостик провис до воды, а в одном его месте — брешь, где лежит всего одна доска! Но я, идиот, не понял, что всё словно говорит мне: не лезь туда!! Полез, и даже умудрился не утопить велос с поклажей (а мог ведь сдуру)… Но на другом берегу из-за прошедших дождей просто жуть! Упёршись в болотину, резко даю назад. Меня облепляют и беспощадно кусают на этом шатком дырявом мосту. Терплю, перенося на этот раз байк и поклажу раздельно…

жуткий мостик в Жуковке

На противоположной окраине поселка торможу у колонки — сразу же налетают сотни! Набираю литр и валю из этой адской Жуковки, где комары кусали даже в «Пятёрочке», пока не стемнело к чертям…

На ночь встал кое-как на краю рощи среди пшеничного поля, от которого воняло удобрениями. И тут мне тоже не было покоя от комарья, пока не закрылся внутри сетки палатки…

27 июня, день 6

+105 км

Очень влажное выдалось начало лета, что и говорить! На полевых грунтовках от застоя воды стал расти мох, а в полях частично гибнут посевы.

лужи и мхи

После обильных дождей подоспела жара – просто идеальные условия для размножения комаров! Да-а, чем же я думал, выезжая из дома… Но назад дороги нет. Тем более что меня ждут!

ветвистый дуб в Клетне

Еду я, значит, по пустому асфальту через красивые смешанные леса, загорая на ходу. Вдруг меня окликнул пожилой мужчина на старом «Аисте»: «куда едешь?» — «во Мглин!» — «А давай поболтаем!»

...

Олег, 58 лет, уроженец Борисоглебского уезда Воронежской области, волею судьбы поселившийся в п. Мирный за Клетней. Прокатился он со мной около 15 км, показав по дороге опоры непостроенного ЖД моста 30-х годов и купель, где я окунулся третий раз за этот, наконец, относительно удачный день! Хотя комары жрали и там, и общаться лучше было на ходу.

бодрячок!

У р. Ипуть мы встретили чету местных на авто, вставших с палаткой, причем молодой человек оказался тоже компьютерным мастером! А долина там очень красивая, сосны, просторы, виды… Жаль, что полная кровососов на этот раз…

шоссе где-то у Лукавицы

В этих местах произошло то, чего я ждал: стала ощутимо меняться местность! Если грубо – то кончился «север» и начался «юг». Массово появились робинии и большие ясени в селах, а на лугах — груши, как в Черноземье.

Снова я ехал до сумерек; лесополоса берёз между полем овса и огороженным колючкой огромным загоном «Мираторга», где неподалеку мычали черные, как ночь, породистые коровы. На мою удачу, они ушли дальше, и я хорошо поспал. Зарево, Луна, звёзды и – практически без комаров!! Только ночью опять попахивало удобрениями, но это уже мелочи…

палатка в полосе берез

28 июня, день 7

+66 км

Неужели началась «белая» полоса?..

Мглин

День релакса. Неторопливо катил по пустым дорогам. И заехал к усадьбе в Ляличах.

усадьба Завадовского в Ляличах

пляж на р. Ипуть у Суража

Комары вечером были, но я спокойно разобрался так, что ни один из них не попал внутрь палатки.

комарики не пройдут!

29 июня, день 8

+99 км

Белая полоса продолжилась! Я просто ехал и радовался красивым видам, что начались у Гордеевки и продолжились вплоть до заката. Сочетание «севера» и «юга» на западе Брянской области меня очень радует! Вот только выбрал я не то время, да еще и не тот год для этого времени…

луга и чабрец

дорога с облаками

…Не раз я примечал, что название места часто определяет его «атмосферу» (может, я преувеличиваю, но почему-то так и вправду бывает): из Ущерпья мне как-то захотелось побыстрее свалить… А за ним — широкая река Ипуть (бассейн Днепра), на мосту над которой можно было перекусить без комаров и оводов, слушая непривычные для Московии и довольно приятные звуки то ли птиц, то ли насекомых на берегу.

р. Ипуть у Ущерпья

Веприн дом

Шоссе 15К-1308 удивительно пустое вечером! Настолько, что здесь любят кататься на велах местные жители (а особенно жительницы).

пустое шоссе в Новозыбков

Придорожный родник-криница угостил меня бесценным даром Природы, а далее обнаружился целый родниковый пруд, благоустроенный, как выяснилось, совсем недавно! Там я облился под струей и прошелся по шею по мосткам 🙂

родник "Король"

А тем временем Николай из Новозыбкова, куда и лежал мой путь, ехал мне навстречу. Коля, глубоко признателен тебе за прием и экскурсию по городу! Всего наилучшего и счастья семейного!..

храмы Новозыбкова

реставрация

30 июня, день 9

+18 км

На следующий день, пока я гостил у Коли, небеса почернели и разразились мощным потопом – такого тут не было года два! Город слегка затопило, но мы наслаждались вкуснейшей шаурмой под навесом 🙂

пруд Карна

А вечером, попрощавшись, отъехал я с десяток верст на восток и затаился в ароматной сосновой поросли, где, несмотря на траву, почти не было комаров! Долго я не мог улечься спать, вглядываясь в полночное зарево под серебристыми облаками над горизонтом…

1 июл, день 10

+89 км

хорошее местечко

В этот день «голосования» я хотел быть дома. То есть, погостив у Николая, на ночном поезде вернуться в столицу. Но не срослось: по какой-то неведомой причине именно этот поезд был забит под завязку, при этом на следующие дни — полупустые вагоны! Я мог урвать последнее место, но не стал ехать в битком набитом составе, а решил прокатить еще пару дней по погоде, пусть и жаркой, хотя влажная жара мне порядком надоела.

ивы и Великая Топаль

где-то у Стародуба

Почему же так? Неужто москвичи со всей Брянщины поехали разом голосовать? Ведь по дачам и деревням они разъезжались от вирусов на личных авто. По большей части. Мне казалось, что должен был быть забит поезд в обратную сторону — из тех, кто едет голосовать, отлучившись от заработков в Москве… резиденции нашей изумительной власти, которая забила на многие регионы, где жители загибаются от безысходности, а не от какого-то там вируса…

стародубская красава

В итоге вышла не пара дней, а все 4етыре. Я доехал до Брянска: быстрая «сидячка» всяко удобнее, чем ночной поезд.

Луна в облачках

А «голоСование»… Это очередной выкидыш ресурсов. Верхá решили всё и без него. Листая опросы в Сети, мне стало понятно, чем оно закончится. «Боже, Царя храни»… Я не понимаю русских, сам являясь носителем языка. И эти русские так же не поймут и меня…

кукурузный закат

2 июл, день 11

+58 км

Утром (точнее, днем) вылезаю липкий и покусанный из зарослей на жару, а через некоторое время у дороги в кустах вижу старый колодец — вот и купалка из бутылки! «И жизнь снова прекрасна и удивительна», как у Баклакова на «Территории».

всяко бывает...

...и даже такое

…За последним городом магдебургского права, где в нос ударило благоухание единственного в Этой стране сигарного завода, разложил я перекус с видом на конвективную систему, которую мне удалось обмануть и даже не промокнуть. Стремно вот только было сквозь открытые поля гнать — пути грозы неведомы!

красота небесной стихии

тучи над Судостью

Вечером чуть сдуру не заночевал на загоне Мираторга, искупав в мокрой траве свой ПИК-99. В итоге попал в место, кишащее муравьями во все стороны! С утра они особенно доставали, и танцевал я знатно, но один-таки залез по ноге и больно укусил прямо в пах!

3 июл, день 12

+90 км

...

Долиной р. Судость через г. Почеп, где есть занимательный музей под открытым небом. Черешню так и не нашел, но вишни наелся.

почепский "Арбат"

в центре Почепа

Порой удивительно пустые тупиковые асфальты здесь: может пройти минут 15 до следующей машины! Отчасти потому, что уровень автомобилизации Брянщины один из нижайших по стране.

Малфа...

картофельная Луна

Под вечер засада с водой — колонок нет, колодцы сохлые. Выручил житель д. Ольховка, за что ему честь и хвала!

4 июл, день 13

+59 км

Последний день, несмотря на слабый дождик с утра и затянутое небо, был хорош!

сквозь поля и рощи

немножко рельефа перед Брянском

Не спеша я приближался к Брянску тихими дорогами и проселками, окунувшись по пути в купель. Неожиданно проехал через приятный кампус Брянской сельхозакадемии в с. Кокино, где у типовой общаги на скамейке скучали три негра, а в парке, где кудахтали куры, спокойно посидеть не удалось: меня стали покусывать.

поступайте на агронома!

хатьма тюрингенская

Жара отступила до +23…+24, но из-за влажности ощущалось как +30. А в Москве произошел очередной потоп.

долина Десны у Брянска

В Брянске я уже был в сентябре 2017, галопом проскочив по проспекту Ленина в сторону вокзала. Теперь же мне удалось полностью избежать въездной трассы и осмотреть другие части города.

брянские матрешки

умели же строить красиво!

Курган Бессмертия

Но это же я! – к поезду приперся за 13 минут до отправления. Упаковал байк минут за 5 и загрузился в 2-этажный сидячий вагон – в таком ездить пока не приходилось! Очень порадовал багажный отсек сразу у входа в салон – в него с запасом помещается велос в чехле со снятым передним колесом! Правда, багажа лежало там мало, ибо вагон был заполнен на пятую часть.

...

На первом этаже довольно низко, и скорость чувствуется больше. А поезд быстрый, 360 км за 4 часа, разгонялся местами до 140. На втором этаже лучше обзор, и, пользуясь кучей свободных мест, я поднялся туда любоваться закатом. Солнце пряталось за горизонт как раз тогда, когда поезд мчался по мосту через Угру у слияния с Окой! А какое было потом небо!.. Какое красочное послевкусие!.. Я впитывал нотки аромата увядающего в моем кармане соцветия робинии лжеакации, которая каким-то чудом оставалась цветущей на проспекте Ленина, зачарованно смотрел в окно поверх проносящихся лесов и лугов и слушал прекрасную музыку, а на глаза наворачивались слезы… Радость и тоска перемешались во мне этим вечером – да, такое бывает не часто и запоминается очень надолго, и я безумно благодарен жизни за такие минуты!..

Давай поплачем каждый о своем –

Пусть грусть слезами выльется наружу…

А если будет мало – мы споем!

И песня дружная нам голову закружит.

Вот и всё… Через вагонное стекло я записал на видео несколько отрезков того дивного заоблачного зрелища.

А теперь подведу итоги. Проехал около 1100 км со средней скоростью 9,5 км/ч, и далóсь оно мне в прямом смысле пóтом и кровью! Другое дело было бы в конце лета или начале осени. Но для большинства туристов (кроме местных) Брянская область не представляет интереса. Зачем? Рельефа мало, природа – считай, та же средняя полоса. И места для лагеря порой поискать надо. Это только для таких замороченных климатом, флорой и прочей «атмосферой», как я, подходят такие края. Многие подумают (и для себя, несомненно, окажутся правы), что в мире, да и в Этой стране есть множество более достойных мест. Особенно, когда у тебя в распоряжении меньше месяца на каждый бесценный год.

Впрочем, мне тоже охота заглянуть за границы. Просто «подсел» я на нашу необъятную, а это затягивает… Но год 2020 подарил нам «изоляцию», и мои планы на «загран» остались в долгом ящике. Так что решил я расширять географию на север и восток. Судьба, понимаешь. Но от себя не убежать, как не пытайся…

Дмитрий Ховрин

Приоткрою завесу тайны: на этом злоключения вЕликомученика не закончились!..