Мценск-Раненбург ‘2017: вдоль 53-ей широты — BikeLifeForms

9 декабря 201719:43

Мценск-Раненбург ‘2017: вдоль 53-ей широты

Привычки – основы для наших традиций.

В июне летим мы на юг будто птицы

к бескрайним орловским просторам.

Нас «Ласточка» быстро несёт из столицы –

за три с небольшими до Мценска домчится!

В хорошем настрое три парня «за тридцать»

верны одному уговору.

Глядим за окно – перед Тулой сгущаются тучи,

и серую морось пронзает состав…

«Не вешаем нос! Через час будет лучше!» –

неужто прогноз был неправ?

Но небо нас радует множеством синих просветов –

мы теплим надежду на солнечный путь!

Дождливой прохладой в Москве началось это лето,

и хочется нам от неё отдохнуть…

Мы прибыли. Так непривычно тепло,

и ветер попутный – вдвойне повезло!

Всё та же платформа, знакомый вокзал –

мы здесь уже были два года назад.

Вдруг камеру Вова себе проколол:

в покрышке незримо закралось стекло.

Плохой ли знак? – но мы не терпим фальши,

и суеверия все шлем куда подальше.

Ларёк хлебозавода, рынок, и – покидаем город. Здравствуй, чисто поле! На радостях Володя разгоняется, что напрягает нераскатанного Колю.

Но этот временный порыв не к спеху, а пьянящее воздействие природы. По сторонам дороги зеленеют молодые всходы, и так прекрасно это наблюдать и ехать!

(все фотки можно увеличить нажатием, удобно с ПК)

Сначала наша нитка тянется вдоль среднего теченья Зуши (приток Оки). С её низовьями мы познакомились в 15-ом году, потом – с верховьями. И так нам полюбилась Зуша, что зареклись вернуться!

Денёк в разгаре – на солнце жарко даже! Три дня нам обещают без осадков, а там – как карта ляжет.

Первая купалка – в притоке Зуши. А после окунания – потеть на самый верх.

Асфальта на сегодня хватит! Спускаемся в село по большаку.

А за селом по меже едем в неизвестность мимо гречихи с примесью горчицы или рапса.

Неизвестность предстаёт нам травянистой колеей у Зуши. Но мы, не сетуя, проходим до конца.

Под вечер мы, вторично искупавшись, спокойно крутим в направлении намеченной стоянки.

Перед закатом открывается чудеснейший обзор со склона, откуда иногда стартуют планеристы. На карте намечая место первого ночлега, я и не думал, насколько здесь окажется красиво!

В 13-ом году после поездки вдоль Красивой Мечи мы получили отзыв от читателей, что Меча им весьма напоминает Зушу. Хотя их воды попадают в разные моря, две близких речки поразительно похожи! Всё дело в том, что Мечу «распиарили» на «Веломании», а Зушу – нет.

…Посадки сосен и дубов – отличное местечко для палаток. Нет ни людей, ни комаров, и после долгих посиделок сон наш будет сладок!

Вот так и колесим мы по России:

сегодня Мценск, а завтра – Новосиль. (слова Володи)

27 июня (день 1), +56 км (12-21 ч), МЦЕНСК ~ Подбелевец ~ Одинок ~ Вяжи-Заверх.

День 2

Как здорово проснуться в роще с видом на долину, залитую лучами солнца!

И тут Володя восклицает, что где-то он посеял полотенце. Вероятно, при купании в реке вчерашним вечером.

Ну что ж, сгоняю налегке за 8 километров и проверю.

Сначала ехать было лень, но через 5 минут «броска» я очень рад увидеть в белом свете дня пленяющие виды, цветущие луга, изгиб реки, который отражает облака, застенчивые ивы и лоскуты полей…

Картина кажется извечной, но даже рекам отведён свой срок, для нас непостижимый – десятки, сотни тысяч лет.

Переживёт ли Зуша человечество? 20-ый век народам преподал большой урок. И время, как всегда, покажет…

Здесь, на краю малоизвестного села, стоит мемориальный комплекс «Вяжи» в честь прорыва на пути к освобождению Орла.

Столь дивный вид со смотровой был защищен какой ценой… И мир так зыбок, словно гладь реки, пока планетой правят хищники.

…А полотенце Вовкино я так и не нашел. Зато проникся духом места и прокатился хорошо!

Туда-сюда, потом еда, и выезжаем только к часу пополудни. У нас сегодня праздная среда, а у совхоза – трудовые будни.

На заливном лугу растёт душистая пшеница, и этот сладкий запах плодородия – ни с чем он не сравнится!

После работы труженик Задушного села, быть может, отдохнёт в ДК. Ну, а пока, в разгар погожего денька над ним плывут барашки-облака.

Выходим на асфальт, ведущий в Новосиль – редеющий уездный городок. Он нам уже знаком с Володей – в том году мы ехали на север, а ныне – на восток.

За полотенцем – в «Автомир», а за обедом – в придорожное кафе. Там русский негритёнок смотрит мультики! Откуда он в глуши – загадка.

А мы всё не торопимся. Покушав, ребятам надо искупаться в Зуше! А после – снова на грунты.

От Зуши – к скромному притоку Раковке. Долина тут не менее красива!

Немножечко заштатного асфальта, и в Моховом селе мы срочно ищем воду. Очкастый сельский мужичок и паренёк на «Стэлсе» нам в этом помогли.

Село, однако, не простое: в усадебной постройке 19 века располагается музей истории Шатиловской научной СХОС, существование которой связано с такими видными учеными как Вильямс, Прянишников и Стебут.

Темнеет. Обогнув деревню Агибалово (похоже, населения там нет), забуриваемся в посадку над оврагом. Кругом следы раскопок кабанов, но мы не робкого десятка. Сушняк на хворост – и костёр готов! Никто не потревожит нас в палатках.

28 июня, +19 км (Вяжи) +54 км (13-21 ч), Вяжи ~ НОВОСИЛЬ ~ Ржавка ~ Моховое, итого 129 км.

День 3

По курсу – живописный дол с берёзовыми косами лесополос. Спускаемся по полю пару сотен метров и видим еле заметные следы авто, ведущие через прозрачный бродик в глубине оврага. Ополоснулись. Бодрое начало дня! Грунтовка понемногу стала лучше, а простор не менее прекрасен – луга цветут, и мы – в расцвете сил!

И снова желто-белые цветущие поля раскинулись под ярко-синим небосводом, а черно-бурая бесценная земля – основа нашего велопохода.

К полудню стало жарить – на пути у нас сельмаг, где закупаем минералку. А за селом гниёт среди крапивы ржавый шлак – смотреть на это очень жалко. Ведь проще бросить, чем свезти в металлолом? Пока не грянет гром, беспечно мы живём…

Мы катим дальше по грунтам мимо гречишного ковра, и как-то незаметно проезжаем водораздел бассейнов Зуши и Красивой Мечи, а значит – Волги с Доном, Каспия с Азовом.

Володя очень любит кушать – он настоящий «живоглот» =) Пока до города далече, весёлый магазинчик тоже подойдёт.

Вдали виднеется знакомый «веер» облаков – предвестник атмосферной перестройки. Но вряд ли это будет до утра.

Уверенной рысцой пересекаем орловско-тульскую границу и вскоре попадаем на раздолбанный «асфальт».

Но через пару вёрст дорога стала гладкой. Возможно, потому, что в области сменился губернатор.

Получше стало и в Ефремове (мы с Вовой были тут в 13-ом году). Теперь райцентр выглядит опрятней, заложен детский парк. Часть денег на благоустройство пришли от транснациональной фирмы Cargill, ведь мы – страна второго с половиной мира, а сИрым надо помогать (приватизировать заводы с дешевым персоналом). И вроде все довольны: жителям – работа, стране – налоги, владельцам – прибыль.

Володя ищет быструю еду, но не макдак, а «Русский аппетит» (хотя одно другого стоит). Затем мы двигаем к вокзалу – провожаем Колю, ему пора домой.

И едем дальше вдоль Красивой Мечи.

На ночь залегаем на углу уютной Г-образной дубовой лесополосы.

29 июня, +94 км (10:30-21:30), Паньково ~ Старогольское ~ Кукуй ~ ЕФРЕМОВ ~ Голубочки, итого 223 км.

(трэк см. во второй части)