Велопоход Ефремов-Елец вдоль берегов Красивой мечи — BikeLifeForms

21 января 20202:08

Велопоход Ефремов-Елец вдоль берегов Красивой мечи

Вечер удался на славу... Он заключительный, но мы вернемся...

Лесостепи юга Тульской и Липецкой областей — это отдельный мир, состоящий из бескрайних нежатых нив, перелесков, рек и запруд. Для нас, лесных обитателей Завидово, привыкших к тесным полянам и узким дорожкам, зажатым среди дремучих лесов, он кажется удивительным символом простора и свободы. Здесь бескрайние дали, в отличие от южных степей, более живые и разнообразные — поля перемежаются с высокими холмами и глубокими балками, с лесами и маленькими деревушками, с реками и пыльными дорогами.

Ночной шум разносится на многие километры по полям, под колесами шуршит укатанный чернозем, а солнце после полуденного зноя освещает макушки сосен и ласкает нескошенную рожь — таким мне запомнился последний наш вечер на Красивой Мече. Тогда я впервые задумался, что еще неделю назад, в спешке заканчивая работу и скидывая снаряжение в баулы, ничего не ведал про эти места и не знал, что полюблю их не меньше, чем родные леса Подмосковья.

Рано утром, в середине июля, под моросящим дождем мы собрались около Володиного дома в Тушино. Погрузили велосипеды в машины, чтобы отправиться по большой дороге на юг в маленький городок Ефремов. Нашу дружную команду на эту поездку составили пять человек:  Володя, Дима Красавин, Ира, Люда и я.

Всю дорогу мы наблюдали смену погоды. Дорогу то заливало дождем, то освещало ярким, по-настоящему летним солнцем. Прогнозы погоды больше походили на гадания, а надежда оставалась только на благосклонность небес и нашу совместную удачу. Всю дорогу я пытался наверстать упущенный ночной сон, но, выйдя на очередной заправке в поле, я почувствовал прилив сил, который не оставлял меня до самого конца дня.

Проведя утро на большом шоссе, мы, наконец, свернули на старую дорогу, ведущую в Ефремов. Сам городок встретил нас закрытым переездом через железную дорогу, полуразрушенной промзоной и неприветливой парковкой у администрации с фактурной кирпичной стеной.

Мы спрятали машины где-то за зданием местной полиции, отбились от назойливых охранников, не желавших наблюдать наши сборы на правительственной территории, и двинулись в путь.

По пути пересекли шоссе, которое привело нас сюда.

И углубились в бескрайние поля.

А потом первый раз встретились с Красивой Мечей.

Испугались дождя над рожью.

Пролетев золотое поле, долго карабкались по холмам в поисках лучшего вида.

И, кажется, нашли!

А дождь куда-то ушел.

Полукруг реки особенно прекрасен!

Нетронутая степь безмятежна.

А после фотографирования мы снова спустились с холма на поле.

Ехать без рук, не разбирая дороги, — это огромное удовольствие!

И если так долго ехать, то легко можно увидеть границу миров.

Нужно было только перейти реку вброд …

Чтобы увидеть, как выглядит свет.

Но за светом пришел дождь. А мы очень старались уехать от него.

Сзади настигает, а мы топим!

Но дождь нас все-таки нагнал. Казалось, удача наша кончилась: дождь полил неожиданно и в полную силу, превращая непромокаемые дождевики в сырые тряпки, а чернозем под ногами в топкое болото. Едва мы успели спрятаться в ближайшем лесочке и укрыться тентом, как дождь перестал, а на небе показалась радуга.

Но дороги растворились в грязи, а нас облепило черноземом с головы до покрышек велосипедов. Пришлось отмываться на колонке в селе Красногорье, что раньше называлось зловеще Ведьмино.

Ополоснувшись ледяной водой, поехали к мегалитам. Не являться же перед духами места в неподобающем виде?

Еще самый разгар лета, а покрасневшие листья уже напоминают об осени.

Шаман призывает древние технологии сотовой связи.

Казалось, что Сколль уже проглотил солнце, и только красноватый свет, исходящий из его утробы, еще освещает поля.

А мы разожгли костер и открыли коньяк. Наступила южная ночь.

А утром вышло южное солнце!

С утра все в сборе, а Володя фотографирует.

Говорят, что городские жители везде ходят, уткнувшись в телефон. Даже по полю.

Верю, комбайны будут пахать, золотые сортиры урчать будут дома. И планеты Вселенной нам станут махать, и не светит тогда никакого облома.

Впереди нас ждал прогон по долгой дороге среди полей. Володе чего-то нездоровилось, и в седле он держался за счет силы воли и пригорошни таблеток.

По дороге Дима сделал рекламную фотокарточку для тракторов «Беларусь»

А мы в это время, распаленные полуденным зноем, купались в водовороте быстрой реки.

Накупавшись, мы снова двинулись в поля.

И затерялись в молодой гречихе.

Поля кончились, и перед нами открылся вид Ишутинского городища, столь любимого автотуристами.

Река здесь делает крутой поворот, а само городище возвышается на огромной скале и огорожено от незваных гостей глубокими оврагами-балками.

По дну оврага проходит дорога, которая заканчивается резким нырком вниз. То, что нырок почти отвесный, и что у меня в бауле пара газовых баллонов, я осознал уже, когда скатился с него. Хорошо, что не кубарем.

А вот вид снизу от реки на гору, на которой стояло городище. Почти крымский пейзаж.

Высокие обрывистые берега прекрасны!

Отъехав от Красивой Мечи, мы попали на озера какого-то рыболовного хозяйства.

У местных торговцев небогатый ассортимент.

А в колхозе на меня напали чудища.

Отбились от гусей и поехали купаться.

До заката оставалось пару часов, и мы долго бродили по целине в поисках родника и места для ночлега

Ира наблюдает, как Володя набирает воду.

Нашли небольшую рощицу у реки и устроили там цыганский табор.

Утренняя суета, завтрак, разговоры.

Все упаковано, палатки собраны, мусор за собой убран, и мы готовы в путь!

А на следующее утро нас снова ждали пыльные дороги среди свежевспаханных полей. Володя чувствовал себя гораздо лучше и вваливал по вспаханному полю, как трактор.

Не успели проехать и 20 км, а уже снова купаемся!

Пополудни мы с Володей расстались с ребятами. Люда, Ира и Дима двинулись назад в сторону Ефремова, закольцовывая маршрут, а мы поехали вперед по каменистым дорожкам мимо обрывистых берегов, надеясь через два дня оказаться на Воргольских скалах.

Но вскоре жара нас порядком измотала, и мы встали на небольшой привал у берега Красивой Мечи.

Кто же знал, что там растут арбузные деревья?

Где-то в степи полыхал пожар, ветер доносил еле ощутимый запах гари, а мы лезли через пашню наверх от нашего дневного убежища, чтобы добраться до деревни с колодцем и проезжей дороги.

Наверху мы поняли, что не зря тратили силы на подъем.

Южные деревни по непонятной причине всегда выглядят веселее.

Быть может, дело в подсолнухах?

Или в гусях-лебедях?

Определенно, дело в подсолнухах, которые выше человеческого роста!

До самого вечера мы ехали по усыпанным мелкими белыми камушками дорогам.

А после, не спеша, ползли по укатанным черноземам.

И нашли место под ночевку среди пейзажей, чем-то напоминающих Новую Зеландию. Полночи шумели моторы комбайнов, а по полю то и дело бегали огоньки — казалось, техника хочет забраться в нашу низинку.

Только на следующее утро мы поняли, что машины работали в нескольких километрах от нас, а кристальная тишина и темнота создавали иллюзию того, что они совсем близко.

Утро начали с купания в реке Семенек.

Пролетев полевыми дорогами с десяток километров, мы оказались в селе, где немедленно посетили Дом культуры…

… и оранжевый магазин.

А потом отправились на озера, где позволили себе отоспаться за целый год.

С озер мы двинулись в поселок Красное, который встретил нас колхозной флотилией и зелеными слониками.

Газонные слоники.

А проводил пивзаводом. Правда, он теперь заброшен, и вместо осуществления вкусовых желаний взрослых осуществляет сталкерские желания школьников. Зато остановка не сменит название еще с десяток лет.

Но на сегодня слишком много цивилизации — пора уходить в вольную степь.

Уже смеркалось, и мы нашли себе убежище в посадке молодых елочек.

Почти по-новогоднему, только вместо шариков — ягодки рябины.

Ночью лил дождь, небо посерело, а с трудом пойманный прогноз погоды обещал Содом и Гоморру. Но, пока мы стояли среди маленьких елочек и разнотравья, прогноз не вызывал тревоги, а прохлада приносила приятное облегчение после вчерашней жары.

Всю ночь и утро мы наслаждались запахами молодой хвои.

Собрали лагерь, вспомнили фильм «Взвод» и сделали фотографию.

И поперли сквозь поле кормовой свеклы.

А вскоре оказались на хорошей дороге. Она даже не особо размокла от дождя.

Снова перед глазами мелькали деревенские домики.

Все как двести лет тому назад!

А потом их сменили поля гречихи и ржи.

И снова домики. Володя уже начал подбирать себе подходящий.

Проехав очередную деревню, мы остановились на мосту и начали внимательно изучать прогноз погоды. Он недвусмысленно намекал, что пора смотреть билеты назад в Москву.

Но мы с трудом могли заставить себя остановиться.

Хорошо тут жить!

Вдоль Пальны дорога очень приятная, можно проехать везде, не слезая с велосипеда.

А можно и слезть.

На этой улочке живут очень колоритные бабушки и дедушки.

А сама улочка приводит к археологическому парку Аргамач, особого интереса у нас не вызвавшего.

Несмотря даже на то, что там есть гостевые юрты, маленький музей и немного старой деревенской эстетики под открытым небом.

Оттуда до Ельца уже рукой подать! Грунтовки сменил асфальт, а сухую погоду — дождь и ветер.

Пересекли трассу и встретили Леху. Леха ехал в шлепках на старом односкоростном «стелсе» в два раза быстрее нас, а за один глоток выпил больше воды, чем я за последний день. Он классный мужик!

И вот мы, наконец, в Ельце. Городок меня очень приятно удивил. Милая провинциальная архитектура, пешеходный мост, переделанный из старого железнодорожного, таблички на домах, сохранившиеся с разных эпох, уютная атмосфера и огромный потенциал для развития городской среды. К нему бы приложить заботливые руки, и город будет не менее прекрасен, чем, например, Коломна.

Жаль, что почти не удалось отснять его и посвятить хоть какое-то время прогулкам по улицам.

А еще там очень вкусное пиво в пивной, сохранившей шарм подобных заведений прошлого века. Только стаканы пластиковые.

В Ельце у нас две очень важные встречи. Первая — с поездом до Москвы, на который мы безумно опаздывали. Вторая — с Димой Ховриным, ехавшим издалека, и велосипед которого требовал некоторой подпитки новыми запчастями.

Мы все встретились на вокзале. Пока Володя бегал за билетами, Дима разыскал нас среди местного путевого развития.

Старая гвардия!

Наша бригада в полном сборе.

Дима помог нам загрузиться в поезд, а сам остался в Ельце, чтобы переждать дождь и продолжить свое путешествие. Мы по-доброму завидовали ему, но домашние и рабочие дела в Москве не могли ждать хорошей погоды в Ельце. В поезде я неожиданно понял, что впервые в осознанном возрасте еду куда-то далеко по железной дороге — это прекрасное ощущение!

В итоге, поездка получилась очень расслабленная и медитативная. Мы не делали каких-то серьезных пробегов, поздно просыпались и баловали себя дневным сном; впрочем, это то, что было так необходимо нам после очень напряженной весны и начала лета. К сожалению, из-за погоды мы так и не попали на Воргольские скалы и не успели изучить Елец. Впрочем, все было еще впереди — Дима, пока пережидал дождь, вдоволь нагулялся по городку, а Володя вместе с Аней вернулись сюда осенью и продолжили наш маршрут — дело осталось только за мной…