Карелия 2016. Часть 7: Сортавала-Питер — BikeLifeForms
 
23 февраля 201718:32

Карелия 2016. Часть 7: Сортавала-Питер

[начало тут]

 

…Возвращение к цивилизации заняло полтора часа. Выбравшись на твердый и солнечный проселок, поначалу снимаю майку, но на шоссе за Импилахти поднимается нагоняющий тучи встречный ветер, который быстро заставляет надеть куртку.

 

музей камней Кирконкюля

лютеранский храм ГЭС Ляскеля

 

К западу от Ляскеля шоссе спускается к берегу самого северного залива Ладоги, где были написаны известные строки песни «Долго будет Карелия сниться». Да, вокруг довольно много остроконечных елей на волнистых холмах, но на фоне серого неба выглядят они больно мрачно. Зато в низине ослаб ветер, и стало проще ехать, а вот профиль дороги усложнился, местами приближаясь к горному.

 

«Намагнитившись» в Хелюля, въезжаю в город Сóртавàла. Исторический центр охватывает площадь не более 0,5 км2, но я исколесил его почти полностью! Столько зданий с ярко-европейской архитектурой я не наблюдал еще ни разу. Сразу видно, что город переходил из рук в руки несколько раз, а до революции звался Сердоболь.

 

 

У одного из деревянных домов происходит краткий разговор с местным жителем (русским), который рассказывает мне об истории улицы. Что мне сразу бросилось в глаза – это его жизнерадостность, написанная на лице. Мужчине 70 лет, но по нему не скажешь! А причины тому – целебный хвойный воздух, чистая вода озер, дары леса и, конечно, образ жизни.

 

Опять мне не хватает часа, и вместо озера Пойкелусъярви придется ночевать за Вуорио. Удобное место занято двумя машинами, а дальше грунтовка вдоль залива взбирается на холм. Склон порос ельником, где протоптаны грибные тропы. Ровных площадок почти что нет, но мне кое-как удается расположиться почти у самого берега. Завтра вновь обещают дожди…

 

24 авг., СР, (день 17), +70 км (12-21ч), Импилахти ~ Ляскеля ~ СОРТАВАЛА ~ Вуорио, итого 1223 км.


 

Утром всё сухое и нет росы – это хорошо, но мало ли что? Соберусь лучше сразу, а поем на камнях прибрежных.

 

поставил как пришлось, зато у воды залив среди островов залив среди островов

 

Вдруг на тропинке шелестит грибник, и мы обмениваемся парой фраз.

 

…Немного грунтов, затем привычная трасса. Рельеф усложняется еще больше, и некоторые подъемы я беру на самой низкой передаче. Обод пока держится, хотя трещина и грыжа становятся все больше. Сколько мне еще отведено?..

 

борщевики и тут коварные изгибы трассы Сортавала

 

Около часа дня дождь все-таки собрался – несильный, но противный. Сижу под крышей остановки, жую и жду…

Проходит два часа. Нет конца дождю, и настроение мое падает. За это время ко мне дважды подходит немолодой алкаш, прося на опохмел. Второй раз я не выдержал: «вы себя уважаете?» – говорю. «Нет!» – «а зачем тогда живёте?!» И этот мой удивленно-искренний вопрос его изрядно задел: «а ты в армии служил? А ты был в Таджикистане??» – «нет, иди, гуляй своей дорогой». Глухо огрызаясь, будто немощный пес, он поплелся прочь…

 

Одно цепляет за другое: «подвинься!» – бросают мне курящие тетки с грибами-ягодами. Недалекие, как тот алкаш. Узнав, что я из Москвы, они не сдерживают скрытой злобы: «А желудок не боишься испортить? А знаешь, у нас тут могут отобрать твои вещички и прибить! И как это ты ездишь в одиночку и до сих пор жив?..» Короче, дуры сельские. Дескать, я – лодырь, а им надо за 6 тыр горбатиться. Свои окурки и огрызки покидали на асфальт. «Урна же рядом!» – говорю. «А все равно везде мусор! Это ты у себя в Москве со своей экологией!..»

Понимая, что спорить бесполезно, я продолжаю выслушивать их недовольства, иногда поддакивая. Мол, сельхоз развален, Карелию превратили в туристический регион, и виновата во многом Москва, откуда идут директивы. Ну да, ну да… Но всё же: какой сельхоз в глубоко лесной зоне?.. Сеять тут почти негде, почвы бедные, климат не тот. Если только животноводство, а оно местами есть.

Наконец, эти бабы смылись на автобусе в свою Мийналу.

 

…Ждать больше нет ни времени, ни желания; я надеваю плащ и медленно двигаюсь к городку с затейливым названием Лахденпохья.

Смотреть в нем особо нечего. Тем более – под дождем. Но здесь производят «правильный» карельский бальзам, рекомендованный мне Димой из Птз. Теперь мне не лень купить и пол-литра, что я и делаю. (В состав входят настои более 20 растений; вещь недешевая, но исключительно вкусная!)

 

мокрый центр Лахденпохья кирха Яаккима, руины

 

Ну что ж, колесо живет, а значит, впереди – еще одна радиалка в 10 км, на остров Койонсаари. Его называют жемчужиной ладожских шхер, но что меня сможет впечатлить сильнее, чем мыс Импи?..

До поворота на остров – около 30 км. Их можно проехать по тихой грунтовке, осмотрев заброшенную кирху у поселка Лумиваара, где можно полазить и даже ударить в массивный колокол. Но это как-нибудь потом… А пока – мокрое шоссе. И то, горки так выматывают, что моя средняя скорость не превышает 14 км/ч. Из развлечений – километровые столбы РосАвтоДора. Асфальт положен ровно, а вот столбы воткнули абы как: бывает, между ними 1300 м или же 700.

 

подсолнухи без солнца и тепла

 

Дождь переходит в мелкую морось и вскоре иссякает. Это радует, и я окончательно решаю повернуть на остров.

Ведет туда (и к окрестным деревням) неплохой песчаный большак. От «материка» остров отделяет узкая протока. Над ней перекинут мост, а перед ним – сторожка и шлагбаум. На авто нельзя, на веле и пешком – можно.

 

На первый взгляд, Койонсаари напоминает тот берег за Видлицей. Правда, тут камней больше, а вокруг разбросаны мелкие островки. Утром будет солнце, вот и посмотрим.

 

…Налетели комары, наползли муравьи, покусали. Окунулся в Ладоге – холодная, брр!

 

Сеть ловит слабо. Принимаю поздравления от Володи: «найти то, что ищешь; пройти то, о чем мечтаешь; быть тем, кем ты сам хочешь быть. Свобода – она не знает границ».

 

25 авг., ЧТ, (день 18), +81 км (10:30-20:30), Хаапалампи ~ Кортела ~ ЛАХДЕНПОХЬЯ ~ Ихала ~ о. Койонсаари, итого 1304 км.

 

Я.Фотки.


 

Ночью почему-то снились жесткие кошмары, как злые шутки подсознания. Но я проснулся. Светит солнце, ветер слабый, плывут красивые облака. Тепло. Лето не сдается!

Собираюсь не спеша, стараясь не замуравливать палатку. И полтора часа катаю по острову. Оборудован туалетами типа «дыра», мусоросборниками, столиками; встречается и креатив. Сегодня будний день, посетителей немного, и места на 5-километровой береговой линии хватает всем.

Но песчаный пляж – это неудобно: после купания нужно отряхиваться от песка. Предпочитаю камни или траву.

 

 

…Несмотря на слабый встречный ветер, едется легко – не то, что вчера, когда вымотали меня дождь и рельеф.

 

Соскуанйоки тучки над южной Карелией

 

По дороге с облаками направляюсь в поселок Куркийоки, что в переводе значит «Журавлиная река». Или Кирьяж – по-старорусски.

 

Куркийоки накой вам Сочи? дуйте в Куркийоки! бывший маслозавод краеведческий музей Кирьяж

 

А через 10 км, прямо у перекрестка с трассой, камера заднего колеса не выдержала и пшшшш… – куркиёкнулась. Эх, жаль, не хватило мне одного дня до Приозерска и Вуоксы…

 

дальше ехать некуда

всему свой срок. Обод проехал около 30 тыс. км

трасса Сортавала

 

Сажусь, достаю планшет. Автобусы… Да ну их нафиг! До станции Хийтола всего 5 км, которые я могу пройти пешком. Или даже проехать на ободе – уже не жалко. Времени до вечерней связки местных поездов на Питер у меня вагон.

 

мне никуда

 

Между тем получаю SMS от МЧС от том, что завтра на территории Ленинградской области ожидаются порывы ветра до 17-22 м/с. Хм, а может, оно и к лучшему? Ведь для меня это был бы «мордник»…

 

Поселок Хийтола раньше был в погранзоне, а теперь какой-то обшарпанный.

 

храм, Хийтола видна заправка паровозов станция Хийтола Окт ЖД

 

Поезд Сортавала-Кузнечное ходит не каждый день, но сегодня он есть. Это тепловоз и два старых вагона. Пора менять на рельсовый автобус…

 

в вагоне на Кузнечное

 

В Кузнечном – пересадка на ЭТ2 до Питера. Провоз вела стоит 35 р. независимо от километража.

 

ЭТ2ЭМ-003 на станции Кузнечное

 

Надо бы подкрепиться, и я раскладываю еду на скамье полупустого вагона. Вымыть бы огурцы, и я их нагло поливаю в тамбуре (внезапно появляется охранник, смотрит, но идет дальше). Стол, так сказать, накрыт, и на виду у пассажиров я смачно запускаю свою титановую ложку в банку овощной токаны с рисом, и принимаюсь поедать всю эту нямку с маянэзиком, сыром брянским, приправой ароматной да хлебом английским.

Осталось взять билет на ночной поезд до Москвы. Медленный, с долгими отстоями для пропуска «Сапсанов». Зато с Ладожского вокзала – это символично! К тому же, туда не нужно ехать через оживленный центр. Самый пустой вагон – восьмой. Пусть тогда будет 16 место.

 

…Выхожу в Пискарёвке и ощущаю этот характерный запах вечной сырости: пять лет я не был в Питере! Необходимо срочно пометить территорию! Благо, ночью это делается просто.

 

платформа Пискаревка

 

Широкий, но темный Пискарёвский проспект упирается в сверкающую огнями Неву. На том берегу виден Смольный в лесах – реконструкция.

Хочется темного хлеба – покупаю в «Полушке24» «Тихвинский», к которому пристрастился еще в Птз.

 

фигурок только семь Нева, огни, мосты... входящие - в капот

велопробег внезапно

внезапно, тысяча их

 

На вокзал приезжаю с запасом. Мой плацкартный вагон не просто самый пустой, он единственный новый (с перегородками) в составе. Проводник – то ли студент, то ли стажер, на мой вопрос «куда поместить байк» обходительно отвечает «а куда хотите». Пристегиваю в нерабочий тамбур, лень мне его пихать на полку, ведь остановка всего одна (без учета технических).

Ложусь в три часа ночи и почти сразу отрубаюсь…

 

26 авг., ПТ, (день 19), +40 км (12-19ч), о. Койонсаари ~ Куркиёки ~ Хийтола, итого 1344 км + 12 км по Питеру = 1356 км.

Я.Фотки.


 

…Привычно просыпаюсь в 8, и не спится дальше.

Не я один такой. Вчера на перроне со мной разговорилась женщина из Питера в годах. Она сидит в соседнем отсеке, тоже не спится, и мы продолжаем обсуждать всё подряд. Дошло и до философии; в итоге, окружающие тоже слушали мои изречения, волею-неволею. Да здравствует вынос мозга (то есть шея)!

 

 

…Москва. Ленинградский вокзал. Непривычно тепло. Какие-то англоязычные парни с багажом ошиблись платформой, и с возгласом FUCK!! пытаются рвануть ворота. – Опоздуны…

А я успел. Я смог. Не сдался. Нет лета без зимы – нет ясности и радуги без туч! Всё лучше познаётся на контрастах. И да, Карелия мне будет сниться. И я вернусь…

 

 

Внимание: трэк не для «слепого» повторения!

Если что, у меня сохранились POI (обращайтесь по личным каналам связи).

 

И — последняя нитка сезона: вдоль южных границ среднерусских лесов.

 

Дмитрий Ховрин


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Максим Компаниец:

    Зачитался, сидя в метро. В результате проехал свою остановку…

    1. Благодарю. Это лучшая награда за «писательство»!
      А еще надо бы выразить признательность тем двум друзьям из Беларуси, чьи пожелания и точки были мной использованы.

  2. Роман:

    Красиво ж, блин. И чувствуется замес из другой культуры — в архитектуре, мужичке-70, в марках авто, даже в ровных дорогах штоле… Во всем, кроме сельских дур и столбов Автодора 🙂
    Спасибо, Дима! Отличный рассказ и фотки. И прекрасное велотурне в копилку — для контрасту Черноземьям и Крымам.
    пс: жираф с носорогом влюбили, особенно второй — сохранил себе фотку, где у него в брюхе расположился островок )

  3. Дима Красавин:

    Да, это было неплохо

  4. Иван Гонтюрев:

    Хорошая концовка, прочитал с удовольствием.
    Москвичей мало где любят, чем темнее человек, тем больше Москва и москвичи виноваты в его бедах. Я обычно не говорю откуда я, всегда предлагаю угадать. Ну и исходя из предположений строю беседу.
    Благодаря несочитаемым имени и внешности, часто выходит забавно 🙂

  5. Леха:

    Спасибо за интересный отчет! Да, дожди в карелии могут задолбать , особенно если на велосипеде. Не признавайся никому, что ты из Москвы. И будешь всегда понят местными!

    1. Не, это будет лицемерие. Лучше правда. Или вообще молчок. Мне интересна реакция в любом случае.
      Вся поездка стоила одного места. А по Карелии, наверно, лучше на авто ездить, залезая в такие места, ибо на велах однообразно, длинные участки между POI.
      И вообще, на Веломании была тема в «туризме», где какой-то чел рассуждал про годность Карелии. И он решил, что кроме Приладожья особо катать негде. Возможно, так оно и есть.

      1. Леха:

        Я читал эту тему. Отчасти согласен с её автором. Да и у тебя в отчете сквозит некое разочарование. Все таки озерный и речной край — мало дикого асфальта, грунтовок перелазных между трассами. Поселки мрачноваты. Не как в южных областях. Погода морготная опять же. Может поэтому?

        1. Разочарование — не совсем. Скорее, мимолетная реакция на окружающие условия. Я бываю эмоциональный и неуравновешенный, сегодня так, а завтра так, и от погоды тоже. Повторю, что мыс Импи стоил всех 19 дней. Поэтому — нет разочарования. И, опять же, на контрастах. Дожди, а потом ТАКОЕ место. Яркость впечатлений только усиливается!
          Ну, и если не увидеть севера, то сравнивать южные области не с чем будет. А с Москвой любая область в лучшую сторону, и если была бы привязка у меня к родным-знакомым, например, в Sortavala, то я бы туда переехал жить, почему бы и нет? А так придется переехать недалеко, в ближнее замкадье. Если с друзьями не перессорюсь вдруг или новых не обрету =) Ибо родичей у меня не осталось.

        2. Максим Компаниец:

          А мне очень понравилось и в Заонежье. Причем понравилось и на байдарке, и на вело, и на лыжах. Маршруты, конечно, непростые… но кто ищет легких путей, лучше пусть за пределами измайловского парка не катают.

          Сейчас вынашиваются коварные замыслы насчет северной Карелии. Там тоже неплохо.

          1. дело не в легкости, а в сочетании многих факторов
            ты любишь Север в разы больше югов, и для тебя оно оправдано
            Володя вот любит воронежское приДонье, и при прочих равных выберет именно Дон, а не Карелию, а у тя будет наоборот

            а у мня пока расклад в разнообразии — каждый раз по возможности что-то новое
            ну и, если есть, то несложное. Измайловский парк парк мне неудобен, лучше Повольжье продолжить, оно тоже лёгкое =)

            1. ‘Володя вот любит воронежское приДонье, и при прочих равных выберет именно Дон, а не Карелию’

              Это потому, что он там еще не был ни разу. Побывает разок, и его с севера за уши не утащишь.

              1. Сомневаюсь. Наши с Володей любимые широты (нашей долготы) — это 50-54, тут и разнообразие, и грунтовок полно. В Карелии лучше пешком, чем на «трёхмерных» трассах накручивать вело-часы риска. А пешком с ношей мне не нравится. Страна большая…

    2. Максим Компаниец:

      Затяжные дожди могут залодбать где угодно, не только в Карелии и не только на вело.
      Обычно в августе на севере погода стоит прохладная и сухая. (Может хорошо влить и вдуть, но не больше, чем 2-3 дня подряд).

      Но год на год не приходится.

      Может быть, в нынешнем году больше повезет с погодой…

  6. Здорово. Очень теплое завершение долгого и холодного путешествия.
    А местные и правда не очень стремятся реализовываться в новых перспективах туристического будущего их края. Не ценят и не хотят. Помню шел по Кеми, ничтяк, скалы, природа, а вокруг совершенно упаднический город. Как куча мусора посреди великолепных видов. И весь город полон таких же как и я туристов. Вокзал как эвакуационный пункт в военное время. Пола не видно от спальных ковриков. Все шатаются по округе, не знают куда себя пристроить. Казалось бы не много и напрягаться нужно чтобы понять, что каждый из нас это потенциальный клиент готовый оставить некоторую сумму.
    Сзади идут две девушки и беседуют о том, как задолбали их эти туристы. Ну что ты будешь делать?
    Не довелось оценить Карелию как вело регион, но на воде это просто необыкновенные впечатления. И собственно только с воды то я ее и могу себе представить.

    1. А оно и верно, там сплошь вода, так что для водного туризма лучше, чем для вело. И — всегда можно причалить к берегу и посмотреть на реку с земли. =)
      А путешествие было скорее теплым, чем холодным. Ну, по меркам тамошнего климата (август в Ю.Карелии среднемноголетняя +14,5*С, у мня выше явно был, да ещ0 и конец, что на грани сентября). А первые 4 дня так вообще июль был.

      1. Вот как раз не всегда в водном походе можно просто взять и зачалиться где угодно. Особенно в Карелии. Для байдарки нужен пологий и сухой берег. А с этим там не везде хорошо дела обстоят.

        Часто бывает, что несколько километров тянутся обрывистые берега. И обрыв-то не серьезный: даже если меньше метра, уже на байдарке не очень зачалишься. (Близок локоть, а не укусишь).

        А велосипедисту пофиг- к воде он при необходимости спустится всегда.

        Или наоборот, берег плоский, но подболоченный. Хороший лес может находиться в 300 метрах от воды, но продираться с байдаркой до этого леса через заросли ивы и ольхи…
        А для велосипедиста там рай- дорога будет идти как раз по хорошему лесу. Если эта дорога вообще будет…

        Ведь в Карелии бывает и так, что к красивому месу можно подобраться только с воды. Нормальной дороги или тропы к берегу в этом месте может просто не оказаться, и придется ломиться через болото несколько километров.

        А еще воднику не надо тащить на своем горбу весь скарб, и вес снаряги не является критичным. И с комарами на воде проще сговориться. На берегу гнус сдувает. А велосипедисту в лесу будет не сладко.

        Короче, в Карелии хорошо комбинировать разные виды туризма- тогда маршруты будут дополнять друг друга.

    2. Леха:

      «А местные и правда не очень стремятся реализовываться в новых перспективах туристического будущего их края. Не ценят и не хотят.»
      Не надо гнать на местных — что де не хотят «реализовываться» , лучше расскажи как сам реализовался в своем регионе, конечно, если это не Москва. С кренделями и матрешками за богатыми туристами бегать тоже не все хотят.

      1. Леха:

        Не надо гнать на местных — что де не хотят «реализовываться» , лучше расскажи как сам реализовался в своем регионе, конечно, если это не Москва. С кренделями и матрешками за богатыми туристами бегать тоже не все хотят.

      2. Леха, я живу в моногороде и работаю на химическом комбинате. Не плохо в общем по нынешним меркам. У нас замечательные в плане попутешествовать на велосипеде места, но все таки не такая мекка туризма как Карелия. Однако же всегда радуемся когда средний Дон всплывает в отчетах очередных групп туристов и с радостью ждем новых.
        Организовать туризм это не с кренделями бегать. И не матрешками торговать. Целые регионы живут исключительно туризмом, хотя и преимущественно южные. А вот к примеру обрати внимание на соседей финнов, превратили свою маленькую страну в очень привлекательный для туризма, во многом из России, регион. Без гордых понтов про матрешки и кренделя, а просто добрым отношением к приезжим и правильным пониманием своей выгоды. Есть с чем сравнить и над чем подумать. Леха.

        1. Леха:

          Я не знаю хорошо это или плохо, что бы было все, как в рафинированной финляндии.
          Много доходов с диких водников, пешеходников, велотуристов и прочих бродяг навряд ли вытрясешь.
          А для организованных тургрупп уже и так там все появляется. Турбаз и прочего полно.
          Останется запретить повсеместно лов рыбы, костры и прочие радости дикого туризма. Навесить ценники. Огородить заборами лес и продавать путевки. Это уже и так наступает. И будут туда ездить только сам понимаешь кто. Вот и будет как в финляндии.

  7. Nata:

    Дмитрий, почему-то на мобильном невидно август и сентябрь в вашем путеводителе по поездкам, соответсвенно, с мобильного не перейти по ссылкам, в электричке уже не почитаешь:(.
    Котики на ваших фото просто

    1. Да, в вертикальном положении экрана смартфона обрезаются правые столбцы… косяк, однако, надо разбираться…
      Но — в горизонтальном всё отображается!

  8. Всё таки красивая природа в Карелии, хоть и мокрая. Спасибо за отчет. очень интересно читать.

    1. Да! В 2020 я побывал еще севернее. И еще лучше понял притяжение Севера. Позже напишу об этом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост