31 января 20199:29

Q-фактор — что это такое и на что он влияет? Выбор шатунов

%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d0%b0%d1%82%d1%8e%d1%80%d0%b0

Не все велосипедисты знают что такое Q-factor, редко вижу чтобы кто-то при выборе рамы и шатунов обращал внимание на этот параметр. Между тем, он является одним из самых важных при сборке качественного велосипеда.

 

 

Ку-фактор — это расстояние между внешними краями шатунов.

 

 

1

q-фактор

 

Прежде чем начать повествование, оговорюсь, что та вещь, которую в велосипедном мире принято называть «шатун», с точки зрения механики правильно называется «кривошип», а шатунами вообще-то являются наши голени. Но правильное название почему-то не прижилось, и все привыкли называть кривошипы шатунами, и в статье будет использоваться привычный неправильный термин «шатун».

 

Оптимальный q-фактор

Итак, для взрослого человека оптимальный ку-фактор находится примерно в пределах 130-150 мм, в зависимости от ширины таза. Если ку-фактор подходит вам идеально, вы педалируете чётко вертикально, т.к. каждая ваша нога находится в плоскости, параллельной своему шатуну, и усилие передается без потерь. Если ку-фактор шире идеального, вектор вашего усилия находится НЕ в плоскости шатуна, при этом каждый градус отклонения приводит к потерям около 1%.

 

2

 Картинка донельзя схематичная, но надеюсь помогает понять суть.

 

Соответственно при «стандартном» для большинства современных МТБ-систем ку-факторе 177 мм потери могут достигать 10%, в зависимости от длины ног и ширины таза (чем длиннее ноги и шире таз, тем меньше потери).

 

Кроме того, педалировать «в стороны» это не совсем физиологично и вредит коленям. Реальные последствия, конечно, сильно зависят от объёмов которые вы накатываете и индивидуальных особенностей вашей анатомии.

 

Далее было бы неплохо понять, что при давлении на педаль образуется вредная сила, которая стремится сместить каретку в сторону и самортизировать наше усилие. Величина этой силы зависит в том числе от рычага, длиной которого является расстояние от центра рамы до педали.

3

 

Уменьшая ку-фактор, мы уменьшаем этот рычаг, вследствие чего КПД велосипеда возрастает.

 

Теперь к практике: что мы наблюдаем в сегодняшней реальности?

 

— у шоссейных систем, благодаря узким покрышкам и перьям рамы, достаточно хороший ку-фактор.

 

— на горных велосипедах из-за необходимости впихнуть в раму широкую покрышку увеличили грязевые зазоры, что привело к расширению перьев. Как следствие, система с хорошим ку-фактором встанет далеко не на все рамы. В результате, чтобы не столкнуться с проблемой несовместимости, производители выпускают массовый продукт с широким ку фактором, который встаёт на любую раму. Исключения есть в гоночном сегменте и мы о них поговорим позже.

 

Выбор велосипедных шатунов

— если у вас фэт или 27+ то здесь всё грустно, вы должны понимать что это абсолютно «фановые» велосипеды и заморочки с ку фактором тут неуместны и невозможны из-за ширины перьев.

 

— если у вас кантрийник, надо измерить расстояние между внешними краями перьев возле кончиков шатунов (»ширина перьев» на картинке).

 

4

 

 

Чтобы узнать минимально допустимый ку-фактор, надо к ширине перьев прибавить 30-35 мм. Точную цифру назвать не могу т.к. у разных моделей шатунов разная толщина, плюс жёсткость рамы влияет на допустимый зазор между шатуном и пером. Чем жёстче рама, тем меньше перья смещаются в стороны при педалировании, тем меньше вероятность что шатун будет задевать за перо.

 

Поэтому если ширина перьев вашей рамы 140 мм и больше, это означает что рама сконструирована не очень удачно и вам остается лишь поставить обычную систему со «стандартным» ку-фактором 170-177 мм. Но зато можно утешать себя хорошими грязевыми зазорами 🙂

 

Для рам с перьями 130-138 мм производители выпускают системы с ку-фактором в районе 162-168 мм, как правило это верхний ценовой сегмент. Таким продукты можно найти у брендов: KCNC, Rotor, Neutrino Components, RaceFace, Hope, Praxis. В линейках Shimano XTR и SRAM X0 также есть такие системы.

 

Если перья 128 и меньше, лучшими вариантами могут быть:

 

— Shimano XTR FC-M9000-2 или FC-M9000-1 (ку-фактор 158)

 

— SRAM X0 Q156

 

— Можно найти шоссейную или циклокроссовую систему с подходящим ку-фактором. Такой вариант подойдет если вы хотите одну ведущую звезду, т.к. маленькую мтб-звезду от двойника или тройника поставить невозможно из-за большого BCD.

 

— Самый бюджетный вариант (в теории, сам не пробовал) — поставить мтб-систему под квадрат на шоссейную каретку с коротким валом. Такой фокус получится если у вашей рамы резьбовая каретка 68 мм. Это опять же будет сингл-система, т.к. чейнлайн тройника сместится к раме и вы сможете поставить только 1 звезду на место большой. Надо сказать, что за свои деньги это неплохое решение, если учесть, что с коротким валом жесткость системы повысится.

 

Neutrino Solid. Отечественного производителя хочу прорекламировать отдельным абзацем. Радостно, что есть такие толковые ребята, которые не будучи крупной фирмой, придумали и выпустили идеальную систему, при этом максимально подстроившись под существующие стандарты и ориентируясь на удобство конечного пользователя. Вдвойне радостно от того, что это наши соотечественники. Обзор этих шатунов легко найти в сети. Для себя выбрал я именно такой вариант, и при перьях 115 имею ку-фактор 153 мм.


  С уважением, один из соавторов bikelifeforms.ru, Леонид Сандович

 

  • По всем вопросам относительно данного материала вы можете связаться со мной вконтакте или написать комментарии ниже
  • Полный список б/у велозапчастей, который я продаю можно посмотреть здесь:
  • Ремонтирую велосипеды в г. Уссурийск
  • Также я доступен по What’s App: 8-994-OOO-27-I6

remont_velosipedov

Комментарии

  1. Владимир Кулигин:

    Леонид, спасибо за перввую статью в нашем сообществе! С почином! Вставлю
    немного истории. Идея компании Shimano с внешними чашками каретки, казалась поначалу очень удачной. Увеличенный диаметр оси 24мм и как следствие жесткость, полная совместимость со старыми рамами, большие и долговечные подшипники. Стандарт устранил все детские проблемы SQUARE, ISIS и Octalink был прост в установке и обслуживании, но имел один серьезный недостаток. Q-фактор, расстояние между точками крепления педалей к шатунам, был неприлично высок, на что жаловались немало профессиональных спортсменов, испытывающих боли в коленях. Как следствие внешних чашек, изменилась и линия цепи, что создало определенные проблемы при замене и апгрейде старых велосипедов. Поэтому сейчас мы видим новые стандарты кареток такие как BB30 И pf30 и еже с ними.

    1. В шоссе внешние чашки не мешают чейнлайну 43.5 и ку фактору 140-145

      1. кстати внешние чашки первая выпустила компания Cannondale в 1994 году, называлась система Coda Magic

  2. GDT:

    Ещё были варианты с окталинком, там тоже разные длины осей есть.
    Подробностей уже не помню, но помучился я с этим в своё время изрядно. 🙂
    http://archive.velozona.ru/boards/market/2005/198891.html

    1. изначально было про окталинк, но я удалил, ибо это выходит небюджетно в сегодняшних реалиях, системы подходящие фиг найдешь

    2. Владимир Кулигин:

      О, какие люди! Папаша! Занятная, Дим, история про каретку. Я когда механиком в сервисе работал, тоже в тему не сразу въехал в то время. Помню, что окталинк — был пределом мечтаний тех годов, а на isis от RF я молился. В 2007 году купил шатуны с полой осью — так я с ними в обнимку спал! Как там велозона жива еще?

      1. GDT:

        Велозона — всё, стоит как памятник, не каждый год кто-нибудь сообщение оставит. Спасибо Глебу, хоть архивы и не сносит и домен сохраняет. И так она большинство фотосервисов пережила, с которых туда вставлялись фотки…

  3. Евгений Маслов:

    Очень занятная статья. Я раньше об этом никогда не задумывался. Линия цепи -да! А про ку-фактор вообще мало что слышал, и не придавал значения. Спасибо за отличный материал, пошел мерить.

  4. Александр:

    Отличная статья, спасибо. Как-то не встречал ничего на эту тему, хотя великом увлекаюсь много лет

  5. Лев:

    Не будет ли некоторой компенсацией избыточно большого Q-фактора педалирование с носками повернутыми внутрь?

    1. вы хотели сказать с пятками, повернутыми внутрь? по моему опыту это действительно немного помогает

  6. Я бы так сильно не заморачивался насчет ку-фактора. Это важно для профиков, нам обычным смертным плюс минус 10-15мм погоды совсем не сделают. Покупать дорогущие шатуны ради этих миллиметров точно не стоит. Посмотрел по ссылке neutrino. Это полный пипец, полный комплект встает более чем в 12 000 рублей. За эти деньги можно купить полной групсет slx или sram nx и целых 2-3 системы slx Плюс свой ключ для каретки, звезды алюминиевые. Я как-то брал их звезду себе на фэт, укатал очень быстро, два зуба отлетели. В топку этот уральский Китай.

    1. Кому что важно это каждый сам решает. Насчёт китая я бы на вашем месте не бросался словами, в которых не уверен. Кстати звезду могли бы по гарантии поменять

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост