3 марта 201523:29

Безопасность велопоходов

безопасность в велопоходе

В данной статье хотелось бы поделиться с читателями о довольно неприятной теме, которая так или иначе рано или поздно может затронуть любого велосипедиста, а именно, подробнее раскрыть тему конфликтов с местным населением в велопоходах.

Конфликты у вас могут быть с органами власти (таможенниками, полицейскими, пограничниками, лесниками и егерями). Здесь все предельно ясно и просто. Не стоит хамить, возражать властям и просто соблюдать так или иначе законы…

Приведу пример. Я часто катаюсь в Завидовском заповеднике на велосипеде, и порой именно там мне приходилось сталкиваться с не очень дружелюбно, на первый взгляд, настроенными ФСОшниками и егерями. Ничего не поделаешь, не любят они чужаков на своей закрытой территории. И хотя, в общем-то, закон я никакой не нарушал, так или иначе мне приходилось подчиняться их воле, просто в спокойном темпе продолжая поездку, покинуть территорию заповедника или ту или иную зону.

На все их вопросы я отвечал максимально честно и развернуто, где-то отшучивался, всегда не забывал упоминать своего деда, большого военного начальника, который часто посещал Завидовский заповедник с целью отдыха. В итоге я катаюсь в Завидово более 10 лет, и у меня ни разу не было там серьезных конфликтов. Наоборот, я обзавелся весьма нужными и интересными знакомствами с представителями тамошней власти. И дело тут банально в правильном общении с людьми. Власть она на то и власть, что бы ей подчиняться и уважать и соблюдать установленные ей правила поведения.

 

Помимо органов власти, конфликты у вас могут возникнуть также с местным населением. Местное население в целом безразлично, и где-то даже дружелюбно относится к разного рода велотуристам, но все-таки не стоит забывать о гопниках.

Кто же такие эти гопники, которых так опасаются и боятся некоторые велотуристы? Гопник — жаргонное слово русского языка, обозначение представителей прослойки агрессивно настроенной молодежи.

Известный русский рок-музыкант Майк Науменко даже сочинил песню, посвященную этому социальному явлению: «…Это гопники, они мешают нам жить…»

 

безопасность  в велопоходе

 

Любое ваше общение с гопниками на 95% начнется с разговора, а точнее с их вопросов. Перечислю самые часто встречаемые из них: откуда? куда едете? сколько стоит велик? дай прокатится! не боитесь ли кататься далеко от дома? сколько скоростей у велосипеда? не выручишь ли деньгами? А что это тебя на руле висит? (про gps) и так далее.

На данные вопросы у Вас уже должны быть всегда готовы ответы.

Так, например, на вопрос «откуда вы, хлопцы» я всегда говорю, что живу рядом с Москвой, если собеседник мне показывается слишком уж подозрительным. Врать — нехорошо, но, увы, москвичей в провинции до сих пор не любят за их сладкую жизнь. Не стоит городить огород и говорить, что вы живете в ближайшем областном центре. Поверьте, очень легко определить москвича по одежде, по акценту и поведению.

На вопрос «куда еду» всегда отвечаю, что есть конечная цель пути, будь то памятник истории, бабушка в далекой деревне, изучение местного культурного наследия, тренировка и отдых на природе и т.д. Просто кататься на велосипеде без цели для местных равносильно бездельничеству, и они просто этого не понимают (увы, проверено на себе), обязательно должна быть хоть какая-нибудь цель.

На вопрос о стоимости велосипеда говорю, что ему уже около 10 лет, и стоит он недорого, точную цену называть затрудняюсь.

Просьба или требование дать прокатиться – это самый неприятный вопрос. Тут уже смотрите, кто перед вами, и какие последствия могут быть. Если Вы не боитесь доверить свой велосипед вашему новому знакомому, ссылайтесь на неисправность велосипеда, отсутствие времени, отставание от группы, соревнование по ориентированию и т.д. — все максимально вежливо и четко. Учитесь говорить слово НЕТ.

Вопрос «а закурить?» — в общем-то, сигареты возить полезно, ибо всегда можно завязать нужный контакт. Например, угостить машиниста эл-ки и проехаться с ним в его кабине, дадите закурить колхознику – узнаете нетривиальный путь или дорогу. Но лично я никогда не курил и не курю, поэтому просто спокойно об этом заявляю. Если вы где-то долго стоите лагерем, то всегда может пригодиться алкоголь. Например, вы сидите у костра, к вам пришли из ближайшей деревни пара гопников для того, чтобы узнать, чем у вас можно поживиться, и в целом прощупать кто есть кто. Не стоит идти на конфликт, а стоит, наоборот, пригласить новых друзей к костру и налить им по 100-200 грамм. Уверяю вас, от их злых намерений не останется и следа.

На вопрос «а не боишься ли кататься один» отвечаю всегда — мол, боятся волков — в лес не ходить. Ну, а на вопросы о технических характеристиках велосипеда или про gps на руле, думаю, скрывать особо нечего — тут Вы можете целую диссертацию защитить. Некоторые также интересуются, что у вас в рюкзаке. Не стоит говорить, что там лежит палатка за 15000 руб, пуховый спальник за 14000 руб. и прочее снаряжение. Отвечайте просто — личные вещи. Если у магазина кто-то просит мелочь на выпивку, стараюсь не отказывать, ибо маленькая просьба может перерасти в большие проблемы.

В общем, при общении с неприятными для вас людьми отвечайте так, чтобы ваш ответ не провоцировал человека на дальнейшие вопросы. Запомните, что с помощью этих и других вопросов, что с помощью разговора вас всегда прощупывают на предмет того, кто вы и что вы, и чего вы реально стоите как человек, как мужчина, как уличный боец. 90% назревающих конфликтов всегда можно разрешить простым русским разговором, или, как принято говорить, базаром. Базар надо уметь держать. Именно в разговоре (базаре) вы должны показать, что вы прежде всего человек достойный. Помимо разговора, вас могут также прощупывать взглядом. Ваше же лицо в этом случае должно всегда выражать спокойствие и уверенность в себе.

Но зачем общаться с неприятными людьми, если можно с ними не общаться. Сейчас я перечислю основные положения безопасности велосипедиста в походе. В целом где-то они могут повторятся, но, как говорится, повторение — мать учения.

  1. Cамое важное. Ничего и никого не бояться. Ездить в велопходы с умом и с чувством осторожности к миру. Важно не просто показать вид, что Вы никого и ничего не боитесь, а действительно никого не боятся и быть полностью уверенным в себе человеком. Береженого бог бережет. Однако, оберегать себя и бояться чего-либо — это совершенно две разные вещи. Еще раз повторю берегите себя и близких, но не бойтесь.
  2. Внешний вид. По возможности не привлекать внимание дорогими девайсами типа навигатор, цифровая зеркалка, а также яркой велосипедной одеждой, ярким велосипедом. Чем вы проще выглядите, тем для Вас, как правило, и лучше. Лет 5 назад я стал кататься в простой туристической одежде, вместо дорогой, обтягивающей велоформы. Я купил добротную одежду, но не особо ярких цветов, и сразу стал более незаметен для местного населения. Число контактов сразу уменьшилось. Велоформа сама по себе делает из вас человека другого мира. В крупной деревне в Мещере как-то подошел гопник и обозвал «передастом», и посоветовал купить нормальные шорты. На Кавказе Вас тем более не поймут, где у мужчин не принято носить даже обычные шорты. Не спорю, что велоодежда наиболее удобна, сам катаюсь в ней на шоссере недалеко от дома, однако в походы езжу как человек обычный. Следите за своим внешним видом. Перед походом крайне желательно обрести короткую стрижку, небритая физиономия также добавит вам пару баллов в актив. Черные штаны, шапка серого цвета, натянутая на лоб, и Вас сразу станут опасаться даже сами некоторые из гопников – проверено на себе. Никаких значков любимых футбольных клубов, непонятных нашивок, показывающих принадлежность к какой-либо из субкультур. Ничего провоцирующего и вызывающего.
  3. Опасные места. Запомните, что основные места контакта с гопниками — это прежде всего магазины, станции, крупные деревни, в жару — водоемы. Поэтому по возможности не останавливайтесь без надобности на «попить» или «подтянуть штаны» в населенных пунктах типа небольших промгородков и крупных деревень. Продукты в магазинах покупайте быстро, пакуйте все аккуратно, без лишней спешки. Перекусить лучше, отъехав на велосипеде до ближайшего безлюдного места. Помните, что утро или день до 18:00 — самое удачное время, чтобы проехать все крупные населенные пункты и закупиться продуктами на ужин. После 18:00 вся шваль вылезает лузгать семечки с пивом у сельского магазина. У меня троюродный брат живет в крупной деревне Елатьма на Оке, и я не понаслышке знаю, чем заканчиваются подобные тусовки местных гопников.
  4. Место лагеря. Очень важно в любом походе грамотно выбрать место лагеря. Палатку ставить так, чтобы не было подъезда машин. Еще раз запомните: (!) невозможность прямого подъезда машины на место вашей стоянки, а также невидимость вашего лагеря — уже 80% успеха вашей безопасности. Старайтесь не вставать лагерем рядом с другими компаниями. Проблем можно не обобраться. Не останавливаться пусть даже в удобном, но чьем-то насиженном месте вблизи крупных поселков и деревень. Один раз так встал с палаткой — утром приехала компания, конфликта не было, но покой нарушили, пришлось раньше вставать, да и отдохнуть не удалось. Хотя, конечно, сам люблю обустроенные места стоянок, чего тут говорить. Иногда кажется, что палатку установить негде. Везде вокруг степь и нет леса. На любой местности Вы сможете найти небольшие впадины и перепады высот. Обустроить ваш лагерь таким образом, чтобы он был скрыт от посторонних глаз. Для чего это нужно? Когда вы спите в палатке — вы особенно беззащитны. Во-первых, потому, что спите, во-вторых — находитесь в замкнутом пространстве и легко уязвимы для недоброжелателей. Не покупайте палатку ярких цветов.
  5. Безопасность в пригородных поездах. Никогда не спите в электричке, вас могут обокрасть. В совсем пустой электричке садитесь в первый вагон, где едет машинист. Всегда в поезде выбирайте такой вагон, где есть адекватные люди, в основном это второй вагон. Если все равно боязно и неспокойно на душе, то вступайте в контакт с кем-то из нормальных людей в вагоне. Помню как-то в Коломне ко мне подошел адекватный мужик и предложил поехать вместе до Москвы, сославшись на малочисленность народа в поезде и поздний час. Не ждите электричку на платформе в темное время суток по 30-40 минут. Финиш делать за 10-15 минут до прибытия электрички. А более длительное время ожидания скоротайте в безлюдной местности или недалеко от платформы. Оценивайте своих попутчиков — если что-то не нравится, переходите в другой вагон, но только на станции, чтобы вас не видели. Если обстановка накаляется, то ссаживайтесь с поезда и уезжайте. Очень полезно иметь ключик трехгранку для того, чтобы в электричке всегда можно было перейти в соседний вагон и закрыть за собой на ключ дверь. Из опыта самое неприятное из московских ж\д направлений это Горьковское, второе место делят Ленинградское и Ярославское, на остальных примерно одинаково.
  6. Сохранность личных вещей. Велосипед всегда пристегивайте на ночь к дереву или к стойке палатки. Вешайте на раму все то, что гремит, типа котелков или кружек. Не оставлять у палатки топоры, ножи и другие вещи. Не стоит хранить сразу все деньги на путешествие в одном месте. В кошельке или кармане держите сумму исходя на один день вашего путешествия.
  7. Если конфликта не избежать. В целом всегда можно избежать любой конфликт. Но если все же не дай Бог случилось… Все, что можно отдать, отдайте. Здоровье и жизнь все равно дороже. Затем сразу обратитесь в милицию/полицию. Многие люди с собой возят различные средства самообороны. Однако возить их — это одно дело, а другое дело — уметь ими пользоваться. Средства самообороны можно применять только при прямой угрозе вашей жизни и жизни ваших близких. Закон о самообороне в РФ совершенно не работает. Поэтому подумайте, что лучше: лишиться денег и вещей, либо свободы на срок от 5 лет. Если нарвались на беспредельщиков, и началась битва, помните, что вы должны выжить любой ценой и все средства хороши.
  8. Различные небольшие советы.
  • если контакт с гопниками неизбежен, ведите себя достойно, уступайте в малом, но в большом берите свое. Не провоцируйте гопника, держитесь спокойно, постарайтесь закончить разговор быстро, подобающей интонацией, дайте понять гопнику, что Вы его «уважаете», но и сами по себе не промах.
  • будьте всегда доброжелательным человеком ко всем. Избегайте всяческих конфликтов.
  • рыбаки и грибники, как правило, всегда адекватны; пару раз утром меня будил шорох, вылезал и видел грибников или рыбаков, никаких проблем было.
  • не врите без надобности, вранье человек чует, и, как правило, не прощает. Завраться легко, а выпутаться из вранья трудно.
  • на предложение выпить в электричке или на платформе вежливо ответьте отказом, скажите, что путь еще долгий, а алкоголь расслабляет. Помните: с малознакомыми лицами пить не рекомендуется.
  • хвалите природу и места, где вы бываете, интересуйтесь грибными местами, рыбалкой, в общем, аккуратно вербуйте гопников.
  • если видите, что общения с гопником не избежать — возьмите инициативу в свои руки, первым задав ему вопрос или поздоровавшись.
  • если у магазина к Вам подошел обычный местный выпивоха и попросил 10 руб. на пиво, то отказывать не стоит, ибо даже с такими можно нажить проблем.

Выводы

В итоге, помните, что «береженого Бог бережет». Никогда ничего не бойтесь, если вы боитесь, то сами притягиваете весь негатив к себе. То, чего больше всего боишься, зачастую случается. Не выключаться от мира на отдыхе. Помните, что, так или иначе, Вы в гостях у местного населения. Всегда умейте быстро оценить ситуацию, ее последствия, и принимайте самое «безопасное» решение в той или иной ситуации. От судьбы не убежишь, но не вступать в контакт с гопниками будучи на велосипеде всегда возможно и обязательно. Основная ваша задача — минимизировать общение с неприятными людьми своим правильным видением действительности и адекватными действиями. Развивайте наблюдательность, особенно в глухой местности. Не стоит быть в постоянном напряжении, но контролировать и мониторить ситуацию вокруг себя и ваших близких Вы должны ежеминутно. Представьте, что вы разведчик в тылу врага под 100% прикрытием, и вам реально ничего не угрожает, но бдительность не теряйте.

 

Личный опыт bikelifeforms.ru

1. Пытались остановить где-то в районе Твери. На пустом шоссе в небольшом населенном пункте пара пьяных гопников требовали закурить, я был на шоссере, к тому же летел с горки под 40 км\ч, в самом конце они расступились, и я и втопил далее.

2. Заехали с другом на дачи под Звенигородом, спросили у местной компании дорогу. В ответ — угрозы физической расправы. Мы сумели быстро развернуться и уехать.

4. Ехал как-то раз из Бородино на последней электричке, у станции есть магазин, при подъезде к нему заметил пристальное внимание 5 гопников. Что-то крикнули типа дай прокатится, на магазин забил, поехал сразу на станцию. Платформа в Бородино низкая — не видел, в какой вагон сажусь. В итоге мне опять «повезло» – в вагоне ехала пьяная компания из 6 человек и очень недружелюбно смотрела в сторону моего велосипеда. В Можайске я перешел в другой вагон и спокойно доехал до Москвы.

5. В Мещере пьяный гопник не дал воды из колодца набрать. У него, видимо, была белая горячка. Я быстро застегнул велорюкзак и уехал, а вслед понеслись угрозы.

6. Опять же в Мещере на шоссе нас с другом подрезала машина, из машины показалась рука гопника с некультурным жестом.

7. Остановились с женой в глухом лесу в Тверской области на перекус на просеке. Вдруг — шорох. Супруга увидела двоих в защитной одежде, бритых наголо, в армейских сапогах. Сказала очень тихо, что боится их. Я сразу взял в руки нож и стал резать огурец, а в кармане нащупал газовый баллон. И сразу опередил их вопросом по поводу наличия в лесу грибов, сбив их немного с толку. Случай просто неприятный, хотя о каких-то плохих намерениях тех двух индивидов судить нельзя.

8. В деревушке Тащилово Владимирской области (недалеко от Гусь-Железного) во время 5-дневного велопохода к нам двоим пристали три гопника, которых мы отправили в игнор, не остановившись несмотря на их призывы, и просто проехали дальше. В итоге нас догнали на мотоцикле минут через 5 уже в конце деревни. Началась небольшая потасовка, назревал очень-очень серьезный конфликт. Но непростым базаром удалось все разрулить. Далее мы смогли немного отвлечь группу гопников и уехали прочь.

9. Знакомый поставил палатку недалеко от дороги на одном из водохранилищ Московской области. В итоге в палатку въехал пьяный водитель на Ниве. Слава Богу, что никого на тот момент в палатке не было.


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Alex Fer:

    Занятные советы. Я бы добавил еще все-таки, что катание в группе, как правило более безопасно чем в одиночку, ну и перечислил средства самообороны, хотя бы элементарные.

    1. Максим.:

      Групповое катание, к сожалению, не всегда оказывается более безопасным.

      С одной стороны, конечно, с командой из десятка-двух суровых бородатых мужиков уже не каждая подвыпившая компания станет связываться. Еще неизвестно, кто тут кому наваляет…

      А с другой стороны, большая группа более заметна, и у нее больше шансов допустить раздолбайство.

      Одинокого велосипедиста, просвистевшего по улице на крейсерской скорости, подвыпившие асоциальные элементы могут просто не заметить. (особенно если этот велосипедист не отсвечивает всякими велотрусами, веломайками и велошлемами, а выглядит как обычный дачник, опаздывающий на электричку). Пока они будут соображать, «че это было?», можно пять раз успеть скрыться за горизонтом.

      А в толпе ведь обязательно найдется кто-нибудь, кому приспичит непременно около этого магазина остановиться: то купить мороженого, то телефон не вовремя зазвонил, то рюкзак с багажника съезжать начал, то одно, то другое.

      Ведь бывает такое?

      Дальше, любые технические средства самообороны (в сущности, это то же самое оружие) — всегда палка о двух концах. Их недостаточно просто иметь при себе, ими еще надо уметь правильно воспользоваться, что в критической ситуации оказывается не всегда просто.

      Неподготовленный человек, в случае нападения, даже и достать это средство самообороны не успеет. А если успеет, то его могут запросто отобрать, да еще и против него же и применить.

  2. Евгений:

    Ещё совет по постановке лагеря: не заезжать в населённый пункт и не пересекать его вечером перед стоянкой. Вас увидели, вы на велике с вещами, солнце уже садится, вы закупились едой на ужин в магазине, рядом с которым всегда торчит гопота. Значит через пару километров вы разобьёте лагерь, за вами легко проследить, а ночью наведаться к этому месту с ножами. То есть не надо давать местным таких хороших подсказок.

  3. Слушатель:

    Ну в районе мещеры таких полно. восток МО вообще непригоден для туризма (99% быдло населения, плохие и перегруженные дороги). Все таки хорошо жить на севере и северозападе и кататься в том же направлении.

    1. Странно… Много раз катался по Мещере в одиночку — ни разу конфликтов не было… Во всяком случае, пока не было.

      Скорее даже наоборот — чем дальше от МКАД — тем доброжелательнее отношения. Возможно, везло до сих пор.

    2. Инфа 99%, ибо подтверждено ЖД-одержимым С.Болашенко, который десятки раз проезжал там на электричках по пути в Сибирь и даже Сахалин. Он писал, что такой концентрации гопоты, как на юге Владимирской области (особенно Гусь-Хрустальный район), он не видел нигде.

  4. Кстати, если у вас говор не ма-асковский, а внешность обманчивая (ну, и простая одежда и снаряга), то не все смогут опознать москвича.

  5. ФСО и Завидово — там есть правила посещения (ну, или НЕпосещения) ООПТ, и это не их своя территория, она зарегулирована нормативными актами. Просто это раздолбайская РФ, а в ЕС без штрафа вряд ли можно отделаться.
    «Но лично я никогда не курил» — врать нехорошо =) два раза точно курил.
    Невозможность подъезда авто не всегда исключает подъезд мотиков, а именно на них обычно гоняют самые отпетые.
    Ну, и еще бывают спорные ситуации. Например, есть подъезд и нет клещей, или наоборот. Когда один и некому осмотреть клещей — критично, поэтому в лес не лезу, лучше заночевать на краю у полевой дороги, и фиг бы с ним.

  6. До серьезных происшествий никогда не доходило, но напряженные моменты случались. Вообще можно сказать, что в нашей стране мы заранее готовы ко всякого рода неприятностям на ровном месте. Местный житель в определенном возрастном диапазоне по умолчанию воспринимается как потенциальная опасность. А если кто-то идет позади в темноте, то тут уже напрягутся самые крепкие нервы. Такая, понимаешь, духовность.

  7. Алексей:

    Хорошая статья , вроде вся информация известная , но когда все разложено по полочкам и в одной статье , приходит понимание как поступать и как на самом деле поступишь в таких ситуациях .
    А по Ленобласти кто сталкивался в походах с неодекватами , подскажите куда лучше не соваться ?

  8. Если путешесвуете один — неприметные одежда и палатка — залог вашей безопастности и хорошего отдыха перед ходовым днем. Светоотражающие элементы велосипеда на стоянке прикрывайте, а лучше их сделать легкосьемными. Не становитесь близ сел на открытой местности. На ночевку становитесь до населенного пункта, а не проехав его.

    Финишируйте засветло и ставьте лагерь до темноты. Если пользуетесь костром — научитесь разжигать без задымления, лучше производить розжиг во время вечерних сумерек и использовать углубление в земле для организации костра.

    В лагере оденьте на фонарик рассеиватель — для этого подходит обычный надувной шарик зеленого или красного цвета. Вы получите освещение и не будете слишком заметны во тьме с расстояния.

    Деньги. Их лучше не держать вместе, сделайте скрутки в целофановом пакете. Их можно прятать в рулевую трубу, подседел и прочие доступные полости велосипеда. Ваша старая и удобная растоптанная бивачная обувь — тоже хороший тайник для дененг.

    Имейте небольшую сумку в которой собраны документы и все самое важное, при закупке продовольствитя не оставляйте ее на велосипеде.

  9. Аптечка медицинская.
    Обычно разделяется на две части — 1 часть — мелкое что может понадобиться внезапно (например жгут,бинт,вата,перекись,влажные салфетки), и часть 2 — более объемные вещи не первой необходимости (пинцет,пилочка,бритва, конская мазь, крем, запасные перевязочные материалы, обеззараживающие средства и препараты от отравления, левомеколь и др)

    1 часть должна быть закреплена с наружной стороны велосипеда, быть легкосьемной и доступной из положения лежа. Желательно купите красную или иного цвета сумочку с крестом, важно чтобы был крест.
    Мед.Крест можно нанести самостоятельно используя маникюрный лак. Желательно чтоб сумка наружной части аптечки была дышащей но влагозащищенной.
    Основная задача 1-ой наружной части аптечки -быть заметной постороннему, решившему оказать мед.помощь если вы без сознания,второстепенная цель — быстрый личный доступ.

    2-я часть аптечки обычно пользуется на стоянке, перевозится сверху под клапаном баула или в боковом кармане, в любом случае не на дне поклажи и должна быть доступна.

    1. Владимир Кулигин:

      Очень полезные замечания, спасибо большое!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост